Лекция: «Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки в системе общего образования».
Оценка 4.6

Лекция: «Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки в системе общего образования».

Оценка 4.6
Лекции
docx
музыка
Взрослым
12.12.2022
Лекция: «Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки в системе общего образования».
Оценка – важный сопутствующий элемент любой деятельности. Ее по праву можно назвать эффективным средством повышения качества образования, культивирования устремлений учащихся к идеалам в работе над собой и в познании. Формами выражения оценки является эмоциональная реакция, слово, отметка, письменная характеристика.
ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Лекция.docx

Лекция: «Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки в системе общего образования».

План лекции:

1. Оценка как эффективное средство повышения качества образования.

2. Специфика оценки в преподавании предметов искусства.

3. Что является объектом проверки и оценивания на уроке музыки?

4. Личностно-ориентированный подход в системе оценивания.

5. Основные положения оценивания успеваемости учащихся.

Одна из проблем реформирования общего среднего образования – переход на 10-балльную оценку учебных достижений школьника. Во многих странах мира уже давно используются различные шкалы, в том числе и 10-балльная. В последнее время инструмент отметок изменился и в бывших союзных республиках: Латвия, Литва, Молдова, Украина и др. В связи с тем, что в Беларуси идет интенсивный поиск оптимальной модели оценивания по каждому предмету, необходимо проанализировать теорию вопроса, традиции и начальный опыт работы учителей музыки в данном направлении.

Оценка – важный сопутствующий элемент любой деятельности. Ее по праву можно назвать эффективным средством повышения качества образования, культивирования устремлений учащихся к идеалам в работе над собой и в познании. Формами выражения оценки является эмоциональная реакция, слово, отметка, письменная характеристика. Система оценивания учащихся на уроках музыки складывалась и шлифовалась годами, в конце прошлого столетия активно обсуждалась на страницах журналов и газет. (Например, проведенная Д.Б. Кабалевским дискуссия «Еще о педагогических оценках на уроках музыки». // «Музыка в школе», 1986, № 4; 1987, № 1; 1987, № 4; и др.). Были выработаны позиции, которые отражают в общем специфику предмета «Музыка» и которые нельзя исключать из нынешних поисков. За период до 2003 года богатая практика учителей музыки в данной области находила подтверждение в теории, укреплялась методологически. Предложение разработать и ввести в практику преподавания предмета «Музыка» в школе совершенно новый подход в оценивании учебных достижений ребенка вызвал ряд вопросов, которые стоит обсудить.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, что любая деятельность, в том числе и оценочная, требует времени и усилий. Предмет «Музыка» по учебным планам белорусских школ проводится один раз в неделю, что означает в четверти не более семи-десяти уроков (при этом домашние задания являются необязательными), потому различные контролирующие формы работы достаточно ограничены.

Второе, это ярко выраженная специфичность предмета «Музыка». В основе познания искусства лежит метод переживания. Для учителя музыки всегда было важно, затронуло ли эмоционально ребенка то или другое произведение. М.С. Каган в своих работах по философии культуры указывает: «…переживание становится полноценным методом познания, когда необходимо проникнуть в сущность духовную, а не материальную, в скрытые за внешними проявлениями уникальные душевные движения, детерминирующие поступки не алгоритмической константностью «стимул-реакция», а свободным выбором оптимального, с точки зрения данного субъекта, способа действий» [Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. – Л.: 1991. - с. 69]. Если говорить другими словами, то учитель не может требовать от ученика запраграмированного ответа по итогам общения его с художественным образом. Более того, степень эмоциональной отзывчивости может быть разной у одного и того же учащегося на музыку Баха, Моцарта или Шуберта. И каждый ученик видит «свое», то, что может быть не интересует другого. «Всеядность», когда нравится музыка любых стилей и направлений встречается довольно редко. Потому опытный учитель умело ведет коллективные рассуждения о музыке, помогая увидеть и услышать мир и себя каждому школьнику с помощью музыки. В отличие от научного, музыкально-теоретического подхода к музыке, который сложился в профессиональных учебных заведениях, в общем музыкальном образовании используются несколько иные пути, когда главными задачами становятся воспитание и развитие личности. Известный литовский педагог А. Пиличаускас отмечает: « При художественном познании музыки задача школьника (слушателя или исполнителя) состоит в другом: в познании тех эмоций и сопутствующих им мыслей, которые возникают у него самого в процессе общения с музыкой. Иначе говоря - в познании личностного смысла произведения» (Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. – М., 1989, № 1. - с. 7). Знания же являются нужным, но вспомогательным материалом, помогающим ориентироваться в музыке.

