Лекция для родителей "Профилактика девиантного поведения подростков"
Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +1
7 кл
21.06.2017
Познакомить со способами выявления, профилактики суицидальных намерений, действий, раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике; ознакомить с признаками, отличающими суицидента; обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет суицидальные намерения.Познакомить со способами выявления, профилактики суицидальных намерений, действий, раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике; ознакомить с признаками, отличающими суицидента; обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет суицидальные намерения.
профилактикадевиантного поведения.docx
Профилактика девиантного поведения подростков
Цель:ознакомление со способами выявления, профилактики суицидальных намерений,
действий.
Задачи:1. раскрыть понятие о суициде, его причинах, общей статистике;
2. ознакомить с признаками, отличающими суицидента;
3. обучить правилам поведения и общения с подростком, замышляющим о
суициде, или подростком, друг которого совершил акт суицида или имеет
суицидальные намерения.
Очень часто педагогам и психологам приходится сталкиваться с родительскими жалобами
на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил
учительнице, избил товарища… Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой.
Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты. А на
самом деле все гораздо проще: даже двухтрехлетний малыш, когда ему необходимо
родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые
пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни
цинично и страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же
причине: ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконецто вы обратите внимание на то,
что я есть. Вернее, был…
Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных
психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с
этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом
суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы. Школьный психолог
не только должен все знать об этом, одной из его задач становится профилактика суицида
среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с родителями, и непосредственно
с подростками.
Суицид является основной из причин смерти у молодёжи на сегодняшний день. Суицид
считается «убийцей №2» молодых людей, в возрасте от 15 до 24. «Убийцей № 1» являются
несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия,
падения с мостов и зданий, самоотравления.
По данным статистики, 30 % людей в возрасте от 15 до 24 лет имеют суицидальные мысли.
6% юношей и 10% девушек совершали суицидальные действия. Целью 10% случаев
суицидального поведения является стремление привлечь к себе внимание
(демонстративный суицид).
Смертность от самоубийств в Республике Казахстан составляет 26,9 на 100000 человек
населения (по данным РНПЦ ППН). По мировым стандартам уровень самоубийств,
превышающий 20 случаев на 100 000 населения в год, считается критическим.
Для того, чтобы понять природу такого явления, как аутодеструктивное
(саморазрушающее) поведение, необходимо ознакомиться с возрастными этапами развития
ребёнка, и соответственно, с кризисами, которые сопутствуют каждому возрастному этапу.
Возрастные этапы развития ребёнка:
∙ 01 год;
∙ 13 года;
∙ 37 лет;
∙ 711 лет; ∙ 1215 лет;
∙ 1517 лет.
Прохождение каждого этапа характеризуется появлением новообразований и протеканием
кризиса.
Остановимся подробнее на особенностях аутодеструктивного, суицидального поведения в
подростковом возрасте.
Типы суицидального поведения в данном возрасте:
1. демонстративное поведение;
2. аффективное суицидальное поведение;
3. истинное суицидальное поведение.
Для того, чтобы отличить истинные намерения о прерывании жизни, следует
выделить признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
1. поведенческие (внезапные изменения в поведении и настроении,
склонность к безрассудным поступкам, расставание с дорогими вещами,
приобретение средств для совершения суицида, приготовление к уходу,
пренебрежение внешним видом, «туннельное» сознание);
2. вербальные (уверение в беспомощности и зависимости, прощание, шутки
о желании умереть, сообщение о конкретном плане суицида, медленная,
маловыразительная речь, высказывание самообвинений);
3. эмоциональные (амбивалентность, безнадёжность, беспомощность,
переживание горя, признаки депрессии, вина или ощущение неудачи,
поражения, чрезмерное опасение или страхи, чувство собственной
малозначимости, рассеянность или растерянность).
В противовес признакам, свидетельствующих суицидальной угрозе, необходимо обратить
внимание на признаках эмоционального благополучия:
∙ личностная адаптивность;
∙ жизнерадостность;
∙ активность;
∙ высокая самооценка;
∙ идентичность с семьёй;
∙ отсутствие страха и тревожности.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
§ эмоциональная привязанность к родным и близким;
§ выраженное чувство долга, обязательность;
§ боязнь причинения себе физического ущерба;
§ учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих;
§ наличие жизненных, творческих и других планов;
§ наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
§ умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы
снятия напряжённости;
§ интерес к жизни;
§ уровень религиозности. Выделим правила общения с детьми «группы риска»:
§ подбирайте ключи к разгадке суицида;
§ примите суицидента как личность;
§ установите заботливые взаимоотношения;
§ будьте внимательным слушателем;
§ не спорьте;
§ задавайте вопросы;
§ не предлагайте неорпавданных утешений;
§ предложите конструктивные подходы;
§ вселяйте надежду;
§ оцените степень риска самоубийства;
§ не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска;
§ обратитесь за помощью к специалистам;
§ важность сохранения заботы и поддержки.
Следует обратить внимание на слова и приёмы речи, которые являются преградами для
общения с подростком, замышляющим о суициде:
Избегайте в своей речи:
§ «Я на твоём месте…»;
§ убеждение с помощью логики;
§ Критика, осуждение;
§ успокаивание («успокойся, разве это проблемы…»);
§ указания, приказ;
§ чтение морали;
§ требовательность, расследование;
§ угрозы;
§ издевательство;
§ установка диагноза;
§ сарказм.
Уважаемые родители!! Для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть проблемы
подросткового суицида и суметь вовремя оказать помощь нуждающемуся в ней ребёнку
(другу или подруге вашего ребёнка, племяннику, дочери любимой подруги или просто
вдруг загрустившей девочкесоседке), попробуйте выполнить следующее упражнение.
Напишите письмо подростку N, замышляющему о прерывании жизни. Вспомните те
правила, о которых Вы читали выше. Не задумывайтесь о тексте – пусть слова льются на
белый лист от сердца. Когда письмо будет готово, перечитайте его, задумайтесь – а какие
чувства вызывают у Вас эти слова? Теперь прочитайте письмо ещё раз. Проанализируйте –
всё ли Вас устраивает в написанном, не возникла ли необходимость изменить текст?
С помощью этого несложного упражнения Вы сможете присоединить свои чувства,
испытать новые, до сих пор Вам незнакомые эмоции и понять, что проблема подросткового
и детского суицида не является «чужой» для всех нас. МО классных руководителей
Профилактика девиантного
поведения подростков
Подготовила: соцпедагог Саитова М.К.
Лекция для родителей "Профилактика девиантного поведения подростков"
Лекция для родителей "Профилактика девиантного поведения подростков"
Лекция для родителей "Профилактика девиантного поведения подростков"
Лекция для родителей "Профилактика девиантного поведения подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.