Лекция "Художественные очерки о Гражданской войне в Астрахани Л.М.Рейснер
Оценка 4.9

Лекция "Художественные очерки о Гражданской войне в Астрахани Л.М.Рейснер

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
05.06.2023
Лекция "Художественные очерки о Гражданской войне в Астрахани Л.М.Рейснер
Лекция представляет интерес для преподавателя предмета Родная литература. Рассказывает о творчестве писателя, публициста, революционерки и дипломата Ларисы Рейснер.
лекц Рейснер.docx

Художественные очерки Л.М. Рейснер о гражданской войне  в Астрахани. «Фронт»  («Астрахань», «Лето» 1919).

Публицистика периода Гражданской войны

Центральные жанры – статьи, репортажи, очерки.

Ведущие публицисты этого периода: Лариса Михайловна Рейснер, Абрам Аграновский, Иван Рябов, Максим Горький, Борис Горбатов, Семен Нариньяни.

Специфические черты: тип задан – это активны и энергичный человек, энергия которого направлен на победу революции, он образец для подражания.

Публицистика отражает потребности эпохи и времени, красные командиры изображаются в духе Гоголя («Тарас Бульба») Основная мысль – коллективный разум Партии, ее стремление проникнуть в интересы народа.

Основная задача – создание образа партии взявшей на себя ответственность за страну и мир в целом

Л.М. Рейснер – первая женщина-журналист. Её герой удалой, мужественный и романтизированный. По её мнению «Революция – это молния, которая все освещает».

1 цикл – «Письма с фронта» («Известия», «Красная новь»)

2 цикл – «Письма с восточного фронта». Очерки: «Астрахань», «Лето 19 года», «Маркин» - образы командиров бесшабашно-смелых, поэтика романтизма, преувеличение положительных черт.3 цикл – «Уголь, железо и живые люди» (1924).

Материал для очерков собирался в поездках на Донбасс и Урал. Образы – реалистичные. Появляются изображения грязи, гнилых казарм, идет снижение романтического пафоса.

Особый тип героя – он способен преодолевать самые тяжелые испытания во имя победы революции. Портретные очерки начали писать Луначарский и Троцкий.

В публицистике Л.М. Рейснер героика Гражданской войны получила яркое отображение. Невозможно отделить Рейснер-писательницу от Рейснер-бойца Волжской флотилии, автора цикла очерков «Фронт» от участника боев под Царицыном. В годы Гражданской войны ее постоянной трибуной стала газета «Известия», помещавшая очерки писательницы под рубриками «Письма с фронта» и «Письма с Восточного фронта». Некоторые очерки о фронтовых событиях появились уже после окончания войны, в том числе самый лучший из них – «Казань», напечатанный в 1922 г. в журнале «Пролетарская революция».

В послевоенное время в «Известиях», в журналах «Прожектор» и «Красная нива» постоянно публикуются очерки из цикла «Уголь, железо и живые люди». В 1924 г. очерки Л. Рейснер вышли отдельной книгой. Публицистическое наследие Л. Рейснер отличается высоким художественным мастерством.

В очерках «Маркин», «Казань», «Астрахань», «Астрахань – Баку», «Казань – Сарапул» запечатлены моряки Волжской флотилии с «их голодом и героизмом», Астрахань, согретая ранней весной 1919 г., среди совершенно голых и неподвижных холмов Каспийского побережья, Казань с уходящими из города, спасающимися от Колчака жителями. «Рядом бежит семейство с детьми, шубами и самоварами, – читаем в очерке «Казань». – Несколько впереди женщина тянет за веревку перепуганную козу. На руках висит младенец. Куда ни взглянешь, вдоль золотых осенних полей – поток бедноты, солдат, повозок, нагруженных домашним скарбом, все теми же шубами, одеялами и посудой. Помню, как много легче стало в этом живом потоке. Кто эти бегущие? Коммунисты? Вряд ли. Уж баба с козой наверное не имеет партийного билета. При каждом выстреле, при каждой вспышке панического ужаса, встряхивающего толпу, она крестится на все колокольни. Она просто – народ, масса, спасающаяся от старых врагов. Целая Россия, схватив узел на плечи, по вязкой дороге пошла прочь от чехословацких освободителей».

 «Это был большой художник, это был большой творец», – так отзывался о Ларисе Рейснер Л. Сосновский. Особенно высокой оценки удостоил он один из последних ее очерков «Молоко», напечатанный в «Гудке». «В этом фельетоне, – отмечает Л. Сосновский, – было нечто совсем новое. Те, кто имел случай прочесть этот фельетон «Молоко», могли увидеть еще один этап в творчестве Ларисы Михайловны... Она как бы вела нас за разносчиком молока, который чуть свет поднимается по лестнице многоэтажного дома, и провела нас через все ступени нищеты берлинского рабочего. Этот новый и ясный обнаженный прием мне показал, что мы еще не знаем и малой доли того, на что способна Лариса Михайловна».

Сохранившиеся в рукописном фонде Л.М. Рейснер материалы о состоянии уральской и донецкой промышленности подтверждают, что она действительно вынашивала планы создания еще многих произведений, в том числе трилогии о жизни уральских рабочих.

 


 

Художественные очерки Л.М. Рейснер о гражданской войне в

Художественные очерки Л.М. Рейснер о гражданской войне в

Помню, как много легче стало в этом живом потоке

Помню, как много легче стало в этом живом потоке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023