Лекция по русскому языку
Оценка 5

Лекция по русскому языку

Оценка 5
Документация
doc
русский язык
Детсад
28.11.2020
Лекция по русскому языку
Лекции по русскому языку
Лекция 2.Орфографические правила и принципы русского языка.doc

Лекция 2. Орфографические правила и принципы русского языка.

Содержание:

1.     Орфографические правила и принципы русского языка.

2.     Морфология как раздел грамматики русского языка.

3.     Синтаксис и пунктуация русского языка.

 

Тема 1. Орфографические правила и принципы русского языка.

 

Орфография от греч. orthographia, где: orthos-правильный, grapho –пишу. Правильно писать. Это, в первую очередь, единая сложившаяся система написания, которую принимает общество. Орфография-это правила, устанавливающие способы передачи речи на письме. Литературный язык в отличии от диалектов, имеет характерную черту-это наличие в нем кодифицированных норм.  Как система правил, русская орфография делится на пять разделов:

1. Правила передачи звуков (фонем) буквами в составе одной морфемы или слова;

2. Правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;

3. Правила употребления прописных и строчных букв;

4. Правила переноса слов (частей) с одной строки на другую;

5. Правила графического сокращения слов.

Каждый из перечисленных разделов имеет свою систему правил, основанную на определенных принципах. Передача средствами графики заимствованных слов, составляет особая область орфографии. Это особенно касаемо географических названий (топонимика) и имен собственных (ономастика).

Орфограмма- правильное написание в соответствии с правилами и традициями, которое выбирают из ряда возможных. Орфограмма не только буква, но и слитность или раздельность написания, прописные или строчные буквы, место переноса, характер сокращения слов. Орфограммы-основные единицы орфографии. Орфографические правила-более крупные единицы, применяемые в какой-либо орфограмме с учетом ее признаков.

Обозначая на письме звуки речи, обычно, у пишущего не возникает сложностей. К примеру: в словах мне, стол, кол и т.п. нет орфограмм, и они не вызывают затруднений. Но это редкость. Чаще в слове имеются орфограммы и не орфограммы. Это означает, что звуки могут быть в слабой или сильной позиции.

Слабые фонетические позиции те, в которых употреблены не все фонемы, они обозначаются по-разному и выбор их основан на орфографических принципах.  В сильных позициях звуки (фонемы) обозначаются каждый своей буквой и тот, кто пишет, не решает орфографические задачи. Орфографические принципы-это установки, руководящие выбором букв там, где звук может быть обозначен вариативно (приложение №3)

Морфологический принцип-основной для русского правописания. Это принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором единообразие написания значимых частей слова сохраняется вне зависимости от произношения, написание может совпадать или не совпадать с произношением. К примеру: вода′, во′ды, водяно′й-корень (вод) пишется одинаково, но произносится иначе. Если написание не совпадает с произношением, то создают проверку. К примеру: мороз-морозный, резкий-резок и т.п.

Фонетический признак-отступление от единообразия в написании значимых частей слова. В соответствии с этим признаком пишутся:

1. Последние согласные в приставках (согласные пишутся также, как и слышатся): без-, из-, воз-, раз-, через- и т.п.;

2. Гласные О и А в приставках: роз-/рас-, рос-/рас-. К примеру: роспись-расписание;

3. После приставок на твердый согласный в корне слов пишется Ы, как и произносится. К примеру: розыгрыш, безымянный;

4.  Ы после Ц пишется так, как и произносится в суффиксах притяжательных прилагательных и окончаниях существительных и прилагательных. К примеру: огурцы, братцы, куцый и т.п.;

5. После шипящих в написании гласных в окончаниях и суффиксах, под ударением О, без ударения-Е. К примеру: камешек, пушок, хорошо и т.п.

Многие случаи написания и не совпадения с произношением бывают непроверяемыми. При этом «работает» традиционный принцип орфографии. Здесь фонемы в слабых позициях, обозначены одной из ряда букв, подходящих ей по звучанию. К примеру: песок, печаль, винегрет и т.п.

