программа коррекционного курса : "Развитие речи"

  • Документация
  • docx
  • 28.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Программа коррекционного курса «Развитие речи» 3 класс
Иконка файла материала РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 класс.docx

Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекционного курса

«Развитие речи»

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Чернякова Т.Г.

учитель-логопед

первой квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

к программе коррекционного курса «Развитие речи»

на период 2021– 2022 учебного года.

Программа коррекционного курса «Развитие речи» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г № 17785);

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1241 от 26.11.2009г, зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011г, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г №22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1060 от 18.12.2012г, зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г № 26993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования2009г №, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 373»;

·        Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации  № 2106 от 28.12.2010г, зарегистрирован Минюстом России  №19676 от 02.02.2011г «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.14 г, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015г №35847 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31.12.2015 г., зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016 г. № 40936 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 г. № 38528);

·        Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011, рекомендованный Министерством образования и науки РФ; Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007;

·        Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации №Р-75 от 06.08.2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

·        Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01-1414 от 23.05.2012г «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в образовательных учреждениях Челябинской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

·        «Об особенностях организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году: Приложение  к письму МОиН Челябинской области №1213/6651 от 28.06.2018г.;

·        Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год» от 25.08.2014 № 01/2540;

·        Рекомендации по формированию общеобразовательными организациями города Челябинска учебных планов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приложение к письму Комитета  по делам образования города Челябинска № 16-02/5313 от 08.08.2017г.;

·   Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»;

·        Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»;

·        Школьный учебный план на 2021-2022 учебный год;

·        Положение о Рабочей программе МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска» по предметам учебного плана МБОУ «СОШ № 39  г. Челябинска»  (Приказ №______ от _____________________).

 

Общая характеристика коррекционного курса «Развитие речи».

На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.

На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

Цель программы: развитие речи.

 

Место программы коррекционного курса «Развитие речи»  в учебном плане

Программа коррекционного курса «Развитие речи» включена в коррекционно-развивающую область, являющуюся обязательной частью внеурочной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.

Программа  рассчитана на 60 академических часов для групповых занятий.

Учебный материал в данной программе реализуется в форме групповых занятий. Занятия проводятся  два  раза в неделю по 40 минут на протяжении всего учебного года с группой учащихся из 6-8 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие речи»

 

На минимальном уровне

На достаточном уровне

личностные

·            уважительное отношение к России, родному краю, своей семье;

·            самостоятельность и личная ответственности за свои поступки, в том числе во внеучебной деятельности;

·            ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

·            этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

·            уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

·            самостоятельность и личную ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

предметные

·            использовать усвоенные слова с конкретным и абстрактным значением в речевой практике;

·        корректно употреблять слова, близкие и противоположные по смыслу;

·            использовать в разговорной речи простые распространенные предложения из 6-8 членов, с однородными членами, имеющими пояснительные слова, сложные предложения с союзами «и», «а»,«но», «однако» выражающими одновременность или последовательность действия, причину, время;

·            активно высказываться в ходе беседы, отвечать на вопросы и задавать вопросы в последовательности, требуемой беседой, дополнять чужие реплики, в том числе в инсценировках;

·            корректно применять в разговорной речи вопросительные предложения со словами куда? почему? Чей? Где? Какой? Как? Сколько? Когда?

·            Составлять диалоги (объяснение, выяснение, спор) на темы внеклассной и учебной деятельности;

·            Самостоятельно делить текст на логически законченные части;

·            Составлять рассказы по картине, серии сюжетных картин, опорным словам и предложениям;

·            Различать деловую, научную и художественную речь;

·            В устной и письменной форме выразить извинение, просьбу, благодарность, поздравление, оценку, совет;

·            Корректно употреблять в речи приставочные глаголы совершенного вида, обозначающие завершенное действие;

·            Различать многозначность переносного значения слова;

·        Находить начальную форму существительных в любой падежной форме, определять род существительных по начальной форме;

·            Распознавать время глагола по вопросам;

·            Использовать грамматически правильную речь при изложении рассказа и пересказе текста;

·            Пересказывать текст с изменением лица и времени действия;

·            Составлять диалог с учетом понимания позиции двух участников;

·            Определять основную мысли текста, его части с помощью учителя;

·            Составлять схему построения текста с помощью учителя;

·            Составлять план повествовательного рассказа (картинно- графического, картинно-вербального, вербального);

·            Составлять рассказы на основании жизненного опыта обучающихся с использованием элементов описания и рассуждения; по заданной части рассказа – началу, середине, концу;

В устной и письменной речи выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления;

метапредметные

регулятивные

 

·            понимать и удерживать учебную задачу;

·              понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·              адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

·            Владение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

познавательные

 

Обучающиеся научатся:

·            использовать книгу как справочный материал;

·            ориентироваться в учебнике; выполнять задание по образцу;

·            списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом;

·            работать с информацией, представленной в разных видах (схема, таблица).

