В педагогике музыкального образования под методом в широ¬ком смысле слова понимается совокупность педагогических спосо¬бов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования.
В узком смысле слова метод рассматривается как то или иное средство, прием, направленные на развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, культуры чувств, на освоение музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкальной учебно-творческой деятельности, на формирование музыкальных интересов, потребностей, вкуса; общих и музыкальных способностей, памяти, мышления, воображения и др.
Среди методов музыкального образования можно выделить общедидактические, получающие свое специфическое преломление на музыкальных занятиях, и собственно музыкальные методы.
Методика изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Развитие методики как науки происходит от развития общества. Культуры, музыкального искусства в целом, школы.
методы.doc
ЛЕКЦИЯ 5.
Методы музыкального образования
В педагогике музыкального образования под методом в широком смысле слова
понимается совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение
содержания музыкального образования.
В узком смысле слова метод рассматривается как то или иное средство, прием,
направленные на развитие опыта эмоциональноценностного отношения к музыке, культуры
чувств, на освоение музыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкальной учебно
творческой деятельности, на формирование музыкальных интересов, потребностей, вкуса; общих
и музыкальных способностей, памяти, мышления, воображения и др.
Среди методов музыкального образования можно выделить общедидактические,
получающие свое специфическое преломление на музыкальных занятиях, и собственно
музыкальные методы.
Методика изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования
его содержания и методов. Развитие методики как науки происходит от развития общества.
Культуры, музыкального искусства в целом, школы.
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ
Как известно, в общей педагогике утвердилась позиция, согласно которой методы
подразделяются на методы обучения и методы воспитания. В педагогике музыкального
образования, специфику которой определяет музыка как искусство, грань между воспитанием и
обучением в значительной степени стирается. Как следствие этого стирается грань и между
методами музыкального обучения и методами музыкального воспитания, каждый из котоpыx, как
правило, выполняет и обучающую, и воспитывающую функции.
В общей педагогике приняты разнообразные классификации методов:
по источнику знаний, по источнику информации (словесный, наглядный, практические и
т.д.),
по степени самостоятельности и активности мышления школьников, по характеру
познавательной деятельности (репродуктивные, продуктивные, объяснительноиллюстративные,
частичнопоисковые, эвристические, исследовательские)
по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.),
по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, его
закреплению и т.д.). Все они применимы и в педагогике музыкального образования.
Своего рода «метаметодом», относящимся к этой сфере образования, является метод
сравнения во всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании,
поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение
(термин Б.В.Асафьева) за контрастными и тождественными элементами музыкальной ткани на
всех ее уровнях.
Имеется в виду применение этого метода по отношению к таким первоэлементам
музыкального материала, как, например, сильные и слабые доли такта, forte и piano,
сопоставление различных темпов, тембров и т.д., которые рассматриваются как обширная
область ритмических, динамических, тембровых контрастов.
Контрасты прослеживаются и в различных способах организации музыкальной ткани в
инструментальной и вокальной музыке, в том числе вертикальное и горизонтальное письмо,
гомофония и полифония, унисон и многоголосное построение, тема и окружающий ее фон и т.д.
По словам Б.В.Асафьева, «на основном драматическом противоположении двух тем или
двух тематических отделов зиждется весь смысл развития». Развивая эту мысль, исследователь
выделяет такие сопоставления в музыке, которые могут быть названы «архитектоническими», т.е.
виды симметричных и асимметричных образований. С педагогических позиций Б. В.Асафьев считает принципиально значимыми такие
контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стиха,
импровизационного изложения со строго каноническим и т.д.
На музыкальных занятиях метод сравнения выступает в самых различных
модификациях:
1. метод выявления сходства и различия, который Д.Б. Кабалевский выделяет в качестве
одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть
использован «начиная от восприятия и осознания малейших "строительных" элементов музыки
вплоть до различения полной несхожести или, напротив, значительной близости творческих сти
лей разных композиторов»;
2. метод идентификации — отождествление предметов, объектов, явлений, процессов, их
опознание (как, например, узнавание знакомого произведения среди других);
3. метод перекодирования — представление содержания в иной знаковой системе (к примеру,
выражение музыкального образа средствами музыкальнопластического интонирования) и др.
Метод контраста и тождества
Позволяет развить навыки анализа конкретного произведения искусства через контрастное
сопоставление с другими произведениями, для того, чтобы ярче и полнее оттенить
содержательную и структурную сторону первого. Сравнение через контраст подчеркивает
наиболее существенные художественновыразительные моменты данного произведения.
