ЛЕКЦИЯ 7 - ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ

  • Лекции
  • docx
  • 07.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема является предметом изучения учебной дисциплины ОП.13 Организация отрасли производства, включенной в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Данная дисциплина тесно связана с другими учебными дисциплинами: «Розничная торговля продовольственными товарами», «Розничная торговля непродовольственными товарами», «Эксплуатация контрольно-кассовой техники» и др.
Иконка файла материала ОРГАНИЗАЦИЯ - ГЛАВА 7.docx

Глава 7. ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ

§ 7.1. Технология хранения товаров в магазине

Одним из обязательных условий обеспечения бесперебойного технологического процесса в магазине является наличие достаточных запасов товаров. В магазине их размещают непосредственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения товаров (резервный запас). При этом следят за перемещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, соблюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хранения, нормальной работой холодильных установок, поддержанием в помещениях чистоты.

Порядок и способы размещения и укладки товаров на хранение должны соответствовать рациональному использованию помещений магазина, системе материальной ответственности, способствовать созданию удобств для работы.

§ 7.1.1. Размещение товаров

При размещении товаров на хранение рекомендуется закреплять за каждым из них постоянное место, что упрощает процесс учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечивает оптимальные условия и режим хранения.

Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещают в глубине помещений. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках легкие.

Размещение товаров может быть и свободным. В этом случае на освободившихся площадях размещают товары других групп. Такой способ позволяет максимально использовать площади кладовых, но затрудняет учет из-за расположения однородных товаров в нескольких местах.

При хранении товаров необходимо строго соблюдать установленные противопожарные правила. Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до приборов отопления должно быть 20-50 см (это расстояние должно быть увеличено, если этого требуют условия хранения товара), до пола - 15-30 см, до источников освещения - 50 см, до стен помещения - 70 см. Опасные в пожарном отношении товары следует хранить в изолированных, специально приспособленных для этого помещениях.

Обязательно также соблюдение требований техники безопасности.

В частности, при отсутствии механизмов высота укладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м.

Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном виде. Способы их хранения зависят от свойств товаров, вида складских помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное). Различают штабельный (на поддонах и подтоварниках) и стеллажный способы хранения товаров.

На стеллажах размещают распакованные товары. Укладывают их стопками, рядами, для облегчения подсчета десятками, сотнями маркировкой наружу. Громоздкие, тяжеловесные товары, ящики, мешки, кипы размещают штабельным способом.

§ 7.1.2. Укладка товаров

При хранении товаров применяют различные приемы укладки. Их выбор зависит от свойств товара, вида упаковки.

Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают несколькими рядами в высоту, используя при этом прямой, перекрестный и обратный способы укладки.

Прямую укладку применяют для товаров, упакованных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркировкой наружу. При этом способе каждый верхний ряд должен совпадать с нижним.

Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, помещая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость.

Еще более устойчивой является обратная укладка, применяемая при штабелировании товаров в мешках. Нижний ряд при такой укладке образуется из ярусов, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ряды из сгруппированных таким же образом мешков, но уложенных в обратном порядке.

§ 7.1.3. Сроки хранения товаров

Различают сроки хранения, годности и реализации товара.

Срок хранения - период, в течение которого свойства товара, указанные в нормативной или технической документации, не изменяются (при соблюдении установленных условий его хранения). По истечении этого срока товар пригоден для потребления, однако его потребительские характеристики могут быть снижены.

Срок годности - устанавливаемый изготовителем период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Устанавливая срок годности, изготовитель обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие товара требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Срок реализации - дата, до которой товар может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в домашних условиях.

§ 7.1.4. Режимы хранения товаров

Трудности в размещении товаров на хранение зачастую вызваны тем, что на ограниченной площади кладовых и торгового зала магазина приходится хранить товары, требующие для этого различных режимов. В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.

Относительная влажность - отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему количеству пара, насыщающего воздух при данной температуре, выраженное в процентах. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют специальными приборами — термометрами и психрометрами.

В процессе хранения товаров влажность воздуха регулируют. При ее повышении помещения магазина проветривают, отапливают, используют влагопоглощающие средства, при понижении воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду пульверизатором, применяют специальные увлажнители).

Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

При хранении большинства непродовольственных, а также продовольственных нескоропортящихся товаров оптимальными считаются температура 12-18 °С и относительная влажность 60-70%.

Хранение многих продовольственных товаров требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохранить их от испарения и увлажнения.

Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Так, мороженое мясо хранят при температуре не выше -9 °С, а мороженую рыбу - не выше -18 с. При положительных температурах близких к нулю хранят колбасные изделия и копчености, сливочное масло, сыры, некоторые молочнокислые товары и др. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.

Одним из условий правильного хранения товаров является строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция помещения для хранения товаров, мытье полов с применением дезинфицирующих растворов, своевременное устранение трещин на стенах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.

Особенно внимательно следует относиться к хранению в магазине сезонных товаров, нереализованных в предыдущем сезоне или завезенных до наступления сезона, поскольку длительное их хранение без соблюдения соответствующих условий приводит к ухудшению качества.

§ 7.1.5. Требования к хранению отдельных видов товаров

Информация о требованиях, предъявляемых к условиям хранения различных товаров, а также о сроках хранения содержится в нормативных документах (стандартах, технических условиях и др.). В качестве примера ниже приведены сведения об условиях и сроках хранения некоторых групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Свежие плоды, овощи и картофель хранятся в затаренном виде в специально отведенных для этих целей хорошо вентилируемых кладовых без естественного освещения. При этом плоды размещают отдельно от овощей и картофеля.

Ящики, лотки, корзины с плодоовощными товарами устанавливаются на подтоварниках штабелями высотой 1,5-2 м. В кладовых обязательно должны быть термометры и психрометры. С их помощью обеспечивается контроль температуры и относительной влажности воздуха, необходимых для хранения плодоовощных товаров (табл. 1).

Таблица 1

Оптимальные режимы хранения свежих плодов, овощей и картофеля

Наименование товаров

Температура

воздуха, °С

Относительная влажность, %

Картофель

От +2 до +3

85-95

Морковь, петрушка, сельдерей, репа, хрен, свекла, редька, брюква, капуста

От -1 до +1

90-95

Лук репчатый, чеснок

От 0 до -1

Не выше 85

Помидоры зрелые, перец

От +1 до +2

85-90

Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны, баклажаны

От +6 до +8

85-90

Салат, шпинат, лук зеленый, редис пучковый и другая зелень

0

90-95

Дыни

От 0 до +1

80-85

Арбузы

От +3 до +4

80-85

Яблоки, груши

От 0 до -1

85-95

Виноград

От 0 до -1

90-95

Мандарины, апельсины

От +1 до +2

85-90

Лимоны

От +2 до +3

85-90

Ананасы зрелые

От +8 до +9

85-90

Бананы зрелые

От +12 до +14

85-90

 

Сушеные плоды, овощи и грибы хранят в сухом прохладном помещении при температуре от 0 до 10 °С и относительной влажности воздуха не выше 75% в ящиках, в полимерных или крафт-мешках, уложенных на подтоварники в штабеля.

Замороженные плоды и овощи необходимо хранить в низкотемпературных холодильных камерах и прилавках при температуре не выше - 8-10 °C.

Майонез хранят в затемненных помещениях при температуре от 3 до 18 °С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хранения.

Безалкогольные напитки должны храниться в сухих проветриваемых и затемненных помещениях с относительной влажностью воздуха не более 75%.

Хранение крупы, муки и макаронных изделий производится в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях без посторонних запахов, не зараженных амбарными вредителями.

Мешки и ящики с этими товарами размещают на подтоварниках штабелями или на поддонах в ячейках стеллажей. Расстояние между подтоварниками и полом должно быть не меньше 15 см, а между подтоварниками и стенами не меньше 50 см.

Температура в помещении, где хранятся крупа и мука, должна быть ниже 15 °С, а относительная влажность воздуха не превышать 70%. Макаронные изделия можно хранить при более высокой относительной влажности (до 80%).

Поваренную соль в упаковке хранят только в закрытых складах изолированно от других продуктов. Поскольку соль является гигроскопичным товаром, относительная влажность воздуха в помещении не должна превышать 75%.

Следует иметь в виду, что для йодированной соли установлен гарантийный срок хранения равный месяцам. По истечении этого срока соль реализуется как обычная.

Сахар хранят в таких же условиях, но при более низкой температуре в зимнее время (5-6 °С), которую постепенно повышают до 12-15 °C мере повышения температуры наружного воздуха.

Кондитерские изделия хранят в сухих, чистых, затемненных помещениях с хорошей вентиляцией. Их нельзя размещать вместе с товарами, имеющими специфический запах, а также обладающими способностью воспринимать влагу (сахар, соль и др.).

