Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Программа коррекционного курса
«Развитие речи»
3 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
Чернякова Т.Г.
учитель-логопед
первой квалификационной категории.
Челябинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе коррекционного курса «Развитие речи»
на период 2021– 2022 учебного года.
Программа коррекционного курса «Развитие речи» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г № 17785);
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1241 от 26.11.2009г, зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2357 от 22.09.2011г, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г №22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1060 от 18.12.2012г, зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г № 26993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования2009г №, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 373»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2106 от 28.12.2010г, зарегистрирован Минюстом России №19676 от 02.02.2011г «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.14 г, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015г №35847 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31.12.2015 г., зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016 г. № 40936 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 г. № 38528);
· Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011, рекомендованный Министерством образования и науки РФ; Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2ч. - М.: Просвещение, 2007;
· Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации №Р-75 от 06.08.2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
· Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01-1414 от 23.05.2012г «Об утверждении минимального перечня комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в образовательных учреждениях Челябинской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
· «Об особенностях организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году: Приложение к письму МОиН Челябинской области №1213/6651 от 28.06.2018г.;
· Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год» от 25.08.2014 № 01/2540;
· Рекомендации по формированию общеобразовательными организациями города Челябинска учебных планов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приложение к письму Комитета по делам образования города Челябинска № 16-02/5313 от 08.08.2017г.;
· Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»;
· Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»;
· Школьный учебный план на 2021-2022 учебный год;
· Положение о Рабочей программе МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска» по предметам учебного плана МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска» (Приказ №______ от _____________________).
Общая характеристика коррекционного курса «Развитие речи».
На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.
На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.
Место программы коррекционного курса «Развитие речи» в учебном плане
Программа коррекционного курса «Развитие речи» включена в коррекционно-развивающую область, являющуюся обязательной частью внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию её недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Программа рассчитана на 60 академических часов для групповых занятий.
Учебный материал в данной программе реализуется в форме групповых занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут на протяжении всего учебного года с группой учащихся из 6-8 человек.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие речи»
На минимальном уровне |
На достаточном уровне |
личностные |
|
· уважительное отношение к России, родному краю, своей семье; · самостоятельность и личная ответственности за свои поступки, в том числе во внеучебной деятельности; · ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; · этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; |
· уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; · самостоятельность и личную ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; |
предметные |
|
· использовать усвоенные слова с конкретным и абстрактным значением в речевой практике; · корректно употреблять слова, близкие и противоположные по смыслу; · использовать в разговорной речи простые распространенные предложения из 6-8 членов, с однородными членами, имеющими пояснительные слова, сложные предложения с союзами «и», «а»,«но», «однако» выражающими одновременность или последовательность действия, причину, время; · активно высказываться в ходе беседы, отвечать на вопросы и задавать вопросы в последовательности, требуемой беседой, дополнять чужие реплики, в том числе в инсценировках; · корректно применять в разговорной речи вопросительные предложения со словами куда? почему? Чей? Где? Какой? Как? Сколько? Когда? · Составлять диалоги (объяснение, выяснение, спор) на темы внеклассной и учебной деятельности; · Самостоятельно делить текст на логически законченные части; · Составлять рассказы по картине, серии сюжетных картин, опорным словам и предложениям; · Различать деловую, научную и художественную речь; · В устной и письменной форме выразить извинение, просьбу, благодарность, поздравление, оценку, совет; |
· Корректно употреблять в речи приставочные глаголы совершенного вида, обозначающие завершенное действие; · Различать многозначность переносного значения слова; · Находить начальную форму существительных в любой падежной форме, определять род существительных по начальной форме; · Распознавать время глагола по вопросам; · Использовать грамматически правильную речь при изложении рассказа и пересказе текста; · Пересказывать текст с изменением лица и времени действия; · Составлять диалог с учетом понимания позиции двух участников; · Определять основную мысли текста, его части с помощью учителя; · Составлять схему построения текста с помощью учителя; · Составлять план повествовательного рассказа (картинно- графического, картинно-вербального, вербального); · Составлять рассказы на основании жизненного опыта обучающихся с использованием элементов описания и рассуждения; по заданной части рассказа – началу, середине, концу; В устной и письменной речи выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления; |
метапредметные |
|
регулятивные |
|
· понимать и удерживать учебную задачу; · понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; · адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; |
· Владение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
познавательные |
|
Обучающиеся научатся: · использовать книгу как справочный материал; · ориентироваться в учебнике; выполнять задание по образцу; · списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом; · работать с информацией, представленной в разных видах (схема, таблица). |
Обучающиеся получат возможность научиться: · наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности; · анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; |
коммуникативные |
|
· внимательно слушать учителя и друг друга; общатьсястной речью; · умеет обратиться с просьбой повторить, уточнить; ответить на вопрос; · умение адекватно использовать речевые средства для решения различных познавательных и коммуникативных задач. |
· Уметь использовать основные формы выражения возражения и протеста, впечатлений различной модальности; · уметь сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач. |
Содержание программы коррекционного курса «Развитие речи».