Принцип морфолого-графических аналогий применим в написании буквы Ь на письме. Ъ и Ь на письме не обозначают звуков, но имеют отношение к письменному облику слова. Ь после согласных смягчает их. Употребляемая после шипящих, не означает их мягкость. К примеру: дочЬ-Ч мягкий согласный, но и в слове луч-Ч тоже мягкий согласный.

Дифференцирующий принцип. Применим в случаях, где два слова или две формы с одинаковым фонемным строением, разграничиваются условно орфографией. К примеру: ожог-ожёг, туш-тушь и т.п.

Различные грамматические отряды слов включают написание слитное, раздельное и дефисное, используя три знака: слитное написание, пробел и дефис. Орфографические правила основаны на принципах:

1.Лексико-синтаксический: разграничение слов и словосочетаний. К примеру: долгоиграющая музыка -долго играющий на пианино ребенок; наконец я закончила читать эту книгу-я планирую отпуск с семьей на конец лета;

2.Словообразовательно-грамматический: написание сложных прилагательных и существительных. К примеру: автомобильно-дорожный и автодорожный (институт) и т.п.

При переносе слов работают правила фонетики и морфологии. Слова переносятся по слогам (фонетический момент), но это невозможно со слогом, состоящим из одного звука (на письме-буква) и при разрыве морфемы (при-знать, вместо признать).

Буквы Ъ, Ь, Й –не подлежат переносу: подъезд.

В словах с двумя повторяющимися буквами, переносится одна, а вторая остается (ван-на, гам-ма, кол-лекция и т.п.)

Перенос свободный при стечении согласных.

Одну букву переносить нельзя.

Для переноса слов в школе проще пользоваться слогоделения, учитывая морфемный состав слова.

Графические сокращения- специфический факт письма. Это не самостоятельные слова, графическое сокращение заменяется при чтении тем словом, от которого оно сокращается. К примеру: СПб-Санкт-Петербург, кол-во-количество, общ-во-общество и т.п. Графические сокращения делятся с учетом графических приемов:

1.Точечные;

2. Дефисные;

3. Косолинейные;

4. Курсивные;

5. Нулевые (графически не выделенные);

6. Комбинированные.

Принципы сокращения слов:

•      Не должна быть опущена начальная часть слова фонемы. К примеру: слово производство нельзя сократить как водство и т.п.;

•      Опускаются минимум две буквы. К примеру: слово школа нельзя сократить как шкла или школ;

•      Сокращенная часть не может оканчиваться на гласную или Й, Ь, Ъ;

•      Опускается только одна линейно последовательная часть букв. К примеру: нельзя сократить шкла, т.к. будут отсутствовать линейно разделенные части А и И: ш-к-ла.

Сокращения бывают творческие и по образцу.  Творческие подразумевают сокращение автором, не зная принятого. Важно, чтобы сокращение было понятно тому, кто его видит (читает). Для этого надо учитывать факторы:

1. Минимальная часть слова, которая сможет передать смысл слова в целом;

2. С учетом контекста, какова вероятность появление того слова, которое сокращают;

3. Учет графических принципов.

Употребление прописных (заглавных) и строчных (маленьких) букв.  Существуют правила правописания этих букв:

1. С прописной буквы пишется всегда первое слово в самостоятельном предложении;

2. С прописной буквы пишутся все собственные имена: имя, отчество, фамилия, псевдонимы, прозвища, клички животных. Они могут состоять из нескольких слов.  К примеру: Москва, Иванов Иван Иванович, Екатерина, Всеволод Большое Гнездо и т.п.; Имена нарицательные пишутся со строчной буквы. К примеру: косолапый мишка, черная пантера и т.п.