Обучающиеся получат возможность научиться:

·            наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности;

·            анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

коммуникативные

 

·            внимательно слушать учителя и друг друга; общатьсястной речью;

·            умеет обратиться с просьбой повторить, уточнить; ответить на вопрос;

·            умение адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных и коммуникативных задач.

·            Уметь использовать основные формы выражения возражения и протеста, впечатлений различной модальности;

·            уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач.

 

 

 

 

Содержание программы коррекционного курса «Развитие речи».

 Ведущие методы обучения.

1.                         Методы    организации    и    осуществления    учебно-познавательной     деятельности учащихся:

·             методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);

·             методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);

·             методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая игра).

2.                         Методы стимулирования и мотивации.

·             эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);

·             познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);

·             волевые  (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);

·             социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);

Формы организации работы на уроке:

·             индивидуальная;

·             парная;

·             фронтальная;

·             групповая;

·             коллективная.

 

Работа над словом.

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Употребление глаголов, обозначающих завершенное действие (глаголы совершенного вида с приставками). Употребление слов, определяющих степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных.

Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Различение многозначности переносного значения слов. Подбор и группировка слов, близких по смыслу, использование их в речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.

Работа над предложением.

Употребление в речи простого распространенного предложения. Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из: существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра); глагола в роли сказуемого и существительного в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); глагола в роли сказуемого и существительных в роли обстоятельства (выехал из города, приехал в город); глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства (бежит направо, пойдем вечером); существительного в роли обстоятельства и согласованного с ним прилагательного в роли определения (с большим желанием); Практическое овладение грамматическими формами слов в зависимости от их значения в составе предложения. Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, предложении по вопросам.

Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов. Уточнение грамматического значения слов, обозначающих предметы, группировка слов, отвечающих на вопросы кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы. Определение рода существительных по начальной форме. Различение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Нахождение начальной формы существительных, употребляемых в любой падежной форме. Формирование грамматического понятия «глагол». Уточнение его смыслового значения. Изменение глаголов по числам и временам. Распознавание настоящего и, прошедшего и будущего времени глаголов по вопросам что делает? Что делала? Что будет делать? Что сделает? Образование временных форм глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое знакомство со сложным предложением, состоящим из двух простых.

Понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных  с  помощью  уменьшительно-ласкательных  суффиксов  и  суффиксов  со значением     «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом.

Работа над связной речью.

Использование в беседе по тексту, по иллюстрации к тексту, по мультфильму, по короткометражному фильму усвоенной лексики и грамматических конструкций.

Различение деловой, научной и художественной речи.

Осознание последовательности, причинности, смысла событий, понимание связей описанных явлений. Самостоятельное деление текста на логически законченные части и выделение в них главного, определение с помощью учителя основной мысли. Озаглавливание текста. Схема построения текста (начало, основная часть, заключение). Составление плана сюжетного характера под руководством учителя.

Пересказ текста с изменением лица и времени действия. Устное и письменное изложение небольшого текста по готовому или коллективно составленному плану. Устные сочинения по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие обучающимся по жизненному опыту с предварительной коллективной и индивидуальной подготовкой. Постепенное включение в текст элементов описания и рассуждения. Закрепление видов диалога (объяснение, выяснение, спор). \речевая этика. Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону. Устное и письменное приглашение, поздравление, извинение. Употребление слов, выражающих отказ, привлечение и поддержание внимания.

Заучивание наизусть стихотворений, загадок, пословиц. Примерная тематика:

Космос и земля, Земля и другие небесные тела, Воздух, Земля, Вода, Формы поверхности, Наш край, Человек и общество, Устное народное творчество.

Контрольно-оценочные материалы

При оценке качества усвоения программного материала курса учитывается качество использования только пройденного материала. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку.

Для промежуточного и итогового контроля выбираются 2 контрольных задания в середине и конце учебного года.

