Раздел 6. Философия и медицина
Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности
План
1. Взаимосвязь философии и медицины.
2. Отец медицины философ Гиппократ.
3. Медицинская биоэтика.
1. Взаимосвязь философии и медицины.
Философия и медицина - одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации.
Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирики, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.
ОБЩЕЕ | ОСОБЕННОЕ |
Общий предмет исследования - ЧЕЛОВЕК | Медицина – с «практической» стороны (физическое и душевное здоровье); философия – больше с теоретической –человек как сложное био-психо-социальное существо, существующее в природе и социуме |
Общие истоки (развивались «рука об руку с Античности ) | Новое время (17 в.) – разделение науки и философии, фактически медицина становится самостоятельной отраслью знания |
Общие методы исследования: -Системный -Исторический | Проблема современной медицины: естественнонаучных знаний для решения всех проблем медицины недостаточносближение философии и медицины |
Антропоцентризм- философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Симбиоз философских и медицинских идей представляет собой древневосточная мудрость, заключенная в египетской книге мертвых, индийских ведах, в учении китайских даосов (учение о бессмертии), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна).
Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего как болезни духа, соответственно лечение болезни – это прежде всего восстановление душевного равновесия и духовного здоровья.
В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.)
Европейские врачи-философы
эпохи Средневековья (Ф.Рабле, Р.Бэкон, Парацельс, и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.
в эпоху Нового Времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. Так, в философии французского материализма (идеи врачей Локка, Ламетри) человек понимается как машина, действующая по аналогии с макрокосмом (по законам классической механики Ньютона).
Среди врачей-философов России XVIII века
наиболее известны К. Ф. Вольф (1734-1794), С. Г. Зыбелин (1735-1802), А. С. Кайсаров (1782-1813), К. Ф.К. Уден (1753-1823), П. А. Загорский (1764-1846). К. Ф.
Вольф занимался теорией зарождения, обосновал учение об эпигенезе, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурных субстанций оплодотворенного яйца.
С. Г. Зыбелин - ученик М. В. Ломоносова — стал первым русским профессором университета по медицине, преподававшим теоретическую медицину того времени: анатомию, физиологию, патологию, химию, фармацию, фармакогнозию, семиотику, хирургию. Философские взгляды Зыбелина проявились в материалистическом (корпускулярном) объяснении строения организма, в раскрытии влияния окружающей среды на здоровье и его детерминированности социальными условиями. Он исследовал взаимозависимость психического и физического здоровья человека и выявлял объективные законы его существования.
А. С. Кайсаров основное внимание уделял изучению социальной жизни и обоснованию необходимости освобождения крепостных крестьян России.
Ф.К. Уден был профессором Медико-хирургической академии. Его лекции начинались с изложения исто-рико-теоретических основ медицины, содержащих сведения о философских взглядах представителей различных философских школ.
Соотношение философии и медицины
В философии 19 века осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме. Идеи 19 века (Фрейд, гештальтпсихология и т.д.) послужили возникновению в начале ХХ века психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.
Современная философия медицины
развивается по нескольким направлениям руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками.
Основные проблемы– здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.)
Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, врача по образованию К.Ясперса, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др.
Философскими основами клинической медицины
становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа.
В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.
Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются; как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.
2. Отец медицины философ Гиппократ
Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» Гиппократ выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь.
Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного. Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).
Великая заслуга Гиппократа
Заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.
Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы. Он вывел медицину из темного эмпиризма - учения об опыте, под которым понималось направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено, либо как описание опыта, либо сведено к нему.
Очистив эмпиризм от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментальною стороною дела, положил начало её развитию.
Извечные традиции, запрещавшие вскрытие трупов, позволяли изучать анатомию и физиологию только на животных.
В соответствии с взглядами древнегреческих философов о строении окружающего мира Гиппократ и его ученики утверждали, что тело человека состоит из твердых и жидких частей. Главную же роль в организме человека играют четыре жидкости.
Учения Гиппократа, как в области философии, так и в области медицины, вызывало огромный интерес и оказало большое влияние на представления гениальных умов, выдающихся деятелей медицины последующих эпох
“Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени.
“Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”. По-видимому, врагов у каждого из нас или совсем нет, или очень мало, поэтому ужин мы обычно съедаем сами, не смотря на теорию Гиппократа, заметившего неблагоприятное воздействие пищи принятой на ночь.
