Лекция № 1. Проектирование как инновационное направление. Основные понятия проектирования.
Опережающие вопросы и задания:
1. Найдите подходы и определения к понятию «проект»
2. Опишите историю проектирования в нашей стране.
3. На основании полученных сведений докажите, как проекты благотворно влияют на экономику школы и экономику общества в общем, почему они являются инноватикой
4. Подайте идею инновационного проекта по социальных наукам.
5. Опережающее задание: найдите подходы к инновационным проектам А.В. Хуторского и А.В. Леонтовича
Заполните таблицу «Современные подходы к проективной деятельности. Основные структурированные тезисы А.В. Хуторского и А.В. Леонтовича».
Источники:
Сайт А.В. Хуторского khutorskoy.ru/
Ссылки на А.В. Леонтовича: http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1aokr5.html
№ п/п |
А.В. Хуторский |
А.В. Леонтович |
1. |
|
|
2. … |
|
|
6. При предварительной самостоятельной индивидуальной разработке проведите круглый стол на тему «Законодательство в сфере образовательного проектирования. Основания для идентификации российских проектов как европейских методов работы».
7. Проведите открытый урок, мастер-класс с использованием методов проектов, покажите технологию научных исследований в школе.
Литература:
1. http://khutorskoy.ru/books/bibliography.htm
2. http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html
3. Леонтович А.В. К вопросу о развитии творческой активности учащихся // Методология учебного проекта. М., 2001. С. 74-80
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
6. Полат Е.С. Метод проектов. // http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
7. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998. - 256 с. (см. также: http://skachate.ru/informatika/5783/index.html?page=7)
9. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»). – 3,5 п.л.
10. Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения [Текст] // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 95-100.
11. Хуторской А.В. Методологические аспекты инноваций в дистанционной образовательной деятельности //Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С. 238-248.
12. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.65-79.
13. Хуторской А.В. Эвристические методы как инструмент инновационного обучения // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.108-118.
Проект—это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Цель: сформировать проектное мышление, приблизить к европейскому менталитету.
Собственная классификация проектов: мини-проект, решение проблемной задачи, исследование, социальная инициатива, проба, книга, статья, фильм, экскурсия.
В рамках ФГОС 2010 года проекты в школе стали обязательными. Практическая ориентированность компетентностного подхода и использование метода проектов – как инструмента, который позволяет встать на позицию «используй свои знания» («learning by doing») и помочь нести ответственность детей за их обучение, позволяет мне сделать вывод, что использование данной педагогической технологии может служить тем инструментарием, который учитель использует для формирования компетентностей учащихся в деятельности. Учителю необходимо определить схему введения элементов компетентностного подхода (создать модель). Для этого учитель должен:
Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции, поэтому проект может оказаться той площадкой, где могут формироваться и развиваться компетенции учащихся, где может быть осуществлен переход от предметно-знаниевой модели образования к более целостной, где приоритет будет отдан опыту, компетентности, субъектности. Потенциал, который содержит работа с проектами, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. Умения разрешать проблемы в ходе проектной деятельности, а не информированность ученика, освоение учениками целостной системы методов познания, где общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на выдвижение идей, на формулирование проблемы, учебной задачи, планирование, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения работать с информацией для достижения поставленных учебных задач; умения по сбору и структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению; умения по предъявлению и презентации продукта как результата проектной деятельности и т.д. Включение с эту систему ценностно-смысловых, социально-трудовых и коммуникативных компетенций говорит о том, что технология проектирования является эффективным инструментом при формировании компетентностей учащихся. По этой причине работа с проектами и организация процесса руководства заслуживают особого рассмотрения.
Очевидно, что эффективное формирование и развитие общеучебных компетенций в ходе проектной деятельности предполагает соответствующее дидактическое, методическое и управленческое обеспечение этого процесса. Занимаясь организацией и управлением проектной деятельностью учащихся, я пришла к необходимости разработки и использования пакета теоретических и практических материалов экспериментальной работы по созданию и апробации модели продуктивного обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся и управленческого сопровождения развития проектов. Так мною был разработан курс «От проекта к культуре проектирования». Эта работа – попытка осуществить переход от проектирования, предметом которого является учебный материал и учебные задания к проектированию, предметом которого являются области педагогической, совместной деятельности учителей и учащихся. Материалы обращены к учителям-практикам, осознающих важность целенаправленного развития ключевых компетентностей учащихся.
Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости формирования и развития проектных компетентностей. Но низкая эффективность проектной, исследовательской деятельности и учащихся, и учителей, а также качество создаваемых ими образовательных продуктов, требуют, на мой взгляд, более пристального внимания к вопросам целенаправленного обучения проектной деятельности. Авторский курс представляет собой цикл занятий для участников образовательного процесса (учителей и учеников). Цели и задачи для учителей и учеников в овладении проектными компетенциями различны, поэтому мною разработаны программы курсов отдельно для учащихся «Учебные проекты с использованием ИКТ», в которую входят занятия для 5-8 классов: «Учимся решать проблемы (формирование проектного мышления и учебно-познавательной компетентности учащихся)»; для 9-11 классов: «Технология проектной и исследовательской деятельности (формирование ключевых компетентностей учащихся)». Для учителей я веду занятия по программе: «Управление проектной деятельностью учащихся (ключевые аспекты)». Курс адресован всем: кто желает получить знание и навыки в области управления проектами; кто хочет реализовать свои инновационные идеи через проекты, его сопровождает авторский блог «От проекта к культуре проектирования».
Технические навыки: умение использовать подходящие методы и инструменты для управления проектом, умение разрабатывать проектную документацию и навыки работы с ресурсами сети. Навыки межличностных отношений: лидерство, налаживание взаимодействия между участниками проекта, мотивация членов команды, обеспечение поддержки проекта третьими лицами, принятие решений, разрешение конфликтов, решение проблем. При детальном рассмотрении и описании этих навыков нетрудно увидеть, что в ходе реализации проектов участники курсов приобретают компетенции (информационные, коммуникативные и др.).
На мой взгляд, проектная деятельность в образовании не может внедряться на уровне технологии, готовой к воспроизводству другими. Скорее это – элементы технологии, основанные на компетентностном подходе. Проектирование – это деятельность, поэтому и его идеология, и его технология могут осваиваться педагогом только в собственных проектах. Проектную деятельность педагог разворачивает поэтапно, понимая ее смыслы, прорабатывая проблемы, овладевая проектированием как идеологией и технологией собственной деятельности. Поэтому в курсе предусмотрен модуль «Создание образовательных проектов», в котором разрабатываются, оформляются и осуществляются проекты самими слушателями. Завершает курс конференция и круглый стол «Мир проектов». При этом задача-минимум участника курса: сформулировать проектную идею; аргументировать целесообразность проекта; спланировать календарный план-график проекта; ярко, убедительно презентовать проект; получить удовлетворение от реализации проекта!
Педагоги имеют технологии проектирования, формирования и развития компетенций учащихся, чтобы действовать в рамках новой парадигмы компетентностного подхода (например, работы Хуторского А. В. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» Воровщикова С. Г. «Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции» и др.). Вопрос остается неразрешенным в другом его аспекте – в готовности педагогов реализовать данные возможности.
Большая разница между быстро развивающейся информационной средой, информационным пространством в условиях информационного общества и кадровым обеспечением педагогических работников в состоянии работать в этой среде явились причиной внесения изменений в программу моего курса, и проблема формирования информационной компетентности учителя вышла на первый план. Компетентностная модель учителя-профессионала является сложным многоуровневым образованием, в котором информационный компонент нужно выделить, несомненно, как один из важных. Культура проектирования и информационная культура учителя становится в системе образования непременным условием профессиональной компетентности учителя. Актуальность информационной компетентности не вызывает ни у кого сомнения, однако среди учительства есть немало представителей, отрицающих необходимость адаптации к новым условиям информационного общества. Элементы инертности и коллективного аутизма, убежденности в актуальности устаревающего очень сильны в профессиональной образовательной среде.
На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о повышении профессионального мастерства педагогов их профессиональной компетентности. Это не случайно, так как именно учитель является главным действующим лицом любых преобразований в системе образования. И прежде чем формировать и развивать компетенции ученика необходимо выяснить владеют ли этими компетенциями те, кто будет конструировать, организовывать, управлять деятельностью обучаемых в процессе формирования их компетенций. Задачами, следующего исследования могут стать:
1. Определить содержание и структуру процесса формирования информационной и коммуникативной компетентности учителя.
2. Разработать и обосновать технологию управления процессом формирования информационной и коммуникативной компетентности учителя.
3. Определить систему критериев и показателей эффективности управления процессом формирования информационной и коммуникативной компетентности учителя.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку результативности модели управления формированием информационной и коммуникативной компетентности учителя.
Возможно, именно процесс разработки на локальном уровне способов организации повышения профессиональной компетентности педагогов, может оказаться той площадкой, где могут быть согласованы муниципальные запросы в сфере развития кадрового потенциала и повышения качества образования.
Материалы для рассылки:
Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?
Может быть, создание условий для развития личности?
А что это за условия и как их создавать?
|
Цель ученика:
|
От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Но использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.
