Лекция по теме: "ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА"

  • Лекции
  • pptx
  • 15.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема_2_1_Философия_Древнего_Востока.pptx

2.1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Раздел 2. История Философии

План

1. Особенности философии Древнего Востока.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.

Особенности философии Древнего Востока.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.

Философия Др. Китая

Философия Др. Индии

Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.
Восточная философия интровертна (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.
На Востоке изначально бытует идея, что и СИЛА и СЛАБОСТЬ человека — внутри него самого! 

В середине I -ого тысячелетия до н.э. в Индии и в Китае начала образовываться собственная оригинальная философия – это была древневосточная философия. В этих государствах в особенных экономических, общественно-политических, социальных и духовных условиях была присуща особая духовная атмосфера, которая в большей мере способствовала рождению философской идеи.
Философия Древнего Востока появилась как разрешение противоречий, которые присутствовали между мифологическим толкованием мироздания и новым знаниями и мышлением. Однако появилась древневосточная философия не из мифологии, а из мировоззренческих переходных форм, именно их можно толковать как предфилософию. На этом уровне формирования знаний наряду с мифами есть и особенные «философемы», т.е неразвитые зачатки философской идеи

Закономерности становления философии Древнего Китая, а так же Древней Индии имеют единые закономерности. Прежде всего, самосознание двух древнейших народов конструировалось в основном на основе родовых субстанциально-генетических взаимосвязях. В самых первых концепциях мировоззрения природа и человек трактовались как отдельные части единого целого. Виды познания в этих философиях были очень похожи. Кроме того, род был основной движущей силой изменения сознания людей. Еще для китайской и индийской культуры было свойственна оппозиция телесного и духовного . Поэтому именно в этих странах в качестве предфилософской идеи возникли мифы, ритуалы и табу как основы становления философии.

Первая философия Древнего Востока закладывала основной фундаментальные для основания для так называемого культурного традиционализма глубоко в сознание человека. По сути, данная философия начинает обслуживать социально-экономические интересы системы, которые в этих 2-ух странах просуществовали до ХХ в. Философия Индии и Китая обладала собственными индивидуальными особенностями. В Китае философские школы соотносились с конфуцианством, в Индии с буддизмом и брахманизмом. В Индии ни одна из школ не сумела приобрести свой официальный приоритет, однако в Китае, конфуцианство достигло статуса официальной идеологии страны.

ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Концентрация на проблеме человека, этике.
Тесное взаимодействие с религией (брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.
Интровертность, т.е. направленность на себя (термин философа 20 в. К.-Г. Юнга), из чего следует восточное молчание, недеяние, созерцательность, замкнутость
Поиск внутренней гармонии, философия – не теория, а практика достижения гармонии.

ВРЕМЯ РАСЦВЕТА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ШКОЛЫ

с VI век до н.э.

конфуцианство

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ: буддизм, джайнизм, чарвака

даосизм

КИТАЙ

ИНДИЯ

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ: 6 систем индуизма

легизм

моизм

Мировоззренческие особенности Востока и Запада

ЗАПАД

ВОСТОК

Активное, преобразующее отношение к миру

Созерцательное отношение к миру

Экстравертивная направленность деятельности

Интровертивная направленность деятельности

Абстрактно-логическое мышление
(линейное письмо)

Образно-символическое мышление
(нелинейное письмо)

Индивидуализация

Коллективизм

Прогрессизм

Традиционализм

Таблица «Периоды развития
индийской философии»

Период

Название периода

Хронология периода

1

Ведический период

До VI-V вв. до н.э.

2

Классический период

VI в. до н.э. –
первая половина I тыс.

3

Постклассический (схоластический) период

Первая половина
I тыс. – XVIII в.

4

Период неоиндуизма, или новейшей индийской философии

XIX-XX вв.

2. Философия древней Индии.