Торты и пирожные с разнообразными кремами хранят при температуре не выше 6 °С. Для остальных кондитерских изделий она должна быть не выше 18 °С без резких колебаний (не более +3 °C).

Гарантийные сроки, установленные на кондитерские товары, и относительная влажность воздуха в помещениях для их хранения различны (табл. 2).

Ткани рекомендуется хранить при относительной влажности 60-65% и температуре 16-18 °С. Их необходимо защищать от воздействия прямых солнечных лучей, пыли, а при длительном хранении - от моли. Ткани в кипах укладывают штабелями на подтоварниках, а распакованные – кусками на стеллажах.

Таблица 2

Условия и сроки хранения некоторых кондитерских изделий

Наименование товаров

Относительная

влажность, %

Сроки хранения со дня изготовления

Мармелад:

фруктово-ягодный формовой, резной и пат

желейный формовой и резной на агаре и пектине

 

75-80

 

75-80

 

2 месяца

 

3 месяца

Пастила:

клеевая

заварная

 

75-80

75-80

 

1,5 месяца

3 месяца

Халва:

кунжутная и глазированная шоколадом

ореховая, арахисовая, подсолнечная и комбинированная

 

Не более 70

 

Не более 70

 

2 месяца

 

1,5 месяца

Печенье сдобное с содержанием жира:

до 10%

от 10 до 20%

более 20%

 

65-70

65-75

65-75

 

45 дней

30 дней

15 дней

Пряники:

сырцовые неглазированные, кроме мятных

сырцовые типа мятных в летнее время

в зимнее время

сырцовые глазированные

заварные

 

65-75

65-75

65-75

65-75

65-75

 

Не более 20 дней

Не более 10 дней

Не более 15 дней

Не более 30 дней

Не более 45 дней

Вафли:

с жировой, кремовой, пралиновой начинками

с фруктовыми начинками

с помадными начинками

без начинки

 

65-70

65-70

65-70

65-70

 

2 месяца

1 месяц

25 дней

3 месяца

Торты и пирожные:

с белковосбивным кремом и фруктовой отделкой

со сливочным кремом

 

 

 

с заварным кремом

со взбитыми сливками

без отделки

шоколадно-вафельные

вафельные с пралиновыми и жировыми начинками

 

 

70-75

70-75

 

 

 

70-75

70-75

70-75

70-75

 

70-75

 

 

72 ч

36 ч при наличии холода и 12 ч без холода

 

6 ч

7 ч

72 ч

15 суток

 

30 суток

 

Сохранению качества швейных и трикотажных изделий также способствует поддержание определенной температуры (не ниже 10 и не выше 30 °C для швейных изделий и не ниже 18 °С для трикотажных) и относительной влажности воздуха 60-70%.

Эти товары хранят либо на стеллажах, либо в подвешенном виде на вешалах. Попадание прямого солнечного света на швейные и трикотажные изделия отрицательно сказывается на их внешнем виде (приводит к выцветанию окраски).

Обувь хранят в хорошо проветриваемых помещениях магазина при температуре 15-20 °С и относительной влажности воздуха 50-70%. Ee размещают на стеллажах или в ящиках на подтоварниках на расстоянии не менее 0,2 м от стен и пола, 0,5 м от электроламп и 1 м от приборов отпления.

Если обувь хранят в распакованном виде, то она нуждается в защите от действия прямых солнечных лучей. Ее нельзя хранить навалом. Обувь без коробок укладывают таким образом, чтобы каблучная часть одной полупары приходилась в берцовую часть другой.

Резиновую обувь хранят в ящиках в полутемном помещении.

Валяную и утепленную обувь нужно обрабатывать средствами борьбы с молью.

Мебель следует хранить в сухих закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже 2 °С и относительной влажности 45-70%. Изделия мебели размещают на расстоянии 15-20 см от стен, 0,5-1 м от приборов отопления и не ближе 0,5 м от источников освещения. Между товарами необходимо оставить проходы шириной не менее 1 м.

Крупные предметы мебели хранятся каждый отдельности, некоторые виды мебели - штабелями, стулья - колонками 8-10 штук.

Особые требования предъявляются к хранению товаров бытовой химии. Их размещают в хорошо вентилируемых помещениях, изолированных от влаги, источников тепла и солнечных лучей.

Кислоты, растворители, краски и другие подобные товары должны иметь прочную, плотно закрытую тару, не допускающую их распыла и испарения.

