Тема 4.2. Сознание, его происхождение и сущность
План
Понятие и сущность сознания
Структура и компоненты сознания
Сознание как система
Основные функции сознания
Бессознательная сфера
Роль языка в развитии сознания
Психофизическая проблема. Сознание и мозг
Раздел 4. Философское осмысление природы человека.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ ( от греческих слов «сущее» и «понятие», «учение»)
Раздел философии, изучающий процесс и проблемы познания бытия – ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого gnoos – разум).
Что есть сознание?
СОЗНАНИЕ-высшая форма психической деятельности человека.
Сознание – крайне трудно определяемое понятие, способность субъективно переживать события внешнего мира и внутри себя. Ключевым свойством сознания является направленность (намеренность) на объект – интенциональность (означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.
Существует индивидуальное и коллективное сознание
Исторические вехи понимания сознания
Античность
Сознание – «отпечаток» внешнего мира
Средневековье
Сознание - это не только знание о внешнем мире, но прежде всего божественное откровение.
Новое время –
идеализация сознания и разума
«Я мыслю – следовательно я существую»
XIX век – вульгарный материализм
«Мозг выделяет сознание как желудок желудочный сок»
Форг , Милешот
Понятие
Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.
Сознание
классическая философия:
Сознание = знание
Все, что мы знаем –это сознание, все, что мы осознаем - знание
То, что мы осознаём
То, что мы знаем
Сознание
современная психология:
Знания – это не только то, что я знаю,
Но и то, что я могу узнать.Знание – не всегда осознание
Знание = сознание
Новое знание
Не только то, что
Я ЗНАЮ
ТО, ЧТО ЗНАЮТ ДРУГИЕ
Сознание – идеальные (психические) образы материального мира и производные от них
Сознание – проекция мира
Сознание – конструирование образов и смыслов
Мир – проекция сознания
Лебеди, отражающиеся в слонах
Компоненты сознания
1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.
2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.
3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.
4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.
ИСТОЧНИК СОЗНАНИЯ
объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга
В современной философии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:
1.телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);
2. чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);
3. логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);
4.ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
3.Сознание как система
- Можно не знать, но думать о чем-то => объект мысли становиться объектом сознания.
- Но не только то, о чем человек в данный момент думает!
Система – упорядоченная совокупность элементов.
Структура сознания
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);
логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);
эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);
ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).
ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ
активно-отражательная
объяснительная
активно-преобразовательная
коммуникативная
конструктивно-критическая
целеполагающая
4. Основные функции сознания
Основные функции сознания
Отражательная:
Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Основные функции сознания
Оценочная:
Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств.
Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Основные функции сознания
Креативная:
Творчество невозможно без сознания.
Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Основные функции сознания
Преобразующая:
Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Выполняет реальные действия, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
Основные функции сознания
Времяобразующая:
Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.
Этим сознание человека отличается от психики животных.
Основные функции сознания
Рефлексивная:
Разновидностью сознания является самосознание .
Способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
Сознание
Сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения:
интеллектуальные проблемы,
преодоление сопротивления,
осознание конфликта и поиски выхода из него,
действия в ситуациях угрозы.
5. Бессознательная сфера
Лейбниц (1646-1716)
понимал бессознательное как низшую форму духовной деятельности
Кант (1724-1804)
Бессознательное – совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, инстинктов, которые не представлены в сознании
Проявляется в простых психологических реакциях: сновидениях, аффектах, эмоциях, интуиции, непроизвольных воспоминаниях, автоматических действиях, спонтанных реакциях, влечениях, инстинктах
Сознание и бессознательное
Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.
Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.
6. Роль языка в развитии сознания
Язык формирует два пласта сознания – пласт значений и пласт смыслов, которые составляют коллективное и индивидуальное сознание
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СМЫСЛ
Функции языка (речи)
Обозначающая
Язык как способ действия с миром
предметов,состоящий и их именовании,
описании и действии в соответствии со
смыслом произносимых слов и контекстом их
употребления.
Коммуникативная
Язык как средство общения между
субъектами.
2 уровня общественного сознания
Обыденно-практический
Несистематизированное,
Жизненно-практическое,
Стихийное.
Теоретический
Рациональное,
системное,
Реализовано в конкретных учениях.
Общественное сознание
Существует без неизменных субъектов.
Основное отличие от индивидуального:
Общественное сознание
Сознание социальной группы
Индивидуальное сознание
Обыденное и теоретическое: теории, эмоции, настроения, менталитет, здравый смысл, ценности, идеалы
Государственные или этнические, корпоративные и иные групповые нормы, традиции и пр.
Индивидуальный опыт + воздействие социальной группы
Соотношение индивидуального и коллективного сознания
Индивидуальное сознание
Совпадает с общественным
Не совпадает с общественным
Теория общественного договора
Мораль = нравственность
Всегда:
Иногда, если:
Теория разделения властей
Ошибки человека
Ошибки общества
Адольф Гитлер
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Культура группы =
доминирующая культура => совпадают в обычаях, традициях, искусстве, науке, праве.
7. Психофизическая проблема. Сознание и мозг
Психофизическая проблема:
Каково отношение материального мира к духовному?
Материалисты: материя первична
Идеалисты: дух первичен
Психофизиологическая проблема:
Каково отношение сознания к своему материальному субстрату, головному мозгу?
3 точки зрения:
Психофизический параллелизм: сознание и материя – две самостоятельные субстанции, несводимые друг к другу, они параллельны (Декарт, Лейбниц). Дух и материя связаны посредством шишковидной железы
Вульгарный материализм: сознание – продукт деятельности головного мозга. В организме железы выделяют гормоны, печень – желч, а мозг – мысль (качество мышления зависит от качества пищи?), Бюхнер, Фогт и др.
Научный материализм: сознание – функция головного мозга. Любая психическая способность зависит от деятельности мозга, который имеет зоны функциональной локализации психических способностей.
Кора головного мозга функционально состоит из трех зон: сенсорная зона, моторная зона и ассоциативная зона. У человека ассоциативная зона занимает около 75% коры головного мозга, у животных она значительно меньше. Функция ассоциативной зоны - связывать между собой активность сенсорных и моторных зон.
Ассоциативная зона, предполагается, получает и перерабатывает информацию из сенсорной зоны и инициирует целенаправленное осмысленное поведение.
По мнению большинства учёных, функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.
Мозг – орган, состоящий из нейронов, которые связаны синапсами. Синапсы бывают электрические и химические.
В мозге 86 млрд. нейронов и
440 000 мм2 поверхности коры больших полушарий
Основной вопрос нейрофизиологов: что происходит при синаптической передаче информации? Что же такое синапс?
Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального
Большинство
Решающую роль играют ощущения и восприятия
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Решающую роль играют мыслительные операции
Рационализм
(Р. Декарт)
Решающую роль играют опыт, эксперимент
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Мир познать невозможно
Агностицизм
(И. Кант)
ВЫВОДЫ:
Сознание не может быть редуцировано к своему материальному субстрату – нейрофизиологическим процессам головного мозга.
Определенная физиологическая организация является необходимым, но не достаточным условием существования сознания.
Ключ к пониманию механизма возникновения психических образов лежит в деятельности и общении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.