Занятие №3 по теме: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Оценка 4.6

Занятие №3 по теме: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Оценка 4.6
Лекции
docx
доп. образование взрослых
Взрослым
17.01.2020
Занятие №3  по теме: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(Слайд -3) Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития
Занятие №3 -ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ.docx

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска

 

 

 

 

 

Цикл занятий

Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ

в условиях инклюзивного образования

 

 

Занятие №3

по теме:

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

http://inzhukovskiy.ru/upload/gallery/144/91144_d046ac696687542f7e9c57548a454319fa54b71f.jpg

 

                                                                       Материал подготовлен

                                                                      педагогом-психологом

                                                    Е.М.Бондарь

 

г. Волгодонск

2019г

Занятие №3 (тема №6)

«Обеспечение доступности для инвалидов общего образования»

Начало декабря традиционно отмечается как Декада инвалидов. Она приурочена к Международному Дню инвалидов, который по решению Организации Объединенных Наций с 1993 года отмечается 3 декабря.

В рамках Декады инвалидов в государственных образовательных организациях, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политике проводятся разнообразные мероприятия, целью которых является привлечение внимания общественности к проблемам людей с инвалидностью в современном мире, а также формирование доброжелательного отношения общества к тем, кто в той или иной мере ограничен в своих физических, интеллектуальных и сенсорных возможностях.

В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.  В данную категорию обучающихся включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

1.     Вопрос.    Назовите, какие вы знаете категории детей с нарушениями развития:                                                                                                (Слайд -2)

G  дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер - нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

G  дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

G  дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

G  дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным на­рушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;

G  дети с задержкой психического развития, их характеризует замедлен­ный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

G  дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;

G  дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;

G  дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

 

                                                                                                                  (Слайд -3)

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,

-  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»)

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей.

Сопровождение детей с ОВЗ на уровне учреждения осуществляется посредством коррекционно-развивающих занятий и индивидуальных маршрутов. Для получения без дискриминации качественного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов должны создаваться необходимые условия, связанные с материально-техническим обеспечением образовательной деятельности, охраной здоровья, а именно:

- наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, музыкально-физкультурных залов, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

-  организация питания, которая рассматривается в индивидуальном порядке, с учетом заболеваний;

- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Главный вход корпусов должен быть оборудован звуковой кнопкой вызова сотрудников детского сада по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан для оказания дополнительной помощи.

                                                                                                                  (Слайд -4)

Учреждения должны также быть укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

- в план в реализации Государственной программы РФ «Доступная среда», определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).

Изображение УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВИзображение УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ- В ДОУ рекомендуется установить дополнительные сборные перила для инвалидов, оборудовать лестничный марш и коридор по пути следствия в группу для детей со сложным дефектом опорно-двигательного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

Для детей со сложным дефектом опорно-двигательного аппарата, также рекомендуется установить в туалетной комнате группового помещения поручни опорные для раковины и сенсорный смеситель.

Изображение УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВИзображение УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  (Слайд -5)

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

- Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

- Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.

- Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для каждой категории детей с ОВЗ разработаны варианты, которые обеспечивают:

-     охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям;

-     преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников;

-     преодоление существующих на практике ограничений в получении специальной помощи детьми с ОВЗ, включёнными в общий образовательный поток.

В государственном образовательном стандарте прописано, что одним из условий успешности реализации образовательной программы является индивидуализация процесса образования. Достичь данной цели предполагается за счет разработки и реализации индивидуальных образовательных планов для каждого ученика, организации эффективной самостоятельной работы воспитанников при поддержке со стороны педагогов.

Индивидуализация обучения является и ключевым условием для гуманитаризации и гуманизации образования.

В основе индивидуализации лежит подход, который предполагает стимулирование детей к самостоятельной постановке целей и их достижению. В этой связи для обеспечения реализации данного подхода необходимо:

- оказывать индивидуально ориентированную помощь детям для реализации их базовых потребностей, без которых невозможно ощутить человеческое достоинство;

- создавать условия, в которых бы дети смогли полностью реализовать свои природные, интеллектуальные, физические, эмоциональные способности и возможности;

- обеспечивать поддержку ребенка в его автономном и духовном саморазвитии, а также развитии способности к самоопределению.