Ядовитые товары (инсектициды) необходимо размещать отдельно от остальных.

Складские помещения для хранения товаров бытовой химии должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей в течение дня трехкратный обмен воздуха, температуру 18-20 °С и относительную влажность воздуха 30-50%.

Небольшие складские помещения, в которых нет вентиляции, надо обязательно проветривать через фрамуги и форточки в начале и конце рабочего дня, а также во время работы.

§ 7.2. Технология предварительной подготовки товаров к продаже

Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены, то есть нуждаются в подготовке к продаже. Она включает в себя такие операции, как распаковка (освобождение от внешней тары) и сортировка (группировка изделий по размерам, фасонам, сортам, ценам). Распаковка товаров относится к операциям, производимым с большинством товаров. При этом главно внимание должно быть уделено сохранности качества товаров и тары.

При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:

• проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке;

• облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки устранение мелких неисправностей, утюжка, протирка верхнего слоя некоторых продовольственных товаров);

• фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;

• комплектование подарочных наборов;

• оформление и прикрепление ярлыков цен.

Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.

Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производится продавцами, а в крупных специальными работниками. Готовят товары к продаже в предназначенных для этого помещениях, используя необходимое оборудование и инвентарь.

Рассмотрим вкратце, из каких операций состоит подготовка к продаже некоторых видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Продовольственные товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи необходимо освободить от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических зажимов. После этого удаляют загрязненные поверхности или части товаров.

В магазинах самообслуживания производится фасовка и упаковка развесных товаров в бумажные или полимерные пакеты, термоусадочную пленку, капроновые сетки и т. п. Дозы фасуемых товаров определяются с учетом покупательского спроса. Если товары имеют небольшие сроки годности, то их фасуют в объеме, не превышающем объема реализации в течение одного дня торговли.

На упаковке расфасованного товара указывается его наименование, масса, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия фасовщика.

Картофель и плодоовощные товары перед подачей в торговый зал сортируют, отделяя нестандартную продукцию. Без предварительной переборки могут подаваться ящики с вишней, черешней, виноградом и другими ягодами.

Масло животное и маргарин освобождают от тары и пергамента и зачищают со всех сторон от пожелтевшего слоя (штаффа). Монолит масла и маргарина предварительно нарезают специальными разметчиками.

Молоко и молочные продукты подают в торговый зал в ящиках, кассетах, корзинах, лотках. Молоко разливное в бочках и флягах должно быть предварительно охлаждено. Сыры сычужные протирают чистыми увлажненными, а затем сухими полотенцами. Крупные сыры разрезают на несколько частей.

Молочные продукты фасуют в количестве, необходимом на один день торговли. Если в торговом зале магазина отсутствует холодильное оборудование, то выносимый в торговый зал запас молока и молочных продуктов должен быть рассчитан на двух-трехчасовой, сыра – на трех-четырехчасовой срок реализации.

Мясо и мясопродукты подготавливают к продаже в специальных помещениях (разрубочных). Мясо разделывают на сортовые отруба.

У колбасных изделий и копченостей удаляют увязочный шпагат, их протирают, заветренные срезы зачищают. Допускается предварительная нарезка копченостей и расфасовка мяса и мясопродуктов в количествах, не превышающих потребности на 2-3 ч торговли.

Кондитерские изделия в магазинах самообслуживания фасуются в полимерные пакеты.

Предпродажная подготовка непродовольственных товаров тоже имеет свои особенности.

Швейные товары, трикотажные изделия, изделия из меха и обувь распаковывают, рассортировывают и осматривают. При этом по внешним признакам проверяют их качество и наличие необходимой информации как о самом товаре, так и о его изготовителе. Если требуется, эти изделия чистят и отутюживают, а также производят мелкий ремонт.

Текстильные товары распаковывают, шелковые, шерстяные и льняные ткани перемеривают, снабжают ярлыками. Для облегчения выбора ткани группируют по видам и роду волокна.

В магазинах, торгующих традиционным способом, ткани накатывают на специальные дощечки вручную или на специальных приспособлениях. Накатку начинают с хазового конца, к которому прикреплен фабричный маркировочный ярлык. Тяжелые шерстяные и полушерстяные ткани двойной складки выравнивают по сгибу, а шелковые и полушерстяные ткани - по кромке. К накатанному куску ткани прикрепляют ярлык с указанием наименования, артикула, содержания в процентах основных волокон в ткани, ширины, цены за 1 м. Эти же данные иногда располагают на торцовой части дощечки с накатанной тканью.