Предпосылки формирования философии:
- Хараппская цивилизация;
- формирование арийской культуры:
появление арийской письменности (санскрит) и священных текстов;
варновая структура общества – 4 варны (касты)
Брахманы – жрецы (белый)
Кшатрии – правители, воины (красный)
Вайшьи – свободные труженики (желтый)
Шудры – слуги (черный)
Чандала – изгои, «неприкасаемые» (сний)

Древнеиндийская философия воспринимала вселенную, как состоящую из многочисленных миров, наполненных множеством богов и богинь. Основа мира – мифический первочеловек Пуруша, зародившийся из хаоса, из его дыхания возник ветер, из одного глаза - солнце, из другого - луна и т.п.; в философии - чистое сознание пронизывающее весь мир. Внешний мир существует для того, чтобы обеспечить Пурушу опытом. Одной из главных в индуизме была идея мокши — духовного освобождения от незнания, заблуждений и иллюзий, и тем самым приближения к Брахману (высшая реальность, основа всего существования. В мифологии бог - творец мира; в философии выступает как генетическое и субстанциональное начало всего сущего). Человек стремился духовно освободиться от сансары - круговорота перерождений в разных мирах. Удерживает человека в круговороте перерождений карма - причинно-обусловленный закон судьбы, любой поступок, совершенный человеком и даже богом влияет на карму, улучшая или ухудшая её. Наша нынешняя судьба - это результат кармы, возникшей под влиянием наших поступков, совершенных в прошлом (в т.ч. прошлой жизни). Впоследствии в индийской философии появилось учение, согласно которому весь мир стал считаться майей - иллюзией, а действительно существующим — только Брахман.

Культурные истоки
древней индийской философии
Мифология
Эпические поэмы
Религиозная литература
Брахманизм
Ведизм

Ведизм – это религиозно-философское учение, сформированное на основе Вед


ВЕДЫ («ЗНАНИЯ») – священные тексты Древней Индии:







Источники Древнеиндийской философии - Веды

Ригведа - сборник гимнов

Яджурведа - руководство по жертвоприношениям

Самаведа - религиозные песнопения

Атхарваведа - магические заклинания

Система священных текстов:
САМХИТЫ (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) – священные гимны, песни, сакральное знание
БРАХМАНЫ – жреческие книги, комментируют самхиты
АРАНЬЯКИ – книги лесных отшельников (архатов), комментируют брахманы
УПАНИШАДЫ – «наставления для учеников», философские комментарии

Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед»

Веданта

Предлагает тщательно изучать тексты «Вед»

Йога

Добавляет систему физических и духовных упражнений, цель которых – освобождение от мира, отрешение от боли и страданий

Вайшешика

Для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть

Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания

Джайнизм

Утверждает, что тело – темница бессмертной души. Душа стремится к благу, тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса

Буддизм

Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны

Религиозно-философские идеологемы Вед
(основные понятия):

Сансара – круговорот перерождений; окружающий видимый мир, бушующий океан страстей
Карма – закон воздаяния, управляющий перерождениями; совокупность хороших и плохих поступков, определяющая облик последующего рождения
Мокша – освобождение от сансары, религиозное спасение (достижение миров Брахмы, слияние с Брахманом)
Дхарма – учение о спасении, «колесо Дхармы» -- развитие, распространение учения
Ахимса – непричинение вреда живому, (санскр.) – ненасилие

Брахманизм – первая религиозно-философская система Вед, древняя религия
Содержит представления о несовершенстве мира, необходимости спасения посредством духовного делания, представления об аде и рае и т.п.

Брахман – верховное начало, космический абсолют, идеальный, совершенный мир
Атман – самость человека, глубинная основа его личности
БРАХМАН=АТМАН
Два пути познания духовного абсолюта:
соблюдение предписаний и медитация

Принцип Тримурти – единства трех богов:
Брахма – бог-создатель; верховный бог
Вишну – бог-хранитель;
Шива – бог-разрушитель

БРАХМАНИЗМ

Брахма (бог-абсолют) - центральная категория брахманизма – нового исторического культурно-социального периода развития индийской цивилизации.

Брахманизм

Верховными божествами в этой религии являются: творец Вселенной - Брахма, Шива - олицетворение производительных сил природы и благодетельный Вишну.
Основа вероучения - перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы - воздаяния за греховность или добродетельность прошлой жизни. Согласно учению брахманизма в Индии, добродетельный человек будет перерождён в теле человека, занимающего высокое общественное положение или вовсе небожителя.
Религией в Древней Индии был установлен критерий оценки определённого образа жизни - дхарма. Для каждого класса общества была установлена собственная дхарма.

Божественная сущность

Главное божество религии в Древней Индии - Брахман - представляет собой безличную сущность, которую невозможно ни определить, ни описать.
Брахманизм в Индии определяет сущность человека, как индивидуальное духовное начало, тождественное со своим творцом.

Человеческое "я"

Жизненное дыхание является одним из проявлений Атмана. Развитие брахманизма в Индии привело к появлению более поздних упанишад, в которых предлагаются иные, нетрадиционные способы постижения истины. В них сама религия древней Индии отодвигается на второй план, а большое значение придаётся изучению йоги.

