Лекция "Н.А. МОРДОВИНА. Нравственная и философская проблематика в творчестве"
Оценка 4.8

Лекция "Н.А. МОРДОВИНА. Нравственная и философская проблематика в творчестве"

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
05.06.2023
Лекция "Н.А. МОРДОВИНА. Нравственная и философская проблематика в творчестве"
Лекция по курсу Родная литература рассказывает об одном из важнейших аспектов творчества астраханской поэтессы Нинель Мордовиной.
лекц Мордовина.docx

Н. А. Мордовина (1927-2001) Нравственная и философская проблематика в творчестве поэтессы

Нинель Александровна Мордовина (12 июля 1927 – 8 января 2001)

На протяжении нескольких десятилетий эта красивая статная женщина, внешность которой была под стать богатейшему внутреннему миру, восхищала и удивляла ценителей лирики, тех, кто небезразличен к живому слову, своим неповторимым мировосприятием, неувядаемой женственностью, редким даром «уменья не кричать от боли, когда поломано крыло». Самым главным в стихах, да и в любом жанре творчества Мордовина считала большую доброту и любовь к людям:

Завидую способности людской:
Легко справляться с лютою тоской,
Легко встречаться
И легко прощаться,
Оберегая собственный покой.
Печалится осина над рекой,
Вслед осени махнув пустой рукой.
Полям грустится
И не спится птицам,
И даже небо плачет день-деньской.
Я видела слезу в глазах собачьих –
Пёс тосковал по опустевшей даче:
Легко друзей лишь люди предают…
Ты тоже притворяешься незрячим
Перед моей строкой, набухшей плачем?
И впрямь: зачем тревожить твой уют?..

«Одним светить, другим тянуться к свету, а третьим создавать его дано», — заметила она, сравнивая разные земные предназначения учёного, сеятеля и поэта, объединив своей судьбой и талантом все три. Мать пятерых детей, среди которых и генерал, и дипломат, и просто хорошие люди, она воспитала светлое начало не в них одних, щедро делясь богатствами души не только с теми, с кем была связана кровно. К ней шли с неумелыми первыми строками, в моменты раздумий и поиска своего места в жизни, да и просто за советом и соучастием многие, зная, что будут не просто выслушаны – услышаны. На протяжении долгих лет Мордовина руководила литературной студией «Моряна», и можно без преувеличения сказать, что многие профессиональные поэты современной Астрахани – её ученики. Для неё, как и для героя одного из её стихотворений «Инструктор», «ученики и дети – судьба и долг земной».

Нинель Александровна Мордовина родилась 12 июля 1927 года в китайском городе Харбине. Её дед работал машинистом паровоза на Китайско-Восточной железной дороге. От бабушки, чей род уходил корнями в польское родовое дворянство, девочка узнала многое о своих предках, среди которых был древний князь Иеремия Вишневецкий, гетман Украины седьмого века нашей эры. Его безответная любовь к гордой российской деве-полонянке, вылившаяся в беспредельную жестокость, воплощена в поэме Мордовиной «Парадоксы любви» в цикле «Стигматы», где поэт ищет истоки своей «бунтарской с рождения» крови в «беспокойных ссыльных предках». Седая древность сквозь бесчисленные столетия врывается в сны поэта и, перебродив в подсознании, напоминает о себе острой болью «роковых ген, в которых спесь и гордость – словно эхо», заставляет задуматься о том,

… почему воспоминанья живы
О времени, ушедшем так давно?
И что, сквозь полтора тысячелетья
Прошло, чтобы напомнить о себе?
И за кого я, собственно, в ответе?
И чьё я продолженье – по судьбе?
С рожденья переполнена любовью –
Священным даром,
чей я в жизни след:
Княгини, чьё в слезах всё изголовье,
Иль князя затуманенный портрет?

Однако не только дворянская знать в роду поэта, ощущающего «мудрую привязанность корней», идущую от «ушедших поколений» людей труда, в которых слились воедино «радость свежевспаханного поля, нежность к пуху первых зеленей и буйство молодого водополья».

