План
1. Особенности философии Древнего Востока.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
Особенности философии Древнего Востока.
Философия Др. Китая
Философия Др. Индии
Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.
Восточная философия интровертна (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.
На Востоке изначально бытует идея, что и СИЛА и СЛАБОСТЬ человека — внутри него самого!
В середине I -ого тысячелетия до н.э. в Индии и в Китае начала образовываться собственная оригинальная философия – это была древневосточная философия. В этих государствах в особенных экономических, общественно-политических, социальных и духовных условиях была присуща особая духовная атмосфера, которая в большей мере способствовала рождению философской идеи.
Философия Древнего Востока появилась как разрешение противоречий, которые присутствовали между мифологическим толкованием мироздания и новым знаниями и мышлением. Однако появилась древневосточная философия не из мифологии, а из мировоззренческих переходных форм, именно их можно толковать как предфилософию. На этом уровне формирования знаний наряду с мифами есть и особенные «философемы», т.е неразвитые зачатки философской идеи
Закономерности становления философии Древнего Китая, а так же Древней Индии имеют единые закономерности. Прежде всего, самосознание двух древнейших народов конструировалось в основном на основе родовых субстанциально-генетических взаимосвязях. В самых первых концепциях мировоззрения природа и человек трактовались как отдельные части единого целого. Виды познания в этих философиях были очень похожи. Кроме того, род был основной движущей силой изменения сознания людей. Еще для китайской и индийской культуры было свойственна оппозиция телесного и духовного . Поэтому именно в этих странах в качестве предфилософской идеи возникли мифы, ритуалы и табу как основы становления философии.
Первая философия Древнего Востока закладывала основной фундаментальные для основания для так называемого культурного традиционализма глубоко в сознание человека. По сути, данная философия начинает обслуживать социально-экономические интересы системы, которые в этих 2-ух странах просуществовали до ХХ в. Философия Индии и Китая обладала собственными индивидуальными особенностями. В Китае философские школы соотносились с конфуцианством, в Индии с буддизмом и брахманизмом. В Индии ни одна из школ не сумела приобрести свой официальный приоритет, однако в Китае, конфуцианство достигло статуса официальной идеологии страны.
ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Концентрация на проблеме человека, этике.
Тесное взаимодействие с религией (брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.
Интровертность, т.е. направленность на себя (термин философа 20 в. К.-Г. Юнга), из чего следует восточное молчание, недеяние, созерцательность, замкнутость
Поиск внутренней гармонии, философия – не теория, а практика достижения гармонии.
ВРЕМЯ РАСЦВЕТА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ШКОЛЫ
с VI век до н.э.
конфуцианство
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ: буддизм, джайнизм, чарвака
даосизм
КИТАЙ
ИНДИЯ
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ: 6 систем индуизма
легизм
моизм
Мировоззренческие особенности Востока и Запада
ЗАПАД | ВОСТОК |
Активное, преобразующее отношение к миру | Созерцательное отношение к миру |
Экстравертивная направленность деятельности | Интровертивная направленность деятельности |
Абстрактно-логическое мышление | Образно-символическое мышление |
Индивидуализация | Коллективизм |
Прогрессизм | Традиционализм |
Таблица «Периоды развития
индийской философии»
Период | Название периода | Хронология периода |
1 | Ведический период | До VI-V вв. до н.э. |
2 | Классический период | VI в. до н.э. – |
3 | Постклассический (схоластический) период | Первая половина |
4 | Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии | XIX-XX вв. |
2. Философия древней Индии.
Предпосылки формирования философии:
Древнеиндийская философия воспринимала вселенную, как состоящую из многочисленных миров, наполненных множеством богов и богинь. Основа мира – мифический первочеловек Пуруша, зародившийся из хаоса, из его дыхания возник ветер, из одного глаза - солнце, из другого - луна и т.п.; в философии - чистое сознание пронизывающее весь мир. Внешний мир существует для того, чтобы обеспечить Пурушу опытом. Одной из главных в индуизме была идея мокши — духовного освобождения от незнания, заблуждений и иллюзий, и тем самым приближения к Брахману (высшая реальность, основа всего существования. В мифологии бог - творец мира; в философии выступает как генетическое и субстанциональное начало всего сущего). Человек стремился духовно освободиться от сансары - круговорота перерождений в разных мирах. Удерживает человека в круговороте перерождений карма - причинно-обусловленный закон судьбы, любой поступок, совершенный человеком и даже богом влияет на карму, улучшая или ухудшая её. Наша нынешняя судьба - это результат кармы, возникшей под влиянием наших поступков, совершенных в прошлом (в т.ч. прошлой жизни). Впоследствии в индийской философии появилось учение, согласно которому весь мир стал считаться майей - иллюзией, а действительно существующим — только Брахман.