Религия Индии призывает своих приверженцев к самоконтролю и развитию мудрости, основной целью джайнизма является раскрытие истинной природы человеческой души. Философия религиозного учения основана на «трех столпах»:
Совершенное поведение – соблюдение предписанных правил
Совершенное знание или призыв «отбросить неведение»
Совершенное восприятие

Чтобы достичь мокши, душа должна освободиться от кармы – последствий поступков, совершенных в предыдущих воплощениях.

Сиддхартха Гаутама Будда
(623-544 до н.э.) – основатель буддизма

Гаутама был сыном одного правителя Индии.
Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он увидел старика, больного и похоронную процессию. Он понял всю глубину страданий человека и решил посвятить себя поиску истины. 6 лет он жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой).
Всю оставшуюся жизнь он проповедовал свое учение.

Буддизм

Наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии.
В настоящее время буддизм является одной из мировых религий.

Буддизм – это древняя религия, философия индийцев, основателем которой является Будда.

Ядро философского учения буддизма махаяны – процессуальная онтология

Мир – это феноменальный поток, т.е. поток образов нашего сознания.
Личности не существует (доктрина АНАТМАН), «Я» -- это также поток образов.
Этот поток образован волнением дхарм.
ДХАРМА – ничтожно малый момент, феноменальная вспышка. Дхармы возникают и разрушаются (волнуются) с огромной скоростью. Во время моргания глаза волнуются тысячи дхарм.
Дхармы иллюзорны, пусты, следовательно, феноменальный мир – это иллюзия, т.е. мира в обычном понимании не существует.
Существует только природа Будды (дхармакая), которой пронизана вся реальность: в песчинке содержатся бесчисленные миры и Будды.
Таким образом, за внешними проявлениями реальности скрывается истинная реальность, которая понимается через полное прекращение волнения дхарм, т.е. в истинной реальности нет жизненной активности.
Это НИРВАНА – полное прекращение волнения дхарм. Нирвана не может быть описана обычным языком и понята разумом.
Задача человека – успокоить дхармы и достичь нирваны. Для этого нужно избавиться от страстей и иллюзии собственного «Я». Это достигается в процессе медитации.
Уход в нирвану – это не смерть (но обычно соответствует физической смерти)

Нирвана (санскр. – «угасание») – «ничто», «небытие», конец перерождений, полное освобождение из сансары, высшее состояние души, в котором преодолены все страдания, желания и привязанности.

Восьмеричный (срединный) ПУТЬ

правильные взгляды,
правильная решимость,
правильная речь,
правильное поведение,
правильный способ жизни,
правильное усилие,
правильное внимание,
правильное сосредоточение .

Характерные черты
древней индийской философии

Философия рассматривается как руководство к жизни
Начальная стадия философских учений – пессимизм
Вера в вечный нравственный закон – карму
Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я
Цель человека - нирвана

3. Философия Древнего Китая.

Период

Название периода

Хронология периода

1

Период древней китайской философии

VI-III вв. до н.э.

2

Средневековый (постклассический) период

III в. до н.э. – XIX в.

3

Новый период китайской философии

Сер. XIX – 1919 г.

4

Новейший период китайской философии

С 1919 г.

Таблица «Периоды развития
китайской философии»

Три основных этапа развития философии Китая:

VII в. до н. э. – III в. н. э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III – XIX вв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
ХХ в. н. э. – современный этап – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА,
ОКАЗАВШАЯ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

«Книга песен»

«Книга истории»

«Книга перемен»

«Книга обрядов»

Летопись

Исторические рукописи

Комментарий к «Книге перемен»

Древняя китайская философия

Китайское видение мира и окружающей действительности

восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира;
восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии ;

восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушание начальству, восприятие главы государства высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;
уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии –
цзин, ци и шэнь

Цзинэнергия зарождения всего сущего, «корень» живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:
«семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
«семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни.

Циматериально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на: вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэньнеистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

два вида сексуальной энергии:

ян – мужская сексуальная энергия
инь – женская сексуальная энергия

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — ЛунуЗемлю, равнины, ночь, влагу).

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.
Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян – Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

Старинное философское произведение
«И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся
в постоянном круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианства, легизма.

