Программа коррекционного курса : "Развитие речи"
Оценка 4.9

Программа коррекционного курса : "Развитие речи"

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
9 кл—10 кл
28.04.2023
Программа коррекционного курса : "Развитие речи"
Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Программа коррекционного курса «Развитие речи» 3 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 класс.docx

Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекционного курса

«Развитие речи»

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Чернякова Т.Г.

учитель-логопед

первой квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

к программе коррекционного курса «Развитие речи»

на период 2021– 2022 учебного года.

Программа коррекционного курса «Развитие речи» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г № 17785);

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1241 от 26.11.2009г, зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011г, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г №22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1060 от 18.12.2012г, зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г № 26993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования2009г №, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 373»;

·        Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации  № 2106 от 28.12.2010г, зарегистрирован Минюстом России  №19676 от 02.02.2011г «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.14 г, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015г №35847 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31.12.2015 г., зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016 г. № 40936 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 г. № 38528);

·        Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011, рекомендованный Министерством образования и науки РФ; Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007;

·        Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации №Р-75 от 06.08.2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

·        Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01-1414 от 23.05.2012г «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в образовательных учреждениях Челябинской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

·        «Об особенностях организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году: Приложение  к письму МОиН Челябинской области №1213/6651 от 28.06.2018г.;

·        Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год» от 25.08.2014 № 01/2540;

·        Рекомендации по формированию общеобразовательными организациями города Челябинска учебных планов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приложение к письму Комитета  по делам образования города Челябинска № 16-02/5313 от 08.08.2017г.;

·   Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»;

·        Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»;

·        Школьный учебный план на 2021-2022 учебный год;

·        Положение о Рабочей программе МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска» по предметам учебного плана МБОУ «СОШ № 39  г. Челябинска»  (Приказ №______ от _____________________).

 

Общая характеристика коррекционного курса «Развитие речи».

На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.

На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

Цель программы: развитие речи.

 

Место программы коррекционного курса «Развитие речи»  в учебном плане

Программа коррекционного курса «Развитие речи» включена в коррекционно-развивающую область, являющуюся обязательной частью внеурочной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.

Программа  рассчитана на 60 академических часов для групповых занятий.

Учебный материал в данной программе реализуется в форме групповых занятий. Занятия проводятся  два  раза в неделю по 40 минут на протяжении всего учебного года с группой учащихся из 6-8 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие речи»

 

На минимальном уровне

На достаточном уровне

личностные

·            уважительное отношение к России, родному краю, своей семье;

·            самостоятельность и личная ответственности за свои поступки, в том числе во внеучебной деятельности;

·            ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

·            этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

·            уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

·            самостоятельность и личную ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

предметные

·            использовать усвоенные слова с конкретным и абстрактным значением в речевой практике;

·        корректно употреблять слова, близкие и противоположные по смыслу;

·            использовать в разговорной речи простые распространенные предложения из 6-8 членов, с однородными членами, имеющими пояснительные слова, сложные предложения с союзами «и», «а»,«но», «однако» выражающими одновременность или последовательность действия, причину, время;

·            активно высказываться в ходе беседы, отвечать на вопросы и задавать вопросы в последовательности, требуемой беседой, дополнять чужие реплики, в том числе в инсценировках;

·            корректно применять в разговорной речи вопросительные предложения со словами куда? почему? Чей? Где? Какой? Как? Сколько? Когда?

·            Составлять диалоги (объяснение, выяснение, спор) на темы внеклассной и учебной деятельности;

·            Самостоятельно делить текст на логически законченные части;

·            Составлять рассказы по картине, серии сюжетных картин, опорным словам и предложениям;

·            Различать деловую, научную и художественную речь;

·            В устной и письменной форме выразить извинение, просьбу, благодарность, поздравление, оценку, совет;

·            Корректно употреблять в речи приставочные глаголы совершенного вида, обозначающие завершенное действие;

·            Различать многозначность переносного значения слова;

·        Находить начальную форму существительных в любой падежной форме, определять род существительных по начальной форме;

