Познакомить со способами выявления, профилактики суицидальных намерений, действий, раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике; ознакомить с признаками, отличающими суицидента; обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет суицидальные намерения.Познакомить со способами выявления, профилактики суицидальных намерений, действий, раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике; ознакомить с признаками, отличающими суицидента; обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет суицидальные намерения.
Профилактика девиантного поведения подростков
Цель:ознакомление со способами выявления, профилактики суицидальных намерений,
действий.
Задачи:1. раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике;
2. ознакомить с признаками, отличающими суицидента;
3. обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о
суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет
суицидальные намерения.
Очень часто педагогам и психологам приходится сталкиваться с родительскими жалобами
на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил
учительнице, избил товарища… Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой.
Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты. А на
самом деле все гораздо проще: даже двухтрехлетний малыш, когда ему необходимо
родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые
пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни
цинично и страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же
причине: ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконецто вы обратите внимание на то,
что я есть. Вернее, был…
Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных
психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с
этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом
суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог
не только должен все знать об этом, одной из его задач становится профилактика суицида
среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с родителями, и непосредственно
с подростками.
Суицид является основной из причин смерти у молодёжи на сегодняшний день. Суицид
считается «убийцей №2» молодых людей, в возрасте от 15 до 24. «Убийцей № 1» являются
несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия,
падения с мостов и зданий, самоотравления.
По данным статистики, 30 % людей в возрасте от 15 до 24 лет имеют суицидальные мысли.
6% юношей и 10% девушек совершали суицидальные действия. Целью 10% случаев
суицидального поведения является стремление привлечь к себе внимание
(демонстративный суицид).
Смертность от самоубийств в Республике Казахстан составляет 26,9 на 100000 человек
населения (по данным РНПЦ ППН). По мировым стандартам уровень самоубийств,
превышающий 20 случаев на 100 000 населения в год, считается критическим.
Для того, чтобы понять природу такого явления, как аутодеструктивное
(саморазрушающее) поведение, необходимо ознакомиться с возрастными этапами развития
ребёнка, и соответственно, с кризисами, которые сопутствуют каждому возрастному этапу.
Возрастные этапы развития ребёнка:
∙ 01 год;
∙ 13 года;
∙ 37 лет;
∙ 711 лет;∙ 1215 лет;
∙ 1517 лет.
Прохождение каждого этапа характеризуется появлением новообразований и протеканием
кризиса.
Остановимся подробнее на особенностях аутодеструктивного, суицидального поведения в
подростковом возрасте.
Типы суицидального поведения в данном возрасте:
1. демонстративное поведение;
2. аффективное суицидальное поведение;
3. истинное суицидальное поведение.
Для того, чтобы отличить истинные намерения о прерывании жизни, следует
выделить признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
1. поведенческие (внезапные изменения в поведении и настроении,
склонность к безрассудным поступкам, расставание с дорогими вещами,
приобретение средств для совершения суицида, приготовление к уходу,
пренебрежение внешним видом, «туннельное» сознание);
2. вербальные (уверение в беспомощности и зависимости, прощание, шутки
о желании умереть, сообщение о конкретном плане суицида, медленная,
маловыразительная речь, высказывание самообвинений);
3. эмоциональные (амбивалентность, безнадёжность, беспомощность,
переживание горя, признаки депрессии, вина или ощущение неудачи,
поражения, чрезмерное опасение или страхи, чувство собственной
малозначимости, рассеянность или растерянность).
В противовес признакам, свидетельствующих суицидальной угрозе, необходимо обратить
внимание на признаках эмоционального благополучия:
∙ личностная адаптивность;
∙ жизнерадостность;
∙ активность;
∙ высокая самооценка;
∙ идентичность с семьёй;
∙ отсутствие страха и тревожности.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
§ эмоциональная привязанность к родным и близким;
§ выраженное чувство долга, обязательность;
§ боязнь причинения себе физического ущерба;
§ учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих;
§ наличие жизненных, творческих и других планов;
§ наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
§ умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы
снятия напряжённости;
§ интерес к жизни;
§ уровень религиозности.Выделим правила общения с детьми «группы риска»:
§ подбирайте ключи к разгадке суицида;
§ примите суицидента как личность;
§ установите заботливые взаимоотношения;
§ будьте внимательным слушателем;
§ не спорьте;
§ задавайте вопросы;
§ не предлагайте неорпавданных утешений;
§ предложите конструктивные подходы;
§ вселяйте надежду;
§ оцените степень риска самоубийства;
§ не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска;
§ обратитесь за помощью к специалистам;
§ важность сохранения заботы и поддержки.
Следует обратить внимание на слова и приёмы речи, которые являются преградами для
общения с подростком, замышляющим о суициде:
Избегайте в своей речи:
§ «Я на твоём месте…»;
§ убеждение с помощью логики;
§ Критика, осуждение;
§ успокаивание («успокойся, разве это проблемы…»);
§ указания, приказ;
§ чтение морали;
§ требовательность, расследование;
§ угрозы;
§ издевательство;
§ установка диагноза;
§ сарказм.
Уважаемые родители!! Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть проблемы
подросткового суицида и суметь вовремя оказать помощь нуждающемуся в ней ребёнку
(другу или подруге вашего ребёнка, племяннику, дочери любимой подруги или просто
вдруг загрустившей девочкесоседке), попробуйте выполнить следующее упражнение.
Напишите письмо подростку N, замышляющему о прерывании жизни. Вспомните те
правила, о которых Вы читали выше. Не задумывайтесь о тексте – пусть слова льются на
белый лист от сердца. Когда письмо будет готово, перечитайте его, задумайтесь – а какие
чувства вызывают у Вас эти слова? Теперь прочитайте письмо ещё раз. Проанализируйте –
всё ли Вас устраивает в написанном, не возникла ли необходимость изменить текст?
С помощью этого несложного упражнения Вы сможете присоединить свои чувства,
испытать новые, до сих пор Вам незнакомые эмоции и понять, что проблема подросткового
и детского суицида не является «чужой» для всех нас.МО классных руководителей
Профилактика девиантного
поведения подростков
Подготовила: соцпедагог Саитова М.К.