“У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.
“Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.
“Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.
“Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть”.
Во все времена в медицине были и есть люди творческие, ищущие, думающие над целями и задачами своего труда. Врачей такого типа не удовлетворяет определенная, фиксированная система норм, рецептов и правил, они пытаются выразить иной образ медицины. Иными словами, поскольку медицинское знание – это только часть целого, то мыслящий врач пытается расширить горизонты уже познанного, проникнуть в глубины, выйти за границы достигнутого, обобщить, выяснить причины, найти основания, докопаться до сути. Так врач становится философом...
О таком Гиппократ говорил
Врач-философ равен богу».
История развития
Биоэтика - это сложный феномен, имеющий место в современной культуре. Возник он в США в 60-х-70-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» был предложен американским онкологом Ван Ренселлером Поттером в 1970 году, который призвал врачей и биологов объединить свои усилия для обеспечения достойных условий жизни людей. По Поттеру, биоэтика - это не просто наука выживания. Это новая мудрость, объединившая в себе знания биологической отрасли и существующие общечеловеческие ценности.
Спустя некоторое время понятие биоэтика существенно изменилось. На первое место вышли междисциплинарные исследования моральных, антропологических, юридических и социальных проблем, возникновению которых способствовали новейшие репродуктивные генетические и трансплантологические биомедицинские технологии.
В семидесятые годы прошлого столетия в Америке были созданы первые образовательные и исследовательские центры, где изучалась биоэтика. Это привлекло внимание к изучаемым данной дисциплиной проблемам религиозных деятелей, журналистов, политиков. Заинтересовали некоторые вопросы и широкую публику. Развитие биоэтики в следующем десятилетии позволило ей получить признание в странах Западной Европы. В девяностых годах изучению данной дисциплины уделялось большое внимание в Восточной Европе (в том числе и в России), а также в Азии (в первую очередь в Китае и Японии).
3. Медицинская биоэтика.
Основная задача биоэтики
Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с развитием прогресса биомедицинской практики и науки.
Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы:
Можно ли заниматься клонированием человека?
Допустимо ли создание генетическими методами особенной «породы» человека, обладающего высокими интеллектуальными и физическими качествами?
Необходимо ли согласие родственников, если у умершего планируется произвести забор органов для пересадки тяжело больным людям?
Нужно ли говорить пациенту о том, что он неизлечимо болен?
Биомедицинская этика
междисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и человеческие ценности
Этика – учение о морали – системе норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношение человека к обществу, другому человеку и самому себе
Экологическая этика, предметом которой выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде "Человек - Природа - Общество"
Биоэтика, ориентирующая человека на выработку и установление нравственно-понимающего отношения к Жизни вообще и любому Иному Живому
Медицинская этика – составная часть биомедицинской этики которая регулирует в основном "человеческие отношения" в медицине по вертикали (врач - больной, медсестра - больной) и по горизонтали (врач - врач, медсестра - медсестра)
Биомедицинская этика – это нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков, в особенности - к Человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным право каждого человека
В структуре биомедицинской этики особое
место занимает медицинская деонтология
Деонтология — не этика, но она и не отрасль медицины, а пограничная дисциплина между этикой и медициной, имеющая свою специфику
В основе лежат категории пользы и вреда во благо конкретного больного
Различие между деонтологией и этикой заключается в основном в том, что этика регулирует взаимоотношения между людьми в обществе, а медицинская деонтология направлена на сохранение жизни и здоровья каждого конкретного больного
ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
Деонтология – наука о профессио-нальном поведении человека
Этика – это наука об отношениях между людьми и обязательствах, вытекающих из этих отношений
Высокая квалификация врача
Понимание психологии больного
Высокие моральные и душевные качества (чуткость и внимание, умение выслушать, утешить, обнадежить, вселить в больного веру в выздоровление)
Чувство ответственности за пациента
Высокая культура врача
Способность принимать оптимальное решение в критических ситуациях. Решительность.
Способность признавать свои недостатки и ошибки.