Культурные истоки
древней индийской философии
Мифология
Эпические поэмы
Религиозная литература
Брахманизм
Ведизм
Ведизм – это религиозно-философское учение, сформированное на основе Вед
ВЕДЫ («ЗНАНИЯ») – священные тексты Древней Индии:
Источники Древнеиндийской философии - Веды
Ригведа - сборник гимнов
Яджурведа - руководство по жертвоприношениям
Самаведа - религиозные песнопения
Атхарваведа - магические заклинания
Система священных текстов:
Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед»
Веданта
Предлагает тщательно изучать тексты «Вед»
Йога
Добавляет систему физических и духовных упражнений, цель которых – освобождение от мира, отрешение от боли и страданий
Вайшешика
Для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть
Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания
Джайнизм
Утверждает, что тело – темница бессмертной души. Душа стремится к благу, тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса
Буддизм
Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны
Религиозно-философские идеологемы Вед
(основные понятия):
Брахманизм – первая религиозно-философская система Вед, древняя религия
Содержит представления о несовершенстве мира, необходимости спасения посредством духовного делания, представления об аде и рае и т.п.
Брахман – верховное начало, космический абсолют, идеальный, совершенный мир
Атман – самость человека, глубинная основа его личности
БРАХМАН=АТМАН
Два пути познания духовного абсолюта:
соблюдение предписаний и медитация
Принцип Тримурти – единства трех богов:
Брахма – бог-создатель; верховный бог
Вишну – бог-хранитель;
Шива – бог-разрушитель
БРАХМАНИЗМ
Брахма (бог-абсолют) - центральная категория брахманизма – нового исторического культурно-социального периода развития индийской цивилизации.
Брахманизм
Верховными божествами в этой религии являются: творец Вселенной - Брахма, Шива - олицетворение производительных сил природы и благодетельный Вишну.
Основа вероучения - перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы - воздаяния за греховность или добродетельность прошлой жизни. Согласно учению брахманизма в Индии, добродетельный человек будет перерождён в теле человека, занимающего высокое общественное положение или вовсе небожителя.
Религией в Древней Индии был установлен критерий оценки определённого образа жизни - дхарма. Для каждого класса общества была установлена собственная дхарма.
Божественная сущность
Главное божество религии в Древней Индии - Брахман - представляет собой безличную сущность, которую невозможно ни определить, ни описать.
Брахманизм в Индии определяет сущность человека, как индивидуальное духовное начало, тождественное со своим творцом.
Человеческое "я"
Жизненное дыхание является одним из проявлений Атмана. Развитие брахманизма в Индии привело к появлению более поздних упанишад, в которых предлагаются иные, нетрадиционные способы постижения истины. В них сама религия древней Индии отодвигается на второй план, а большое значение придаётся изучению йоги.
Религия Индии призывает своих приверженцев к самоконтролю и развитию мудрости, основной целью джайнизма является раскрытие истинной природы человеческой души. Философия религиозного учения основана на «трех столпах»:
Совершенное поведение – соблюдение предписанных правил
Совершенное знание или призыв «отбросить неведение»
Совершенное восприятие
Чтобы достичь мокши, душа должна освободиться от кармы – последствий поступков, совершенных в предыдущих воплощениях.
Сиддхартха Гаутама Будда
Гаутама был сыном одного правителя Индии.
Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он увидел старика, больного и похоронную процессию. Он понял всю глубину страданий человека и решил посвятить себя поиску истины. 6 лет он жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой).
Всю оставшуюся жизнь он проповедовал свое учение.
Буддизм
Наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии.
В настоящее время буддизм является одной из мировых религий.
Буддизм – это древняя религия, философия индийцев, основателем которой является Будда.
Ядро философского учения буддизма махаяны – процессуальная онтология
Мир – это феноменальный поток, т.е. поток образов нашего сознания.
Личности не существует (доктрина АНАТМАН), «Я» -- это также поток образов.
Этот поток образован волнением дхарм.
ДХАРМА – ничтожно малый момент, феноменальная вспышка. Дхармы возникают и разрушаются (волнуются) с огромной скоростью. Во время моргания глаза волнуются тысячи дхарм.
Дхармы иллюзорны, пусты, следовательно, феноменальный мир – это иллюзия, т.е. мира в обычном понимании не существует.
Существует только природа Будды (дхармакая), которой пронизана вся реальность: в песчинке содержатся бесчисленные миры и Будды.
Таким образом, за внешними проявлениями реальности скрывается истинная реальность, которая понимается через полное прекращение волнения дхарм, т.е. в истинной реальности нет жизненной активности.
Это НИРВАНА – полное прекращение волнения дхарм. Нирвана не может быть описана обычным языком и понята разумом.
Задача человека – успокоить дхармы и достичь нирваны. Для этого нужно избавиться от страстей и иллюзии собственного «Я». Это достигается в процессе медитации.