Свою специфику имеют также формы работы на уроке, в большинстве своем групповые и коллективные. Трудно представить, что класс сообща пишет сочинение на заданную тему, или хором рассказывает выученное наизусть стихотворение, а пение хором или игра в оркестре выступают как обязательные коллективные формы музыкальной работы.

В рамках данной статьи мы предлагаем модель выставления отметок по результатам оценивания успехов учащихся на основе сложившихся традиций в преподавании музыки в общеобразовательных школах и с учетом модернизации системы оценивания в период школьного реформирования. Однако, данный проект не будет иметь силы без общественного отклика.

Объектом проверки по предмету музыка являются учебные достижения школьников, которые проявляются в:

§ эмоциональной отзывчивости на музыку, слово, изображение, жест, мимику;

§ знании важнейших понятий музыковедения, позволяющих ориентироваться в мире музыки:

§ способности воспринимать содержание и характер музыкальных образов, музыкальный язык;

§ овладении музицированием в различных формах (сольное, ансамблевое, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах);

§ способности сделать нравственный выбор;

§ овладении методами анализа музыкальных явлений;

§ проявлениях личностного отношения к музыкальным явлениям и к жизненным ситуациям;

§ умении применять полученный опыт в работе над творческими заданиями, в различных видах музыкального творчества.

К настоящему времени в теории и практике массового музыкального воспитания сложились определенные позиции в оценивании успеваемости учащихся по предмету «Музыка». Следует отметить определенную специфичность как механизма оценивания, так и самой оценки в условиях именно массового музыкального воспитания.

Личностно-ориентированный подход - исходная идея в определении направленности всей системы оценивания. Прежде всего, в музыкальном воспитании оценивается степень индивидуального роста каждого учащегося, так как уровень развития музыкальных способностей различен, опыт участия в музыкальной деятельности может быть также организован в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Главными принципами в организации массового музыкального воспитания выступают воспитывающее обучение и развивающее обучение, с акцентуацией на воспитательную и развивающую роль обучения. Потому при оценивании важно учитывать постепенно формирующееся отношение ребенка через музыкальное искусство к самым различным явлениям жизни, его нравственное созревание. Другими словами, учитель имеет право оценить, воспитанность и развитость ребенка. При этом немаловажным фактором выступает именно стимулирующая роль оценки. Главная функция оценки на уроках музыки - стимулирование учащихся в их развитии, образовании и воспитании и контроль за данным процессом.

На уроках музыки может использоваться не только индивидуальная, но и коллективная оценка (класс - хор, класс – оркестр, класс – слушатель, группа – ансамбль и т.д.).

Приобщенность самого учителя к конкретно-историческому типу духовной культуры, к сложившимся формам творческой деятельности и оценки произведений искусства может быть весьма разной и глубоко индивидуальной, наполняющей любое музыкальное произведение личностным смыслом на основе собственных знаний, ассоциативного багажа, работы мышления и воображения. Мера адекватности художественного восприятия педагога при оперировании им вполне определенными критериями оценочной деятельности позволяет говорить о наличии у преподавателя музыки индивидуального оценочного стиля.

Основные моменты, характерные для системы оценивания учащихся на уроках музыки в общеобразовательных школах могут быть выражены в определенных положениях:

Положение 1. Сохранить право на специфический подход в системе оценивания учебной деятельности учащихся,в связи со спецификой музыкального искусства и исходя из закономерностей художественного творчества.

Положение 2. Оценка, как и одна из форм ее выражения – отметка, используется прежде всего не столько как инструмент строгого учета, а больше как инструмент стимулирования общего и музыкального развития учащегося и формирования художественного вкуса. В сложившейся годами практике в связи с этим преимущественно выставлялись положительные оценки.

Положение 3. Отметка выставляется не по формально установленным критериям, а на основе наблюдения – за демонстрацию определенного качественного уровня в любом виде и в любой форме; за степень индивидуального роста; за способность активно и с интересом работать в нужном для художественного творчества аспекте, в большинстве случаев коллективного.

Большинство фиксируемых в журнале отметок выставляется за выполнение задания, ясно и четко сформулированного учителем. На учителя возлагается ответственность за организацию учебного процесса в системе музыкального воспитания, основанной на утвержденной программе по предмету, если даже эта программа авторская.