Сохранение врачебной тайны
Никогда не отзывайся дурно о других врачах, ибо каждый имеет свой счастливый и несчастливый час. пусть прославят тебя дела твои, а не язык»
Деонтология — учение о долге, ответственности, чести и достоинстве медперсонала; принципах, нормах и формах взаимоотношений в сфере здравоохранения, прямо или косвенно влияющих на эффективность процесса лечения, реабилитации или предупреждения заболевания конкретного пациента
Фундаментом деонтологии выступают современная философия, впитавшая все достижения мировой культуры, и этика с ее общечеловеческими моральными ценностями
Определяющей задачей деонтологии является формирование у медицинских работников прочных профессиональных нравственных стереотипов, связанных с выполнением ими своего профессионального долга, повышающих их чувство профессиональной ответственности и достоинства
Основной задачей медицинской этики и деонтологии является:
совершенствование лечебного процесса
выполнение медиками своего долга на основе высокого профессионализма
Профессионализм составляют:
знания на уровне последних достижений медицинской науки
знания в области практической и социальной психологии
умение логически мыслить, наличие развитой интуиции и способности к анализу и синтезу фактов
обладание высокой техникой исполнения необходимых действий
высокие моральные качества, такие, как гуманность и верность долгу
Основные принципы и высшие моральные ценности биомедицинской этики:
Автономия личности – принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав медицинского работника и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредотачивается всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом
Принятие надежного медицинского решения основано на взаимном уважении медицинского работника и больного
Совместное участие в принятии решения, требующем компетентности, информированности пациента, добровольности принятия решения
Выполнение сложных процедур проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с ходом проведения процедуры, с осложнениями
Информированное согласие – принцип биомедицинской этики, требующий соблюдения права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья,
о существующих способах лечения, о заболевании - это коммуникативный диалог медицинского работника и пациента, предполагающий соблюдение ряда этических и процессуальных норм
Учет психического состояния, уровня культуры, национальных и религиозных особенностей пациента, тактичность врача, его моральные качества, способность обеспечить понимание информации пациентом
Правильное информирование о состоянии здоровья дает возможность пациенту самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу добровольного выбора
Добровольность - принцип биомедицинской этики, связанный с автономией пациента
Уважение свободы волеизъявления личности, предполагающей самостоятельное принятие решения или согласия на медицинские манипуляции при условии информированности и отсутствия внешнего принуждения
Добровольность и отсутствие зависимости приводят к требованию и ожиданию конфиденциальности
Конфиденциальность – принцип биомедицинской этики, проявляющийся во взаимном доверии между медицинским работником и пациентом
Конфиденциальность предполагает:
строгое соблюдение медицинской тайны
надежное хранение медицинским работником информации полученной от пациента
анонимность проводимых исследований
минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента
тщательное хранение конфиденциальных данных и ограничение доступа к ним не только при жизни, но и после смерти
Достоинство – объективная самоценность, которой обладает каждый человек по праву своего рождения, потому что он человек. Все люди имеют равные права на признание и уважение собственного достоинства не зависимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения
Целостность – это уникальность, индивидуальность и неповторимость личности
Уязвимость – как принцип биоэтики с одной стороны следует понимать, что каждая жизнь по своей природе конечная и хрупкая, с другой стороны особого отношения требуют наиболее незащищенные
слои общества (дети, старики, заключенные, малограмотные и т. д)
Справедливость – принцип, предполагающий:
равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе к получению медицинских услуг
доступность фармакологических средств
защита при проведении биомедицинских исследований наиболее уязвимых слоев населения
Основные принципы и высшие моральные ценности биомедицинской этики лежат в основе профессиональной деятельности медицинских работников
Современный уровень развития медицинской науки постоянно ставит врача или медсестру перед дилеммой:
«Всегда ли цель оправдывает средства?»
Практические проблемы биоэтики
Проблемы моральных принципов и ценностей в профессиональной деятельности медиков
«Добро и зло» - эти обобщенные формы
разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного являются критериями любой
поведенческой деятельности человека
Особое значение эти категории приобретают в медицине, от которой зависит не только сохранение, но качество жизни людей
Основные проблемы биоэтики
эвтаназия
самоубийство
трансплантология
определение факта смерти
проведение экспериментов на человеке и животных
отношения между врачом и пациентом;
организация хосписов
отношение к людям, являющимся психически неполноценными
деторождение (суррогатное материнство, генная инженерия и т.д.)
