Технологическая карта
Конспект подгруппового логопедического занятия
для обучающихся по АООП НОО вариант 7.1
профилактика дислексии
Подготовила: Чернякова Т.Г.
Учитель-дефектолог
МБОУ СОШ №116 г.Челябинска
Тема: Предложения и тест . Связь предложений в тексте
Место данного занятия в системе занятий Занятие по данной теме является вторым после темы: Определение понятий текст, предложение, слово. На первом занятии происходило знакомство со словом, предложением. И дано определение понятию текст. На последующем продолжалась работа над предложениями и закреплении постановки знаков препинания в конце предложений.
Цель: Закрепление у обучающихся понятия о предложении и тексте.
Задачи:
Образовательные:
· Закрепить понятие о предложении.
· Развивать умения и навыки анализировать предложения.
Коррекционно-развивающие:
· Развивать умение составлять предложение из слов, данных в беспорядке.
· Развивать умение обозначать границы предложения
· Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры слова.
· Развивать слуховую память, внимание.
Воспитательные:
· Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
· Развивать навыки самоконтроля.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Закрепить чтение слогов со стечением согласных.
· Тренировать навык чтения без ошибок, читать простые распространенные предложения с отработанными словами, небольшой текст.
Личностные:
· Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции положительного отношения к чтению, понимания необходимости учиться читать без ошибок, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
Метапредметные:
· Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого материала.
Использование технологий: развивающего обучения; проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Новые понятия: слуховой диктант.
Оборудование: компьютер, индивидуальные зеркала, шарик Су-Джок, презентация Microsoft Office PowerPoint, модель фруктов в корзинке, корзина, наклейки смайлики, карточки для работы, рабочие тетради в линейку,
Ход занятия
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты
|
Примечание |
||||||||
1. Самоопреде ление к деятельности. Организацион ный момент |
Приветствие учеников. - Здравствуйте! - Садитесь на свои места, приготовьтесь к занятию. -Какое у вас настроение? -Готовы заниматься? - Тогда давайте начнем работать!
|
Ученики входят в класс. - Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна!
-Хорошее.
|
доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; формировать коммуникативные навыки учебного сотрудничества |
|
||||||||
2.Артикуляционная гимнастика с руками |
Сейчас мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику с руками. Смотрите внимательно и повторяйте за мной. -улыбка, трубочка -чашка, блюдце -качели -часики -лошадка -грибок.
|
Перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения |
Регулятивные: планирование предстоящей работы и выполнение ее в соответствии с наглядным образом и словесным указанием педагога; осуществление самоконтроля |
Работа перед зеркалом |
||||||||
3. Игровое задание на развитие логического мышления |
Сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем про что мы будем сегодня говорить. Слушайте внимательно загадки.
|
Отгадывают загадки. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки; Регулятивные:умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий. Коммуникативные:умение высказывать свою точку зрения
|
Работа со слайдами
|
||||||||
4. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. |
Ребята, послушайте меня пожалуйста В саду созрели фрукты. -Что я сейчас сказала -Повторите пожалуйста предложение ( по одному) Кто помнит, как мы пишем предложения, с какой буквы? -Что ставим в конце предложения? -Сколько слов в этом предложении -Сделайте схему предложения в тетради. -А как называется несколько предложений связанных между собой по смыслу это? -Догадались о чём мы сегодня будем говорить на занятии ? - Сегодня тема нашего занятия: «Предложения и текст. Связь предложений в тексте»
|
-предложение Повторяют
-четыре -с большой буквы -точку Чертят схему.
- На занятии мы будем говорить о предложениях и о --тексте. |
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Устные ответы Работа со слайдом |
||||||||
5 Звуковой анализ и синтез. |
- Слуховой диктант. -Посчитайте клеточки слева направо. -Слушай внимательно инструкцию и записывай буквы в нужные клеточки. - В слове «лимон » определи 4 звук и запиши соответствующую букву во 2 клеточку. - Первый звук слова «киви » запиши в 1 клеточку. - Третий звук слова «слива » запиши в 5 клеточку. - Определи, какой гласный звук три раза встречается в слове «ананас» и запиши соответствующие буквы в последнюю клеточку. - Запиши второй звук в слове «груша» в 3 клеточку. - Пятый звук в слове «арбуз» запиши в 4 клеточку. - Третий звук в слове «дыня» запиши в 6 клеточку. Какое слово у нас получилось?
