Хорошим манерам учат, работая над ними по отдельности, до тех пор, пока ребенок не освоит их достаточно, чтобы проявлять без ваших напоминаний о правилах этикета.
Согласно результатам множества исследований, дети с плохими манерами пользуются меньшей популярностью и не очень хорошо успевают в школе. В то же время вежливые дети обладают преимуществом как в детстве, так и позже во взрослой жизни:Лекция "Грубость"
Грубость.docx
Грубость. Четыре шага к искоренению грубости у ребенка
Работа с родителями Беседы, консультации для родителей
Похоже, наш вежливый 11летний ребенок (по крайней мере, так мы считали) забыл все хорошие
манеры, которым, как нам казалось, мы его научили. На прошлой неделе мы ехали в метро, и он
даже не подумал уступить место стоявшей рядом с ним пожилой женщине. Даже такие
общепринятые проявления вежливости, как "спасибо"и "пожалуйста", прочно вошедшие в его
поведение, испарились. Мы надеемся, что это временное явление. А пока опасаемся отпускать
ребенка на люди. Или уже поздно чтолибо сделать???
—Роджер, отец, Виктория, Канада
Становиться впереди очереди
Перебивать учителя в классе,
Захлопывать перед кемлибо дверь
Оставлять мобильный телефон включенным в церкви (или любом другом общественном месте, где этого
делать не следует)
Коротко
Хорошим манерам учат, работая над ними по отдельности, до тех пор, пока ребенок не освоит их
достаточно, чтобы проявлять без ваших напоминаний о правилах этикета.
главном
о
Согласно результатам множества исследований, дети с плохими манерами пользуются меньшей
популярностью и не очень хорошо успевают в школе. В то же время вежливые дети обладают
преимуществом как в детстве, так и позже во взрослой жизни: в ходе интервью с работодателями чаще
предпочтение отдается соискателям, проявляющим учтивость и такт. Поэтому очень важно
позаботиться о том, чтобы наши дети умели себя вести и пользовались плодами хорошего воспитания. А
в мире, где слишком часто демонстрируется неучтивость, невоспитанность, а зачастую и неприкрытая
грубость, особенно важно, чтобы родители поработали над манерами детей.
Четыре шага к искоренению грубости
Эти четыре шага помогут выработать вежливое поведение и искоренить грубость у вашего ребенка.
Шаг 1. Замените грубость новыми манерами поведения
Начните помогать ребенку избавляться от грубости, определив случаи грубого поведения и заменив их
новыми манерами. Выберите одну или две хорошие манеры и научите им ребенка (по очереди). Так
ребенок с большей вероятностью включит хорошие манеры в свою повседневную жизнь и что самое
важное станет использовать их без ваших напоминаний о правилах этикета. На выбор имеется целый
спектр хороших манер, включая этикет встречи, этикет радушного хозяина или гостя, этикет
правильного поведения за столом, пользования телефоном и internet, а также множество вежливых слов.
Шаг 2. Разъясните новые манеры поведения
Будет ошибкой полагать, что ребенок знает, как вести себя поновому. Не делайте подобного
допущения: выделите минутку и покажите ему новую манеру поведения. Так, можно объяснить хорошие
манеры при общении по телефону: "важно, чтобы ты отвечал вежливо и понятно. Давай представим, что
ктото звонит. Послушай, что я говорю: "алло, это дом свиней. Скажите, пожалуйста, кто звонит? О, здравствуйте, господин джонс. Одну минуту, я позову папу".
Шаг 3. Обеспечьте ребенку возможность порепетировать новые манеры
Новые манеры лучше всего усваиваются в ходе многократного повторения, поэтому обеспечьте ребенку
как можно больше возможностей потренироваться. В некоторых семьях каждую неделю работают над
одной или двумя манерами. Помните, что самый простой способ научить ребенка хорошим манерам —
это регулярно вместе есть. Лучшего времени для тренировки навыков ведения беседы и поведения за
столом, пережевывания с закрытым ртом, правильного пользования столовыми принадлежностями и не
придумать.