стерилизация и контрацепция, а также искусственное прерывание беременности
моральные проблемы ВИЧ-инфицированных
межпрофессиональные отношения в медицине
«Свобода и ответственность»
Свобода – это стремление человека преодолевать зависимость от внешнего мира, удовлетворять возрастающие потребности (продлевать жизнь, изменять пол, внешность, выбирать иметь или не иметь детей, в том числе и без участия мужчины)
Свобода действий медицинских работников неразрывно связана с их правами и ответственностью
Делая нравственный выбор, медицинский работник должен проявлять определенную решительность, чтобы переходить от размышлений и сомнений к действиям
«Долг и совесть»
Моральный выбор как форма проявления свободы
медицинского работника определяется своеобразием
иерархии ценностей, господствующих в медицинской этике: в ней человеческая жизнь считается приоритетной ценностью, а здоровье человека наивысшим благом
Наивысшим проявлением профессионального долга медицинского работника является принцип гуманизма – это обязанности медика по отношению к больному
Будучи всегда готовыми, оказывать помощь медики обязаны быть внимательными и заботливыми, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять максимум творческой активности
«Честь и достоинство»
медицинского работника определяются его общечеловеческими качествами:
моральными ценностями
порядочностью
культурой и интеллигентностью
и в последнюю очередь его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения
Нравственность есть критерий, как достойной жизни, так и достойной смерти
Размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности, они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целом мироздании, позволяют осознать смысл своего бытия перед лицом вечности
Проблемы, связанные со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, проявляющиеся в виде медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека
Проблемы эвтаназии
Эвтаназия – происходит от древнегреческих слов:
eu – хорошо и thanatos – смерть
В современном понимании данный термин означает добровольную, безболезненную смерть и отражает естественное для каждого человека желание умереть легко и спокойно
Проблемы клонирования
Клонирование – это воспроизведение генетически идентичного потомства
В процессе культивирования клеток в пробирках сомаклонов могут возникать различного рода мутации, как правило, вредные для организма
Поэтому клонирование людей может привести к возрастанию в человеческой популяции генетически неполноценных, в том числе психически больных людей
Проблемы трансплантации органов
Трансплантология - пересадка органов, с их последующим приживлением
К основным этическим проблемам трансплантации относятся:
проблемы донора и реципиента
опасность превращения донорства коммерческую операцию (покупка, продажа, приоритетное право в списке очередников)
Искусственное оплодотворение и прерывание беременности
Основные этические проблемы
На какой основе следует проводить обследование населения с целью выявления носителей наследственных заболеваний и их пренатальную диагностику
Оправдано ли морально желание родителей – носителей наследственных заболеваний иметь потомство?
Выявление, каких наследственных заболеваний плода позволяет (или прямо обязывает) родителей к проведению аборта?
Допустимы ли аборты в случае, когда единственным основанием к их применению является желание семьи иметь ребенка с заранее запланированным полом?
Феномен суррогатного материнства
Экстракорпоральное оплодотворение
Проблемы, связанные с определением характера межличностных отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей
медсестра – пациент
медсестра – врач
врач – пациент
медсестра – медсестра
Специфика взаимоотношений медицинского работника и пациента предполагает зависимость
одного человека от другого (пациента от медицинского работника)
В ходе взаимодействия врача и больного в борьбе с болезнью сложились две модели в системе
«врач - больной»:
патерналистическая
автономная
четыре модели взаимоотношения врач-пациент
инженерная
пациент воспринимается врачом как безличный механизм
Задача врача - исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме
Методы диагностики, которые использует врач, биохимические, биофизические, рентгенологические и другие.
Основной недостаток технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности. Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения.
патерналистский
отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного
Принципы отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость.
Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии
Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа « начальник – подчинённый»
четыре модели взаимоотношения врач-пациент
коллегиальный
Здесь господствует принцип равноправия
реализуется право пациента на свободу выбора
Такая гармония в отношениях между врачом и пациентом скорее исключение из правил
На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента
Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях
«контрактная»
Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора
Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды.
Контрактная модель призвана защитить моральные ценности личности, однако в структуре оказания медицинской помощи населению занимает незначительное место.
Патерналистическая модель (от лат. pater - отец) взаимоотношений врача и больного предполагает:
заботу о пациенте как о ребенке
принятие решения независимо от мнения пациента
ограничение достоверной информации
невозможность пациентом принимать решения самостоятельно
полную зависимость от мнения врача
Таким образом, патернализм несет в себе
насильственное ограничение свободы личности,
обусловленное «заботой» о ее благополучии
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.