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
· методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);
· методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);
· методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая игра).
2. Методы стимулирования и мотивации.
· эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
· познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);
· волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);
· социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);
· индивидуальная;
· парная;
· фронтальная;
· групповая;
· коллективная.
Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Употребление глаголов, обозначающих завершенное действие (глаголы совершенного вида с приставками). Употребление слов, определяющих степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных.
Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Различение многозначности переносного значения слов. Подбор и группировка слов, близких по смыслу, использование их в речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.
Употребление в речи простого распространенного предложения. Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из: существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра); глагола в роли сказуемого и существительного в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); глагола в роли сказуемого и существительных в роли обстоятельства (выехал из города, приехал в город); глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства (бежит направо, пойдем вечером); существительного в роли обстоятельства и согласованного с ним прилагательного в роли определения (с большим желанием); Практическое овладение грамматическими формами слов в зависимости от их значения в составе предложения. Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, предложении по вопросам.
Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов. Уточнение грамматического значения слов, обозначающих предметы, группировка слов, отвечающих на вопросы кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы. Определение рода существительных по начальной форме. Различение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Нахождение начальной формы существительных, употребляемых в любой падежной форме. Формирование грамматического понятия «глагол». Уточнение его смыслового значения. Изменение глаголов по числам и временам. Распознавание настоящего и, прошедшего и будущего времени глаголов по вопросам что делает? Что делала? Что будет делать? Что сделает? Образование временных форм глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое знакомство со сложным предложением, состоящим из двух простых.
Понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом.
Использование в беседе по тексту, по иллюстрации к тексту, по мультфильму, по короткометражному фильму усвоенной лексики и грамматических конструкций.
Различение деловой, научной и художественной речи.
Осознание последовательности, причинности, смысла событий, понимание связей описанных явлений. Самостоятельное деление текста на логически законченные части и выделение в них главного, определение с помощью учителя основной мысли. Озаглавливание текста. Схема построения текста (начало, основная часть, заключение). Составление плана сюжетного характера под руководством учителя.
Пересказ текста с изменением лица и времени действия. Устное и письменное изложение небольшого текста по готовому или коллективно составленному плану. Устные сочинения по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие обучающимся по жизненному опыту с предварительной коллективной и индивидуальной подготовкой. Постепенное включение в текст элементов описания и рассуждения. Закрепление видов диалога (объяснение, выяснение, спор). \речевая этика. Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону. Устное и письменное приглашение, поздравление, извинение. Употребление слов, выражающих отказ, привлечение и поддержание внимания.
Заучивание наизусть стихотворений, загадок, пословиц. Примерная тематика:
Космос и земля, Земля и другие небесные тела, Воздух, Земля, Вода, Формы поверхности, Наш край, Человек и общество, Устное народное творчество.
Контрольно-оценочные материалы
При оценке качества усвоения программного материала курса учитывается качество использования только пройденного материала. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения литературному чтению и русскому языку.
Для промежуточного и итогового контроля выбираются 2 контрольных задания в середине и конце учебного года.
Примерные контрольные задания:
· описание одного из животных (из пройденных), в том числе в рамках комментирования собственной презентации;
· описание растения (из пройденных) в том числе в рамках комментирования собственной презентации;
· характеристика одного из времен года (возможно использование иллюстративного материала);
· составление рассказа по картинке, например: труд людей в одно из времен года;
· составление повествовательного рассказа по серии 4 - 5 картин, допустимо наличие скрытой информации;
· ответы на вопросы и/или пересказ повествовательного текста, объемом 30- 50 слов по проблематике бесед на данном уровнеобучения.
Оценка «5» задание выполнено без специфических нарушению речевых ошибок (допускается в устных высказываниях не более двух речевых неточностей). Ошибкой считаются аграмматизмы в рамках изученных тем, ошибки употребления лексических средств (в соответствии с тематикой 3 класса), употребления слов близких и противоположных по значению; нарушение логической, пространственно-временной последовательности изложения текста, несоблюдение трехчастной структуры текста, выход за рамки темы.
Оценка «4» - не более 3 специфических речевых ошибок при составлении связного рассказа.
