МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Поликультурное воспитание в современных условиях. Урегулирование межэтнических конфликтов в школах и учреждениях дополнительного образования
Семинар
Аспирант 2 курса Сосновская Е.М.
Москва, 2017
Аудитория: студенты-магистры 4 курса МПГУ
Время : 2 часа (академических)
Занятие состоит из двух частей:
1- Лекционная часть
2- Практическая часть
1 часть (лекция, 45 мин.)
Причины возникновения межэтнических и межнациональных конфликтов
В порядке введения, преамбулы:
Азию не обыграешь, усвоить давно пора
Азии слишком много, и Азия слишком стара.
Когда славяне на вече выбирали себе князей
В Индии уж тысячелетье жили под властью раджей.
И демократия греков, и строгий римский закон
Кажутся детским лепетом для азиатских племён.
Китайцев не переплюнуть, японцев не убелить,
Арабов не успокоить, афганцев не устрашить
Победы в сражении с Азией не будет – она сильней.
Сдаться на милость Азии – значит растаять в ней….
и т.д. (это один из вольных переводов на тему Киплинга)
В стихотворении с некоторыми художественными образными преувеличениями, свойственными стихотворной форме, поднята важная по сути проблема межэтнических различий и противоречий, перерастающих в жёсткий неразрешимый конфликт. В реальности конфликты подобного рода могут и должны быть успешно разрешены. Наше занятие посвящено изучению причин возникновения таких конфликтов и поиску эффективных путей их разрешения.
В настоящее время, по экспертным оценкам, дневное население столицы, включая мигрантов, в том числе, транзитных и «маятников», приближается к 15 000 человек на 1 кв.км, что существенно выше уровня европейских столиц. Доля представителей различных нетрадиционных для Москвы национальностей (главным образом, Кавказа и Средней Азии) за период между переписями 1989 и 2002 выросла с 10.3% до 15.2%.
Сегодняшнее проявление напряжённости межнациональных отношений является следствием распада Советского Союза. Значительный приток мигрантов способствует не только изменению национального состава Москвы, но и создаёт определённую напряжённость вследствие заметной этнокультурной дистанции и как следствие этого – конфликты на межнациональной почве.
Почему возникают подобные конфликты? Большинство из нас видят причину в разности менталитетов и воспитании. Чтобы понять, так ли это, обратимся к понятию «воспитание» (см. слайд № 2).
Теперь проанализируем взгляд на воспитание как на процесс и результат видных учёных в области педагогики и психологии – представителей разных национальностей, проживающих на постсоветском пространстве.
Так Амонашвили Шалва Александрович (д.пед. наук) считает, что «..главное в воспитании детей – благородство: доброта, честность, любовь, порядочность, великодушие, сострадание, сочувствие».
А вот что говорит Саргсян Асмик Людвиговна (кандидат пед. наук) об армянских традициях воспитания: «Основа армянского воспитания – уважение к старшим. Воспитание детей основано на обычаях и традициях предков. Безусловное подчинение младших старшим по возрасту, поддержка младших старшими и защита более слабых более сильными».
Принципы узбекского воспитания излагает д. фил. наук Шахноза Мадаева следующим образом: основа узбекского воспитания – «махалля», узбекский квартал, хранительница узбекских традиций. Это форма общины, объединённой на общей территории. Ребёнок, родившийся в отдельной семье, не считается членом только этой семьи, а считается ребёнком всей махалли. Махалля и семья дополняют друг друга, создавая непрерывность и целостность среды воспитания.
Основа таджикского воспитания – это трудолюбие, подчинение старшим, безусловное уважение традиций и обычаев, взаимопомощь (хашар), как утверждает д. пед. наук профессор Санг Холназаров.
Обратим внимание на то, что ни в одной концепции воспитания нет ярко выраженных противоречий, различий в подходах к гуманистическим ценностям. Практически единая точка зрения на понятия «что такое хорошо, и что такое плохо». Так откуда же берётся конфронтация и напряжённость на межнациональной почве, порой переходящая в явную вражду и нетерпимость?
На развитие межнациональных конфликтов могут влиять следующие обстоятельства. Во-первых, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство. Во-вторых, население какого населённого пункта вовлечено в конфликт. От этих обстоятельств зависят возможности и способы регулирования конфликтов (слайд № 3). Урегулирование конфликтов – это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее – не допускать развития событий, приводящих к конфликтам, чем потом искать пути их разрешения.
Немалую роль в снижении межэтнической напряжённости в школах в организациях дополнительного образования отводится социальному педагогу.
Социальному педагогу необходимо учитывать, что часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием понять другого человека как отдельную личность. В большинстве своём они даже не стараются представить себе, что перед ними - другая культура со своей логикой мышления и поведения и зачастую пытаются проецировать на других свои мысли и чувства.
Сегодня всё больше в детской среде распространяются такие качества как недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много: чёрно-белое восприятие действительности, взаимная нетерпимость и эгоизм, усиленный воздействием СМИ и неделикатными высказываниями взрослых, неравномерное социальное окружение детей, этнически стереотипы (обобщённое представление о физическом, нравственном и умственном облике этнических групп) и многое другое. Поэтому жизненно важна активизация процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения, сущность которого сводится к формированию у обучающихся культуры, достоинства, самовыражения личности, гордости за своё происхождение. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Основа воспитательной культуры межнационального общения закладывается в условиях общеобразовательных учреждений. Исходя их этого, важнейшей задачей становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения.
В связи с этим на социального педагога и весь преподавательский состав возлагается особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры и межэтнического общения у детей разных национальностей.
Вопросы разрешения межэтнических и межнациональных конфликтов безусловно остаются сегодня крайне актуальными. Прежде всего, это относится к образовательной и воспитательной среде, в которой учатся и общаются дети разного возраста и национальностей. В современном социуме проблемы межнациональных конфликтов действительно есть, и когда такой конфликт возникает, решать его следует немедленно.
Таким образом, цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка, оказание ему социально-психологической помощи и защита.
2 часть (практическая, 45 мин)
Основы конфликтологического консультирования для разрешения конфликтов в средних школах и учреждениях дополнительного образования
Обратите внимание на слайд № 4, где представлены основные вопросы, используемые в беседе с участниками конфликта.
Далее необходимо проанализировать пути и результаты разрешения конфликтов (слайд № 5).
Далее аудитория разделяется на группы. Каждой группе выдаются учебные кейсы по межэтническим конфликтам. Описывается конфликтная ситуация и предлагается найти способы её разрешения. Общая схема взаимодействия социальных педагогов и школьных психологов с одной стороны, и участников конфликта в условиях школьного обучения с другой стороны, представлена на слайде № 6.
Пути решения каждой проблемной ситуации по кейсам №№ 1-5 находятся в процессе совместного обсуждения.
Литература
1. С.А. Медведева. Поликультурное образование и воспитание в современных условиях: учебно-методическое пособие – Ярославль ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017 – 36 с.
2. Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарёва, С.Б. Серякова. Социально-педагогическая компетентность как основа профессионализма специалиста социальной сферы. Материалы международной научно-практической конференции 16-17 марта 2017, Москва, МГОУ /Под редакцией Е.И. Артамоновой в 2-х ч. Часть I – М.: МАНПО,2017 – 560 с. (с. 21-25).
3. Е.А. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская. Родители и подростки: навстречу друг другу – М.: Педагогическая литература, 2010 – 240 с.
4. А.Д. Карпенко, Е.Н. Фролова-Буканова. Социальное конфликтологическое консультирование. Учебное пособие – СПб.: Роза мира, 2006 – 153 с.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.