Лекция "Садово- парковое искусство Древнего мира и Античности"

  • Лекции
  • docx
  • 24.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тематический доклад на тему: " Садово- парковое искусство Древнего мира и Античности" представляет краткий обзор данного периода садово -паркового искусства. Материал можно использовать на уроках теоретического обучения в группах профессиональной подготовки и СПО по профессии "Садовник"
Иконка файла материала Садово - парковое искусство Древнего мира и Античности.docx

 Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности

Вопросы: 

1. Сады и парки Древнего Египта. 
2. Сады и парки государства Двуречья. 
3. Устройство садов и парков Древней Греции. 
4. Типы садов Древнего Рима. 

1. Сады и парки Древнего Египта. 

Выдающиеся и легендарные по красоте и воздействию на чувства человека сады и парки известны с давних времен. Такими были сады в Вавилоне, Ассирии, Египте – государствах Древнего мира. 
Одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается Египет. Он характеризуется следующими особенностями: 
• жарким и засушливым климатом с горячими ветрами, 
• почти полным отсутствием осадков 
• наличием ценного строительного материала - гранита, известняка, песчаника и др., 
• сравнительно ровным рельефом; 
• постоянными войнами грабительского характера; 
• концентрацией больших средств в руках фараона; 
• бесплатной рабочей силой рабов. 
Первые сведения о садах Египта относятся к периоду Древнего царства, т.е. к 2780-2550гг. до нашей эры. Египет оставил нам самые древние живописные свидетельства садов. Планировка этих садов была проста, вокруг них возвышались стены для защиты от песка пустынь, ежегодных паводков Нила и прочих неблагоприятных воздействий природы, а внутри размещались прямоугольный бассейн и симметрично посаженные деревья. 
Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы: 
1. священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов; 
2. озеленение улиц; 
3. сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков); 
4. сады при жилых домах знати. 
Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников, цветов, при помощи которых создавались и оформлялись сады. Из деревьев надо иметь в виду финиковую пальму, инжирное дерево, гранатовое дерево, пальму, акацию. Большое значение имели деревья с густой кроной, обеспечивающие тень, прохладу и защиту от знойных ветров, затем плодоносящие породы и породы, дающие благовонные масла. Египетские садовники культивировали ландыши, левкои и розы. В садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы. 
Характерные особенности садов и парков Древнего Египта: 
• план прост; 
• геометричность композиции; 
• выражена композиционная главная ось. Крытая аллея – пергола; 
• композиционный центр – жилой дом в глубине сада; 
• сочетание разных видов искусств; 
• вход обычно подчеркнут пилонами, обелисками, фигурами (чаще сфинксами); 
• сад закрыт; 
• площадь не большая; 
• 4 водоема и 2 беседки симметрично от аллеи; 
• использование ритма и высотного принципа; 
• рядовые посадки; 
• использование интродуцентов. 

2. Сады и парки государства Двуречья. 

Ассиро – Вавилония – это страны Двуречья, то есть территории бассейна рек Тигра и Евфрата. 
Ассиро – Вавилония характеризуется: 
• засушливым климатом в районах, близко расположенных к среднему течению рек; 
• холодными дождями в определенные периоды года; 
• сравнительно ровным рельефом, за исключением средней и северной части; 
• постоянными войнами грабительского характера; 
• концентрацией больших средств в руках властелинов; 
• бесплатной рабочей силой рабов; 
• разнообразием строительного материала. 
Города создавались по регулярному плану. Обычно их окружали мощные крепостные стены с зубчатыми башнями. Улицы городов были вымощены каменными плитами. Дворцы строились на высоких террасах – платформах и отличались массивностью и монументальностью. Силуэт города своеобразен благодаря плоским крышам и верхним террасам зданий. Кроме небольших садов, имелись крупные зеленые массивы. 
Сады и парки Двуречья подразделялись на следующие основные типы: 
• сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов; 
• охотничьи и увеселительные парки или леса; 
• «висячие сады». 
Самыми знаменитыми садами Древнего мира были «висячие сады» Вавилона. По одним из данных они были разбиты царем Навуходоносором II (605 – 562 гг. до н.э) для своей жены, тосковавшей по горам и лесистым холмам родины. 
Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии имеет следующие характерные особенности: 
• развитие композиции происходит по поперечно-развернутому пространству; 
• тип храма – зиккурат породил искусственные насыпные видовые холмы в парках; 
• сад на искусственных насыпных террасах; 
• первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических садов и зоопарков; 
• создание лесов для прогулок и охоты (прототипы современных лесопарков). 

