Лекция для 10 класса "Свобода и необходимость в деятельности человека"
Оценка 4.6

Лекция для 10 класса "Свобода и необходимость в деятельности человека"

Оценка 4.6
docx
21.04.2023
Лекция для 10 класса "Свобода и необходимость в деятельности человека"
Свобода.docx

1. Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становится «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия, таковыми являются нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения. В связи с этим различают формальную, реальную и нравственную необходимость.

 Таким образом, свобода как осознанная необходимость – это понимание и контроль человеком независящих от него границ его деятельности, которые он может со временем расширять в соответствии с развитием науки и приумножением собственного опыта.

Социальные условия реализации свободы:

1) социальные нормы (правовые, моральные и др.);

2) место человека в обществе;

3) формы общественной деятельности;

4) уровень развития общества;

5) освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

 

2. Условия существования свободы:

- Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

- Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

- Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

 

3. Необходимость - это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм.

 

4. Фатализм и волюнтаризм

По отношению к человеческой свободе сложились две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм.

Фатализм исторически возник раньше волюнтаризма. Он рассматривает каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения.  Это означает, что свободный выбор человека исключается. Таким образом, фатализм – это убежденность в том, что всё предрешено и своими силами человек ничего не может изменить. Любое неравенство между людьми рассматривается просто – у людей разные судьбы. Кто-то рожден стать царём, а кто-то слугой. Опасность фатализма заключается в том, что она делает человека пассивным.

Волюнтаризм – концепция противоположная фатализму, абсолютизирует свободу человеческой воли. Говоря проще, волюнтаризм основан на вере в то, что всё на свете происходит потому, что кто-то из людей так захотел. Добившись прогресса общественного развития человек стал осознавать свою всесильность и всемогущество. Человек волюнтаристских взглядов считает, что его возможности безграничны. В своём поведении он пренебрегает возможными последствиями. Опасность волюнтаризма заключается в том, что человек переоценивает себя и недооценивает реальные объективные условия.

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки. Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности.

 

5. Ответственность – 1) характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

2) объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, обусловливает его поведение и поступки. Их регулятором выступает совесть.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека:

1) свобода — возможность осуществления целенаправленной деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели;

2) ответственность — осознание условий и поставленной цели, необходимости выбора способа действия для её осуществления.

Ответственность личности имеет две стороны:

– внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

– внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

6. Виды ответственности:

1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.;

3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Свобода внутренне самопротиворечива:

• с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения;

• с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Не существует абсолютной ни от чего не зависящей свободы. Свобода воли выражается не в воображаемой независимости от объективных законов и условий общественной жизни, а в том, чтобы сознательно применять объективные законы с учётом условий их действия.


 

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными…

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными…

Фатализм и волюнтаризм По отношению к человеческой свободе сложились две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм

Фатализм и волюнтаризм По отношению к человеческой свободе сложились две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм

Виды ответственности : 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т

Виды ответственности : 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023