Лекция для родителей:
«Что такое авторитет родителей?»
(для родительского собрания в начальных классах)
Этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принуждая их человеческого достоинства и не превознося его.
Авторитет- это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.
Приходилось ли вам задумываться над тем, почему мы считаем семью воспитывающим коллективом? В последнее время много говорят и пишут о воспитательных воздействиях семьи. Проанализируем эти возможности. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями и детьми создают обстановку непринуждённости, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упрёки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.
Однако, любовь и уважение в семье не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитету родителей.
В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под любым предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей, что не проходит бесследно.
А. С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и современных семьях.
Самым распространённым видом Макаренко считал авторитет любви. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь.
Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?»
Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создаёт в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Другой вид семейного воспитания- ложный авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают: им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.
Противоположным видом семейного воспитания является ложный авторитет подавления. Это самый страшный вид семейного авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома- всегда рычит, всегда сердится, за каждый пустяк раздражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать. Такой авторитет вреден. Он ничего не воспитывает. В такой семье вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребёнок, или наоборот, самодур, деспот, в течение всей своей жизни мстящий за подавленное детство.
Педагогический такт заключается в умении взрослого найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребёнком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты, соблюдать чувство меры.
К сожалению, родители порой допускают грубость, нетерпимость, категоричность. Это относится и к матери, как главной воспитательнице детей. Если члены семьи отказывают матери помощи в ведении домашнего хозяйства, то у неё возникают нервные и физические перегрузки. Мать становится невыдержанной, а потому кричит на ребёнка, часто незаслуженно наказывает его. Каков же авторитет у такой матери? Именно мать должна аккумулировать в себе в наибольшей мере доброту, мягкость, доверительность общения с детьми.
Разновидностью ложного авторитета подавления является ложный авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребёнком, разговаривают с ним подчёркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом. Их слово- это святыня.
Обычно с ребёнком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке малыш либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.
Весьма распространён в последние годы тип ложного авторитета, названный Макаренко авторитетом чванства.
Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчёркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют». В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчёркивания своих преимуществ, выражения пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчётливыми дельцами и бездельниками.
Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный Макаренко ложным авторитетом подкупа. Это самый безнравственный вид авторитета. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, покупают у ребёнка с помощью подарков, бесконечных обещаний. Родители, не стесняясь, так и говорят: «Будешь слушаться- пойдём в кино, будешь хорошо учиться- тогда куплю тебе то, что захочешь». Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, но ни в коем случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстёгивать детей в их школьной работе соблазнительными обещаниями.
В работе с родителями педагоги часто встречаются с семьями, где отсутствует единство требований взрослых. Например, мягкая, снисходительная мать и суровый, чрезмерно требовательный отец. Ребёнок в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаясь к каждому из них.
На воспитание детей накладывает отпечаток и настроение, состояние отца и матери, характер каждого из них. Требования к ребёнку должны быть едины.
Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимание на воспитание ребёнка. Когда они обнаруживают нелады с поведением, то принимают разовые воздействия, сопровождающие шумом, криками и слезами. Затем всё продолжается по-прежнему до следующего события. Отсутствие постоянной линии воспитания создаёт в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой- напряжение, порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.
В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет?
Главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители своё дело в воспитании детей делают честно, разумно, если перед ними поставлены прекрасные цели, это значит, что у них есть родительский авторитет, их дети вырастут отличными людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.