3. Устройство садов и парков Древней Греции. 

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря и характеризовалась: 
• средиземноморским климатом, довольно жарким, засушливым; 
• гористым рельефом. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время; 
• своеобразной растительностью, которая включала несколько видов дуба (листопадные и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт; 
• поклонением богам, наличием священных территорий; 
• наличием рабочей силы; 
• разнообразием строительного материала; 
• наличием садов не только у богатых. Люди даже среднего сословья стремились украсить свой двор. 
Начало истории ландшафтного дизайна Древней Греции относят к 9-11 в. до н.э.. Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения: 
• священные рощи: 
- нимфей - священная дубовая, кедровая или оливковая роща, регулярной планировки, с расположенным в центре художественно обработанным водным источником или гротом. 
- геррон – роща, посвященная герою; 
• сад общественного значения; 
• философские сады для ученых бесед; 
• частновладельческие сады. 
Важным персонажем в истории ландшафтного дизайна Древней Греции стал Александр Македонский. Он привез из походов различные «новинки» из Египта, Индии и Персии. Взяв различные аспекты из других культур, греки привнесли и свои отличительные черты. Аристотель в 4 веке до н.э. писал об этом: «Город должен строиться, чтобы обеспечить жителям безопасность и в то же время сделать их счастливыми». Поэтому ландшафтному дизайну было свойственно стремление к гармонии с природой. А парки и сады пребывали в тесной связи с окружающими объектами (горы, побережье) и человеком. 
В античной Греции использовалась целая система пропорций – принципы золотого сечения, соотношение частей целого, ритма и симметрии. Остановимся немного подробнее на золотом сечении. При его использовании созданная композиция смотрится естественно, кажется, что так и должно быть. В истории ландшафтного дизайна Древней Греции декораторы также пользовались упрощенным вариантами золотого сечения - золотой серединой или золотым прямоугольником (при этом, располагая рядом два объекта нужно не забывать о том, чтобы одно было в 1,5 раза выше другого - тогда все будет выглядеть гармонично). 
Садово-парковое искусство Древней Греции характеризовалось: 
• использованием горной местности для устройства террас; 
• созданием искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов; 
• применением в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам. 

4. Типы садов Древнего Рима. 

Садово-парковое искусство Древнего Рима развивалось на основе традиций Античной Греции. 
В V-IX вв. н. э. феодализм принес с собой междоусобные войны, замедлившие развитие садово-паркового искусства. Оно существовало лишь на защищенных территориях монастырей, замков. Это маленькие сады. Особый прием монастырского сада - сад-лабиринт, в котором дорожки, огражденные стриженой изгородью, сложными путями подводили к центру. Этот прием использовался и в планировке парков XIX в. 
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э. 
Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе. Ему характерны следующие особенности: 
• климат средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции; 
• обилие воды в виде рек и ручьев; 
• гористый рельеф; 
• наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка); 
• широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений (различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус, лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.). 
Существовали следующие типы садов и парков: 
• священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь; 
• городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. 
• городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома; 
• сады при виллах и дворцах имели различное назначение - от чисто хозяйственного до увеселительного. 
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты: 
• совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей); 
• создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы); 
• отсутствие композиционного единства в садах; 
• появление топиарного искусства.