·            Распознавать время глагола по вопросам;

·            Использовать грамматически правильную речь при изложении рассказа и пересказе текста;

·            Пересказывать текст с изменением лица и времени действия;

·            Составлять диалог с учетом понимания позиции двух участников;

·            Определять основную мысли текста, его части с помощью учителя;

·            Составлять схему построения текста с помощью учителя;

·            Составлять план повествовательного рассказа (картинно- графического, картинно-вербального, вербального);

·            Составлять рассказы на основании жизненного опыта обучающихся с использованием элементов описания и рассуждения; по заданной части рассказа – началу, середине, концу;

В устной и письменной речи выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления;

метапредметные

регулятивные

 

·            понимать и удерживать учебную задачу;

·              понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·              адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

·            Владение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

познавательные

 

Обучающиеся научатся:

·            использовать книгу как справочный материал;

·            ориентироваться в учебнике; выполнять задание по образцу;

·            списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом;

·            работать с информацией, представленной в разных видах (схема, таблица).

Обучающиеся получат возможность научиться:

·            наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности;

·            анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

коммуникативные

 

·            внимательно слушать учителя и друг друга; общатьсястной речью;

·            умеет обратиться с просьбой повторить, уточнить; ответить на вопрос;

·            умение адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных и коммуникативных задач.

·            Уметь использовать основные формы выражения возражения и протеста, впечатлений различной модальности;

·            уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач.

 

 

 

 

Содержание программы коррекционного курса «Развитие речи».

 Ведущие методы обучения.

1.                         Методы    организации    и    осуществления    учебно-познавательной     деятельности учащихся:

·             методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);

·             методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);

·             методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая игра).

2.                         Методы стимулирования и мотивации.

·             эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);

·             познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);

·             волевые  (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);

·             социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);

Формы организации работы на уроке:

·             индивидуальная;

·             парная;

·             фронтальная;

·             групповая;

·             коллективная.

 

Работа над словом.

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Употребление глаголов, обозначающих завершенное действие (глаголы совершенного вида с приставками). Употребление слов, определяющих степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных.

Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Различение многозначности переносного значения слов. Подбор и группировка слов, близких по смыслу, использование их в речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.

Работа над предложением.

Употребление в речи простого распространенного предложения. Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из: существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра); глагола в роли сказуемого и существительного в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); глагола в роли сказуемого и существительных в роли обстоятельства (выехал из города, приехал в город); глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства (бежит направо, пойдем вечером); существительного в роли обстоятельства и согласованного с ним прилагательного в роли определения (с большим желанием); Практическое овладение грамматическими формами слов в зависимости от их значения в составе предложения. Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, предложении по вопросам.

Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов. Уточнение грамматического значения слов, обозначающих предметы, группировка слов, отвечающих на вопросы кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы. Определение рода существительных по начальной форме. Различение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Нахождение начальной формы существительных, употребляемых в любой падежной форме. Формирование грамматического понятия «глагол». Уточнение его смыслового значения. Изменение глаголов по числам и временам. Распознавание настоящего и, прошедшего и будущего времени глаголов по вопросам что делает? Что делала? Что будет делать? Что сделает? Образование временных форм глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое знакомство со сложным предложением, состоящим из двух простых.

Понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных  с  помощью  уменьшительно-ласкательных  суффиксов  и  суффиксов  со значением     «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом.

Работа над связной речью.

Использование в беседе по тексту, по иллюстрации к тексту, по мультфильму, по короткометражному фильму усвоенной лексики и грамматических конструкций.

Различение деловой, научной и художественной речи.

Осознание последовательности, причинности, смысла событий, понимание связей описанных явлений. Самостоятельное деление текста на логически законченные части и выделение в них главного, определение с помощью учителя основной мысли. Озаглавливание текста. Схема построения текста (начало, основная часть, заключение). Составление плана сюжетного характера под руководством учителя.

