В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В случае подавленного настроения ученика он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность.
Вопрос 18. Комплексные системы реабилитации заикания у школьников.
Работа со школьниками имеет свои особенности.
1. Меняется тип ведущей деятельности. Главной является учебная
деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.
2. Игровая форма занятий заменяется уроком.
3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью, воспитателей, то в
школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в
содружестве с учителем.
4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе
подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте
большее значение приобретает установка на сознательное преодоление
дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.
Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.
5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной
психотерапии.
6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной
практикой.
В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе
атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к
самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с
логопедом и семьей заикающегося. В случае подавленного настроения
ученика он должен ободрить его, переключить его внимание на
положительные стороны личности, на интересующую его деятельность.
Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем
школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основной
интерес заикающегося к работе над речью и способствует развитию ребенка.
Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться формальными
1упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий
(коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время
используются методические рекомендации, предложенные для работы или с
детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками
и взрослыми (для старших школьников).
Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у
заикающихся школьников IIV классов в процессе ручной деятельности.
Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее
системы логопедических занятий с заикающимися детьмидошкольниками.
Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для
работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет
четыре периода последовательных логопедических занятий:
1)
сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4)
закрепления навыков самостоятельной речи.
Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.
А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических
логопедических пунктах, в специальных школах.
Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в
условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного
стационара или санатория, предложенная В. И. Сели
верстовым, тоже
принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики
занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим
возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда
большей опоры на сознательную активность самих детей.
В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три
периода в обучении учащихся.
2В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои
знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над
звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по
упорядочению ее темпа и плавности.
Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1)
упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению
словарного состава, запаса представлений и понятий; 3) овладению
грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и
морфологического анализа слова.
Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися
знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и
выразительной речи на более сложном речевом материале с целью
дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и
понятий.
В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над
звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование
осознанного использования учащимися знаний в области фонетико
фонематического, лексикограмматического и интонационного состава языка
и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.
Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся
школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает
следующие основные направления логопедической работы:
• целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих
компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее
темпом и плавностью;
• тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с
содержанием программы по русскому языку начальной школы;
• развитие речевой активности детей.
3В нашей стране организованы сезонные (летние) логопедические
санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно
педагогическая и лечебнооздоровительная работа с заикающимися
школьниками проводится в свободное от учебы в школе время и совмещена с
отдыхом. При этом широко используются климатические и природные
факторы.
Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят
задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы,
предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.
Показанием для направления в сезонные специализированные санатории
служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой
тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В
лагеря дети направляются после проведенного курса лечения заикания, а
также имеющие легкие формы заикания и другие формы расстройств
плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).
Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей
дополняют друг друга.
4