3. Образованные от имен собственных слова могут по-разному писаться:

Наречия со строчной буквы: по-чеховски лирично;

Прилагательные с суффиксом -ск- пишутся со строчной буквы: лермонтовская проза, пушкинский слог и т.п.;

Прилагательные, употребляемые в качестве названий с прописной буквы: Есенинские чтения, Ломоносовская конференция и т.п.;

Прилагательные с суффиксами -ов-  и -ин- (если нет -ск-), пишутся с прописной буквы: Варин дневник и т.п.

4. Названия высших международных организаций, высших государственных органов, должностей, званий пишутся с прописной буквы: Верховный суд Российской Федерации, Герой Российской Федерации, Генеральный Прокурор и т.п;

5. Географические и астрономические названия, названия исторических событий пишется прописная буква во всех словах, кроме родовых обозначений (океан, остров, война и т.п.). К примеру: Северный Ледовитый океан, Великая Отечественная война и т.п.;

6. Названия организаций и учреждений первое слово пишут с прописной буквы, а также имена собственные и слова Дом, Дворец. К примеру: Московский театр оперетты, Большой театр России (Большой, России-имена собственные), Центральный Дом книги и т.п.;

7. Названия произведений и документов первое слово и имена собственные пишутся с прописной буквы: Первый концерт Чайковского для фортепиано;

8. С прописной буквы пишутся названия книг, газет, торговых марок, названия продуктов, картин, фильмов и заключают их в кавычки: журнал «Огонек», газета «Комсомолка», спектакль «Ромео и Джульетта», макароны «Макфа» и т.п.;

9. Праздники и знаменательные даты пишутся с прописной буквы и только первое слово: Восьмое марта, Новый год и т.п. День Победы пишется с двумя первыми прописными буквами, т.к. второе слово имеет особое значение. При написании даты в празднике цифрой, то следующее за ней слово пишется с прописной буквой: 1 Мая- Первое мая и т.п.;

10. Названия государств пишутся с прописной буквы: Корейская Народно-Демократическая Республика; в названиях областей и краев второе слово пишется со строчной буквы: Московская область и т.п.;   

 

Тема 2. Морфология как раздел грамматики русского языка.

Морфология-составная часть грамматики. Морфология рассматривает слово во всем его многообразии. При употреблении слова в какой-либо конкретной ситуации, оно называется словоформой. Входящее в группы конкретных словоформ слово, обладающее тождественным лексическим значением, называется лексема. Совокупность словоформ, входящих в лексему, называют парадигмой.

В следствие этого можно определить задачи морфологии, которые состоят в:

Изучении частей речи и лексико-грамматических разрядов;

Описание грамматических категорий;

Описание парадигматики.

Выражаясь иначе, морфология, как раздел грамматики, изучает грамматические свойства слова и слово как часть речи.  Лексико-грамматические классы слов отражают морфологические грамматические категории, характеризуясь знаменательными частями речи: именем существительным, прилагательным, глаголом, наречием, числительным, местоимением. К примеру: глаголу принадлежат категории вида, времени, залога, наклонения; имени принадлежит род, число, падеж.

Часть речи-основные лексико-грамматические классы, распределяющие слова языка. Вопросы по этой теме появились не сегодня. Части речи как тема неоднократно обсуждалась грамматистами разных этапов и эпох. Аристотель еще в IV в. до н.э. выделил 4 части речи в языке: «значащие»-имя и глагол; «незначащие»-член и союз. В грамматике Древней Индии выделялись глагол, предлог, союзы и частицы. Позже, в период II-I вв. до н.э.  возросло количество лексико-грамматических разрядов. Их стало 8. К ним относились: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, союз, наречие.

Грамматика средневековья имела эти же части речи. В «Российской грамматике» (1755г.) М.В. Ломоносова автор, также, выделяет 8 частей речи: две главные (знаменательные-имя и глагол) и шесть служебных: местоимение, причастие, наречие, предлог, союз, междометие.

Состав частей различен в разных языках мира. Но главными для всех-это имя и глагол.