- Ребята у меня есть настоящая корзина в ней лежат задания для вас -Давайте сначала вспомним , какие слова я использовала для вопросов в кроссворде? Назовите их. - Как можно назвать эти предметы одним словом?
|
Работа с карточками
Разгадывают кроссворд, записывают буквы в соответствующие клеточки.
-буква А
- корзина
- Рассказ будет о корзине и фруктах - киви, лимон, груша, слива, банан, ананас, дыня, арбуз. - Фрукты. |
Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Работа в тетрадках
|
||||||||
7. Коррек-ционная работа на уровне слога
|
А теперь я вам дам задание из корзинки. -Сложите из слогов название наших фруктов. -Давайте прочитаем, что у нас получилось. -Ребята, а вы знаете, что фрукты полезны для здоровья и в них много витаминов. -Давайте запишем название наших фруктов в тетради и подчеркнём в них гласные. Проверьте, верно ли вы написали слова. |
Складывают слова из слогов и читают получившиеся слова.
Записывают слова и подчёркивают гласные. |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
|
Работа с раздаточным материалом . |
||||||||
8. Физми-нутка Развитие мелкой моторики.
|
-Мы работали устали, много фруктов мы собрали, поиграем, отдохнем. И работать вновь начнём. -Возьмите в руки шарики су-джок, будем делать массаж пальчиков.
Массаж пальцев рук с помощью шариков су-джок в стихотворной форме. Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, вкусная , красивая. Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит . « Ну – кА, скушай !» Этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас. Много фруктов –это класс!
|
Выполняют упражнения, проговаривают стих с движением.
|
Регулятивные: выполнение движений в соответствии с текстом Личностные: осуществление самоконтроля. |
Работа с су-джок мячом |
||||||||
9. Коррек-ционная работа с предложением |
Стук в дверь. -Ребята нам принесли письмо. Это письмо от доктора Айболита. -Давайте прочитаем , что написано в письме. Что-то я не могу прочитать письмо -Может наши гости прочитают письмо. -Как вы думаете почему мы не можем его прочитать? -Возьмите карандаши и разделите слова. -Хатича, прочитай нам письмо,пожалуйста. -Ребята, а почему фрукты лечат детей, кто знает? |
Читают письмо.
-Потому что слова написаны слитно
Читает письмо.
-Потому что во фруктах есть много витаминов. |
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: умение слушать и поддерживать диалог; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; взаимный контроль в совместной деятельности. |
Работа с раздаточным материалом |
||||||||
10. Работа по составлению предложений из слов.
|
В письме есть подсказка для нас. -Мустафа прочитай подсказку. Ищите ответ в песочнице. -Давайте подойдём к песочнице и поищем, что же там спрятано. Мы нашли слова. -Составим из них предложение -Прочитайте предложение. -Настя достань пожалуйста фрукты.
-Сколько слов в предложении? Обратите внимание ,что предложение пишем с большой буквы. В конце точка. Давайте запишем это предложение и подчеркнем заглавную букву и точку.
|
Читает подсказку.
Ребята достают слова и складывают из них предложение. Читают предложение.
Настя достаёт фрукты.