Пересказ текста с изменением лица и времени действия. Устное и письменное изложение небольшого текста по готовому или коллективно составленному плану. Устные сочинения по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие обучающимся по жизненному опыту с предварительной коллективной и индивидуальной подготовкой. Постепенное включение в текст элементов описания и рассуждения. Закрепление видов диалога (объяснение, выяснение, спор). \речевая этика. Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону. Устное и письменное приглашение, поздравление, извинение. Употребление слов, выражающих отказ, привлечение и поддержание внимания.

Заучивание наизусть стихотворений, загадок, пословиц. Примерная тематика:

Космос и земля, Земля и другие небесные тела, Воздух, Земля, Вода, Формы поверхности, Наш край, Человек и общество, Устное народное творчество.

Контрольно-оценочные материалы

При оценке качества усвоения программного материала курса учитывается качество использования только пройденного материала. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку.

Для промежуточного и итогового контроля выбираются 2 контрольных задания в середине и конце учебного года.

Примерные контрольные задания:

·             описание одного из животных (из пройденных), в том числе в рамках комментирования собственной презентации;

·             описание растения (из пройденных) в том числе в рамках комментирования собственной презентации;

·             характеристика одного из времен года (возможно использование иллюстративного материала);

·             составление рассказа по картинке, например: труд людей в одно из времен года;

·             составление повествовательного рассказа по серии 4 - 5 картин, допустимо наличие скрытой информации;

·             ответы на вопросы и/или пересказ повествовательного текста, объемом 30- 50 слов по проблематике бесед на данном уровнеобучения.

Критерии оценивания.

Оценка «5» задание выполнено без специфических нарушению речевых ошибок (допускается в устных высказываниях не более двух речевых неточностей). Ошибкой считаются аграмматизмы в рамках изученных тем, ошибки употребления лексических средств (в соответствии с тематикой 3 класса), употребления слов близких и противоположных по значению; нарушение логической, пространственно-временной последовательности изложения текста, несоблюдение трехчастной структуры текста, выход за рамки темы.

Оценка «4» - не более 3 специфических речевых ошибок при составлении связного рассказа.

Оценка «3» - в устных высказываниях 3-5 специфических речевых ошибок.

Оценка «2» - более 5 ошибок. Исключение составляют учащиеся, зачисленные во 2-3 классы из общеобразовательных школ. Для них критерий оценки может быть пересмотрен с учетом индивидуальных возможностей и пройденной программы.


Календарно-тематическое планирование групповых  логопедических занятий

на   20__– 20__ учебный год.

(группа ___)

Дата

Корректировка

Тема занятия

Виды деятельности

Раздел 1. Космос и Земля (4 часа)

1.        

 

 

Земля – наш общий дом.

 

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Находить в тексте имена существительные в единственном и множественном числе. Составлять предложения с существительными. Находить в тексте собственные имена существительные.

Употребление в речи простого распространенного предложения.  Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложения по членом предложения, определять лексическое значение слова. Составлять схемы. Грамотно расставлять знаки препинания.

Использование в беседе по тексту, по иллюстрации к тексту усвоенной лексики и

грамматических конструкций.

 

2.        

 

 

Человек изучает природу

 

3.        

 

 

Исследователи космоса.

 

4.        

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о Земле и космосе

Раздел 2. Земля и другие небесные тела (6 часов)

5.        

 

 

Что такое Солнечная система?

 

 Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое.  Определять лексическое значение слов. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразиологизмы, и наблюдать, как они используются в тексте. Находить в тексте однокоренные слова, определять часть речи данного слова.

 Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов. Уточнение грамматического значения слов, обозначающих

предметы, группировка слов, отвечающих на вопросы кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы.

Употребление слов в различных текстах (идти куда? где? в чём? с кем? с чем?). Самостоятельное выделение в тексте значимых частей, составление схемы текста с

помощью учителя.

Включение устных сочинений по серии сюжетных картин.

 

 

6.        

 

 

Понятие о планетах.

 

7.        

 

 

Движение Земли вокруг Солнца – смена времени года.

 

8.        

 

 

Луна – спутник Земли.

 

9.        