Философские школы Древнего Китая

Основные

Натурфилософская школа

Даосизм

Конфуцианство

Моизм

Школа имён (школа логиков)

Школа закона (легизм)

Менее значительные

Школа эклектиков

Школа дипломатов

Школа аграрников

Школа литераторов

Школа

Основная проблематика

Конфуцианство: Конфуций (Кун Фу-цзы), 551 – 479 гг. до н.э, Цзы-Сы 5 в. до н.э., Мэн Кэ Мэн-цзы, 4–3 вв. до н.э.

этико-политическая проблематика

Даосизм: То Сяо 6 в. до н.э., Вэй Моу 4–3 вв. до н.э., Чжуан-цзы, 4–3 вв. до н.э.

природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе

Школа Инь-Ян: Чэнь Чжуна 5–4 вв. до н.э., и Ши Цю 6–5 вв. до н.э.

философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие

Легизм: Шэнь Дао 4 в. до н.э., Тянь Пяня 5–4 вв. до н.э.

законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми (Кто разумен – создаёт законы, кто глуп – подчиняется им)

Школа имён (мин цзя): Хой Ши 4 в. до н.э. и Дэн Си 6 в. до н.э.

проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями

Моизм: Мо Ди (Мо-цзы), 5 в. до н.э.

социально-политическая проблематика (люди свободны)

КОНФУЦИАНСТВО

ОСНОВАТЕЛЬ – Кун-фу-цзы (Конфуций)
551-479 г.г. до н.э.

«Беседы и суждения»

Конфуцианство – учение, объединяющее в себе философию и этику, в его основе лежит понятие долга.

2500 лет конфуцианству.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОНФУЦИАНСТВА

Гармония общества и власти: власть должна быть с «человеческим лицом», т.е. император должен воспитывать своих подданных, а не угнетать и подавлять.

Этико-политическое учение Конфуция

Особенности конфуцианства:
Этическая и политическая направленность учения. Главные вопросы «Как себя вести?», «Как наилучшим образом организовать общество?», «Как управлять государством?»;
Рационализм – обязательное соблюдение простых и понятных правил поведения;
Опора на социальный авторитет в организации общества. Младшие подчиняются старшим, дети – родителям, подданные – правителю. Общество – это большая семья. Император (Ван) – отец для подданных.

Концепция «небесного мандата»: всякий занимает свое место в обществе в соответствии с «небесным призванием»
Концепция «исправления имен» -- вещи нужно называть своими именами. Ван должен быть призван небом. Если он занимает свое место по произволу – он не Ван.
Культ «благородного мужа» – этического идеала. Благородный муж должен обладать такими добродетелями, как:
- Культурность, образованность (умения читать, считать, стрелять из лука, управлять колесницей, понимать музыку)
Ритуальная благопристойность (обязательное знание и выполнение церемониальных правил)
сыновняя почтительность – уважение родителей и старших
гуманность, человеколюбие
братская любовь
искренность, честность и др.
Общественный порядок должен быть основан на добровольном соблюдении моральных норм, а не законов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ПРАВИЛА (ЛИ)

Правила (ЛИ) - этикет, следование ритуалам (церемониям).
Соблюдение ритуалов естественно, помогает человеку организовать свою жизнь.
Правила этикета соблюдают все (от императора до нищего).
Чтобы стать человеком, надо вначале усвоить правила Ли.
Особенность ритуала: он построен на традиции.

Примеры ритуалов: сыновняя почтительность (сянь), почитание древности как священного образца, чайная церемония.

Сюй Цзешу. Наставление о чае
Принесите все необходимое для заваривания чая и снимите с чайника крышку, положив на стол ее вверх дном. Низ крышки не должен соприкасаться с поверхностью стола, ибо запах лака, нанесенного на дерево, убивает вкус чая. Налейте в чайник кипящую воду, бросьте туда несколько листов чая и накройте чайник крышкой.
Выдержите время, которое требуется для того, чтобы сделать три вдоха и три выдоха, и налейте чай в чашки, а потом, чтобы чай отдал свой аромат воде, вылейте чай обратно в чайник. Снова обождите время достаточное для того, чтобы сделать три вдоха и три выдоха, после чего преподнесите чай гостям. Если вы будете заваривать чай таким образом, чай сохранит свою свежесть и тонкий аромат, так что питие чая доставит удовольствие, снимет усталость и укрепит душевные силы.