Девочке не исполнилось и года, когда после закрытия КВЖД семья переехала в Читинскую область, где местом рождения Нинели записали станцию Сковородино – начало сегодняшнего БАМа. Отец и мать будущего поэта были комсомольцами, их дерзкая молодость взяла себе на плечи «груз неизбывной тяжести: других вести за собой»

Когда отца Нинели Трофима Третьяка перевели из Владивостока, где он был первым секретарём крайкома комсомола Дальневосточного края, на Камчатку, он был в 1934 году несправедливо осуждён по печально знаменитой 58 статье, а реабилитирован посмертно лишь в 1956 году. Для того, чтобы спасти девочку от участи дочери «врага народа», мама вышла за удочерившего её Александра Игнатьевича Таяновского, человека редких душевных качеств, погибшего на фронте 1 октября 1944 года. Он оставил четверым детям не только имя, но и «бессмертное наследие солдата» — обелиск Славы и рассвет над солнечными пашнями, да ещё любовь к людям, воплотившуюся в поступках и стихах своих детей – Нинели Мордовиной и Игоря Таяновского, её брата, который также стал поэтом.

И жизнь, и творчество Нинели Александровны закалены и опалены войной навсегда, стихи о войне есть в каждом из её шестнадцати сборников – ведь её характер завязывался в «суровый тот военный час», когда после ночной смены у токарного станка она, пятнадцатилетняя, рубила дрова, чтобы обогреть младших братьев. 

«Военный городок, муж – офицер, вся – на виду, как с иголочки. Сама и прачка, и домохозяйка, и портниха, и сапожник, а кому, скажите, всё это делать, как не ей, когда у офицеров в закрытом городке зарплата по тем временам хоть и приличная, но времени для семьи – в обрез, да и столько ртов прокормить – тоже забот хоть отбавляй», — писала о Мордовиной в статье «Мы Вас любим!», опубликованной к юбилею поэта газетой «Волга», Нина Куликова, — «Когда, в какой момент – уж, во всяком случае, не в горе, а в радости, судя по её стихам, зазвучали в ней первые поэтические строки? Когда ей было их придумывать? Но она записала их и разослала по газетам – в «Волгу», «Комсомолец Каспия», районку. Опубликовали. И тогда она собрала все свои стихи и прямым ходом, благо от Ахтубинска до Волгограда недалеко, — в Нижне-Волжское книжное издательство. Узнала, кто редактор, смело в кабинет и без обиняков: «Вот мои стихи. Я думаю, это книжка». Очень удивился главный редактор. Но прочитал и понял: книжка. Переспросил: а Вы давно пишете? – Ну что Вы, только начала». Так вышла первая, очень тоненькая, но искренняя книжка стихов «Синяя птица».

В Ахтубинске Мордовина работала директором районного дома культуры, где вела не только три хореографических кружка, поскольку в юности окончила курс характерного танца при Большом театре в Куйбышеве, куда лучший театр России был эвакуирован в военное время, но и по собственной инициативе создала пионерский и комсомольский поэтические театры, вела литературный кружок.

Это к ней на занятия приходил одноклассник её старшего сына, будущий губернатор Астраханской области Анатолий Петрович Гужвин, и – как знать – может быть, именно Нинель Александровна воспитала в нём то истинное неравнодушие к искусству и культуре, благодаря которым в годы его правления было уютно в творческом плане астраханским литераторам и деятелям культуры? Это у Мордовиной проходила хореографическую практику Наталия Васильевна Киндякова, которая затем долгие годы была бессменным руководителем детского хореографического центра «Лотос» и являлась сценическим соавтором поэта. В её композициях на стихи Мордовиной со сцены стелился предрассветный туман, и древняя Итиль, разбуженная криками чаек, вздымала волны к стенам старого города.

Тогда, в Ахтубинске, появился литературный кружок «Радуга» при газете «Ахтубинская правда» — творческое содружество юных поэтов, художников и музыкантов. Яркую, броскую Мордовину любили все, и не только за поэтический талант, но и за щедрый дар любви к людям.

Среди её друзей было много известных лётчиков – Степан Микоян, которому посвящено стихотворение «Генерал», будущие космонавты Георгий Береговой и Марина Попович, Николай Коровушкин – первый российский лётчик, перешедший на реактивный сверхзвук. Небо над Ахтубинском однажды утром озарил росчерк реактивного самолёта именем «НИНЕЛЬ». К этому периоду относятся и лучшие лирические строки Мордовиной:

Уж так осока высока,
И так тропа не хожена –
Когда бы не твоя рука,
Была бы осторожна я.
Когда бы не твои слова
Да не заря у вечера –
Была бы я во всем права,
Да вспомнить было б нечего…

В жизни этой удивительно обаятельной женщины было немало интересного: однажды в одном из ленинградских ресторанов она получила посвящение в стихах с автографом. Двадцатилетняя гордячка, видимо, чувствуя в себе зарождающегося поэта, вспылила: «Мне не нужно стихов обо мне, я и сама напишу». И лишь позже узнала, что автором стихов, посвящённых ей, был Александр Прокофьев.