Примерные контрольные задания:

·             описание одного из животных (из пройденных), в том числе в рамках комментирования собственной презентации;

·             описание растения (из пройденных) в том числе в рамках комментирования собственной презентации;

·             характеристика одного из времен года (возможно использование иллюстративного материала);

·             составление рассказа по картинке, например: труд людей в одно из времен года;

·             составление повествовательного рассказа по серии 4 - 5 картин, допустимо наличие скрытой информации;

·             ответы на вопросы и/или пересказ повествовательного текста, объемом 30- 50 слов по проблематике бесед на данном уровнеобучения.

Критерии оценивания.

Оценка «5» задание выполнено без специфических нарушению речевых ошибок (допускается в устных высказываниях не более двух речевых неточностей). Ошибкой считаются аграмматизмы в рамках изученных тем, ошибки употребления лексических средств (в соответствии с тематикой 3 класса), употребления слов близких и противоположных по значению; нарушение логической, пространственно-временной последовательности изложения текста, несоблюдение трехчастной структуры текста, выход за рамки темы.

Оценка «4» - не более 3 специфических речевых ошибок при составлении связного рассказа.

Оценка «3» - в устных высказываниях 3-5 специфических речевых ошибок.

Оценка «2» - более 5 ошибок. Исключение составляют учащиеся, зачисленные во 2-3 классы из общеобразовательных школ. Для них критерий оценки может быть пересмотрен с учетом индивидуальных возможностей и пройденной программы.


Календарно-тематическое планирование групповых  логопедических занятий

на   20__– 20__ учебный год.

(группа ___)

Дата

Корректировка

Тема занятия

Виды деятельности

Раздел 1. Космос и Земля (4 часа)

1.        

 

 

Земля – наш общий дом.

 

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Находить в тексте имена существительные в единственном и множественном числе. Составлять предложения с существительными. Находить в тексте собственные имена существительные.

Употребление в речи простого распространенного предложения.  Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложения по членом предложения, определять лексическое значение слова. Составлять схемы. Грамотно расставлять знаки препинания.

Использование в беседе по тексту, по иллюстрации к тексту усвоенной лексики и

грамматических конструкций.

 

2.        

 

 

Человек изучает природу

 

3.        

 

 

Исследователи космоса.

 

4.        

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о Земле и космосе

Раздел 2. Земля и другие небесные тела (6 часов)

5.        

 

 

Что такое Солнечная система?

 

 Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое.  Определять лексическое значение слов. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразиологизмы, и наблюдать, как они используются в тексте. Находить в тексте однокоренные слова, определять часть речи данного слова.

 Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов. Уточнение грамматического значения слов, обозначающих

предметы, группировка слов, отвечающих на вопросы кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы.

Употребление слов в различных текстах (идти куда? где? в чём? с кем? с чем?). Самостоятельное выделение в тексте значимых частей, составление схемы текста с

помощью учителя.

Включение устных сочинений по серии сюжетных картин.

 

 

6.        

 

 

Понятие о планетах.

 

7.        

 

 

Движение Земли вокруг Солнца – смена времени года.

 

8.        

 

 

Луна – спутник Земли.

 

9.        

 

 

Звезды и созвездия.

 

10.    

 

 

Мифы, легенды, сказки народов мира.

Раздел 3. Воздух (6 часов)

11.    

 

 

Глобус – модель Земли.

 

Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени?

Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания, разбирать предложения по членам. Грамотно расставлять знаки препинания.

Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из: существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра); глагола в роли сказуемого и существительного в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); глагола в роли

сказуемого и существительных в роли обстоятельства (выехал из города, приехал в город); глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства (бежит направо, пойдем вечером);

Устное сочинение по серии сюжетных картин. Коллективное составление плана текста (картинного и картинно-вербального). Самостоятельное составление картинного плана простого текста

 

12.    

 

 

Воздушная оболочка – защита Земли.

 

13.    

 

 

Ветер.

 

14.    

 

 

Погода.

 

15.    

 

 

Признаки  изменения погоды.

16.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о погоде .

 

 

 

Раздел 4. Земля (10часов)

17.    

 

 

Земля как часть вселенной.

 

 

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление глаголов, обозначающих завершённое действие (глаголы совершенного вида с приставками). Употребление слов, определяющих степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных.

Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Различение многозначности переносного значения слов.

Умение находить в тексте глаголы совершенного виды и не совершенного вида, с приставками и без них. Выделение в тексте частей речи, краткое описание каждой. .

Пересказ текста по составленному плану.

Самостоятельное составление картинного или картинно-вербального плана простого рассказа. Устное изложение с предварительной  подготовкой.