 

 

Звезды и созвездия.

 

10.    

 

 

Мифы, легенды, сказки народов мира.

Раздел 3. Воздух (6 часов)

11.    

 

 

Глобус – модель Земли.

 

Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени?

Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания, разбирать предложения по членам. Грамотно расставлять знаки препинания.

Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из: существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра); глагола в роли сказуемого и существительного в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); глагола в роли

сказуемого и существительных в роли обстоятельства (выехал из города, приехал в город); глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства (бежит направо, пойдем вечером);

Устное сочинение по серии сюжетных картин. Коллективное составление плана текста (картинного и картинно-вербального). Самостоятельное составление картинного плана простого текста

 

12.    

 

 

Воздушная оболочка – защита Земли.

 

13.    

 

 

Ветер.

 

14.    

 

 

Погода.

 

15.    

 

 

Признаки  изменения погоды.

16.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о погоде .

 

 

 

Раздел 4. Земля (10часов)

17.    

 

 

Земля как часть вселенной.

 

 

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление глаголов, обозначающих завершённое действие (глаголы совершенного вида с приставками). Употребление слов, определяющих степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных.

Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Различение многозначности переносного значения слов.

Умение находить в тексте глаголы совершенного виды и не совершенного вида, с приставками и без них. Выделение в тексте частей речи, краткое описание каждой. .

Пересказ текста по составленному плану.

Самостоятельное составление картинного или картинно-вербального плана простого рассказа. Устное изложение с предварительной  подготовкой.

18.    

 

 

Поверхность Земли.

 

19.    

 

 

Материки и океаны.

 

20.    

 

 

Ориентирование на местности по компасу и солнцу.

 

21.    

 

 

Строение компаса.

22.    

 

 

План и карта

 

23.    

 

 

Понятие о различных климатических зонах.

 

24.    

 

 

Родная страна на карте мира

25.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о путешествиях.

 

26.    

 

 

Сказки народов мира.

 

Раздел 5. Вода (6 часов)

27.    

 

 

Водоемы Земли.

 

 

Употребление слов, обозначающих действия предметов с наиболее распространёнными приставками: в-, во- вы-,при-, у-, от-, под-, пере-, про-,до-

Составление новых слов с использованием  приставок.

 Находить в слове значимые части: корень, приставку.  Нахождение в тексте однокоренных слов, выделение корня. Работа по выделению приставок в словах, определение значения приставок.

Сравнивать состав слов, составлять схему слова. Разбор слова по составу.  Различать в какой части слова находится орфограмма. Грамотно писать слова, с изученными орфограммами. 

Определять тип текста:

-повествование, описание, рассуждение.

-определять цель высказывания и интонацию предложения.

Пересказ текста с опорой на наглядную опору.

28.    

 

 

Круговорот воды в природе.

 

29.    

 

 

Растворы в природе – вода пресная и соленая

30.    

 

 

Значение воды для растений и животных

31.    

 

 

Профессии людей в рыбном хозяйстве.

 

32.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов о воде и водоемах.

 

Раздел 6. Формыповерхности (8часов)

 

33.    

 

 

 

Равнина, холм, овраг, гора, вулкан.

 

Определение рода существительных по начальной форме. Различение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Образование новых слов с помощью суффиксов (обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (- щик, -чик, -ист, -тель, -арь). Находить в слове значимые части корень и суффикс. Сравнивать состав слов. Составлять схему слова. Разбирать слова по составу. Различать в какой части слова находится орфограмма.

 Составление сложных предложений с союзами но,

однако.

Составление рассказа по наблюдениям за природой.

Формулирование коротких и распространённых ответов и вопросов в рамках

диалога на заданную тему.

34.    

 

 

Что такое почва?

 

35.    

 

 

Вред и польза химических удобрений и пестицидов.

 

36.    

 

 

Экологически чистые продукты.

37.    

 

 

Что такое горы?

 

38.    

 

 

Разнообразие горных пород

 

39.    

 

 

Красота камней.

 

40.    

 

 

Рассказы отечественных и зарубежных авторов.