Ей предлагали играть главные роли в фильмах лучшие режиссёры страны, а она сама потом создавала фильмы о жителях села – «Амовцы» и «Журавка», написала киносценарий документального фильма «Астрахань», снятый киностудией ЦВТ в 1981 году.

Даже названия поэтических сборников Мордовиной, изданных в Москве, Волгограде и Астрахани – «Ахтуба» (1973), «Ручные радуги» (1976), «Иволга» (1978), «Степная пристань» (1980), «Пристань радости» (1981), «Быть добру» (1986), «Иволга над Волгой» (1991), «Свет любви» (1994), «Надежда» (1997), «Нежность» (1997), «Улыбка души» (1999) говорят о неиссякаемой любви к природе, к людям, ко всему живому.

Многие из её строк афористичны: «Слово – прототип иконы и другого смысла нет»; «Счастье создаётся из сомнений, оттого и дорого вдвойне»; «Дело не в славе, а в правде быть сильной». В её стремлении «отдавать земле долги – сполна» — непоказательная искренность и любовь к родной земле, о которой «всю жизнь, как умела» она «иволгой пела». Ею создано множество поэтических образов людей труда – это и крановщица, которой труд «крылатит плечи», и шофёр, отдающий дороге «всю душу и полжизни», и лётчики-испытатели, идущие «на риск, чтоб взлётам – быть», и поэт, призванный «жить, все сомнения осилив, и от любви и боли – петь!»:

Привычный мир из мира выпал:
Междоусобицы, разлад…
И лишь поэты ищут выход
К душе, чтоб – мимо баррикад.

«Для меня Астрахань – город моей мечты, — признавалась Нинель Александровна. — Не люблю больших городов с их суетностью, нелюбовью к человеку как таковому. Астрахань мне приснилась давным-давно – «белый город над рекой с золотыми куполами».

И любовь эта, несомненно, была взаимной. Нинель Мордовина стала победителем телевизионного конкурса, посвящённого 440-летию нашего города, а земляки, ценители её творчества, без устали до сих пор признаются ей в любви: «Поэзия Мордовиной – это духовное цементирующее начало нации. Отсюда и та колоссальная, истинно всенародная любовь к Н.Мордовиной, и неуклонно возрастающий в обществе интерес к её творчеству, личности, жизни.

«Талантливый художник – это всегда бескомпромиссная, несгибаемая, совестливейшая правда – правда чувств и мыслей, правда истории и современности. Это мир светлых чувств и женских мечтаний, душевных страданий и сердечных дум, мир, полный любви к человеку», — такими словами выразил признание поэту на одном из творческих вечеров давний поклонник лирики Мордовиной, известный хирург, профессор Астраханской медицинской академии, Почётный гражданин Астрахани, член Союза писателей России Николай Петрович Демичев.

И пусть Н.А. Мордовина родилась не на астраханской земле, но, прожив в нашем городе почти полжизни, она навсегда с ним сроднилась. Сегодня невозможно представить поэтическую Астрахань без Нинели Александровны, так талантливо и с такой любовью воспевавшей ее. Белый город, однажды привидевшийся ей во сне, с радостью принял ее в свои объятия и трепетно хранит память о ней, поскольку вся поэзия Мордовиной – поступок:

Мне притворяться влюбленной не нужно –
Где б ни жила на родимой земле,
В летние полдни и в зимнюю стужу
Всё тосковала о белом кремле.
Всё-то мне снилось, как запах акаций
Льётся вдоль улиц, весною маня…
Как подплывают к рукам астраханцев
Белые лебеди средь бела дня.
Всё-то мне чудились волны и пристань,
И над водой кружевные мосты…
Астрахань, Астрахань, ныне и присно
Пристанью радости будешь мне ты.
Каждый своё получает на свете,-
Город мой солнечный, благодарю!
Ты добротой мне на песню ответил,
Лотос твой цвёл моему сентябрю…
Ты поделился и хлебом, и делом,
Сердца коснулась живая вода.
Астрахань, Астрахань, город мой белый,
Пристанью радости ты – навсегда!