18.    

 

 

Поверхность Земли.

 

19.    

 

 

Материки и океаны.

 

20.    

 

 

Ориентирование на местности по компасу и солнцу.

 

21.    

 

 

Строение компаса.

22.    

 

 

План и карта

 

23.    

 

 

Понятие о различных климатических зонах.

 

24.    

 

 

Родная страна на карте мира

25.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о путешествиях.

 

26.    

 

 

Сказки народов мира.

 

Раздел 5. Вода (6 часов)

27.    

 

 

Водоемы Земли.

 

 

Употребление слов, обозначающих действия предметов с наиболее распространёнными приставками: в-, во- вы-,при-, у-, от-, под-, пере-, про-,до-

Составление новых слов с использованием  приставок.

 Находить в слове значимые части: корень, приставку.  Нахождение в тексте однокоренных слов, выделение корня. Работа по выделению приставок в словах, определение значения приставок.

Сравнивать состав слов, составлять схему слова. Разбор слова по составу.  Различать в какой части слова находится орфограмма. Грамотно писать слова, с изученными орфограммами. 

Определять тип текста:

-повествование, описание, рассуждение.

-определять цель высказывания и интонацию предложения.

Пересказ текста с опорой на наглядную опору.

28.    

 

 

Круговорот воды в природе.

 

29.    

 

 

Растворы в природе – вода пресная и соленая

30.    

 

 

Значение воды для растений и животных

31.    

 

 

Профессии людей в рыбном хозяйстве.

 

32.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о воде и водоемах.

 

Раздел 6. Формыповерхности (8часов)

 

33.    

 

 

 

Равнина, холм, овраг, гора, вулкан.

 

Определение рода существительных по начальной форме. Различение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Образование новых слов с помощью суффиксов (обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (- щик, -чик, -ист, -тель, -арь). Находить в слове значимые части корень и суффикс. Сравнивать состав слов. Составлять схему слова. Разбирать слова по составу. Различать в какой части слова находится орфограмма.

 Составление сложных предложений с союзами но,

однако.

Составление рассказа по наблюдениям за природой.

Формулирование коротких и распространённых ответов и вопросов в рамках

диалога на заданную тему.

34.    

 

 

Что такое почва?

 

35.    

 

 

Вред и польза химических удобрений и пестицидов.

 

36.    

 

 

Экологически чистые продукты.

37.    

 

 

Что такое горы?

 

38.    

 

 

Разнообразие горных пород

 

39.    

 

 

Красота камней.

 

40.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов.

 

Раздел 7. Наш край (12часов)

41.    

 

 

Природа родного края.

 

Использование ранее усвоенной лексики в различных коммуникативных ситуациях. Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Использование слов, обозначающих признаки предметов по весу (легкий, тяжелый); по степени

сравнения качеств предметов (тяжелый, тяжелее,  высокий, выше); по принадлежности (медвежий, щучий).  Умение  составлять предложения с прилагательными.  Работа с качественными и относительными формами прилагательных.

Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания. Разделять предложения по цели высказывания и  интонации.

Разделять предложение по членам предложения. Грамотно расставлять знаки препинания.

Составление сложных предложений с союзами а, и ,но, что, чтобы.  Подчеркивания главных членов в каждой части сложного предложения. Составление схем предложений.

  Составление рассказов по описанию, с опорой на наглядность, рассказ по образцу, с использованием плана.

 

42.    

 

 

Погода в данной местности в различные сезоны.

43.    

 

 

Преобладающий рельеф.

44.    

 

 

Добыча полезных ископаемых

 

45.    

 

 

Важнейшие полезные ископаемые .

 

46.    

 

 

Почва данной местности, ее состав.

 

47.    

 

 

Крупнейшие водоемы данной местности.

48.    

 

 

Организация охраны водоемов.

 

49.    

 

 

Места для купания и рыбной ловли.

50.    

 

 

Растительный и животный мир водоемов

51.    

 

 

Названия крупных водоемов

 

52.    

 

 

Произведения писателей, художников..

 

 

 

 

Раздел 8. Человек и общество (8 часов)

53.    

 

 

Человек в обществе.

 

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое.

Определять лексическое значение слов. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и уметь использовать  их в тексте.

Различение многозначности переносного значения слов. Подбор и группировка  слов, близких по смыслу, использование их в речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.

Составление диалогов (спор, объяснение, выяснение). Составление рассказа с элементами рассуждения. Составление и запись рассказа о случае из своей жизни

Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, предложении по вопросам.