 

Раздел 7. Наш край (12часов)

41.    

 

 

Природа родного края.

 

Использование ранее усвоенной лексики в различных коммуникативных ситуациях. Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Использование слов, обозначающих признаки предметов по весу (легкий, тяжелый); по степени

сравнения качеств предметов (тяжелый, тяжелее,  высокий, выше); по принадлежности (медвежий, щучий).  Умение  составлять предложения с прилагательными.  Работа с качественными и относительными формами прилагательных.

Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания. Разделять предложения по цели высказывания и  интонации.

Разделять предложение по членам предложения. Грамотно расставлять знаки препинания.

Составление сложных предложений с союзами а, и ,но, что, чтобы.  Подчеркивания главных членов в каждой части сложного предложения. Составление схем предложений.

  Составление рассказов по описанию, с опорой на наглядность, рассказ по образцу, с использованием плана.

 

42.    

 

 

Погода в данной местности в различные сезоны.

43.    

 

 

Преобладающий рельеф.

44.    

 

 

Добыча полезных ископаемых

 

45.    

 

 

Важнейшие полезные ископаемые .

 

46.    

 

 

Почва данной местности, ее состав.

 

47.    

 

 

Крупнейшие водоемы данной местности.

48.    

 

 

Организация охраны водоемов.

 

49.    

 

 

Места для купания и рыбной ловли.

50.    

 

 

Растительный и животный мир водоемов

51.    

 

 

Названия крупных водоемов

 

52.    

 

 

Произведения писателей, художников..

 

 

 

 

Раздел 8. Человек и общество (8 часов)

53.    

 

 

Человек в обществе.

 

Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое.

Определять лексическое значение слов. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и уметь использовать  их в тексте.

Различение многозначности переносного значения слов. Подбор и группировка  слов, близких по смыслу, использование их в речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.

Составление диалогов (спор, объяснение, выяснение). Составление рассказа с элементами рассуждения. Составление и запись рассказа о случае из своей жизни

Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, предложении по вопросам.

Озаглавливание текста. Выделение в тексте значимых смысловых частей. Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного

характера

54.    

 

 

Моральный облик человека в обществе

 

55.    

 

 

Семья как часть общества.

 

56.    

 

 

Основные права и обязанности ребенка.

 

57.    

 

 

Труд в жизни человека.

 

58.    

 

 

Символы государства.

59.    

 

 

Многонациональный состав нашего государства.

 

60.    

 

 

Устные рассказы об интересных общественно-полезных делах, дружбе.

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация и повторение изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса                      

1.             Учебно-методические пособия:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2015. – 320 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия, переиздание. Выпуск 1. – М.: Владос, 2015. – 400 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. [Электронная книга], 2017. – 280 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. [Электронная книга], 2017. – 315 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация шипящих, свистящих, аффрикат, Л-Р. [Электронная книга], 2017. – 340 с.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 3. Часть 1.Работа с морфемным составом слова Ударение. Дифференциация приставок и предлогов. [Электронная книга], 2017. – 250с.

Коррекцияписьманауроках.1-4классы:практическиеитренировочныезаданияи упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.

Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Вып.2 / авт. сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Коррекцияписьманауроках.1-4классы:практическиеитренировочныезаданияи упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.

Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда/ Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательство ГНОМ, 2011 г.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтез. Конспекты для занятий логопеда. 2-е изд. –М.: Издательство ГНОМ, 2014. -128 с.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Редкая Птица, 2017. – 304 с.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 1. –М.: Редкая птица, 2018. – 96с.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 2. –М.: Редкая птица, 2018. – 104с.

РозоваЮ.Е.,КоробченкоТ.В.Мониторингречевогоразвитияучащихсяначальной школы. Программно-методические-материалы. –М.: Редкая Птица, 2018. – 120с.

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушения. [Электронная книга], 2016. – 192 с.

Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2017. – 224с.

Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2- 3 классы. – СПБ.: Каро, 2017. – 176 с.