Сравнение через тождество предполагает большую тонкость в восприятии произведении
искусства, больше вниманеи к его художественным особенностям.
Эти методы могут применяться в той или иной мере при решении любой из задач
музыкального образования. Каждый из них поразному проявляется в том или ином виде
музыкальной деятельности, находя свое специфическое воплощение. При этом проведение
сравнения требует особой слуховой наблюдательности со стороны учащихся.
Метод сравнения может применяться не только по отношению к самим музыкальным
произведениям, но и к их различным исполнительским трактовкам. Особое значение он
приобретает в исполнительской деятельности наглядно демонстрируя образцы правильного или
неправильного владения исполнительскими навыками и т.д. Этот метод применяется для
развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций и др. в их взаимосвязи.
Характеризуя общедидактические методы, необходимо отметить, что при рассмотрении
того или иного музыкального феномена (творчества композитора, средства музыкальной
выразительности и др.), педагогмузыкант, как правило, идет от наглядных методов (слуховая,
зрительная и двигательная наглядность) к методам словесным, предполагающим описание
явления в вербальной форме.
Рассмотрим с этих позиций методы наглядные и словесные методы.
Методы Слуховой наглядности (или нагляднослухового показа) в слушательской
деятельности получают свое выражение главным образом в демонстрации учащимся какоголибо
музыкального произведения (средств выразительности, исполнительских интерпретаций и др.),
реализуются посредством музыкальных иллюстраций (собственное исполнение), грамзаписей,
вокального показа, литературного чтения, чтение стихов, пересказа произведения.
Те же методы в исполнительской деятельности могут быть представлены следующим
образом: показ не только определенного музыкального произведения, но и необходимого
качества певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении и др. При
накоплении опыта музыкальнотворческой учебной деятельности методы нагляднослухового
показа применяются для демонстрации примера выполнения творческого задания учителем или
учащимися, способов работы с предлагаемыми для композиции моделями и т.д.
Двигательная наглядность реализуется посредством жестов, движения рук, мимических
и пластических иллюстраций;
Зрительная наглядность показ репродукций, иллюстраций, диафильмов, слайдов,
плакатов и др. Практическое музицирование, исполнительская музыкальная деятельность учащихся
основаны на различных интерпретациях практических методов, в частности метода
упражнения: пение, импровизация и сочинение музыки, звуковысотное и пластическое
моделирование, пластическая импровизация и др.
Словесные методы (рассказ, лекция, беседа, диспут, драматизация, объяснение,
разъяснение) при рассмотрении конкретного музыкального явления имеют двоякое
предназначение. С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные
музыкальнослуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С
другой — оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. При
этом важнейшее значение имеет образная сторона словесного высказывания.
Рассказ – живое, образное, эмоциональное повествование о художественном или
музыкальном явлении, рассматриваемом на уроке. Рассказ должен быть коротким, ярким,
образным, содержательным и обязательно соответствовать возрасту аудитории. Важно не только
что говорит педагог, но и как он говорит.
Особая роль принадлежит методу беседы. Беседа является диалогической формой работы
учителя с учениками. И обладает большими возможностями, поскольку помогает связать
учебный материал с личным опытом учащихся, с имеющимися у них знаниями.
Д.Б.Кабалевский, придавая огромное значение этому методу различал два вида беседы:
рассказбеседу
беседудиалог.
В беседерассказе учитель сам подводит учащихся к верным суждениям, выводам. В
диалогической беседе ведущую роль играют сами ученики, а учитель, подобно режиссеру только
направляет беседу и подводит учащихся к верным ответам.
Виды беседы по Б.С.Рачиной:
В ходе эвристической беседы активизируется самостоятельность мышления учащихся и
на поставленный вопрос учителя следует обычно несколько ответов учащихся.
Герменевтическая беседа предполагает подробное рассмотрение, разъяснение
изучаемого явления.
В ходе сократической беседы стимулируется способность мыслить неоднозначно,
принимать различные точки зрения на обсуждаемое явление. В результате такого рода беседы
часто не возникает однозначного вывода, что важно при обсуждении содержания и смысла
произведения искусства.
Владение технологией проведения беседы важное профессиональное качество учителя
музыки.
Рассмотрим основные требования к проведению беседы.