Уход в нирвану – это не смерть (но обычно соответствует физической смерти)
Нирвана (санскр. – «угасание») – «ничто», «небытие», конец перерождений, полное освобождение из сансары, высшее состояние души, в котором преодолены все страдания, желания и привязанности.
Восьмеричный (срединный) ПУТЬ
правильные взгляды,
правильная решимость,
правильная речь,
правильное поведение,
правильный способ жизни,
правильное усилие,
правильное внимание,
правильное сосредоточение .
Характерные черты
древней индийской философии
Философия рассматривается как руководство к жизни
Начальная стадия философских учений – пессимизм
Вера в вечный нравственный закон – карму
Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я
Цель человека - нирвана
3. Философия Древнего Китая.
Период | Название периода | Хронология периода |
1 | Период древней китайской философии | VI-III вв. до н.э. |
2 | Средневековый (постклассический) период | III в. до н.э. – XIX в. |
3 | Новый период китайской философии | Сер. XIX – 1919 г. |
4 | Новейший период китайской философии | С 1919 г. |
Таблица «Периоды развития
китайской философии»
Три основных этапа развития философии Китая:
VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
ХХ в. н. э. – современный этап – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА,
ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
«Книга песен»
«Книга истории»
«Книга перемен»
«Книга обрядов»
Летопись
Исторические рукописи
Комментарий к «Книге перемен»
Древняя китайская философия
Китайское видение мира и окружающей действительности
восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира;
восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии ;
восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание начальству, восприятие главы государства высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;
уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии –
цзин, ци и шэнь
Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:
«семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
«семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни.
Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — ЛунуЗемлю, равнины, ночь, влагу).
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.
Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
Старинное философское произведение
«И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся
в постоянном круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианства, легизма.
Философские школы Древнего Китая
Основные
Натурфилософская школа
Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Школа имён (школа логиков)
Школа закона (легизм)
Менее значительные
Школа эклектиков
Школа дипломатов
Школа аграрников
Школа литераторов
Школа | Основная проблематика |
Конфуцианство: Конфуций (Кун Фу-цзы), 551 – 479 гг. до н.э, Цзы-Сы 5 в. до н.э., Мэн Кэ Мэн-цзы, 4–3 вв. до н.э. | этико-политическая проблематика |
Даосизм: То Сяо 6 в. до н.э., Вэй Моу 4–3 вв. до н.э., Чжуан-цзы, 4–3 вв. до н.э. | природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе |
Школа Инь-Ян: Чэнь Чжуна 5–4 вв. до н.э., и Ши Цю 6–5 вв. до н.э. | философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие |
Легизм: Шэнь Дао 4 в. до н.э., Тянь Пяня 5–4 вв. до н.э. | законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми (Кто разумен – создаёт законы, кто глуп – подчиняется им) |
Школа имён (мин цзя): Хой Ши 4 в. до н.э. и Дэн Си 6 в. до н.э. | проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями |
Моизм: Мо Ди (Мо-цзы), 5 в. до н.э. | социально-политическая проблематика (люди свободны) |
КОНФУЦИАНСТВО
ОСНОВАТЕЛЬ – Кун-фу-цзы (Конфуций)
551-479 г.г. до н.э.
«Беседы и суждения»
Конфуцианство – учение, объединяющее в себе философию и этику, в его основе лежит понятие долга.
2500 лет конфуцианству.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОНФУЦИАНСТВА
Гармония общества и власти: власть должна быть с «человеческим лицом», т.е. император должен воспитывать своих подданных, а не угнетать и подавлять.
Этико-политическое учение Конфуция
Особенности конфуцианства:
Этическая и политическая направленность учения. Главные вопросы «Как себя вести?», «Как наилучшим образом организовать общество?», «Как управлять государством?»;
Рационализм – обязательное соблюдение простых и понятных правил поведения;
Опора на социальный авторитет в организации общества. Младшие подчиняются старшим, дети – родителям, подданные – правителю. Общество – это большая семья. Император (Ван) – отец для подданных.
Концепция «небесного мандата»: всякий занимает свое место в обществе в соответствии с «небесным призванием»
Концепция «исправления имен» -- вещи нужно называть своими именами. Ван должен быть призван небом. Если он занимает свое место по произволу – он не Ван.
Культ «благородного мужа» – этического идеала. Благородный муж должен обладать такими добродетелями, как:
- Культурность, образованность (умения читать, считать, стрелять из лука, управлять колесницей, понимать музыку)
Ритуальная благопристойность (обязательное знание и выполнение церемониальных правил)
сыновняя почтительность – уважение родителей и старших
гуманность, человеколюбие
братская любовь
искренность, честность и др.