Этапы деятельности уч-ся |
Постановка проблемы |
Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы |
Планирование деят-сти. Выбор форм продукта |
Подготовка продукта |
Выбор формы презентации |
Подготовка презентации |
Презентация |
Самоооценка и самоанализ |
|||
Сбор информации |
Структурирование информации |
Изготовление продукта |
Оформление продукта |
||||||||
Долгосрочный (год) проект |
Сентябрь
- октябрь |
Октябрь |
Ноябрь - декабрь |
Декабрь
- февраль |
Март |
Апрель |
Май |
||||
В течение проектной недели |
До начала проектной недели |
1-ый день |
2-3-й дни |
3-4-й дни |
5-й день |
||||||
Проект, выполняемый на уроках |
1-ый урок |
Неделя между 1-м и 2-м уроками |
2-й урок |
Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками |
3-4-й уроки(спаренные) |
- |
|||||
Мини-проект |
1-й
урок |
1
- 2-й уроки |
2-й
урок |
||||||||
50-70-я |
70-80-я |
Преимущества пресональных проектов:
|
Преимущества групповых проектов:
|
"Где много легких дел, там много и трудных"
Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп.
По комплексности (предметно-содержательной области):
По характеру контактов:
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Формы продуктов проектной деятельности
|
Виды презентаций проектов
|
Содержание портфолио проекта
|
Критерии оценки проектных работ
|
"Будущее - в руках школьного учителя"
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Самый простой вариант памятки как готовить проект преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена О.Б. Соболевой и О.В. Иванова
Как работать над проектом?
Проект – это ваша самостоятельная работа по решению какого-то вопроса
1. В проект входит: постановка вопроса
2. Выбор способа его решения
3. Осуществление решения
4. Представление результатов
Проекты могут быть разными:
· художественными, практическими и информационными
· выполненные одним человеком, парой, группой учеников или всем классом
· короткими (на следующий урок) и длительными (на месяц или на год)
Порядок работы над проектом
1. Выберите вопрос - тему проекта по вашим интересам.
Помните, что вы можете предложить свою собственную тему проекта, согласовав её с учителем.
2. Определите способ и план решения вопроса, распределите этапы (части) и время выполнения этих этапов. Если проект коллективный, распределите среди товарищей обязанности, необходимые для выполнения проекта.
3. Если проект коллективный, организуйте работу так, чтобы все участники группы отвечали за различные части решения вопроса:
Для слаженной работы коллектива у членов группы могут быть особые обязанности, например:
Командир проекта – организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта.
Помощник командира – помогает командиру организовывать работу группы над вопросами темы, отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу.
Библиограф* – отвечает за сбор информации об источниках обществоведческих знаний по теме проекта.
Компьютерный дизайнер – отвечает за создание компьютерных презентаций проекта.
Художник – отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.
4. Проектная работа может быть двух основных видов:
«Выступаем на уроке» Эта проектная работа предполагает подготовку таких тем проектов, по которым вы готовите небольшие сообщения для выступления с ними на уроках, или создаете какие-либо поделки, рисунки, которые вы показываете своим товарищам.
|
«Проводим исследования» Эта проектная работа предполагает подготовку таких тем проектов, по которым работа ведется в течение длительного времени. Результаты проектов могут быть представлены, например, в «Виртуальном музее» или на особом уроке обществознания.
|
В какой проектной работе можно принимать участие?
|
5. Представлять результаты выполнения проекта одноклассникам можно различными способами:
Как можно представить результаты проекта?
|
«Устный журнал» Результаты проекта представляются в виде «статей», которые «помещаются» в «устный журнал»: вы должны подготовить устные сообщения. Помните, что каждая статья-сообщение должна освещать только самое важное, что было изучено вами в ходе проекта.
|
Компьютерная презентация Результаты проекта можно показать с помощью компьютерной презентации. Показ должен сопровождаться вашими пояснениями тех материалов, которые вы разместите в презентации.
|
«Виртуальный музей» Результаты проекта представляются в виде письменных сообщений, рисунков, моделей, изображения которых потом размещаются в «Виртуальном музее» – на школьном интернет-сайте.
|
Заочная экскурсия Результаты проекта представляются в виде экскурсии, для проведения которой в кабинете обществознания вы должны: продумать маршрут экскурсии, отобрать необходимые иллюстрации, подготовить сообщения о тех объектах, которые вы будете показывать. Вопрос: |
6. При работе над проектом необходимо помнить основные правила:
Что нужно помнить при работе над проектом?
А. Работайте в тесном сотрудничестве, будьте единой командой, помогайте друг другу. Умейте восхищаться достижениями товарищей.
Б. Начиная разрабатывать проект, не берите работы больше, чем Вы могли бы выполнить. Взяв же на себя работу, обязательно выполните ее.
В. Не опускайте руки в случае неудачи: ошибки и трудности неизбежно сопровождают любую деятельность, в том числе могут появиться и при работе над проектом.
Г. Умейте договариваться друг с другом в своей команде. Будьте терпимы к мнениям других членов вашей группы, убеждайте делами, а не словами. В то же время, не бойтесь признаваться в своих ошибках и исправлять их.
Вопросы:
1. Какие навыки развиваются на дебатах?
2. Какая форма проектной работы лишняя: 1. «Выступаем на уроке» 2. «Проводим исследования». |
|
3. «Мозговой штурм».
3)Перечислите виды проектов.
4. Что такое стадия проекта «Интеграция в рамках проекта»?
5. Классификация проектов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.