Грамматическая категория обобщает грамматические значения. Одно слово может обладать несколькими грамматическими категориями.  Грамматическая категория-это совокупность тождественных грамматических значений. К примеру: значение отдельных родов соотносят к категории рода, значение отдельных форм времени- к категории времени. Есть несколько грамматических категорий. В основе их классификации лежат принципы: количество членов, образующих категорию и характер отношений между ними. Категория не может состоять менее, чем из двух членов.  Одна форма не имеет грамматического значения и лишена регулярности. Категории, состоящие из двух членов, называются бинарными. К примеру: бинарной является категория числа, так как имеет два члена-единственное и множественное число.

Грамматические категории с большим количеством членов могут выражаться, как: трехчленная-женский, мужской и средний род; шестичленная-категория падежей (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

Грамматические категории имеют важную особенность: некоторые категории могут противопоставлять словоформы одной лексемы, а некоторые нет. В связи с этим различают словоизменительные и лексико-грамматические категории. Категории, способные противопоставлять словоформы одной лексемы-словоизменительные (категории числа и времени). Категория рода относится к лексико-грамматической, т.к. не может противопоставлять словоформы одной лексемы.

Типы грамматических категорий определяются грамматическими значениями, присущими слову. Грамматическое значение –это обобщенное понятие, обязательное для каждой формы, регулярное, выраженное формально, являющееся противопоставительным элементом грамматической категории. Грамматическое значение принадлежит не конкретному слову. Оно всегда показывает целую группу слов, т.е. принадлежит целому грамматическому классу. Грамматическое значение проявляется формальными грамматическими средствами (окончание, служебные слова). Лексическое значение- значение слова в основе, грамматическое значение-утонение или конкретизации, что выявляет дополнительный характер грамматического значения к лексическому. Грамматическое значение зависит от национальности. В русском языке, к примеру, все существительные имеют род, а в других языках этого показателя нет. Общее грамматическое значение в слове- категориальное. Выделяется в рамках одной части речи. Грамматическое значение слова-единство грамматических значений и средств их выражения.

Общаясь, человек употребляет какую-либо форму слов, в зависимости от речевой потребности. В грамматике слово-разветвленная система грамматических разновидностей. К примеру: берег, берега, (к) берегу, берег, берегом, о береге; берега, берегов, берегам, берега, берегами, о берегах. То перечисление всех словоформ слова «берег» по падежам в ед. и мн. числе. Они различны по грамматическому значению, а именно: по числу- берег-берегов; по числу и падежу одновременно.

Грамматические формы бывают двух типов: простые и составные. Простые-выражаются с помощью окончаний и суффиксов, постфиксов: берег-а, леж-у, чита-л, картина рису-ет-ся, рису-ющ-ий. Составные формы передают грамматическое значение с помощью служебных компонентов: самый лучший, более насыщенный, буду рисовать, пошел бы.

В грамматике изменение словоформ имени существительного, прилагательного, числительных и местоимений называется склонением. Изменение словоформы глагола-спряжением.

Способы выражения грамматического значения бывают трех способов: синтетический, аналитический, смешанные:

 1.Синтетический способ наиболее распространен и предполагает выражение значения средствами, находящимися внутри слова. К нему относятся окончания и аффиксы;

2.Аналитический способ выражает значения средствами вне слова. Это предлоги;

3.Смешанный способ содержит в себе элементы синтетического и аналитического способов в одной словоформе, к примеру: через дорогу (грамматическое значение выражено с помощью предлога).

Части речи-все слова, распределенные по конкретным группам.

Традиционно, русская грамматика выделяет 12 частей речи. Основа этой классификации-компромисс между принципами синтаксическим, семантическим, морфологическим.  Это заключается в следующем:

1.Все слова имеют грамматическое значение, следовательно, присутствует морфологический признак, система изменений (парадигма), совокупность грамматических категорий;

2. Многие словоформы имеют лексическое (семантическое) значение. Это объединяет почти все слова в классы, кроме служебных. Но этот признак не основной, т.к. не понятна роль количественных и собирательных числительных;

3. При том, что все слова выполняют синтаксическую роль в предложении, такая классификация имеет недостатки.