Общественный порядок должен быть основан на добровольном соблюдении моральных норм, а не законов
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ПРАВИЛА (ЛИ)
Правила (ЛИ) - этикет, следование ритуалам (церемониям).
Соблюдение ритуалов естественно, помогает человеку организовать свою жизнь.
Правила этикета соблюдают все (от императора до нищего).
Чтобы стать человеком, надо вначале усвоить правила Ли.
Особенность ритуала: он построен на традиции.
Примеры ритуалов: сыновняя почтительность (сянь), почитание древности как священного образца, чайная церемония.
Сюй Цзешу. Наставление о чае
Принесите все необходимое для заваривания чая и снимите с чайника крышку, положив на стол ее вверх дном. Низ крышки не должен соприкасаться с поверхностью стола, ибо запах лака, нанесенного на дерево, убивает вкус чая. Налейте в чайник кипящую воду, бросьте туда несколько листов чая и накройте чайник крышкой.
Выдержите время, которое требуется для того, чтобы сделать три вдоха и три выдоха, и налейте чай в чашки, а потом, чтобы чай отдал свой аромат воде, вылейте чай обратно в чайник. Снова обождите время достаточное для того, чтобы сделать три вдоха и три выдоха, после чего преподнесите чай гостям. Если вы будете заваривать чай таким образом, чай сохранит свою свежесть и тонкий аромат, так что питие чая доставит удовольствие, снимет усталость и укрепит душевные силы.
НАСТАВЛЕНИЕ О ЧАЕ
(чайная церемония)
Как пить чай
Время для пития чая Чай можно пить в такое время: когда ты празден; когда слушаешь скучные стихи; когда мысли спутаны; когда отбиваешь такт, слушая песню; когда музыка умолкает; когда живешь в уединении; когда живешь жизнью ученого мужа; когда беседуешь поздно ночью; когда занимаешься учеными изысканиями днем; в брачных покоях; принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек; когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий; в хорошую погоду; в сумерки дня; когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу; среди раскидистых деревьев и бамбуков; когда распускаются цветы; в жаркий день, у зарослей лотоса; возжигая благовония во дворе; когда младшие покинули комнату; когда посещаешь уединенный храм; когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ЖЕНЬ
ЖЕНЬ – (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.
Теория прорастания рисового зерна
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ВЗАИМНОСТЬ, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Взаимность - «золотое правило нравственности», характерное для многих культур: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Принцип «золотой середины»: соблюдай во всем меру, смягчай
противоречия, не допускай
ни чрезмерности, ни отставания.
60
Даосизм.
Основатель даосизма Лао-цзы (VI – V вв до н. э). оставил трактат из 5 тысяч слов, содержащий учение о Дао (пути). Как говорится о Дао : «Существует вещь туманная, но в себе завершенная, рожденная прежде неба и земли. Безмолвная и безвидная, она стоит особняком и не изменяется. Совершает обращение и не прекращается. Её можно считать прародительницей Поднебесной. Я не знаю её имени. Если назвать её словом, придется сказать: «путь».
Согласно Лао-цзы, философ — это младенец, символизирующий исходную чистоту философии. Мудрец должен стремиться к состоянию «нерожденности», выйти за границы пространства и времени, что возможно через «возвращение к изначальному», к первоначальному «хаосу».
Для учения Лао-цзы о Дао характерно:
Стремление к сверхсознательному слиянию с дао, которое самодостаточно и зависит «само от себя»;
Стремление к постижению реальности внерациональными средствами, предпочтение откровенного знания перед рациональным;
Предпочтение природного (естественного) перед искусственным (антропогенным);
Освобождение от внешних условностей ради естественной простоты, утверждение принципа «недеяния».
ЛЕГИЗМ: ШКОЛА ЗАКОННИКОВ
Представители:
Шан Ян,
Фа Цзя,
Хай Фэй,
Гуань Чжун
Карательное законодательство
МОИЗМ
V в. до н.э. Основатель - Мо-цзы.
Основные идеи:
Люди по природе своей добры.
В основании управления
государства должна лежать
любовь, а не ритуал или закон.
Принцип равенства и братства:
«Имеющий избыток делится с
другими", "сильный помогает слабым",
"знающий учит незнающих"
Характерные черты
древней китайской философии
Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике
Основной интерес древних китайских философов – поведение человека и его внутренний мир
В китайской философии подробно разработаны идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм)
1) Философия Древней Индии и Китая носит ярко выраженный религиозный характер
2) Главная ценность Индийской и Китайской философии заключается в обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственного совершенствования личности
1) Китайская философия больше обращена к практической жизни, Индийская философия – к раскрытию духовного мира человека
2) В Индии учили как легче покинуть этот мир, в Китае – как лучше утвердиться в жизни и выжить
Все это очень близко к практическому опыту и житейской мудрости
Выводы (сходства и отличия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.