Шаг 4. Немедленно реагируйте на грубость
Каждый раз, когда случается неизбежный промах, исправляйте грубость. Можно сказать: "начни,
пожалуйста, сначала". Это вежлинее, чем "это неправильно. Переделай". Важное замечание: всегда
старайтесь поправлять ребенка с глазу на глаз, никогда не делайте этого в присутствии других взрослых
или детей. Полезно также поправлять невежливое поведение ребенка, сказав ему, что именно он сделал
не так и как это сделать правильно. Вот пример: "начинать есть, не дождавшись, когда бабушка сядет за
стол, — невежливо. Быть вежливым — значит всегда дожидаться, пока все сядут за стол. В следующий
раз, пожалуйста, подожди". Для того чтобы освоить хорошие манеры, требуется время и практика,
поэтому поощряйте ребенка в его стараниях освоить этикет. Если грубость продолжается, можно
потребовать, чтобы ребенок повторил правильное и вежливое действие десять раз подряд, когда вы
останетесь наедине.
План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка
Как вы учились хорошим манерам в детстве? Какими были стандарты поведения у ваших родителей?
Как они поправляли вас, когда вы допускали грубость? А теперь подумайте о воспитании своих детей.
Какие манеры вы хотели бы видеть у них? Насколько отличаются ваши стандарты от представлений
ваших родителей о вежливости? Последовательно ли вы укрепляете ваши представления о хороших
манерах в детях? Как вы реагируете на невежливое поведение детей? Срабатывает ли это?
Есть большая доля правды в высказывании: "манеры перенимают, а не учат". Подумайте, что дети
перенимают у вас? Спросите себя: "всегда ли я обхожусь с детьми учтиво и уважительно?", "как я
обхожусь со своей супругой (супругом), соседями, коллегами, друзьями и незнакомыми людьми?"
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте дневник
поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана
изменений.
1. Обратитесь к шагу 1. Внимательно присмотритесь к манерам ребенка и подумайте, что вас особенно
беспокоит. Возможно, на несколько дней вам потребуется настроиться на поведение ребенка. Составьте
перечень
2. Выберите однудве хорошие манеры, чтобы поработать над ними в течение недели. Чтобы не забыть
о целях на неделю, отмеченных в вашем плане поэтапного изменения проблемного поведения ребенка,
запишите выбранные хорошие манеры в календарь, журнал, дневник или даже приклейте записку к
холодильнику
3. Продемонстрируйте новый тип поведения. Скажите ребенку, что вы рассчитываете, что он будет
вести себя так и дома, и в обществе. Поначалу новые манеры не особо будут даваться ребенку.
Предоставьте ему возможность попрактиковаться в безопасной домашней обстановке.
4. Поскольку ребенку необходимо пробовать вести себя поновому и в реальной жизни, ищите для
этого соответствующие возможности: ужин в ресторане, визит к комунибудь домой, приглашение
приятеля к себе, поход на день рождения, игра в бейсбольной команде, прогулка в парке, прием гостей.
5. Ваша задача — добиться, чтобы ребенок пользовался новыми навыками без вашего руководства.
напоминание
необходимо
поступков,
семьи.
заменить.
всех
членов
которые
для
как
грубых Как только он станет делать это, можно приступать к освоению новых хороших манер (сверьтесь со
списком хороших манер и выберите однудве). Не сомневайтесь, ваши старания окупятся.
6. Будьте готовы к срывам и ошибкам, но не позволяйте ребенку грубить. Подумайте о штрафных
санкциях, если грубое поведение будет продолжаться. Не делайте ребенку выговор на людях: его
реакция может усугубить ситуацию. Самый эффективный метод — это подать какойнибудь сигнал,
известный только вам двоим, о котором вы договоритесь перед выходом из дому. Сигнал может быть
очень простым, например подергать себя за ухо или почесать нос. Каждый раз, когда вы подаете такой
сигнал, ребенок будет знать, что он действует неправильно и ему нужно немедленно остановиться. Он
также должен знать, что если грубость будет продолжаться, вы заберете его домой.
7. Какие бы вы ни выбрали корректирующие мероприятия, поговорите с ребенком по душам о ваших
ожиданиях прежде, чем вы кудалибо пойдете вместе. Позаботьтесь о том, чтобы последовательно
воплощать запланированное каждый раз, когда ребенок будет невежлив.
Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка
Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того,
чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы
начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка
Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться
последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение
ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его
шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не
спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно
фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно
отмечайте успехи в дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
1 неделя 2я неделя
3я неделя
Источник: Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как
с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика" Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с
английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова
Лекция "Грубость"
Лекция "Грубость"
Лекция "Грубость"
Лекция "Грубость"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.