Возникает необходимость соблюдения всех трех признаков классификации слов, чтобы охватить все многообразие. Учитывая это, части речи распределяются на четыре смысловых типа с учетом особенностей:

1. Самостоятельные части речи;

2. Служебные части речи;

3. Модальные слова;

4. Междометия.

Самостоятельные части речи содержат 7 типов слов: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие и категория состояния. Все они означают явления окружающей действительности (предметы, процессуальные признаки, количественные признаки). Самостоятельные части речи являются каким-либо членом предложения.

К служебным частям речи относятся: предлоги, союзы, частицы. Они отражают отношения между явлениями действительности, дополняя самостоятельные части речи, но не являются таковыми.

Модальные слова-служат для выражения субъективного отношения говорящего к происходящему: к теме речи, к участникам речевого общения, они не играют роли в предложении, являясь вводным элементом.

Междометия - особая часть речи, выражающая чувства, эмоции, конкретно их не называя. 

Более подробно познакомиться с морфологией и характеристиками всех частей речи, можно в дополнительной литературе данной темы. Знание раздела морфологии: разряды слов и отдельных словоформ, применима в разговорном стиле.  Есть формы глагола, которые, практически, не употребляются в разговорной речи (причастие и деепричастие). Это может компенсировать второе сказуемое. К примеру: «А я стою смотрю…» или «Вижу: идет кто-то, спотыкается…». Помимо этого, практически не употребляются краткие формы большинства качественных прилагательных, преимущество отдается кратким прилагательным. К примеру: Благодарен, доволен, восхищен и т.п. Это стоит учитывать, используя речь устно и письменно.

В приложении № 4 к данной теме можно подробнее рассмотреть части речи.

Тема 3. Синтаксис и пунктуация русского языка.

Раздел синтаксиса и пунктуации отвечает за «порядок» в русском языке. Синтаксис в переводе с греч. syntaxis- «построение, сочетание, порядок»; пунктуация от лат. punctum-«точка».

Синтаксис-это раздел грамматики, работающий со способами соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях; способами соединения предложений в сложные предложения; изучает типы, значения, функции, правила употребления словосочетаний и предложений.

Пунктуация основывается на:

1. Соблюдение правил постановки знаков препинания;

2. Расстановка знаков препинания в тексте;

Слово является исходной единицей синтаксиса. Рассматривается слово и его формы в построении словосочетаний и предложений. Словосочетания и предложения-это синтаксические структуры (конструкции), которые образованы на основе элементарных единиц с учетом какого-либо типа грамматической связи.

Синтаксические единицы русского языка разделяются на два типа:

1. Синтаксические единицы докоммуникативного уровня.  Это: словоформа (слово в определенной форме) и словосочетание;

2. Синтаксические единицы коммуникативного уровня. Это предложения и межфразовое единство.

Словосочетание- синтаксическая конструкция, содержащая в себе два или более знаменательных слова, которые связаны подчинительной грамматической связью, выполняющие функцию явлений действительности. К примеру: яркое солнце, семинар по астрономии, смотреть телевизор, чистота реки, ездить на машине, громко аплодировать, вдалеке от моря и т.д. Словосочетание является главным материалом для построения предложения. Оно близко к слову по виду, но принципиально от него отличается.

В составе словосочетания выделяется главное (стержневое) подчиняющее слово и слово подчиненное, т.е. зависящее от главного.  К примеру: дождливая осень, строить дом, сажать цветы-главными являются: осень, строить и сажать, а слова: дождливая, дом и цветы-зависимые. Стержневое слово может быть выражено именем существительным, прилагательным, местоимением, числительным (т.е. именные словосочетания). К примеру: защита проекта, щедрый на эмоции, некоторые из участников, один из нас и т.п., при этом оно изменяется по числам и падежам.

