Основная задача предмета Акмеологии – сформировать и закрепить в самосознании выпускника востребованную необходимость в саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное «Я».
Целями освоения дисциплины «Акмеология» являются:
- формирование системы знаний об основных понятий акмеологии;
- усвоение теоретических знаний в области профессионального становления;
- формирование и развитие навыков самооценки потенциальных возможностей в выбранной профессии.
Акмеология как наука: предмет, область исследований,
цели и задачи.
Профессиональная ориентация личности.
Акмеология – молодая и интенсивно развивающаяся область знания, имеющая своим
предметом зрелость человека, и в узком значении – профессиональную зрелость, или
профессионализм. Она находится на стыке многих областей знания и реализует интегративный
подход в исследованиях зрелости. Родовой наукой для акмеологии является психология, но на
сегодня акмеология вышла за ее пределы. В силу интегративного характера акмеологии в
акмеологических исследованиях широко применяются различные методы науки, и прежде всего
психологические. В то же время в акмеологии уже создан собственный методический
инструментарий, базирующийся на акмеологическом и акмеографическом подходах.
Акмеология развивается по пути дифференциации, что находит отражение в появлении
многочисленных новых отраслей прикладной акмеологии.
Большое внимание в акмеологии уделяется факторам, которые, взаимодействуя друг с
другом, позволяют человеку достигнуть уровня «АКМЕ» (иначе говоря «ВЫСШЕЙ
СТУПЕНИ», «ВЕРШИНЫ»).
Предмет акмеологии объективные (качество полученного воспитания и образования) и
субъективные (способности, компетенции и др.) факторы, содействующие достижению вершин
профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
ЗАДАЧИ АКМЕОЛОГИИ
Задача 1
Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости. Прослеживание
зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками
взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его
взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества.
Человек существует и развивается как индивид (живой организм), как личность и как
субъект деятельности. Акмеология всесторонне освещает особенности развития человека на
ступени зрелости и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности
Задача 2
Выявление микро и макроакме, достигаемых людьми в их индивидном, личностном и
субъектном развитии, прослеживание и определение их общих, особенных и единичных
характеристик.
Характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных
особенностей на всем протяжении ступени зрелости переживают и взлеты, и падения. Это
относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям себя в
разных видах деятельности.
Вершины в развитии, когда человек достигает наиболее высокого уровня в состоянии
своего здоровья, когда в своих поступках он наиболее полно проявляет усвоенные им
основные ценности жизни и культуры, а в своих деяниях в главной для него области труда
устойчиво проявляет профессионализм, свидетельствуют о том, что он достиг в этом
своем развитии «МАКРОАКМЕ».
Предваряют это достижение человека большого «акме», как правило,
«МИКРОАКМЕ».
Задача 3
Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства
как одной из форм его «акме».
Выявление общего, особенного и единичного в
профессионализме и путях его достижения у людей, занятых в разных сферахдеятельности. Теоретическое обоснование и практическая разработка технологий,
оптимизирующих процесс формирования и развития профессионализма у людей,
представляющих различные сферы труда.
Задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов
экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, что их объединяет, и таким
образом научно раскрыть содержание явления высокого профессионализма и особенности его
формирования
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Профессиональная ориентация система мероприятий по ознакомлению с миром
профессий и содействию в выборе профессии.
Профессиональное самоопределение выбор профессии и последующее формирование
человека как профессионала.
Профессиональная ориентация – это совокупность экономических, медицинских,
социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на развитие
профессионального призвания, выявление интересов, способностей, пригодности и других
элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основные формы профориентации:
1. профессиональное просвещение – воспитание осознанной потребности в труде:
начальная профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда;
2. профессиональная информация – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и
прочих лиц с ситуацией на рынке труда
3. профессиональная консультация – это содействие определившимся в выборе
профессий предлагаемых работодателем,
через изучение личных качеств
консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и
интересов, структуры способностей и других факторов, влияющих на выбор профессии
или направление переобучения
4. профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения,
которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к
определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с
критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей
5. профессиональная реклама – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий
собой информацию о характере и состоянии конкретного вида профессиональной
деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их
популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми
предложениями;
6. профессиональная пропедевтика – различные формы участия человека в тех или иных
предваряющие принятие
сторонах будущей профессиональной деятельности,
окончательного решения о выборе профессии;
7. профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной
пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с
требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности
включиться в определенную деятельность.
Вершины в профессиональном развитии человека
Профессиональное «акме» это кульминация, пик, оптимум в профессиональном
развитии человека на данном отрезке жизненного пути.Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими
показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий
высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему
личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и
самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально
позитивное значение.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — это интегральная психологическая характеристика человека
труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, означающая, что
человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в
профессии к настоящему времени.
Профессионализм включает обеспечение человеком высокой результативности труда,
эффективное выполнение профессиональной деятельности во взаимодействии с другими
людьми, наличие профессионально важных качеств личности у человека труда. Поэтому
Понятие "Профессионализма" охватывает три стороны труда:
Профессиональная деятельность — это активность человека, направленная на
преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего
общественным и. материальным и духовным потребностям.
Профессиональное общение — это активность человека, направленная на установление
взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета
труда; профессиональное общение может быть рассмотрено как одно из средств
повышения эффективности профессиональной деятельности.
Личность профессионала это совокупность психических свойств, состояний
человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности
и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в ходе труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это способность человека решать
определенный круг профессиональных задач.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь справочник по акмеологии. СПб.2000
2. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пос. М., 2008.
3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное
пособие. – М.: МГППИ, 1999.