ясная постановка цели, выстраивание логической последовательности вопросов, с
соблюдением иерархии сложности;
аргументированность ответов учащихся;
включение в работу большей части класса, сочетание индивидуальной и фронтальной
форм работы (вопрос адресуется сначала классу, затем ученику);
все вопросы учителя должны носить наводящий характер, учитель не должен
подсказывать и предлагать очевидных, не предполагающих аргументации ответов;
важно давать ученику достаточно времени на ответ, выслушивать каждый ответ, вникать
в его содержание, включать учащихся в обсуждение содержания ответа, побуждать их к диалогу,
спору, дискуссии.
2.2.1 Понятие, функции и специфика методов, методик и технологий музыкального образования.
Понятие метода: в широком смысле слова как совокупности педагогических способов,
направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования; в узком смысле
как приема, направленного на освоение музыкальных знаний, умений, навыков.
Специфика методов и средств музыкального образования, их направленность на развитие
личности и творческих способностей учащихся. Различные классификации методов музыкального образования. Характеристика методов по их
связи с основными задачами музыкального образования:
а) методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоциональноценностного отношения к
музыке;
б) методы, направленные на развитие у учащихся художественнопознавательных способностей,
умения слушать и слышать музыку;
в) методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.
2.2.2 Общепедагогические методы преподавания музыки
по источнику знаний: словесные,
практические, работа с литературой, видеометод;
по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний,
творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка ЗУН;
по характеру познавательной деятельности: объяснительноиллюстративный, репродуктивный,
эвристический, исследовательский, игровой;
по дидактическим целям: методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и
совершенствованию приобретенных знаний (методы сравнения, обобщения, конструирования,
планирования, исследовательские методы и т.д.).
Общепедагогические технологии в музыкальном образовании: личностноориентированные,
проблемные и развивающие.
наглядные (нагляднослуховые,
нагляднозрительные),
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования
сформировались и специальные — собственно музыкальные методы.
Это прежде всего методы, охватывающие разные виды музыкальной деятельности
учащихся, связанные с умением учащихся понимать, оценивать и анализировать специфические
средства музыкальнохудожественной выразительности (то есть связанные с практическими
формами работы).
Метод эмоциональной драматургии на уроке музыки (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин).
Идею создания урока как своеобразного произведения, направленного на реализацию единой
цели, впервые в общей педагогике выдвинул М. Н. Скаткин. Метод эмоциональной драматургии
направлен на создание урока, в котором имеет место определенное драматургическое решение:
некая интродукция, вступление, где обозначается вектор эмоциональной направленности всего
урока;
построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру
музыкальных произведений, видов музыкальной деятельности учащихся, форм работы, музы
кальных произведений, исполняемых учителем и детьми, и т.д.;
наличие эмоциональноэстетической кульминации урока, связанной со слушанием или
исполнением самими учащимися яркого художественного произведения;
заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера,
логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.
Метод эмоциональной драматургии не означает необходимости точного следования схеме,
в том числе приведенной выше. Здесь изложено лишь некое теоретическое построение,
допускающее любые варианты, творчески создаваемые самим учителем в зависимости от его
музыкальнопедагогической фантазии, профессиональных возможностей, уровня музыкального и
общего развития учащихся, условий проведения занятий.
Более того, реальный ход проведения занятия может вызвать необходимость изменения
заранее сконструированной драматургии урока, тем более что речь при этом идет в первую
очередь о драматургии эмоциональной, а значит поддающейся изменению, корректировке,
тому или иному творческому по характеру наполнению. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне
(Д.Б.Кабалевский),
или метод перспективы и ретроспективы в процессе музыкального занятия, ряда уроков, всего
процесса музыкального образования (Э.Б.Абдуллин), направлен на установление самых
разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями,
формирующимися музыкальными умениями и навыками, опытом музыкальнотворческой
деятельности и т.д.
Следование этому методу способствует формированию в сознании учащихся целостной
картины музыкального искусства, последовательному и все более глубокому познанию той или
иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному
усвоению умений и навыков и т.д.
Метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин)
Нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключенных в тематизме программы и
направленных на развитие музыкального мышления. Данный метод включает в себя ряд
последовательных действий.
Первое действие ставит задачу активизировать тот музыкальный жизненный опыт школьников,
те знания о музыке и умения, которые необходимы для последующего усвоения сущности
изучаемой темы.
Второе действие имеет целью познакомить детей с новой для них темой, раскрывающей какую
либо закономерность музыкального искусства, его связи с другими видами искусства, с самой
жизнью. При этом важнейшее значение имеет опора на слуховой музыкальный опыт школьников,
создание поисковой ситуации, активизирующей мышление детей, их стремление прийти к само
стоятельным выводам и умозаключениям, имеющим отношение к новому знанию.