Главное слово может быть глаголом (глагольное словосочетание) и будет меняться по глагольным формам. К примеру: кричать громко-кричал громко-кричала громко и т.п. В данном примере исходные парадигмы-это подарок сестры и кричать громко, остальные формы производные. С глаголом, как с главным словом, будут сочетаться:

а) Имя существительное в косвенных падежах (с предлогом или без), к примеру: помогать людям, слушать аудиторию, приходить вовремя и т.п.; 

б) Наречие, к примеру: делать хорошо, участвовать активно, мыслить позитивно и т.п.

в) Инфинитив, к примеру: просить откликнуться, ехать заниматься и т.п.

г) Деепричастие, к примеру: бежать не оглядываясь.

Главное слово может быть в форме наречия (наречные словосочетания). В этом случает с ними сочетаются:

а) Наречие, к примеру: очень здорово и т.п.;

б) Существительное, к примеру: вдали от дома, радостно до слез и т.п.

Словосочетание не обладает такими же грамматическими категориями, как и предложение (модальность и предикативность), не имеет разнообразных синтаксических связей как предложение.

Словосочетания бывают простыми и сложными в зависимости от своей структуры. Простые словосочетания состоят из двух самостоятельных слов. К примеру: чуткий человек, по-товарищески дружелюбный и т.п. Сложные словосочетания содержат в себе три или более самостоятельных слов. К примеру: хорошо обустроенная комната, активность молодого поколения и т.п.

Виды синтаксической связи в словосочетаниях различаются как: согласование, управление, примыкание.

Согласование-зависимое слово уподобляется главному в общих грамматических формах (род, падеж, число). К примеру: отличный профессионал, давняя мечта, любимая одежда и т.п.;

Управление-главному слову требуется зависимое в определенном падеже с предлогом или без. К примеру: согласование работы, размышление над темой, тяга к предмету и т.п.;

Примыкание- зависимое слово присоединяться к главному по смыслу (без форм словоизменения), к примеру: стараться работать, чтение вслух, очень тяжело и т.п.

Словосочетание и предложение существенно отличаются друг от друга. Эти различия проявляются во внутренних связях: формальная организация, характер грамматических значений, специфика синтаксических функций.

Предложение-минимальная единица речи, оформленная грамматически и интонационно, практически, основная грамматическая категория синтаксиса. Предложение передает отношение говорящего к действительности, т.э. это любое высказывание, являющееся сообщением. Предложение рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Коммуникация-основная функция предложения. Предложением можно выразить мысли, чувства, обращение друг к другу посредством вопроса, совета, пожелания и т.п. В изучении предложения отмечают два подхода: коммуникативно-синтаксический и конструктивно-синтаксический.

Коммуникативно-синтаксический подход основан на сообщении, о котором говорится в предложении. На основании этого в предложении выделяют тему и рему.

Тема-известный факт, основа для речевой ситуации.

Рема-новое, ради чего речевая ситуация создается.

Тема чаще предшествует реме (в письменной форме). Устная форма может подразумевать и противоположное их расположение, в устной форме тема может не сообщаться, при этом рема будет выделена интонационно.

Обязательным для предложения является грамматическая основа, которая состоит из главных членов предложения или одного из них. Это подлежащее и сказуемое.  К примеру: Солнечный день.  День-подлежащее; Светает. Светает-сказуемое; Белый снег медленно падает на землю. Грамматическая основа: снег-подлежащее, падает-сказуемое.

В отличие от словосочетания, предложения характеризуются интонацией и законченным смыслом.  Помимо подчинительных связей (как в словосочетании), в предложении имеется сочинительная связь. Она бывает между равноправными членами предложения, к примеру: На улице было тепло и солнечно. Сочинительная связь- тепло и солнечно.

Предложения разделяются на простые и сложные.

 Простые предложения- содержат одну грамматическую основу. К примеру: Мы идем гулять., или может состоять только из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого). К примеру: Прекрасная погода. Погода-подлежащее, Летом рано светает. Светает-сказуемое.