Оценка «3» - в устных высказываниях 3-5 специфических речевых ошибок.
Оценка «2» - более 5 ошибок. Исключение составляют учащиеся, зачисленные во 2-3 классы из общеобразовательных школ. Для них критерий оценки может быть пересмотрен с учетом индивидуальных возможностей и пройденной программы.
Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий
на 20__– 20__ учебный год.
(группа ___)
№ |
Дата |
Корректировка |
Тема занятия |
Виды деятельности |
|
Раздел 1. Космос и Земля (4 часа) |
|||||
1. |
|
|
Земля – наш общий дом.
|
Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Находить в тексте имена существительные в единственном и множественном числе. Составлять предложения с существительными. Находить в тексте собственные имена существительные. Употребление в речи простого распространенного предложения. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложения по членом предложения, определять лексическое значение слова. Составлять схемы. Грамотно расставлять знаки препинания. Использование в беседе по тексту, по иллюстрации к тексту усвоенной лексики и грамматических конструкций.
|
|
2. |
|
|
Человек изучает природу
|
||
3. |
|
|
Исследователи космоса.
|
||
4. |
|
|
Рассказы отечественных и зарубежных авторов о Земле и космосе |
||
Раздел 2. Земля и другие небесные тела (6 часов) |
|||||
5. |
|
|
Что такое Солнечная система?
|
Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Определять лексическое значение слов. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразиологизмы, и наблюдать, как они используются в тексте. Находить в тексте однокоренные слова, определять часть речи данного слова. Распространение предложений за счет слов, относящихся к глаголам, и постановка к ним вопросов. Уточнение грамматического значения слов, обозначающих предметы, группировка слов, отвечающих на вопросы кто? что? Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы. Употребление слов в различных текстах (идти куда? где? в чём? с кем? с чем?). Самостоятельное выделение в тексте значимых частей, составление схемы текста с помощью учителя. Включение устных сочинений по серии сюжетных картин.
|
|
6. |
|
|
Понятие о планетах.
|
||
7. |
|
|
Движение Земли вокруг Солнца – смена времени года.
|
||
8. |
|
|
Луна – спутник Земли.
|
||
9. |
|
|
Звезды и созвездия.
|
||
10. |
|
|
Мифы, легенды, сказки народов мира. |
||
Раздел 3. Воздух (6 часов) |
|||||
11. |
|
|
Глобус – модель Земли.
|
Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания, разбирать предложения по членам. Грамотно расставлять знаки препинания. Использование предложений со словосочетаниями, состоящими из: существительного в роли подлежащего и прилагательного в роли определения (увлекательная игра); глагола в роли сказуемого и существительного в косвенных падежах в роли дополнения (нарисовать дом, сделать из бумаги); глагола в роли сказуемого и существительных в роли обстоятельства (выехал из города, приехал в город); глагола в роли сказуемого и наречия в роли обстоятельства (бежит направо, пойдем вечером); Устное сочинение по серии сюжетных картин. Коллективное составление плана текста (картинного и картинно-вербального). Самостоятельное составление картинного плана простого текста
|
|
12. |
|
|
Воздушная оболочка – защита Земли.
|
||
13. |
|
|
Ветер.
|
||
14. |
|
|
Погода.
|
||
15. |
|
|
Признаки изменения погоды. |
||
16. |
|
|
Рассказы отечественных и зарубежных авторов о погоде . |
||
Раздел 4. Земля (10часов) |
|||||
17. |
|
|
Земля как часть вселенной.
|
Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление глаголов, обозначающих завершённое действие (глаголы совершенного вида с приставками). Употребление слов, определяющих степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных. Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Различение многозначности переносного значения слов. Умение находить в тексте глаголы совершенного виды и не совершенного вида, с приставками и без них. Выделение в тексте частей речи, краткое описание каждой. . Пересказ текста по составленному плану. Самостоятельное составление картинного или картинно-вербального плана простого рассказа. Устное изложение с предварительной подготовкой. |
|
18. |
|
|
Поверхность Земли.
|
||
19. |
|
|
Материки и океаны.
|
||
20. |
|
|
Ориентирование на местности по компасу и солнцу.
|
||
21. |
|
|
Строение компаса. |
||
22. |
|
|
План и карта
|
||
23. |
|
|
Понятие о различных климатических зонах.
|
||
24. |
|
|
Родная страна на карте мира |
||
25. |
|
|
Рассказы отечественных и зарубежных авторов о путешествиях.
|
||
26. |
|
|
Сказки народов мира.
|
||
Раздел 5. Вода (6 часов) |
|||||
27. |
|
|
Водоемы Земли.