Четыре Пишут предложение, подчеркивают заглавную букву и точку. -Фрукты спрятаны в шкафу.
|
Познавательные: развивать навыки чтения. Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества. |
Работа с раздаточным материалом Работа с наглядным пособием. |
||||||||
11. Работа над предложением |
Бармолей не сдаётся, он перепутал слова в наших предложениях. Давайте выполним задания и прогоним Бармолея. -Прочитайте свои предложения. -Составьте предложения правильно.
|
Читают предложения Составляют предложения верно. |
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов , умение устанавливать причинно-следственные связи. И составлять из частей целое. Коммуникативные:. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
|
Работа с раздаточным материалом
|
||||||||
12. Работа с текстом. Над пониманием текста. |
-Давайте прочитаем наши предложения. -Ребята, давайте соединим наши предложения и прочитаем текст. Получился ли у нас текст? А почему. -Давайте правильно расставим предлежения. -Как вы думаете какое первое предложение. -Выходи Мадина к доске и читай свое предложение. -Ребята думайте , какое второе предложение? -Мустафа читает второе предложение -А третье прочитает Хатича. -Прочитайте вопросы к тексту -Ответьте на вопросы полным предложением . .
|
Настя читает предложения. Потому, что эти предложения не связаны по смыслу. Выделяют первое предложение, читают. Такая же работа со вторым и третьим предложением. Читают вопросы . Отвечают на вопросы.
|
Познавательные:; умение устанавливать причинно-следственные связи. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение осуществлять сравнение по заданным критериям; Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
|
Работа с с раздаточным материалом
|
||||||||
13. Рефлексия деятельности. |
Подведение итогов занятия. -Кто вспомнит, что мы проходили на занятии? -Давайте еще раз скажем, что такое предложение и текст? -Оцените свою работу на занятии. -Выберите смайлик и приклейте к себе в тетрадь.
-Наше занятие завершается, большое спасибо, вы сегодня прекрасно поработали. |
-«Предложения и текст. Связь предложений в тексте» Дают определение понятий предложение и текст. |
Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); оценка своих поступков. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Работа в тетрадях |
Самоанализ
Логопедическое занятие, проведенное мною во втором классе, с детьми с трудностями формирования процессов устной и письменной речи (вариант 7.1), направленно на профилактику фонематической дислексии . Второе занятие по изучаемой теме.
При планировании данного логопедического занятия мной была поставлена следующая
Цель: Закрепление у обучающихся понятия о предложении и тексте.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Закрепить чтение слогов со стечением согласных.
· Тренировать навык чтения без ошибок, читать простые распространенные предложения с отработанными словами, небольшой текст.
Личностные:
· Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции положительного отношения к чтению, понимания необходимости учиться читать без ошибок, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
Метапредметные:
· Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Поставленная цель и планируемые результаты логопедического занятия были достигнуты при использовании методов:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого материала.
Использованы упражнения на графо-фонематическую трансформацию (работа на уровне слога), на развитие скорости мыслительной трансформации (звуко-слоговой анализ и синтез).
Соблюдается соответствие хода урока плану. Урок имеет мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы. Отмечается доступность материала. Деятельность учащихся мною контролировалась, направлялась и корректировалась. Своевременно использовала систему оценивания. Я старалась направить учеников на сотрудничество. Мною применялись методы игровых, компьютерных, здоровьесберегающих технологий.
Старалась использовать оптимальное чередование разнообразных видов деятельности учащихся. На уроке происходила
активизация познавательной деятельности: поощрение ответов, создание проблемных ситуаций, вовлечение в игровую
деятельность, стимулирование наглядно-образного мышления
Приложение
ли |
мон |
|
ки |
ви |
|
сли |
ва |
|
а |
на |
нас |
гру |
ша |
|
ар |
буз |
|
ды |
ня |
|
в корзины |
собирают |
Ребята |
фрукты |
|
золотая |
осень |
Наступила |
|
|
фрукты |
В садах |
созрели |
спелые |
|
Ищите ответ в песочнице.
|
Здравствуйтеребятапомогитемне найтифруктычтобывылечитьдетей.
|
Фрукты |
спрятаны |
в |
шкафу |
Фрукты спрятаны в шкафу. |
Фрукты спрятаны в шкафу. |
Фрукты спрятаны в шкафу. |
Фрукты спрятаны в шкафу. |
Фрукты спрятаны в шкафу. |
Осень
Наступила золотая осень.
В садах созрели спелые фрукты.
Ребята собирают фрукты в корзины
Вопросы:
Какая осень наступила?
Что созрело в садах?
Куда собирают фрукты ребята?
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.