                                                                                                                  (Слайд -6)

 

Технологии индивидуализации в коррекционно-образовательной деятельности

Современный мир значительно отличается от того, который существовал 15-20 лет назад, поэтому и образ мышления современных детей существенно отличается от предыдущих поколений. Этот фактор является одним из ключевых, вынуждающих осуществлять поиск новых подходов образования и воспитания детей, которые смогли бы обеспечить гармоничное развитие, успешную адаптацию и социализацию ребенка.

Одним из наиболее эффективных вариантов может стать индивидуализация образовательного процесса, которая направлена на преодоление несоответствия между уровнем образовательных программ и реальными возможностями каждого обучающегося.

Технология индивидуализации достаточно вариативна и может включать в себя различные компоненты:

- сбор данных о личностных и индивидуальных особенностях каждого ребенка;

- проведение анализа результатов воспитательной работы (может быть, как итоговым, так и промежуточным) с планированием дальнейшей работы;

- организация педагогического пространства таким образом, чтобы она в максимальной степени соответствовала задачам по индивидуализации и социализации детей;

- применение разнообразных форм и методов индивидуализации и социализации в образовательном процессе;

- осуществление индивидуальной коррекции социально-личностных проблем, которые имеются у ребенка.

Коррекционный компонент в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

 

- Коррекционный компонент образования детей с ОВЗ присутствует во всех образовательных программах специальных школ и дошкольных образовательных учреждениях, так как он имеет ключевое значение при работе с особенными детьми.

- Для реализации коррекционной направленности обучения, развития и воспитания детей с различными нарушениями требуется разработка специальных педагогических мероприятий, которые направлены на компенсацию или полное исправление недостатков психического и физического развития ребенка. Для того чтобы эффективно выполнить коррекционную работу, также необходимо иметь полные диагностические данные о дефектах развития ребенка, знать этиологию заболевания, учитывать возраст, в котором оно было получено, и понимать, как дефект проявляется в той или иной обстановке.

                                                                                                                  (Слайд -7)

Только в этом случае коррекционный компонент станет органической частью специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате можно сделать вывод о том, что коррекционная работа, как и общее образование, является триединой системой, включающей в себя:

- коррекционное обучение. Под ним обычно понимается сообщение знаний о путях и методах преодоления различных недостатков физического и психического развития, а также усвоение способов применения полученных знаний;

- коррекционное воспитание. Это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами развития, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, игровой и др.), позволяющих адаптироваться в социальной и природной среде;

- коррекционное развитие. Это преодоление недостатков психофизического развития обучающихся в результате активного действия социальных и биологических факторов и формирование нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

 

Применение инновационных педагогических технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Одной из основных задач образования детей с ограниченными возможностями здоровья является создание для них особой коррекционно-развивающей среды, которая позволяла бы им наравне с обычными обучающимися получать образование. В рамках реализации данной задачи применяются разнообразные психолого-педагогические подходы, а также используются инновационные педагогические технологии.                                                                                                           (Слайд -8)

К наиболее эффективным и доступным технологиям можно отнести следующие:

1)                Здоровьесберегающие технологии. Их основная цель – создание оптимальных условий для формирования у обучающихся правильных представлений о здоровом образе жизни, развития умений, знаний и навыков, которые необходимы для поддержания собственного здоровья, а также оказания первой медицинской помощи себе и окружающим людям. Распространенными формами являются разнообразные спортивные праздники, физкультурные минутки во время занятий, различные виды гимнастики (утренняя, дыхательная, динамическая, пальчиковая, для глаз), прогулки на свежем воздухе.

2)                Проектная деятельность. Основной ее смысл заключается в том, что необходимо создать какую-либо проблемную деятельность, которая осуществляется обучающимся совместно с педагогом. В результате такой деятельности, приобретаемые воспитанником знания, становятся его личным достоянием и благодаря этому надежно фиксируются в уже сложившейся системе знаний об окружающем мире.

3)                Развивающие технологии. Если в классическом образовании детям для изучения обычно предлагается уже готовый продукт (шаблон действия), то при использовании развивающего подхода ребенок должен уже самостоятельно прийти к определенному мнению или решить проблему в ходе анализа своих действий.