Сложные предложения-состоит из двух или более простых предложений, но представляет собой единое целое, как и простое предложение. К примеру: Часто день бывает настолько ярким и солнечным, что иногда солнце слепит глаза. Предложения, входящие в состав сложного, связаны по смыслу.

В предложении подлежащее может быть выражено:

1. Существительным в И.п., к примеру: Погода была очень теплая;

2. Местоимением:

личным-Она всегда ходила к ручью лесной тропинкой;

отрицательным-никто не в силах мне помочь;

неопределенным-кто-то уже был здесь до нас;

3. Количественным числительным в И.п. К примеру: Пять-это номер нашей квартиры;

4. Субстантивированным прилагательным и причастием. К примеру: Участвующие активно предлагали различные варианты решения проблемы;

5. Неопределенной формой глагола. К примеру: Уважать Родину-значит любить ее и гордиться ею;

6. Синтаксически неделимым словосочетанием, к примеру: Двадцать учеников класса поехали на отчетный концерт;

7. Фразеологическим словосочетанием, к примеру: Непроглядная темень заполнила весь ночной лес.

Сказуемые, также, имеют свои формы, а именно:

Глагольное сказуемое-выражается спрягаемой формой глагола или инфинитивом. К примеру: Она рисует. Поле колосится.

Именное сказуемое- выражается И.п. существительного, местоимения, прилагательного, числительного. К примеру: Моя мама-учитель. Погода холодная., или кратким прилагательным и причастием, к примеру: Она аккуратна.  Письмо передано.

Часто в разговоре вместо сказуемого употребляют целое предложение. К примеру: Студенты-один талантливее другого.

Помимо подлежащего и сказуемого, в предложении присутствуют второстепенные члены предложения.  Это члены предложения, которые зависят от других членов предложения, поясняющие их в каком-то отношении. Второстепенные члены предложения делятся на: определение, дополнение, обстоятельство в зависимости от их синтаксической функции.

В приложении № 5 к теме можно рассмотреть таблицу членов предложения, а также более подробно ознакомиться с ними в дополнительной литературе к теме и к дисциплине.

Пунктуация-это важный раздел русского языка, т.к. рассматривает правила расстановки знаков препинания и, собственно, сами знаки препинания. К ним относятся: точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие, скобки и кавычки. Пунктуация базируется на трех принципах, которые объясняют расставление знаков:

1.  Смысл высказывания;

2. Синтаксическое строение предложения;

3. Интонация, сопровождающая произнесение предложение.

Очень важным является связь пунктуации со смыслом. Это очень наглядно демонстрирует выражение: Казнить нельзя помиловать. От постановки знака в этом предложении может кардинально измениться его смысл. Чтобы не допустить ошибку, надо вслушиваться в смысл высказывания. Это надо учитывать, особенно в письменной речи. Недопустимы пунктуационные ошибки в любом документе: будь то дружеское послание или официальный документ. Они могут изменить вкладываемый автором смысл и значение сказанного (или написанного).

Расстановка знаков препинания отражает синтаксическую структуру предложения.  Интонация является важнейшим ориентиром для этого. Но ее можно уловить в устной речи. Речь письменная не передает информацию.

Все знаки препинания в тексте выполняют свои функции: отделяют часть текста от другой или выделяют какую-либо часть текста среди других его частей. Отделяющие знаки препинания одиночные. Это: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Эти знаки отделяют законченные самостоятельные предложения между собой в тексте.

Многоточие-применяется для обозначения прерванного или незаконченного высказывания;

Точка с запятой и двоеточие-ставится внутри предложения, часто отделяет распространенные части в предложениях, где внутри этих частей есть запятые;

Непарные запятая и тире. Отделяющая запятая-означает границу между однородными членами предложения или между частями сложного; отделяющее тире-в простом предложении ставится между главными членами предложения, если каждый из них в форме существительного. Тире отделяет ряд однородных членов от обобщающего слова, следующего за ними. Тире ставится в бессоюзном предложении перед частью с противоположным значением вывода, результата, следствия того, о чем говорилось в предыдущей части.

