ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ УЧЕТА РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПК
В период становления молодой республики происходят изменения в системе управления объектами народного хозяйства всех уровней. Одним из таких изменений есть повышение оперативности бухгалтерского учета, что невозможно без компьютеризации учетного процесса, применение современных технических средств и обработки учетно-экономической информации.
Система компьютеризированного бухгалтерского учета представляет собой одну из разновидностей автоматизированной системы обработки информации. Одним с элементов этой системы на предприятии есть информационное обеспечение, которое включает систему классификации и кодирования информации и систему документооборота.
Система документооборота предусматривает автоматизацию документирования хозяйственных операций, сбора и передачи первичной и результатной информации. Документирование на машинном носителе допустим при условии определенного порядка оформление и сохранение информации.
B автоматизированной системе обработки экономической информации
организован достаточно надежный контроль за вероятностью информации, ее защиты от несанкционированного доступа и предотвращения оттока информации или фальсификации данных в информационной базе вследствие преднамеренного или случайного нарушения работы системы.
Переход на компьютерную обработку данных влияет на учетно – аналитические процессы - рис. 3.1.1.
Рисунок 3.1.1 Бухгалтерский учет в условиях компьютерной обработки данных.
Необходимость компьютеризации бухгалтерского учета в целом и учета рассмотренных операций, являются следующие причины (рис. 3.1.2):
Рисунок 3.1.2 Причины компьютеризации бухгалтерского учета
Задачами компьютеризации бухгалтерского учета затрат является:
- сокращение трудоемкости учетных работ;
- повышение оперативности и достоверности учетной информации;
- расширение возможностей и усиление действенности бухгалтерского учета, контроля и анализа по операциям учета затрат предприятия.
Техническое обеспечение компьютеризации работ, которые используются ООО «Галактика», включает следующие средства вычислительной техники:
- Персональные компьютеры.
- Принтеры.
- Копировальная техника.
- Модем - факс – модем.
Основой работы на компьютере есть программное компьютерное обеспечение для бухгалтерии. За последние годы предложение этих программ заметно увеличилось. Наиболее известны такие пакеты бухгалтерских программ как: «1С Бухгалтерия», «Финансы без проблем», «Парус», «Balance», «Финансы», каждая из который имеет множество версий, с различной специализацией. Но, на наш взгляд, более целесообразным является разработка собственного программного обеспечения, именно для своей бухгалтерии, потому что любое предприятие имеет свои особенности учета, а приобретение бухгалтерских пакетов может быть не совсем совместимым со спецификой работы конкретного предприятия.
Основными языками программирования, на которых создаются такие
программы: «Microsoft Fox-Pro & Microsoft Visual Fox Pro for Windows», «Clipper», «Karat», «С/ C++», «Pascal», и др. Так же в последнее время большую популярность завоевывают универсальные программы - электронные таблицы. Наиболее популярные из них в настоящее время это «Microsoft EXCEL» и « Quatro PRO». Они очень просты в программировании и в них, после небольшого обучения, можно легко и быстро создавать мини бухгалтерские программы, автоматизировать заполнение форм, бланков, платежных поручений, таблиц и графиков.
Основой любой программы являются базы данных, в которые вводится, сохраняется и перерабатывается бухгалтерская информация. Работа с этими базами данных происходит в диалоговом или вопросительно - соответствующем режимах. Наиболее широко применяются следующие типы диалога: меню, вопрос, ответа да / нет, шаблоны, простой запрос.
Для усиления контрольных функций бухгалтерского учета целесообразно создание двухсторонней системы автоматизированного учета (рис. 3.1.3):
Рисунок 3.1.3 Усиления контрольных функций бухгалтерского учета
Информационный обмен между указанными уровнями осуществляется с помощью организации локальной сети. Информационная увязка задач бухгалтерского учета расходов предприятия в условиях функционирования автоматизированного рабочего места (APM) бухгалтера внутри полной информационной системы предприятия в целом осуществляется по следующим принципам (рис. 3.1.4):
Рисунок 3.1.4 Информационная увязка задач бухгалтерского учета расходов предприятия ООО «Галактика»
Рассмотрим особенности технологии обработки данных по учету операционных расходов с использованием ПК. Необходимо отметить, что создание автоматизированной бухгалтерии должно отвечать всем требованиям к организации и методологии учета, указанным в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности ДНР» и положениях (стандартах) бухгалтерского учета.
