лекция для родителей "Профилактика девиантного поведения подростков"

  • Лекции
  • docx
  • 21.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить со способами выявления, профилактики суицидальных намерений, действий, раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике; ознакомить с признаками, отличающими суицидента; обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет суицидальные намерения.Познакомить со способами выявления, профилактики суицидальных намерений, действий, раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике; ознакомить с признаками, отличающими суицидента; обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет суицидальные намерения.
Иконка файла материала профилактикадевиантного поведения.docx
Профилактика девиантного  поведения подростков   Цель:ознакомление со способами выявления, профилактики суицидальных намерений,  действий. Задачи:1.     раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике; 2.     ознакомить с признаками, отличающими суицидента; 3.     обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о  суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет  суицидальные намерения.   Очень часто педагогам и психологам приходится сталкиваться с родительскими жалобами  на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил  учительнице, избил товарища… Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой.  Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты. А на  самом деле все гораздо проще: даже двух­трехлетний малыш, когда ему необходимо  родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые  пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни  цинично и страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же  причине: ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконец­то вы обратите внимание на то,  что я есть. Вернее, был… Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных  психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с  этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом  суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог  не только должен все знать об этом, одной из его задач становится профилактика суицида  среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с родителями, и непосредственно  с подростками. Суицид является основной из причин смерти у молодёжи на сегодняшний день. Суицид  считается «убийцей №2» молодых людей, в возрасте от 15 до 24. «Убийцей № 1» являются  несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия,  падения с мостов и зданий, самоотравления. По данным статистики, 30 % людей в возрасте от 15 до 24 лет имеют суицидальные мысли.  6% юношей и 10% девушек совершали суицидальные действия. Целью 10% случаев  суицидального поведения является стремление привлечь к себе внимание  (демонстративный суицид). Смертность от самоубийств в Республике Казахстан составляет 26,9 на 100000 человек  населения (по данным РНПЦ ППН). По мировым стандартам уровень самоубийств,  превышающий 20 случаев на 100 000 населения в год, считается критическим. Для того, чтобы понять природу такого явления, как аутодеструктивное  (саморазрушающее) поведение, необходимо ознакомиться с возрастными этапами развития  ребёнка, и соответственно, с кризисами, которые сопутствуют каждому возрастному этапу. Возрастные этапы развития ребёнка: ∙     0­1 год; ∙     1­3 года; ∙     3­7 лет; ∙     7­11 лет;∙     12­15 лет; ∙     15­17 лет. Прохождение каждого этапа характеризуется появлением новообразований и протеканием  кризиса. Остановимся подробнее на особенностях аутодеструктивного, суицидального поведения в  подростковом возрасте. Типы суицидального поведения в данном возрасте: 1.     демонстративное поведение; 2.     аффективное суицидальное поведение; 3.     истинное суицидальное поведение. Для того, чтобы отличить истинные намерения о прерывании жизни, следует  выделить признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе: 1.     поведенческие (внезапные изменения в поведении и настроении,  склонность к безрассудным поступкам, расставание с дорогими вещами,  приобретение средств для совершения суицида, приготовление к уходу,  пренебрежение внешним видом, «туннельное» сознание); 2.     вербальные (уверение в беспомощности и зависимости, прощание, шутки о желании умереть, сообщение о конкретном плане суицида, медленная,  маловыразительная речь, высказывание самообвинений); 3.     эмоциональные (амбивалентность, безнадёжность, беспомощность,  переживание горя, признаки депрессии, вина или ощущение неудачи,  поражения, чрезмерное опасение или страхи, чувство собственной  малозначимости, рассеянность или растерянность). В противовес  признакам, свидетельствующих суицидальной угрозе, необходимо обратить  внимание на признаках эмоционального благополучия: ∙     личностная адаптивность; ∙     жизнерадостность; ∙     активность; ∙     высокая самооценка; ∙     идентичность с семьёй; ∙     отсутствие страха и тревожности. Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков: §   эмоциональная привязанность к родным и близким; §   выраженное чувство долга, обязательность; §   боязнь причинения себе физического ущерба; §   учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих; §   наличие жизненных, творческих и других планов; §   наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; §   умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы  снятия напряжённости; §   интерес к жизни; §   уровень религиозности.Выделим правила общения с детьми «группы риска»: §  подбирайте ключи к разгадке суицида; §  примите суицидента как личность; §  установите заботливые взаимоотношения; §  будьте внимательным слушателем; §  не спорьте; §  задавайте вопросы; §  не предлагайте неорпавданных утешений; §  предложите конструктивные подходы; §  вселяйте надежду; §  оцените степень риска самоубийства; §  не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска; §  обратитесь за помощью к специалистам; §  важность сохранения заботы и поддержки.   Следует обратить внимание на слова и приёмы речи, которые являются преградами для  общения с подростком, замышляющим о суициде: Избегайте в своей речи: §  «Я на твоём месте…»; §  убеждение с помощью логики; §  Критика, осуждение; §  успокаивание («успокойся, разве это проблемы…»); §  указания, приказ; §  чтение морали; §  требовательность, расследование; §  угрозы; §  издевательство; §  установка диагноза; §  сарказм. Уважаемые родители!! Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть проблемы  подросткового суицида и суметь вовремя оказать помощь нуждающемуся в ней ребёнку  (другу или подруге вашего ребёнка, племяннику, дочери любимой подруги или просто  вдруг загрустившей девочке­соседке), попробуйте выполнить следующее упражнение.  Напишите письмо подростку N, замышляющему о прерывании жизни. Вспомните те  правила, о которых Вы читали выше. Не задумывайтесь о тексте – пусть слова льются на  белый лист от сердца. Когда письмо будет готово, перечитайте его, задумайтесь – а какие  чувства вызывают у Вас эти слова? Теперь прочитайте письмо ещё раз. Проанализируйте –  всё ли Вас устраивает в написанном, не возникла ли необходимость изменить текст? С помощью этого несложного упражнения Вы сможете присоединить свои чувства,  испытать новые, до сих пор Вам незнакомые эмоции и понять, что проблема подросткового и детского суицида не является «чужой» для всех нас.МО классных руководителей Профилактика девиантного  поведения подростков                                                           Подготовила:  соцпедагог  Саитова М.К.