Лекция на тему: "Комплексные системы реабилитации заикания у школьников."

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В случае подавленного настроения ученика он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность.
Иконка файла материала № 18 Комплексн. системы реабилитации заикания у школьн.doc
Вопрос 18. Комплексные системы реабилитации заикания у школьников. Работа со школьниками имеет свои особенности. 1.   Меняется   тип   ведущей   деятельности.   Главной   является   учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой. 2. Игровая форма занятий заменяется уроком. 3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью, воспитателей, то в школьном   возрасте   логопедическое   воздействие   осуществляет   логопед   в содружестве с учителем. 4.   В   дошкольном   возрасте   все   элементы   речи   воспитываются   на   основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее   значение   приобретает   установка   на   сознательное   преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью. Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе. 5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии. 6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой. В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом   и   семьей   заикающегося.   В   случае   подавленного   настроения ученика   он   должен   ободрить   его,   переключить   его   внимание   на положительные   стороны   личности,   на   интересующую   его   деятельность. Учитель   вовлекает   заикающегося   в   общественную   жизнь   класса,   а   затем школы,   в   кружки.   Именно   учитель   младших   классов   вызывает   основной интерес заикающегося к работе над речью и способствует развитию ребенка. Коррекционная  работа  над  речью  не должна  ограничиваться  формальными 1упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника. В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например,  Н.   А.   Чевелева  предлагает   систему   исправления   речи   у заикающихся   школьников  I­IV  классов   в   процессе   ручной   деятельности. Принципиально   эта   методика   мало   отличается   от   предложенной   ранее системы   логопедических   занятий   с   заикающимися   детьми­дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре   периода   последовательных   логопедических   занятий:   1) сопровождающей   речи;   2)   завершающей   речи;   3)   предваряющей   речи;   4) закрепления навыков самостоятельной речи. Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах. Система   логопедических   занятий   с   заикающимися   школьниками   в условиях   логопедического   кабинета   поликлиники,   специализированного стационара   или   санатория,   предложенная  В.   И.   Сели  верстовым,   тоже принципиально   не   отличается   от   изложенной   выше   комплексной   методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим   возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей. В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся. 2В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания   в   области   языка   как   путем   целенаправленных   наблюдений   над звуковой   стороной   речи,   так   и   в   процессе   активных   упражнений   по упорядочению ее темпа и плавности. Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного   состава,   запаса   представлений   и   понятий;   3)   овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова. Во  втором   периоде  занятий   активизируются   полученные   учащимися знания   в   области   языка   и   закрепляется   навык   плавной,   ритмичной   и выразительной   речи   на   более   сложном   речевом   материале   с   целью дальнейшего   расширения   словарного   состава,   языковых   представлений   и понятий. В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой   и   интонационной   стороной   речи,   реализуется   требование осознанного   использования   учащимися   знаний   в   области   фонетико­ фонематического, лексико­грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации. Таким   образом,   состояние   устной   и   письменной   речи   заикающихся школьников   с   элементами   общего   недоразвития   речи   обусловливает следующие основные направления логопедической работы: •  целенаправленное   и  всестороннее   развитие   основных   взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью; •   тесную   взаимосвязь   речевого   материала   логопедических   занятий   с содержанием программы по русскому языку начальной школы; • развитие речевой активности детей. 3В   нашей   стране   организованы   сезонные   (летние)   логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно­ педагогическая   и   лечебно­оздоровительная   работа   с   заикающимися школьниками проводится в свободное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом.   При   этом   широко   используются   климатические   и   природные факторы. Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи   общего   оздоровления   детей,   укрепления   их   нервной   системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов. Показанием   для   направления   в   сезонные   специализированные   санатории служит   наличие   у   детей   заикания   различной   степени,   вплоть   до   самой тяжелой,   а   также   заикания   в   совокупности   с   другими   дефектами   речи.   В лагеря   дети   направляются   после   проведенного   курса   лечения   заикания,   а также   имеющие   легкие   формы   заикания   и   другие   формы   расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия). Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга. 4

Посмотрите также