В частности автоматизирован учет операционных расходов должен быть организован таким образом, чтобы соблюдались требования П(С)БУ 16 "Расходы".
Взаимосвязь подсистемы автоматизированного учета операционных расходов предприятия с другими информационными подсистемами представлена на (рис. 3.1.5):
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
Рисунок 3.1.5 Взаимосвязь подсистемы автоматизированного учета операционных расходов с другими информационными подсистемами предприятия ООО «Галактика»
Исходными документами автоматизированного учета операционных расходов предприятия являются сведения аналитического, синтетического учета и отчетная информация. Характеристика исходной информации представлена в табл.3.1.1.
Рассмотрены исходные документы бухгалтерского учета операционных затрат взаимосвязаны между собой и выводятся отдельными экземплярами. Это объясняется требованиями процесса управления предприятием - единичные документы по учету операционных затрат могут использоваться для проведения экономического анализа с целью сокращения и оптимизации затрат предприятия.
Таблица 3.1.1 - Характеристика исходной информации бухгалтерского учета расходов, связанных с операционной деятельностью
Наименование исходного документа |
Формы придания |
Периодичность |
Срок выдачи |
Получатель информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ведомость учета административных расходов |
Видеограмма, машинограмма |
Ежемесячно |
15 число следующего за отчетным месяцем |
Бухгалтерия |
Сводный журнал - ордер |
Видеограмма, машинограмма |
Ежемесячно |
15 число следующего за отчетным месяцем |
Бухгалтерия |
Главная книга |
Видеограмма, машинограмма |
Ежемесячно |
16 число следующего за отчетным месяцем |
Бухгалтерия |
Отчет о финансовых результатах |
Видеограмма, машинограмма |
Ежемесячно |
19 число следующего за отчетным кварталом |
Бухгалтерия, руководство предприятия |
Введение первичных данных осуществляется в диалоговом режиме. Важное значения при этом имеет обеспечение высокой достоверности исходных данных. Поэтому программное обеспечение соответствующих АРМ может обеспечивать автоматизированную проверку данных, вводимые, и выдачу сообщений о выявленные ошибки.
Входная информация операций учета операционных расходов и основные первичные документы по указанным операциям представлены в табл. 3.1.2.
Таблица 3.1.2 - Характеристика входной информации по бухгалтерскому учету расходов, связанных с операционной деятельностью
Наименование первичного документа |
Периодичность поступления |
Источник формирования |
Способ формирования |
1 |
2 |
3 |
4 |
Накладная |
По мере поступления |
Бухгалтерия |
Ручной |
Расчетная ведомость |
Ежемесячно |
Бухгалтерия |
Автоматизированный |
Удостоверение на командировку |
По мере поступления |
Бухгалтерия |
Ручной |
Счет |
Ежемесячно |
Арендодатель |
Ручной |
Ведомость расчета обязательных платежей |
Ежемесячно |
Бухгалтерия |
Автоматизированный |
Схематический процесс организации обработки учетной информации в условиях применения компьютерной системы учета представлен на (рис. 3.1.6).
Представленные примеры исходной информации составлены с использованием программного обеспечения учета хозяйственных операций в ООО «Галактика» - индивидуальное программное обеспечение.
Рисунок 3.1.6 Организация обработки учетной информации в условиях использования ПК.
Данная программа состоит из пяти основных разделов, а так же календаря и калькулятора:
1. Режим «Проводки».
2. Режим «Расчеты».
3. Режим «Банк».
4. Режим «Сервис».
5. Режим «Выход».
Режим «Проводки», рассматриваемого программного обеспечения ООО,
включает в себя ряд под режимов, в том числе и такие, связанные с учетом
расходов как «Административные расходы», «Расходы на сбыт», «Прочие расходы операционной деятельности», включающие отдельные элементы указанных расходов.
Возможности корректировки программы, значительно облегчают работу и позволяют вовремя вносить необходимые изменения. Таким образом, создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспечивает:
- возможность расширения сферы применения за счет простоты
изменения состава прикладных программных средств;
- простота, удобство и «дружелюбие» в отношении пользователя;
- простота адаптации АРМ к конкретным функциям пользователя;
- компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;
- высокую надежность;
- сравнительно простую организацию технического обслуживания;
- возможность поэтапного внедрения АРМ.
Кроме вышеперечисленных положительных сторон применения персональных компьютеров и созданных на их основе АРМ, можно добавить так же широкие возможности для проведения аналитической работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.