Лекция "Акмеология. Профессиональная ориентация личности."

  • Лекции
  • docx
  • 05.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная задача предмета Акмеологии – сформировать и закрепить в самосознании выпускника востребованную необходимость в саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное «Я». Целями освоения дисциплины «Акмеология» являются: - формирование системы знаний об основных понятий акмеологии; - усвоение теоретических знаний в области профессионального становления; - формирование и развитие навыков самооценки потенциальных возможностей в выбранной профессии.
Иконка файла материала Акмеология.docx
Акмеология как наука: предмет, область исследований,  цели и задачи.  Профессиональная ориентация личности. Акмеология  – молодая и интенсивно развивающаяся область знания, имеющая своим предметом   зрелость   человека,   и   в   узком   значении   –   профессиональную   зрелость,   или профессионализм. Она находится на стыке многих областей знания и реализует интегративный подход в исследованиях зрелости. Родовой наукой для акмеологии является психология, но на сегодня   акмеология   вышла   за   ее   пределы.   В   силу   интегративного   характера   акмеологии   в акмеологических исследованиях широко применяются различные методы науки, и прежде всего психологические.   В   то   же   время   в   акмеологии   уже   создан   собственный   методический инструментарий,   базирующийся   на   акмеологическом   и   акмеографическом   подходах. Акмеология   развивается   по   пути   дифференциации,   что   находит   отражение   в   появлении многочисленных новых отраслей прикладной акмеологии. Большое внимание в акмеологии уделяется факторам, которые, взаимодействуя друг с другом,   позволяют   человеку   достигнуть   уровня   «АКМЕ»   (иначе   говоря   «ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ», «ВЕРШИНЫ»). Предмет   акмеологии  ­   объективные   (качество   полученного   воспитания   и   образования)   и субъективные (способности, компетенции и др.) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов. ЗАДАЧИ АКМЕОЛОГИИ Задача 1 Комплексное   изучение   развития   человека   на   ступени   взрослости.  Прослеживание зависимостей   между   индивидными,   личностными   и   субъектными   характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества. Человек существует и развивается как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельности. Акмеология всесторонне освещает особенности развития человека на ступени зрелости и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности Задача 2 Выявление микро­ и макроакме, достигаемых людьми в их индивидном, личностном и субъектном   развитии,  прослеживание   и   определение   их   общих,   особенных   и   единичных характеристик.   Характер   и   уровень   проявления   у   человека   индивидных,   личностных   и   субъектных особенностей   на   всем   протяжении   ступени   зрелости   переживают   и   взлеты,   и   падения.   Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям себя в разных видах деятельности.   Вершины в развитии, когда человек достигает наиболее высокого уровня в состоянии своего   здоровья,   когда   в   своих   поступках   он   наиболее   полно   проявляет   усвоенные   им основные ценности жизни и культуры, а в своих деяниях в главной для него области труда устойчиво проявляет профессионализм, свидетельствуют о том, что он достиг в этом своем развитии «МАКРОАКМЕ».  Предваряют   это   достижение   человека   большого   «акме»,   как   правило, «МИКРОАКМЕ». Задача 3 Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как   одной   из   форм   его   «акме».  Выявление   общего,   особенного   и   единичного   в профессионализме   и   путях   его   достижения   у   людей,   занятых   в   разных   сферахдеятельности.   Теоретическое   обоснование   и   практическая   разработка   технологий, оптимизирующих   процесс   формирования   и   развития   профессионализма   у   людей, представляющих различные сферы труда.    Задача   акмеологии   состоит   в   том,   чтобы   при   изучении   труда   профессионалов экстракласса   в   разных   областях   деятельности   выделить   общее,   что  их   объединяет,  и   таким образом научно раскрыть содержание явления высокого профессионализма и особенности его формирования  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Профессиональная   ориентация  ­   система   мероприятий   по   ознакомлению   с   миром профессий и содействию в выборе профессии. Профессиональное самоопределение ­ выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала. Профессиональная   ориентация  –   это   совокупность   экономических,   медицинских, социальных,   психологических   и  педагогических  мероприятий,   направленных   на   развитие профессионального   призвания,   выявление   интересов,   способностей,   пригодности   и   других элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Основные формы профориентации: 1. профессиональное   просвещение  –   воспитание   осознанной   потребности   в   труде: начальная профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда; 2. профессиональная информация – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и прочих лиц с ситуацией на рынке труда 3. профессиональная   консультация  –   это   содействие   определившимся   в   выборе профессий   предлагаемых   работодателем,   через   изучение   личных   качеств консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и интересов, структуры способностей и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения 4. профессиональная   пропаганда  –   разновидность   профессионального   просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей 5. профессиональная   реклама  –   неотъемлемый   элемент   рынка   труда,   представляющий собой   информацию   о   характере   и   состоянии   конкретного   вида   профессиональной деятельности,   должностях,   требующих   замещения   специалистами,   с   целью   их популяризации,   создания   кадрового   спроса   и   его   согласования   с   кадровыми предложениями; 6. профессиональная пропедевтика – различные формы участия человека в тех или иных   предваряющие   принятие сторонах   будущей   профессиональной   деятельности, окончательного решения о выборе профессии; 7. профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности   человека   еще   на   этапе   выбора   профессии   путем   знакомства   его   с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность. Вершины в профессиональном развитии человека Профессиональное   «акме»  ­   это   кульминация,   пик,   оптимум   в   профессиональном развитии человека на данном отрезке жизненного пути.Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями   профессионализма   личности   и   деятельности,   самоэффективности,   имеющий высокий   профессиональный   и   социальный   статус,   динамически   развивающуюся   систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально­ позитивное значение. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — это интегральная психологическая характеристика человека труда,   отражающая   уровень   и   характер   овладения   человеком   профессией,   означающая,   что человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени.  Профессионализм   включает   обеспечение   человеком   высокой   результативности   труда, эффективное   выполнение   профессиональной   деятельности   во   взаимодействии   с   другими людьми, наличие профессионально важных качеств личности у человека труда. Поэтому  Понятие "Профессионализма" охватывает три стороны труда:   Профессиональная   деятельность  —   это   активность   человека,   направленная   на преобразование   предмета   труда   с   целью   получения   результата,   отвечающего общественным и. материальным и духовным потребностям.   Профессиональное  общение — это активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда;   профессиональное   общение     может   быть   рассмотрено   как   одно   из   средств повышения эффективности профессиональной деятельности.   Личность   профессионала  ­   это   совокупность   психических   свойств,     состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в ходе труда. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь ­ справочник по акмеологии. ­ СПб.2000 2. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пос. М., 2008. 3. Пряжников   Н.С.   Теория   и   практика   профессионального   самоопределения.   Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.