4)                Информационные технологии. Задействование на занятиях информационно-коммуникационных технологий позволяет добиться большего образовательного эффекта в сравнении с традиционными способами организации занятий. Это связано с тем, что у педагога имеется возможность применения различных специальных программ, фильмов, слайдовых презентаций, анимации. Благодаря одновременному воздействию на несколько органов чувств обеспечивается лучшее восприятие информации, а значит, дети быстрее ее запоминают, при этом она на более долгий срок остается в памяти.

При помощи компьютерных технологий также удается эффективнее решать задачи по коррекции нарушений письменной и устной речи, внимания, мышления, развития памяти. Кроме того, «подключение» ребенка к Интернету позволяет создать дополнительный стимул для обучения, что достигается за счет доступности множества интересных и полезных ресурсов. К тому же самостоятельный поиск нужной информации способствует лучшему ее усвоению.

5)                Коррекционные технологии. Их основная задача заключается в снятии психоэмоционального напряжения. Наиболее распространенные приемы – цветотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия.

6)                Познавательно-исследовательская деятельность. Ее используют для создания экспериментальной деятельности, в которой главная роль принадлежит ребенку. За счет участия ребенка в эксперименте удается создать условия, благодаря которым он сам может наблюдать развитие процесса и видеть его результаты.

7)                Личностно-ориентированные технологии. Их цель заключается в создании между педагогом и воспитанником демократических партнерских отношений. В случае использования данного подхода во главу обучения ставится личность ребенка.

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной

педагогике                                                                                                         

                                                                                                                              (Слайд -9)                                

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается специальная модель педагогической деятельности, которая предполагает достижение обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении их здоровья. Главная особенность технологии – активное применение психолого-педагогических приемов и методов для решения разнообразных задач.

Выделяют три основные подгруппы данной технологии:

1)                Организационно-педагогические технологии, которые используются для определения структуры воспитательно-образовательного процесса и направлены на недопущение переутомления воспитанников, появления гиподинамии и других различных дезадаптационных состояний.

2)                Психолого-педагогические технологии, которые непосредственно связаны с работой педагога с воспитанниками. К данной категории следует отнести и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

3)                Учебно-воспитательные технологии. В их состав входят разнообразные программы по обучению детей заботе о своем здоровье, а также программы, направленные на формирование культуры здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья в учебное и свободное время особенно важно для детей с ОВЗ. Дети с различными ограниченными физическими возможностями обычно сильно отличаются по своему нервно-психологическому развитию от сверстников. Часто такие дети обладают чрезмерной эмоциональной возбудимостью, заторможенностью, отсутствием длительных волевых усилий, слабой нервной системой. В этой связи всему педагогическому составу, который работает с детьми ограниченными возможностями здоровья часто приходиться решать задачи не только образовательного характера, но и нормализации психического и физического состояния ребенка. Именно в таких случаях и требуется применение здоровьесберегающих технологий.

                                                                                                                  (Слайд -10)

1)       Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья:

- динамические паузы, которые занимают от двух до пяти минут и проводятся прямо во время занятий. Их частота зависит от степени утомляемости детей. Паузы могут включать в себя различную дыхательную гимнастику, упражнения для глаз, разнообразные несложные физические упражнения;

- логоритмика. Этот метод используется для коррекции речевых нарушений за счет развития двигательной сферы с применением слова и музыки. Ее использование позволяет расширить словарный запас детей, повысить их уровень эмоциональности, а также способствует совершенствованию психофизических функций и навыков общения;

- ритмопластика. Под ней понимаются музыкально-ритмические движения, которые относятся к синтетическим видам деятельности. За счет того, что ритмопластика предполагает совершение движений под музыку осуществляется развитие как двигательных, так и музыкальных способностей обучающихся. Дополнительно активизируются психические процессы, лежащие в их основе;

- подвижные и спортивные игры. Подбор игр зависит от возраста детей, места и времени их проведения. Обычно выбираются игры малой и средней степени подвижности, а их проведение осуществляется ежедневно;

