Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности
Вопросы:
1. Сады и парки Древнего Египта.
2. Сады и парки государства Двуречья.
3. Устройство садов и парков Древней Греции.
4. Типы садов Древнего Рима.
1. Сады и парки Древнего Египта.
Выдающиеся и легендарные по красоте и воздействию на чувства человека сады и
парки известны с давних времен. Такими были сады в Вавилоне, Ассирии, Египте –
государствах Древнего мира.
Одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается
Египет. Он характеризуется следующими особенностями:
• жарким и засушливым климатом с горячими ветрами,
• почти полным отсутствием осадков
• наличием ценного строительного материала - гранита, известняка, песчаника и
др.,
• сравнительно ровным рельефом;
• постоянными войнами грабительского характера;
• концентрацией больших средств в руках фараона;
• бесплатной рабочей силой рабов.
Первые сведения о садах Египта относятся к периоду Древнего царства, т.е. к
2780-2550гг. до нашей эры. Египет оставил нам самые древние живописные
свидетельства садов. Планировка этих садов была проста, вокруг них возвышались
стены для защиты от песка пустынь, ежегодных паводков Нила и прочих
неблагоприятных воздействий природы, а внутри размещались прямоугольный бассейн
и симметрично посаженные деревья.
Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:
1. священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного
водоема на территории храмовых комплексов;
2. озеленение улиц;
3. сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными
территориями (родоначальники парков);
4. сады при жилых домах знати.
Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников, цветов, при
помощи которых создавались и оформлялись сады. Из деревьев надо иметь в виду
финиковую пальму, инжирное дерево, гранатовое дерево, пальму, акацию. Большое
значение имели деревья с густой кроной, обеспечивающие тень, прохладу и защиту
от знойных ветров, затем плодоносящие породы и породы, дающие благовонные
масла. Египетские садовники культивировали ландыши, левкои и розы. В садах
росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы.
Характерные особенности садов и парков Древнего Египта:
• план прост;
• геометричность композиции;
• выражена композиционная главная ось. Крытая аллея – пергола;
• композиционный центр – жилой дом в глубине сада;
• сочетание разных видов искусств;
• вход обычно подчеркнут пилонами, обелисками, фигурами (чаще сфинксами);
• сад закрыт;
• площадь не большая;
• 4 водоема и 2 беседки симметрично от аллеи;
• использование ритма и высотного принципа;
• рядовые посадки;
• использование интродуцентов.
2. Сады и парки государства Двуречья.
Ассиро – Вавилония – это страны Двуречья, то есть территории бассейна рек Тигра
и Евфрата.
Ассиро – Вавилония характеризуется:
• засушливым климатом в районах, близко расположенных к среднему течению
рек;
• холодными дождями в определенные периоды года;
• сравнительно ровным рельефом, за исключением средней и северной части;
• постоянными войнами грабительского характера;
• концентрацией больших средств в руках властелинов;
• бесплатной рабочей силой рабов;
• разнообразием строительного материала.
Города создавались по регулярному плану. Обычно их окружали мощные крепостные
стены с зубчатыми башнями. Улицы городов были вымощены каменными плитами.
Дворцы строились на высоких террасах – платформах и отличались массивностью и
монументальностью. Силуэт города своеобразен благодаря плоским крышам и верхним
террасам зданий. Кроме небольших садов, имелись крупные зеленые массивы.
Сады и парки Двуречья подразделялись на следующие основные типы:
• сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических
садов;
• охотничьи и увеселительные парки или леса;
• «висячие сады».
Самыми знаменитыми садами Древнего мира были «висячие сады» Вавилона. По одним
из данных они были разбиты царем Навуходоносором II (605 – 562 гг. до н.э) для
своей жены, тосковавшей по горам и лесистым холмам родины.
Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии имеет следующие характерные
особенности:
• развитие композиции происходит по поперечно-развернутому пространству;
• тип храма – зиккурат породил искусственные насыпные видовые холмы в
парках;
• сад на искусственных насыпных террасах;
• первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических
садов и зоопарков;
• создание лесов для прогулок и охоты (прототипы современных лесопарков).
3. Устройство садов и парков Древней Греции.
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные
острова Эгейского моря и характеризовалась:
• средиземноморским климатом, довольно жарким, засушливым;
• гористым рельефом. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в
последующее время;
• своеобразной растительностью, которая включала несколько видов дуба
(листопадные и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр,
вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт;
• поклонением богам, наличием священных территорий;
• наличием рабочей силы;
• разнообразием строительного материала;
• наличием садов не только у богатых. Люди даже среднего сословья стремились
украсить свой двор.
Начало истории ландшафтного дизайна Древней Греции относят к 9-11 в. до н.э..
Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы
озеленения:
• священные рощи:
- нимфей - священная дубовая, кедровая или оливковая роща, регулярной
планировки, с расположенным в центре художественно обработанным водным
источником или гротом.
- геррон – роща, посвященная герою;
• сад общественного значения;
• философские сады для ученых бесед;
• частновладельческие сады.
Важным персонажем в истории ландшафтного дизайна Древней Греции стал Александр
Македонский. Он привез из походов различные «новинки» из Египта, Индии и
Персии. Взяв различные аспекты из других культур, греки привнесли и свои
отличительные черты. Аристотель в 4 веке до н.э. писал об этом: «Город должен
строиться, чтобы обеспечить жителям безопасность и в то же время сделать их
счастливыми». Поэтому ландшафтному дизайну было свойственно стремление к
гармонии с природой. А парки и сады пребывали в тесной связи с окружающими
объектами (горы, побережье) и человеком.
В античной Греции использовалась целая система пропорций – принципы золотого
сечения, соотношение частей целого, ритма и симметрии. Остановимся немного
подробнее на золотом сечении. При его использовании созданная композиция
смотрится естественно, кажется, что так и должно быть. В истории ландшафтного
дизайна Древней Греции декораторы также пользовались упрощенным вариантами
золотого сечения - золотой серединой или золотым прямоугольником (при этом,
располагая рядом два объекта нужно не забывать о том, чтобы одно было в 1,5
раза выше другого - тогда все будет выглядеть гармонично).
Садово-парковое искусство Древней Греции характеризовалось:
• использованием горной местности для устройства террас;
• созданием искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;
• применением в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально
приспособленных к фону зелени или гротам.
4. Типы садов Древнего Рима.
Садово-парковое искусство Древнего Рима развивалось на основе традиций Античной
Греции.
В V-IX вв. н. э. феодализм принес с собой междоусобные войны, замедлившие
развитие садово-паркового искусства. Оно существовало лишь на защищенных
территориях монастырей, замков. Это маленькие сады. Особый прием монастырского
сада - сад-лабиринт, в котором дорожки, огражденные стриженой изгородью,
сложными путями подводили к центру. Этот прием использовался и в планировке
парков XIX в.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период
с I в. до н.э. до I в. н.э.
Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в
последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу,
простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на
западе. Ему характерны следующие особенности:
• климат средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в
Греции;
• обилие воды в виде рек и ручьев;
• гористый рельеф;
• наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка);
• широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений (различные
виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный,
гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус,
лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки,
гвоздики и др.).
Существовали следующие типы садов и парков:
• священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они
имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь;
• городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях
(театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или
бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми
галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.
• городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись
планировке дома;
• сады при виллах и дворцах имели различное назначение - от чисто
хозяйственного до увеселительного.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие
черты:
• совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка,
использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);
• создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при
виллах, сады-ипподромы);
• отсутствие композиционного единства в садах;
• появление топиарного искусства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.