Существуют выделяющие знаки препинания, которые обозначают часть текста с двух сторон. К примеру выделяющие запятые. Они применяются в случаях: выделяют какой-либо член предложения, слово или оборот, если это соответствует смыслу и синтаксическому строению предложения. Выделяющие тире (вместо запятых)-обособляют приложение, при его разъяснительном характере и расположении в конце предложения. 

Открывающие и раскрывающие скобки-выделяют слова, грамматически не связанные с предложением и со слабой смысловой связью с этим предложением.

Открывающие и закрывающие кавычки-средство для выделения прямой речи и цитат.  В прямой речи, помимо кавычек, участвуют запятые, тире, двоеточие. Тире и двоеточие отделяют слова автора от прямой речи; запятая означает конец предложения или его разрыв в прямой речи или в словах автора.

В дополнительной литературе к теме наиболее подробно описаны все варианты постановки знаков препинания в предложениях.


Лекция 2. Орфографические правила и принципы русского языка

Лекция 2. Орфографические правила и принципы русского языка

Орфограммы-основные единицы орфографии

Орфограммы-основные единицы орфографии

После приставок на твердый согласный в корне слов пишется

После приставок на твердый согласный в корне слов пишется

К примеру: автомобильно-дорожный и автодорожный (институт) и т

К примеру: автомобильно-дорожный и автодорожный (институт) и т

Сокращенная часть не может оканчиваться на гласную или

Сокращенная часть не может оканчиваться на гласную или

Есенинские чтения, Ломоносовская конференция и т

Есенинские чтения, Ломоносовская конференция и т

Народно-Демократическая Республика; в названиях областей и краев второе слово пишется со строчной буквы:

Народно-Демократическая Республика; в названиях областей и краев второе слово пишется со строчной буквы:

Их стало 8. К ним относились: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, союз, наречие

Их стало 8. К ним относились: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, союз, наречие

Типы грамматических категорий определяются грамматическими значениями, присущими слову

Типы грамматических категорий определяются грамматическими значениями, присущими слову

В грамматике изменение словоформ имени существительного, прилагательного, числительных и местоимений называется склонением

В грамматике изменение словоформ имени существительного, прилагательного, числительных и местоимений называется склонением

Самостоятельные части речи; 2

Самостоятельные части речи; 2

Тема 3. Синтаксис и пунктуация русского языка

Тема 3. Синтаксис и пунктуация русского языка

В составе словосочетания выделяется главное (стержневое) подчиняющее слово и слово подчиненное, т

В составе словосочетания выделяется главное (стержневое) подчиняющее слово и слово подчиненное, т

Простые словосочетания состоят из двух самостоятельных слов

Простые словосочетания состоят из двух самостоятельных слов

На основании этого в предложении выделяют тему и рему

На основании этого в предложении выделяют тему и рему

Местоимением: личным-Она всегда ходила к ручью лесной тропинкой; отрицательным-никто не в силах мне помочь; неопределенным-кто-то уже был здесь до нас; 3

Местоимением: личным-Она всегда ходила к ручью лесной тропинкой; отрицательным-никто не в силах мне помочь; неопределенным-кто-то уже был здесь до нас; 3

В приложении № 5 к теме можно рассмотреть таблицу членов предложения, а также более подробно ознакомиться с ними в дополнительной литературе к теме и к…

В приложении № 5 к теме можно рассмотреть таблицу членов предложения, а также более подробно ознакомиться с ними в дополнительной литературе к теме и к…

Точка с запятой и двоеточие-ставится внутри предложения, часто отделяет распространенные части в предложениях, где внутри этих частей есть запятые;

Точка с запятой и двоеточие-ставится внутри предложения, часто отделяет распространенные части в предложениях, где внутри этих частей есть запятые;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020