- релаксация. Ее можно проводить практически в любом помещении. Интенсивность технологии определяется как возрастом детей, так и их эмоционально-физическим состоянием. Для релаксации выбирается спокойная классическая музыка или звуки природы;

- гимнастика пальчиковая. Регулярные упражнения, направленные на развитие пальцевой моторики, оказывают положительное влияние не только на развитие речи, но и повышают работоспособность головного мозга. Данные упражнения способствуют и исправлению речевых дефектов. Пальчиковая гимнастика положительно сказывается на развитии центральной нервной системы, а также всех психических процессов;

- гимнастика для глаз. Она должна проводиться ежедневно и занимать 3-5 минут, количество тренировок зависит от интенсивности нагрузки на зрительную систему. Гимнастика способствует снятию нагрузки и напряжения;

- дыхательная и артикуляционная гимнастика. При помощи дыхательной гимнастики удается скорректировать нарушения речевого дыхания, выработать правильное диафрагмальное дыхание, а также научить контролировать его продолжительность, силу и правильность распределения выдоха. Гимнастика также оказывает положительное влияние на развитие голоса, артикуляцию и звукопроизношение. В результате регулярное выполнение дыхательных упражнений позволяет сохранить высокую работоспособность, зарядиться жизнерадостностью и бодростью;

- бодрящая гимнастика, благодаря которой детский организм быстрее просыпается, также повышается мышечный тонус и улучшается настроение. Еще большего эффекта от бодрящей гимнастики можно добиться, если она проводится под музыку. Выполнение гимнастики следует осуществлять ежедневно, оптимальное для этого время – сразу после дневного сна;

- корригирующая гимнастика. При помощи корригирующих упражнений удается укрепить мышцы, обеспечить положительное влияние на нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы. Во время выполнения упражнений дети постепенно учатся владеть своим телом и координировать свои движения.

2)                Технологии обучения здоровому образу жизни:                     (Слайд -11)

- коммуникативные игры. Они могут состоять из нескольких частей и проводятся по определенной схеме. Наиболее распространенные варианты: игры различной степени подвижности, лепка, рисование, этюды и др.;

- проблемно-игровые (игротерапия, игровые тренинги). Их преимущество заключается в том, что педагог может задействовать их незаметно для ребенка за счет включения в процесс игровой деятельности;

- самомассаж. Массаж – одно из лучших средств лечебно-профилактической работы, которое оказывает положительное влияние как на самочувствие, так и здоровье ребенка. Среди преимуществ массажа – возможность его самостоятельного проведения, то есть выполнение т.н. точечного массажа, который способны выполнять даже маленькие дети. Его рекомендуется применять одновременно с пальчиковой гимнастикой и текстовым сопровождением. Такое сочетание упражнений способствует снятию напряжения, а также положительно влияет на развитие фантазии ребенка и его памяти.

3)                Коррекционные технологии. К ним относятся:                     (Слайд -12)

- арттерапия или лечение искусством. Технология базируется на том, что творчество способно отвлечь детей от неприятных эмоций и задействовать эмоциональные резервы организма. Отличных результатов удается добиться при работе с такими природными материалами, как глина, вода, краски, песок. Кроме того, рисование может осуществляться при помощи пальцев и ног, что помогает снять нервное напряжение и расширить творческие границы ребенка. Для рисования может использоваться и, например, различная крупа, благодаря чему одновременно развивается и мелкая моторика рук;

- сказкотерапия. Практически в любой сказке заложено важное психологическое содержание, которое дает ребенку представление о любви, добре и счастье. Также ребенок через сказку учится познавать реальный мир, а трансформация сказочного героя из слабого в сильного, наивного в умного, маленького во взрослого позволяет открыть перед ним перспективы собственного роста;

- музыкальное воздействие. Проведение музыкальных пауз предназначено для снятия напряжения и улучшения эмоционального состояния детей во время занятий. Прослушивание музыки также оказывает положительное воздействие на развитие творческих способностей. В большинстве случаев музыка применяется в качестве дополнительного средства воздействия на детей;

- технологии воздействия цветом. Суть технологии заключается в том, что правильно подобранное цветовое оформление помещения помогает снять напряжение, а также повысить эмоциональный настрой ребенка;

- коррекция поведения, которая предполагает использование специальных методик. Занятия организуются в небольших группах по 6-8 человек и предполагают игровую форму, при этом в состав группы не обязательно должны входить дети с одинаковыми проблемами и заболеваниями.