Озаглавливание текста. Выделение в тексте значимых смысловых частей. Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного

характера

54.    

 

 

Моральный облик человека в обществе

 

55.    

 

 

Семья как часть общества.

 

56.    

 

 

Основные права и обязанности ребенка.

 

57.    

 

 

Труд в жизни человека.

 

58.    

 

 

Символы государства.

59.    

 

 

Многонациональный состав нашего государства.

 

60.    

 

 

Устные рассказы об интересных общественно-полезных делах, дружбе.

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация и повторение изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса                      

1.             Учебно-методические пособия:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2015. – 320 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия, переиздание. Выпуск 1. – М.: Владос, 2015. – 400 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. [Электронная книга], 2017. – 280 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. [Электронная книга], 2017. – 315 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация шипящих, свистящих, аффрикат, Л-Р. [Электронная книга], 2017. – 340 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 3. Часть 1.Работа с морфемным составом слова Ударение. Дифференциация приставок и предлогов. [Электронная книга], 2017. – 250с.

Коррекцияписьманауроках.1-4классы:практическиеитренировочныезаданияи упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.

Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Вып.2 / авт. сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Коррекцияписьманауроках.1-4классы:практическиеитренировочныезаданияи упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда/ Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательство ГНОМ, 2011 г.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтез. Конспекты для занятий логопеда. 2-е изд. –М.: Издательство ГНОМ, 2014. -128 с.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Редкая Птица, 2017. – 304 с.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 1. –М.: Редкая птица, 2018. – 96с.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 2. –М.: Редкая птица, 2018. – 104с.

РозоваЮ.Е.,КоробченкоТ.В.Мониторингречевогоразвитияучащихсяначальной школы. Программно-методические-материалы. –М.: Редкая Птица, 2018. – 120с.

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушения. [Электронная книга], 2016. – 192 с.

Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2017. – 224с.

Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2- 3 классы. – СПБ.: Каро, 2017. – 176 с.

ЯворскаяО.Н.Занимательныезаданиялогопедадляшкольников.3-4классы.–М.: СПб, 2016. – 144с.

Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет.

– М.: СПб, 2017. – 96с.

 

2.         Рабочие тетради:

Воронина Т.П. Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет? – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 95 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные В-Ф. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные З-С. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.


Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Г-К. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать звуки 1-4 класс. М.: ФЕНИКС, 2019. –63 с.

Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать буквы. М.: ФЕНИКС, 2019. – 80 с. Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 2 класс. М.: ФЕНИКС,2019.

Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 3 класс. М.: ФЕНИКС,2019.

 

3.       Дидактические игры:

Бобылёва   З.Т.   Игры   с   парными   карточками.   Звуки   С,З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.

Бобылёва З.Т.                  Игры    с   парными    карточками.    Звуки  Р, Л. 

Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.

Бобылёва З.Т.  Игры с парными карточками.  Звуки Ш, Ж,Ч,Щ.

Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.

Ильякова Н.Е. Звуки Ч, Щ, я вас различаю! Настольные логопедические занятия для детей 5-7 лет. - М.: ГНОМ, 2009. – 24 с.

Каширина И.И. Предлоги (с, из, у, за, над). Учебно-игровой комплект для детей 5- 8 лет. –М.: Сфера, 2018. – 16с.

Каширина И.И. Предлоги (в, на, к, под, от). Учебно-игровой комплект для детей5- 8 лет. –М.: Сфера, 2017. – 16с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. – М.: ГНОМ, 2016. – 24 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 8. Согласные звонкие и глухие. – М.: ГНОМ, 2016. – 28с.

Коноваленко                В.В.,    Коноваленко     С.В.       Различаем    парные    твёрдые-мягкие согласные. Пособие для логопедов. – М.: ГНОМ, 2014. – 144с.

Омельченко О. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М.: ГНОМ, 2015. –

28 с.

Соломникова Л.Н. Игротека речевых игр. Выпуск 14. Логопедические фанты. Игра

на профилактику дисграфии и дислексии у детей. –М.: ГНОМ, 2018. – 32 с.

СошинаИ.В.Игротекаречевыхигр.Выпуск11.Играемврифмы.Игрынаразвитие фонематического восприятия. –М.: ГНОМ, 2016. – 16с.

Сошина И.В. Игротека речевых игр. Выпуск 10. Местоимения «мой», «моя», «моё»,

«мои». – М.: ГНОМ, 2018. – 24 с.


 

Скачано с www.znanio.ru