Положение 4. В качестве основных выступают такие формы оценивания, как эмоциональная реакция, словесная характеристика и цифровая отметка по 10-балльной шкале (со словесной расшифровкой). Отметка по 10 – балльной шкале используется для фиксирования в журнале и дневниках результатов работы учащихся на определенных этапах и имеет свои виды и типы. За коллективные формы работы (хоровое или ансамблевое пение, оркестровое исполнение, коллективное слушание музыки и др.) выставляется одинаковая для всех участников коллективная оценка (в баллах фиксируется отметка), которая дополняется по ходу четверти индивидуальными оценками. Также по общепринятой для всех предметов схеме отметки разделяются на текущие и итоговые.

Положение 5. Гласность в оценивании – гласность в демонстрации эталонов освоения музыкальной деятельности. Учитель имеет право на свое видение проблемы музыкального воспитания коллектива учащихся класса, но его требования должны быть понятны администрации, ученикам, родителям.

Положение 6. Оцениваниена уроках музыки может также проводится в режиме диагностирования учащихся по любому интересующему учителю вопросу (степень развития звуковысотного слуха, прочность слуховых представлений, чистота интонирования, богатство ассоциативного мышления, знания по определенной теме и т.д.). Отметки при этом могут фиксироваться учителем как в журнале, так и только в его исследовательской документации и тогда результаты дипломатично доносятся до учащихся и родителей. Можно применять различного рода тесты, которые из-за ограниченности времени на прослушивание каждого ученика не могут считаться обязательными формами оценивания.

Положение 7. Унифицирование при оценке художественных проявлений невозможно, необходимо постоянное творческое отношение учителя в определении критериев определения музыкального развития учащихся.

Положение 8. Любое задание независимо от уровня и степени сложности (как творческое, так и репродуктивное) имеет свой эталон качественного выполнения по законам искусства, потому оценивать его выполнение рекомендуется по полной шкале: превосходно – 10; отлично – 9 и т.д. с тенденцией к поощрению положительной оценкой.

(Фактически, сохранение традиции прежней системы оценивания с переведением в баллы плюсов и минусов).

Система контроля за усвоением знаний может проводиться в следующих формах:

§ наблюдение за развитием и деятельностью учащихся на уроках и концертах, в том числе за слушательской и исполнительской деятельностью;

§ контролирующее прослушивание пения или игры;

§ творческие задания с использованием полученных знаний и умений;

§ устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный);

§ письменные контрольные работы с вопросами различного характера (узнавание на слух музыки, закрепление понятий из музыковедения и т. д.);

§ рефераты по творчеству композиторов, темам;

§ викторины, кроссворды;

§ фонограммы;

§ контролирующие компьютерные программы, игровые и т.д.

По роду работы на протяжении первой половины учебного года, общаясь с учителями из разных уголков Беларуси, нам приходилось обращаться к проблеме выставления отметок по предмету «Музыка». Учителя обращают внимание, что формально расписанная система оценивания нарушает природосообразность учебного процесса.

Учитель не должен нарушать процесс художественного творчества учащихся искусственным утрированием оценочной деятельности.

 

Литература:

1. Еще о педагогических оценках на уроках музыки // «Музыка в школе», 1986, № 4; 1987, № 1; 1987, № 4.

2. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся //Мастацкая адукацыя і культура, № 1, 2002.

3. О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестации // , № 2, 2002.


 

Лекция: «Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки в системе общего образования»

Лекция: «Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки в системе общего образования»

Баха, Моцарта или Шуберта. И каждый ученик видит «свое», то, что может быть не интересует другого

Баха, Моцарта или Шуберта. И каждый ученик видит «свое», то, что может быть не интересует другого

Главными принципами в организации массового музыкального воспитания выступают воспитывающее обучение и развивающее обучение, с акцентуацией на воспитательную и развивающую роль обучения

Главными принципами в организации массового музыкального воспитания выступают воспитывающее обучение и развивающее обучение, с акцентуацией на воспитательную и развивающую роль обучения

За коллективные формы работы (хоровое или ансамблевое пение, оркестровое исполнение, коллективное слушание музыки и др

За коллективные формы работы (хоровое или ансамблевое пение, оркестровое исполнение, коллективное слушание музыки и др

Музыка». Учителя обращают внимание, что формально расписанная система оценивания нарушает природосообразность учебного процесса

Музыка». Учителя обращают внимание, что формально расписанная система оценивания нарушает природосообразность учебного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.