|
Употребление слов, обозначающих действия предметов с наиболее распространёнными приставками: в-, во- вы-,при-, у-, от-, под-, пере-, про-,до- Составление новых слов с использованием приставок. Находить в слове значимые части: корень, приставку. Нахождение в тексте однокоренных слов, выделение корня. Работа по выделению приставок в словах, определение значения приставок. Сравнивать состав слов, составлять схему слова. Разбор слова по составу. Различать в какой части слова находится орфограмма. Грамотно писать слова, с изученными орфограммами. Определять тип текста: -повествование, описание, рассуждение. -определять цель высказывания и интонацию предложения. Пересказ текста с опорой на наглядную опору. |
|
28. |
|
|
Круговорот воды в природе.
|
||
29. |
|
|
Растворы в природе – вода пресная и соленая |
||
30. |
|
|
Значение воды для растений и животных |
||
31. |
|
|
Профессии людей в рыбном хозяйстве.
|
||
32. |
|
|
Рассказы отечественных и зарубежных авторов о воде и водоемах.
|
||
Раздел 6. Формыповерхности (8часов)
|
|||||
33. |
|
|
Равнина, холм, овраг, гора, вулкан.
|
Определение рода существительных по начальной форме. Различение единственного и множественного числа, окончаний имен существительных во всех падежных формах. Образование новых слов с помощью суффиксов (обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (- щик, -чик, -ист, -тель, -арь). Находить в слове значимые части корень и суффикс. Сравнивать состав слов. Составлять схему слова. Разбирать слова по составу. Различать в какой части слова находится орфограмма. Составление сложных предложений с союзами но, однако. Составление рассказа по наблюдениям за природой. Формулирование коротких и распространённых ответов и вопросов в рамках диалога на заданную тему. |
|
34. |
|
|
Что такое почва?
|
||
35. |
|
|
Вред и польза химических удобрений и пестицидов.
|
||
36. |
|
|
Экологически чистые продукты. |
||
37. |
|
|
Что такое горы?
|
||
38. |
|
|
Разнообразие горных пород
|
||
39. |
|
|
Красота камней.
|
||
40. |
|
|
Рассказы отечественных и зарубежных авторов.
|
||
Раздел 7. Наш край (12часов) |
|||||
41. |
|
|
Природа родного края.
|
Использование ранее усвоенной лексики в различных коммуникативных ситуациях. Употребление в речи слов, обозначающих оценку или степень действия, образ или способ действия, время или место совершения действия и отвечающих на вопрос как? Каким образом? Когда? Где? Куда? До какой степени? Использование слов, обозначающих признаки предметов по весу (легкий, тяжелый); по степени сравнения качеств предметов (тяжелый, тяжелее, высокий, выше); по принадлежности (медвежий, щучий). Умение составлять предложения с прилагательными. Работа с качественными и относительными формами прилагательных. Различать простые и сложные предложения. Выделять в предложении словосочетания. Разделять предложения по цели высказывания и интонации. Разделять предложение по членам предложения. Грамотно расставлять знаки препинания. Составление сложных предложений с союзами а, и ,но, что, чтобы. Подчеркивания главных членов в каждой части сложного предложения. Составление схем предложений. Составление рассказов по описанию, с опорой на наглядность, рассказ по образцу, с использованием плана.
|
|
42. |
|
|
Погода в данной местности в различные сезоны. |
||
43. |
|
|
Преобладающий рельеф. |
||
44. |
|
|
Добыча полезных ископаемых
|
||
45. |
|
|
Важнейшие полезные ископаемые .
|
||
46. |
|
|
Почва данной местности, ее состав.
|
||
47. |
|
|
Крупнейшие водоемы данной местности. |
||
48. |
|
|
Организация охраны водоемов.
|
||
49. |
|
|
Места для купания и рыбной ловли. |
||
50. |
|
|
Растительный и животный мир водоемов |
||
51. |
|
|
Названия крупных водоемов
|
||
52. |
|
|
Произведения писателей, художников.. |
|
|
Раздел 8. Человек и общество (8 часов) |
|||||
53. |
|
|
Человек в обществе.
|
Активизация ранее усвоенных слов в различных коммуникативных условиях. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д), действия или признаки (бегство, молодость), множество вещей как одно целое. Определять лексическое значение слов. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и уметь использовать их в тексте. Различение многозначности переносного значения слов. Подбор и группировка слов, близких по смыслу, использование их в речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Составление диалогов (спор, объяснение, выяснение). Составление рассказа с элементами рассуждения. Составление и запись рассказа о случае из своей жизни Выделение из предложения слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетания с предлогами и без предлогов). Связь слов в словосочетании, предложении по вопросам. Озаглавливание текста. Выделение в тексте значимых смысловых частей. Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера |
|
54. |
|
|
Моральный облик человека в обществе
|
||
55. |
|
|
Семья как часть общества.