Куски ткани выравнивают, штучные изделия укладываются ровными стопками.

Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней осматривают, разбраковывают, проверяют сохранность пломб и ярлыков, сортируют по размерам. Обязательным для таких изделий является проверка наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (если это изделия российского производства) или сертификата.

Для технически сложных товаров (радиоэлектронная аппаратура, средства связи и вычислительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные инструменты и др.) предпродажная подготовка состоит из следующих операций: распаковки товара, удаления заводской смазки, пыли; осмотра товара; проверки комплектности, качества изделий, наличия информации о товаре и его изготовителе. Если необходимо, то производится сборка изделия и его наладка.

Товары бытовой химии освобождают от транспортной тары, сортируют, проверяют целостность упаковки и качество товара (по внешним признакам). Для товаров в аэрозольной упаковке обязательной также является проверка ее функционирования. Кроме того, следует убедиться в наличии не лько информации о товарах и их изготовителях, но и инструкций по применению товаров.

Мебель распаковывают и тщательно осматривают. Обнаруженные в ней повреждения должны быть устранены. Лицевая поверхность мебели, если это необходимо, освежается.

§ 7.3. Товарные потери в магазине

При хранении, подготовке к продаже и в процессе продажи многие товары в результате естественных свойств теряют в массе и объеме. Такие потери называют естественной убылью.

Естественная убыль продовольственных товаров возникает вследствие:

• усушки и выветривания;

• распыла;

• раскрошки, образующейся при продаже товаров, за исключением карамели обсыпной и сахара-рафинада;

• утечки (в результате таяния, просачивания);

• розлива при перекачке и продаже жидких товаров;

• расхода веществ на дыхание (мука, крупа).

На целый ряд продовольственных товаров (картофель, плоды, овощи, мясо и мясные товары, рыба и рыбные товары, молочные и жировые товары, хлебобулочные, кондитерские и бакалейные товары) утверждены нормы естественной убыли. Они устанавливаются на стандартные товары, реализуемые вразвес (в процентах к их розничному обороту).

С помощью норм естественной убыли происходит возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в кладовых и торговом зале магазина.

Списание товаров в пределах норм естественной убыли производится только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров (инвентаризации) обнаружена недостача по сравнению с данными учета. Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока хранения их в магазине.

Фактические размеры естественной убыли определяются после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Расчет составляется бухгалтерией при участии материально ответственного лица.

Кроме естественной убыли в магазине могут возникнуть и другие потери, образующиеся вследствие порчи, боя, лома товаров. Их оформляют актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей. В нем указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь. Кроме того, в акте делается запись о возможности дальнейшего использования товаров (например, продажи по сниженным ценам) либо об их уничтожении или вывозе на свалку.

Акт составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, в которую в определенных случаях должен быть включен представитель санитарного надзора. После этого акт утверждается руководителем торгового предприятия, который принимает решение о списании потерь товаров.

Как правило, такие потери взыскиваются с виновных лиц, а всключительных случаях, когда виновных нельзя установить, списываются за счет предприятия.

Если дальнейшее использование товаров связано со сдачей их в утиль, на переработку или на откормочные предприятия, то она оформляется транспортной накладной.

Товары, пришедшие в полную негодность, должны быть уничтожены в присутствии комиссии, составившей акт, или вывезены на свалку по накладной. Это необходимо во избежание повторного представления товаров для актирования и списания.

В магазине должна постоянно вестись работа по снижению потерь товаров. Она заключается в соблюдении температурного и светового режимов, поддержании определенной относительной влажности воздуха, организации предварительной фасовки товаров, применении соответствующего инвентаря и оборудования.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие способы размещения товаров на хранение применяют в магазине?

2. Какие приемы используют при укладке товаров на хранение?

3. Перечислите основные условия, обеспечивающие рациональное хранение различных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

4. Назовите оптимальные режимы хранения отдельных видов товаров.

5. Каковы особенности подготовки отдельных видов товаров к продаже?

6. В результате чего в магазине образуются товарные потери?

7. Как и в каких случаях должно производиться списание товаров в пределах норм естественной убыли?

8. Как оформляются потери, образующиеся в магазине вследствие порчи, боя и лома товаров?

 

Источник литературы

Памбухчиянц О.В. Организация и технология розничной торговли: учебник/ О.В.Памбухчиянц. - 2-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2021. - 148 с.