- психогимнастика. Упражнения направлены на развитие способностей детей контролировать и управлять своими эмоциями, а также умений выразительно изображать отдельные эмоции и движения. Психогимнастика ориентирована, прежде всего, на детей, которые быстро утомляются, характеризуются непоседливостью, страдают от неврозов и легких задержек психического развития. При помощи психогимнастики детям удается преодолевать различные барьеры в общении, снимать психическое напряжение, а также лучше понимать себя и других людей;

- фонетическая ритмика. Она проводится с детьми, которые имеют проблемы со слухом или может осуществляться в профилактических целях. Основная цель упражнений – обеспечение фонетической грамотной речи без движений.

 

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях[1]. Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.[2] Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе устанавливается до 15 человек.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях

20 правил работы с детьми с ОВЗ для воспитателя

1.     Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.

2.     Многократно повторять материала на занятиях.

3.     Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

4.     При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.

5.     Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.

6.     Предлагать ребенку с ОВЗ облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.

7.     Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.

8.     Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

9.     Поскольку некоторые дети с ОВЗ имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.

10.Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.

11.Поскольку у детей с ЗПР, УО отсутствует или снижена любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.

12.Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

13.Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

14.Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

15.Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.

16.Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда.    Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

17.Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.

18.Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

19.При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).

20.При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог)

 

У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ДРУГИМ!

КАЖДЫЙ ИЗ НАС МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ МИР!

 

Литература

1.    Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

2.    Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с.

3.    Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. – М.: «Печатный двор», 1996. – 182с. Часть 1 Западная Европа. – 182 с.

4.    Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология; Флинта, МПСИ - Москва, 2010. - 376 c.

5.    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[2] Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Золотой ключик» г.Волгодонска

Золотой ключик» г.Волгодонска

Занятие №3 (тема №6) «Обеспечение доступности для инвалидов общего образования»

Занятие №3 (тема №6) «Обеспечение доступности для инвалидов общего образования»

G дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

G дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

П. 3 Федеральный закон от 29.12

П. 3 Федеральный закон от 29.12

Слайд -4) Учреждения должны также быть укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми

Слайд -4) Учреждения должны также быть укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми

Слайд -5) Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: -

Слайд -5) Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: -

Индивидуализация обучения является и ключевым условием для гуманитаризации и гуманизации образования

Индивидуализация обучения является и ключевым условием для гуманитаризации и гуманизации образования

Коррекционный компонент в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья -

Коррекционный компонент в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья -

Это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами развития, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, игровой и др

Это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами развития, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, игровой и др

Развивающие технологии . Если в классическом образовании детям для изучения обычно предлагается уже готовый продукт (шаблон действия), то при использовании развивающего подхода ребенок должен уже…

Развивающие технологии . Если в классическом образовании детям для изучения обычно предлагается уже готовый продукт (шаблон действия), то при использовании развивающего подхода ребенок должен уже…

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике (Слайд -9)

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике (Слайд -9)

Слайд -10) 1) Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья: - динамические паузы , которые з анимают от двух до пяти минут и проводятся прямо…

Слайд -10) 1) Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья: - динамические паузы , которые з анимают от двух до пяти минут и проводятся прямо…

Она должна проводиться ежедневно и занимать 3-5 минут, количество тренировок зависит от интенсивности нагрузки на зрительную систему

Она должна проводиться ежедневно и занимать 3-5 минут, количество тренировок зависит от интенсивности нагрузки на зрительную систему

Его рекомендуется применять одновременно с пальчиковой гимнастикой и текстовым сопровождением

Его рекомендуется применять одновременно с пальчиковой гимнастикой и текстовым сопровождением

Упражнения направлены на развитие способностей детей контролировать и управлять своими эмоциями, а также умений выразительно изображать отдельные эмоции и движения

Упражнения направлены на развитие способностей детей контролировать и управлять своими эмоциями, а также умений выразительно изображать отдельные эмоции и движения

При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи

При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи

Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью

Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020