|
||
56. |
|
|
Основные права и обязанности ребенка.
|
||
57. |
|
|
Труд в жизни человека.
|
||
58. |
|
|
Символы государства. |
||
59. |
|
|
Многонациональный состав нашего государства.
|
||
60. |
|
|
Устные рассказы об интересных общественно-полезных делах, дружбе.
|
||
|
|
|
Систематизация и повторение изученного
|
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2015. – 320 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия, переиздание. Выпуск 1. – М.: Владос, 2015. – 400 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. [Электронная книга], 2017. – 280 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. [Электронная книга], 2017. – 315 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация шипящих, свистящих, аффрикат, Л-Р. [Электронная книга], 2017. – 340 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 3. Часть 1.Работа с морфемным составом слова Ударение. Дифференциация приставок и предлогов. [Электронная книга], 2017. – 250с.
Коррекцияписьманауроках.1-4классы:практическиеитренировочныезаданияи упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.
Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Вып.2 / авт. сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Коррекцияписьманауроках.1-4классы:практическиеитренировочныезаданияи упражнения/ авт. сост. Л.В. Зубарева. –Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2014г.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда/ Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. –М.: Издательство ГНОМ, 2011 г.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтез. Конспекты для занятий логопеда. 2-е изд. –М.: Издательство ГНОМ, 2014. -128 с.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Редкая Птица, 2017. – 304 с.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 1. –М.: Редкая птица, 2018. – 96с.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы. Логопедические занятия в период обучения грамоте. Часть 2. –М.: Редкая птица, 2018. – 104с.
РозоваЮ.Е.,КоробченкоТ.В.Мониторингречевогоразвитияучащихсяначальной школы. Программно-методические-материалы. –М.: Редкая Птица, 2018. – 120с.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушения. [Электронная книга], 2016. – 192 с.
Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2017. – 224с.
Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2- 3 классы. – СПБ.: Каро, 2017. – 176 с.
ЯворскаяО.Н.Занимательныезаданиялогопедадляшкольников.3-4классы.–М.: СПб, 2016. – 144с.
Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет.
– М.: СПб, 2017. – 96с.
Воронина Т.П. Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет? – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 95 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные В-Ф. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные З-С. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Г-К. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш. Альбом графических, фонематических упражнений для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2019. - 32с.
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматическойдисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 48 с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 32с.
Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать звуки 1-4 класс. М.: ФЕНИКС, 2019. –63 с.
Мальм М.В., Суслова О.В. Учусь различать буквы. М.: ФЕНИКС, 2019. – 80 с. Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 2 класс. М.: ФЕНИКС,2019.
Мальм М.В., Суслова О.В. Языковой анализ и синтез. 3 класс. М.: ФЕНИКС,2019.
Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С,З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.
Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л.
Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.
Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж,Ч,Щ.
Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. –М.: ГНОМ, 2018. – 36с.
Ильякова Н.Е. Звуки Ч, Щ, я вас различаю! Настольные логопедические занятия для детей 5-7 лет. - М.: ГНОМ, 2009. – 24 с.
Каширина И.И. Предлоги (с, из, у, за, над). Учебно-игровой комплект для детей 5- 8 лет. –М.: Сфера, 2018. – 16с.
Каширина И.И. Предлоги (в, на, к, под, от). Учебно-игровой комплект для детей5- 8 лет. –М.: Сфера, 2017. – 16с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. – М.: ГНОМ, 2016. – 24 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 8. Согласные звонкие и глухие. – М.: ГНОМ, 2016. – 28с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Различаем парные твёрдые-мягкие согласные. Пособие для логопедов. – М.: ГНОМ, 2014. – 144с.
Омельченко О. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М.: ГНОМ, 2015. –
28 с.
Соломникова Л.Н. Игротека речевых игр. Выпуск 14. Логопедические фанты. Игра
на профилактику дисграфии и дислексии у детей. –М.: ГНОМ, 2018. – 32 с.
СошинаИ.В.Игротекаречевыхигр.Выпуск11.Играемврифмы.Игрынаразвитие фонематического восприятия. –М.: ГНОМ, 2016. – 16с.
Сошина И.В. Игротека речевых игр. Выпуск 10. Местоимения «мой», «моя», «моё»,
«мои». – М.: ГНОМ, 2018. – 24 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.