НАСТАВЛЕНИЕ О ЧАЕ
(чайная церемония)

Как пить чай
Воду в чайник не следует заливать более двух раз. В первый раз чай будет иметь изысканно свежий аромат, во второй раз – аромат нежный и чистый, на третий же раз чай утратит свой вкус. Также не следует наливать в чайник ни слишком много, ни слишком мало воды, чтобы и после второй заварки чай сохранил свой аромат. Эту вторую заварку можно делать после еды, чтобы сполоснуть рот.
Гости Если гости возбуждены, лучше угостить их вином, а если они не слишком веселы, можно преподнести им обыкновенный чай. Лишь в обществе задушевных друзей, которым можно поведать свои заветные чувства, надлежит заваривать лучший чай. А насколько церемонно преподносить чай – это зависит от числа гостей. К
Комната для чаепития Хорошо иметь рядом с кабинетом для ученых занятий маленькую чайную комнату – ухоженную, светлую и удобную.


Время для пития чая Чай можно пить в такое время: когда ты празден; когда слушаешь скучные стихи; когда мысли спутаны; когда отбиваешь такт, слушая песню; когда музыка умолкает; когда живешь в уединении; когда живешь жизнью ученого мужа; когда беседуешь поздно ночью; когда занимаешься учеными изысканиями днем; в брачных покоях; принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек; когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий; в хорошую погоду; в сумерки дня; когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу; среди раскидистых деревьев и бамбуков; когда распускаются цветы; в жаркий день, у зарослей лотоса; возжигая благовония во дворе; когда младшие покинули комнату; когда посещаешь уединенный храм; когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ЖЕНЬ

ЖЕНЬ – (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.

Теория прорастания рисового зерна

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: ВЗАИМНОСТЬ, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Взаимность - «золотое правило нравственности», характерное для многих культур: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Принцип «золотой середины»: соблюдай во всем меру, смягчай
противоречия, не допускай
ни чрезмерности, ни отставания.

60

Даосизм.

Основатель даосизма Лао-цзы (VI – V вв до н. э). оставил трактат из 5 тысяч слов, содержащий учение о Дао (пути). Как говорится о Дао : «Существует вещь туманная, но в себе завершенная, рожденная прежде неба и земли. Безмолвная и безвидная, она стоит особняком и не изменяется. Совершает обращение и не прекращается. Её можно считать прародительницей Поднебесной. Я не знаю её имени. Если назвать её словом, придется сказать: «путь».

Согласно Лао-цзы, философ — это младенец, символизирующий исходную чистоту философии. Мудрец должен стремиться к состоянию «нерожденности», выйти за границы пространства и времени, что возможно через «возвращение к изначальному», к первоначальному «хаосу».

Для учения Лао-цзы о Дао характерно:
Стремление к сверхсознательному слиянию с дао, которое самодостаточно и зависит «само от себя»;
Стремление к постижению реальности внерациональными средствами, предпочтение откровенного знания перед рациональным;
Предпочтение природного (естественного) перед искусственным (антропогенным);
Освобождение от внешних условностей ради естественной простоты, утверждение принципа «недеяния».

ЛЕГИЗМ: ШКОЛА ЗАКОННИКОВ

Представители:
Шан Ян,
Фа Цзя,
Хай Фэй,
Гуань Чжун

Карательное законодательство

МОИЗМ

V в. до н.э. Основатель - Мо-цзы.
Основные идеи:
Люди по природе своей добры.
В основании управления
государства должна лежать
любовь, а не ритуал или закон.
Принцип равенства и братства:
«Имеющий избыток делится с
другими", "сильный помогает слабым",
"знающий учит незнающих"

Характерные черты
древней китайской философии

Китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике
Основной интерес древних китайских философов – поведение человека и его внутренний мир
В китайской философии подробно разработаны идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм)

1) Философия Древней Индии и Китая носит ярко выраженный религиозный характер
2) Главная ценность Индийской и Китайской философии заключается в обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственного совершенствования личности
1) Китайская философия больше обращена к практической жизни, Индийская философия – к раскрытию духовного мира человека
2) В Индии учили как легче покинуть этот мир, в Китае – как лучше утвердиться в жизни и выжить
Все это очень близко к практическому опыту и житейской мудрости

Выводы (сходства и отличия)

Древнекитайская и древнеиндийская философии дали миру множество различных и оригинальных идей, обогативших мировую философскую мысль.
В последние столетия европейская философия все чаще обращается к идеям сострадания и ненасилия, духовного самосовершенствования.