Третье действие метода связано с закреплением представлений о новом знании в разных видах
музыкальной деятельности учащихся, с развитием способности все более самостоятельно и
углубленно познавать музыку на основе ранее усвоенных знаний.
Метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский).
Автор метода раскрывает его сущность следующим образом: «Важно, чтобы решение
новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом
таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый — четко
сформулированная учителем задача; второй — постепенное совместно с учащимися решение
этой задачи; третий — окончательный вывод, который и произнести (всегда, когда это возможно)
должны сами учащиеся».
Характеризуя данный метод, Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что столкновение мнений
вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию
давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин (например, о возможности
«встречи» в одном произведении жанровых основ музыки, о соотношении в музыке
выразительности и изобразительности, о разных гранях интонации, стилевых особенностях того
или иного композитора и т.п.).
Метод создания композиций (Л.В.Горюнова)
Направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки,
хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, игра в четыре руки с
учителем, движение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музыкального
произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную
деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального про
изведения.
Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова)
Направлен на развитие музыкальной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы
музыки (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным
жизненным ситуациям и т.д.). Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее
разнообразных связей, понять сходство и отличие от других видов искусства, осознать связь с
историей и т. д. Метод сочинение уже сочиненного (В.О.Усачева)
Данный метод, по мнению автора, «требует:
самостоятельности в добывании и присвоении знаний (они при прохождении пути композитора,
в процессе проживания "технологии" сочинительства не отчуждаются от ребенка);
способности к творчеству (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и на воображение,
фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);
развития восприятия как способности к индивидуальному слышанию и, самое главное,
творческой интерпретации музыки».
Особое место в ряду методов музыкального образования занимают арттерапевтические
методы и приемы, направленные на регуляцию психологического состояния учащихся сред
ствами музыки и специально созданных для этого упражнений.
Метод сопереживания (Е.Николаева)
Метод разрушении (Н.А.Терентьева)
Позволяет выявить значимость того или иного средства музыкальной или
общехудожественной выразительности. (например, что будет если БабуЯгу одеть в белое платье,
а царевнуЛебедь в черное? Что буде если мажорное произведение сыграть в миноре?
Метод наблюдения за музыкой (Б. Алиев)
Метод исследования музыкального образа посредством сочетания различных
видов музицирования.
Метод эмоциональных контрастов.
Специальные и инновационные методы музыкального образования:
метод наблюдения за музыкой, метод убеждения и увлечения музыкой, метод импровизации (Б.
Асафьев);
метод сопереживания (Н. Ветлугина, Д. Кабалевский, А. МеликПашаев)
метод размышления о музыке (Д. Кабалевский);
метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Кабалевский) или метод перспективы
и ретроспективы (Э. Абдуллин) в процессе обучения;
метод создания композиций (Д. Кабалевский, Л. Горюнова);
метод музыкального обобщения (Э. Абдуллин) и три действия этого метода;
метод эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский, Л. Предтеченская, Э. Абдуллин);
метод контрастных сопоставлений и метод уподобления характеру звучания музыки (О.
Радынова);
метод музыкального собеседования (Л. Безбородова)
метод создания художественного контекста (Л. Горюнова);
метод интонационностилевого постижения музыки (Б. Асафьев, Д. Кабалевский, В.
Медушевский, Е. Критская) как общехудожественный метод, способствующий становлению
«пытливого слуха» (Б. Асафьев) в художественнопознавательной деятельности (через метод
наведения, интонационнообразные сопоставления);
метод переинтонирования (В. Медушевский, Е. Критская);
метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Алиев);
метод моделирования художественнотворческого процесса (В. Давыдов, А. МеликПашаев, Л.
Школяр) как универсальный и общий для искусства метод (углубляющий проблемный метод);
метод «сочинения уже сочиненного» (В. Усачева, Л. Школяр), творчество учителя и учащихся
на уроке музыки как педагогическая проблема;
методы изучения крупных музыкальных произведений в школе (Д. Кабалевский, М.
Красильникова);
метод содержательного анализа инструментальных произведений (В. Школяр) (как
практическое воплощение принципа моделирования художественнотворческого процесса,
диалектикодраматургический в своей основе) и его практические «алгоритмы»;
метод повторного восприятия музыкальных произведений (Д. Кабалевский, Л. Безбородова).
Лекция "Методы музыкального образования"
Лекция "Методы музыкального образования"
Лекция "Методы музыкального образования"
Лекция "Методы музыкального образования"
Лекция "Методы музыкального образования"
Лекция "Методы музыкального образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.