ЯворскаяО.Н.Занимательныезаданиялогопедадляшкольников.3-4классы.–М.: СПб, 2016. – 144с.

Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет.

– М.: СПб, 2017. – 96с.

 

2.         Рабочие тетради:

Воронина Т.П. Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет? – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 95 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные В-Ф. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные З-С. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.


Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Г-К. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.

Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.

Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать звуки 1-4 класс. М.: ФЕНИКС, 2019. –63 с.

Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать буквы. М.: ФЕНИКС, 2019. – 80 с. Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 2 класс. М.: ФЕНИКС,2019.

Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 3 класс. М.: ФЕНИКС,2019.

 

3.       Дидактические игры:

Бобылёва   З.Т.   Игры   с   парными   карточками.   Звуки   С,З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.

Бобылёва З.Т.                  Игры    с   парными    карточками.    Звуки  Р, Л. 

Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.

Бобылёва З.Т.  Игры с парными карточками.  Звуки Ш, Ж,Ч,Щ.

Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.

Ильякова Н.Е. Звуки Ч, Щ, я вас различаю! Настольные логопедические занятия для детей 5-7 лет. - М.: ГНОМ, 2009. – 24 с.

Каширина И.И. Предлоги (с, из, у, за, над). Учебно-игровой комплект для детей 5- 8 лет. –М.: Сфера, 2018. – 16с.

Каширина И.И. Предлоги (в, на, к, под, от). Учебно-игровой комплект для детей5- 8 лет. –М.: Сфера, 2017. – 16с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. – М.: ГНОМ, 2016. – 24 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 8. Согласные звонкие и глухие. – М.: ГНОМ, 2016. – 28с.

Коноваленко                В.В.,    Коноваленко     С.В.       Различаем    парные    твёрдые-мягкие согласные. Пособие для логопедов. – М.: ГНОМ, 2014. – 144с.

Омельченко О. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М.: ГНОМ, 2015. –

28 с.

Соломникова Л.Н. Игротека речевых игр. Выпуск 14. Логопедические фанты. Игра

на профилактику дисграфии и дислексии у детей. –М.: ГНОМ, 2018. – 32 с.

СошинаИ.В.Игротекаречевыхигр.Выпуск11.Играемврифмы.Игрынаразвитие фонематического восприятия. –М.: ГНОМ, 2016. – 16с.

Сошина И.В. Игротека речевых игр. Выпуск 10. Местоимения «мой», «моя», «моё»,

«мои». – М.: ГНОМ, 2018. – 24 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе коррекционного курса «Развитие речи» на период 2021– 2022 учебного года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе коррекционного курса «Развитие речи» на период 2021– 2022 учебного года

Приказ Министерства образования и науки

Приказ Министерства образования и науки

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие речи»

Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие речи»

Чей? Где? Какой? Как? Сколько?

Чей? Где? Какой? Как? Сколько?

Обучающиеся научатся: · использовать книгу как справочный материал; · ориентироваться в учебнике; выполнять задание по образцу; · списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом;…

Обучающиеся научатся: · использовать книгу как справочный материал; · ориентироваться в учебнике; выполнять задание по образцу; · списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом;…

Формы организации работы на уроке: · индивидуальная; · парная; · фронтальная; · групповая; · коллективная

Формы организации работы на уроке: · индивидуальная; · парная; · фронтальная; · групповая; · коллективная

Различение деловой, научной и художественной речи

Различение деловой, научной и художественной речи

Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий на 20__– 20__ учебный год

Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий на 20__– 20__ учебный год

Определять лексическое значение слов

Определять лексическое значение слов

Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как?

Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как?

Самостоятельное составление картинного плана простого текста

Самостоятельное составление картинного плана простого текста

Пересказ текста по составленному плану

Пересказ текста по составленному плану

Определение рода существительных по начальной форме

Определение рода существительных по начальной форме

Умение составлять предложения с прилагательными

Умение составлять предложения с прилагательными

Человек в обществе.

Человек в обществе.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1

Коноваленко В.В., Коноваленко С

Коноваленко В.В., Коноваленко С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2023