Лекция на тему: "Дислалия: определение, причины, механизмы нарушения, симптоматика, классификации."

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Причины: механические (органические), функциональные, социальные, биологические. Механические (органические): негрубые органические нарушения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, нарушение прикуса – прогения, прогнатия, толстый мясистый неповоротливый язык, неправильное строение нёба – высокое и узкое, плоское и низкое, укороченное мягкое нёбо). Функциональные: вялость мышц артикуляционного аппарата. Социальные: по подражанию, педагогическая запущенность, неблагополучное социальное окружение, билингвизм (двуязычие), форсированное речевое развитие (раннее, насыщенное). Биологические: физическая ослабленность ребёнка, повышенная возбудимость ребёнка, часто болеющий ребёнок, травмы речевого аппарата, минимальная мозговая дисфункция.
Иконка файла материала № 6 Дислалия.doc

Дислалия: определение, причины, механизмы нарушения, симптоматика, классификации.

 

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Причины: механические (органические), функциональные, социальные, биологические. Механические (органические): негрубые органические нарушения в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная связка, нарушение прикуса – прогения, прогнатия, толстый мясистый неповоротливый язык, неправильное строение нёба – высокое и узкое, плоское и низкое, укороченное мягкое нёбо). Функциональные: вялость мышц артикуляционного аппарата. Социальные: по подражанию, педагогическая запущенность, неблагополучное социальное окружение, билингвизм (двуязычие), форсированное речевое развитие (раннее, насыщенное). Биологические: физическая ослабленность ребёнка, повышенная возбудимость ребёнка, часто болеющий ребёнок, травмы речевого аппарата, минимальная мозговая дисфункция.

Механизмы нарушения: Патогенез дислалий обусловлен слабостью корковых процессов (возбуждения и торможения). В результате нарушений нейродинамики (взаимодействие) корковых процессов, происходит ослабление дифференцированного торможения в моторной или сенсорной системы речи. Каждый ребёнок в своём речевом развитии проходит через физиологическое косноязычие. Даже при речевом развитии ребёнок не может сразу овладеть нормами произношения. В течение нескольких лет его речевой аппарат (система) подчиняется к требованиям окружающих. Первые попытки управлять своими речевыми органами неудачны. Слуховой контроль будет их отклонять, искать более удачные положения. Благодаря тому, что в коре больших полушарий остаются следы от каждого движения (кинестезии) происходит или закрепление правильного движения или поиск нового движения с дальнейшим поиском, который только начинает развиваться. Закрепляться могут также неправильные движения. В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух, фонетический слух, фонематическое восприятие. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух позволяющий различать и узнавать фонемы в потоке речи. Уже к году ребёнок различает большинство согласных и гласных звуков. К двум годам у ребёнка фонематический слух полностью сформирован. Фонетический слух -  осуществляет операцию слежения за непрерывным потоком фонем. Фонематическое восприятие – способность воспринимать, различать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематический слух и фонетический слух –  речевой слухФункции речевого слуха:  1.  Приём речи;

2. Контроль за собственной речью; 3. Контроль за речью окружающих. В ходе речевого развития образуются управляемые слуходвигательные образования – умение воспринимать речь, двигательная – управлять своим речевым аппаратом. Для них нужна артикуляторная база (артикуляторный уклад звука, умение образовывать слоги). Задержка формирования звуков может быть связано: 1. Страдает механизм слухового контроля; 2. Страдают механизмы управления речевыми движениями.

         Симптоматика: Дислалия проявляется фонетико-фонематическим нарушением речи или фонетическим нарушением речи, а именно: пропуски, искажения, замены, смешения звуков речи.

         Классификация: 1. В зависимости от первично пострадавшего анализатора: сенсорная дислалия -  нарушение формирования звукопроизношения связаны с речеслуховым анализатором. Операции речеслухового анализатора: 1. Опознание фонем; 2. Различение фонем по акустическим признакам (звонкий – глухой, твёрдый – мягкий, ротовой – носовой, сонорный - шумовой); 3. Выбор правильной фонемы. Ребёнок не опознаёт признак, по которому одна фонема отличается от другой. У него не сформировался акустический образ звука. Он выбирает не правильную фонему, происходит замена звуков по акустическим признакам или смешивает звуки. В основе сенсорных нарушений лежит недоразвитие фонематического слуха. Моторная дислалия – обусловленная нарушением в речедвигательном анализаторе. Операции речедвигательного анализатора: 1. Различает артикуляторные позиции звуков; 2. Узнаёт звуки по артикуляторным признакам (способ, место образования звука); 3. Отвечает за сформированность артикуляторных позиций звуков, за артикуляторные образы звуков; 4. Выбор правильной позиции при произнесении звуков. Ребёнок искажает звуки – это вариант звука ненормированный, такого звука в языковой системе нет (н-р: боковое, горловое, межзубное произношения) – это фонетический дефект. При нарушении других операций в РДА (узнавание фонем по артикуляторным признакам, выбор звука, различение позиций артикуляции звука), приводят к заменам и смешениям звуков по артикуляционным признакам. 2. В зависимости от локализации нарушения и причин: механическая дислалия – нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Наиболее часто нарушаются свистящие и шипящие звуки, реже губно-зубные, переднеязычные, взрывные. Довольно часто нарушается произношение гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми. Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков. Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев лечение) хирурга и ортодонда. Функциональная дислалия – к ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношение звуков. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не образовались акустические или артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В других случаях у ребёнка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков (смешения). Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций (искажение). Замены и смешения квалифицируются как фонематические дефекты, искажение звуков квалифицируются как фонетический дефект. 3. В зависимости от пострадавшего звена: акустико-фонематическая дислалия – к ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятия решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. В речи это проявляется виде замен и смешений. Артикуляторно-фонематическая дислалия – к этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяются 2 варианта нарушений: 1. Артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребёнка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. 2. Нарушенная артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается не правильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребёнок может произнести слова правильно и не правильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению. При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребёнка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнаёт слова, в том числе и слова-паронимы. Ребёнок осознаёт свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Артикуляторно-фонетическая дислалия – к этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофоны). Проявляется это в искажениях звуков (горловое, боковое, межзубное, щёчное и т.д.). Звук очень близок к норме и фонематическая система языка не страдает. Данная форма дислалии почти не поддаётся самокорректированнию. 4. В зависимости от нарушенной группы: сигматизм (искажение) – шипящие и свистящие, парасигматизм (замена); ротацизм – р и р; ламбдацизм – л и л; йотацизм – й; каппацизм – к и к; гаммацизм – г и г; хитизм – х и х. 5. По количеству нарушенных звуков: простая дислалия (мономорфная) – один или однородные по артикуляции звуки (свистящие). Сложная дислалия (полиморфная) – дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).        


Посмотрите также