(«Пристань радости»)

Когда вопрошала в стихах: «Как долго нам латать прорехи души, побывшей на войне?..» — это не были просто слова. И словом, и делом она всю жизнь отстаивала собственные убеждения. И в Волгограде, и в Астрахани Мордовина являлась членом Президиума Областного комитета защиты мира, в нашем городе возглавляла его, став Председателем Фонда мира, за многолетнюю работу была награждена серебряной медалью «Советский комитет защиты мира. Борцу за мир».

Неутомимая труженица, даже на заслуженном отдыхе продолжала она постоянные встречи с читателями, организовывала и проводила поэтические вечера. Лучшие из её стихов прозвучали по России песнями – две песни на стихи поэтессы, написанные в соавторстве с уникальным композитором Поволжья Григорием Пономаренко, были включены в репертуар Людмилы Зыкиной. На стихи Мордовиной написаны сценарии мультипликационных фильмов, не сходящих с экранов по сию пору, с ней сотрудничали московские композиторы В. Моргунов и А. Хагагартян, наши земляки – композиторы Анатолий Гладченко, Анатолий Бочкарёв, Владимир Никитин и Александра Костина.

А самые потаённые частички души Нинель Александровна отдавала детям. Под окнами её многоэтажного дома расположился детский сад № 38, где действовал игровой клуб «Сказки бабушки Нели». Когда на встречу с поэзией приходили дети, Мордовина говорила с ними на равных, беседовала доверительно, как с близкими друзьями. Под её руководством трёх-четырёхлетние малыши искали рифмы, на основе которых рождались стихи-малютки, создавались сказки с использованием новых, неизвестных малышам прежде, выражений.

Мордовина умела раскрыть в каждом ребёнке талант, и вот, уже после её трагической кончины, мне «в наследство» перешёл юный поэт Олег Микулик, После садика он учился в средней школе номер тридцать три, по праву носящей гордое имя Нинели Александровны. Добро никогда не проходит мимо, и Микулик успел застать факультатив «Поэзия Астрахани», который Мордовина вела в СШ № 33. На занятиях она знакомила ребят с творчеством астраханских поэтов – от В.К.Тредиаковского до наших дней, включая в обзоры стихи своих учеников, которыми продолжала до смертного часа гордиться, не уставая повторять: «И жить, и чувствовать не я вас научу. Один учитель: собственное сердце».

А сердце поэта Мордовиной не знало покоя. До последних дней она продолжала неустанные поиски слова и образа, приемля «каждый новый стих, как удачу» и «празднуя победу вместе с Музой». Поэтому на библиотечных полках сборники её стихов не залёживаются. Они постоянно на руках читателей, услышавших зов поэта:

В последний раз прошу тебя, Любовь:
Один глоток из твоего стакана!
Один глоток – от сладкого дурмана
Пусть на мгновение затихнет боль.
В последний раз прошу тебя, Судьба:
Один дай день, где буду верить свято.
Один лишь день – с восхода до заката –
Дай верить мне, что я ещё слаба.
В последний раз, Поэзия, прошу:
Дай слово мне, чтобы, как жизнь, звучало.
Дай слово для последнего начала,
Чтоб дописать, пока ещё дышу.

Н.А. Мордовина ушла от нас в самом начале нового века. “В новом веке блистать не нам. Путь открыт другим именам” — сбылось ее горестное пророчество. То, что вторая половина века прошедшего была ознаменована для Астрахани явлением доброго и мудрого таланта, несомненно. Её стихи и песни будут греть нас любовью очень долго:

За каждый век ответ несут стихи,
Уча добру… Читайте их почаще.

…Прошло пятнадцать лет с «перехода в иное измеренье» Н.А. Мордовиной. Отрадно, что она не забыта и верится, что не забудется. На школьных научных конференциях появляются новые работы, посвящённые её творчеству, в честь неё ежегодно в сквере А.С. Пушкина в Астрахани проводятся концерты, звучат песни на её стихи, создаются видеоролики и сайты в честь Учителя многих литераторов нынешних Астрахани, Ахтубинска и Волгограда.

 


 

Н. А. Мордовина (1927-2001)

Н. А. Мордовина (1927-2001)

О времени, ушедшем так давно?

О времени, ушедшем так давно?

Переспросил: а Вы давно пишете? –

Переспросил: а Вы давно пишете? –

Астрахань», снятый киностудией

Астрахань», снятый киностудией

Мне притворяться влюбленной не нужно –

Мне притворяться влюбленной не нужно –

Александровны. Добро никогда не проходит мимо, и

Александровны. Добро никогда не проходит мимо, и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023