Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].
Оценка 5

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Оценка 5
Лекции
doc
дефектология
Детсад
13.02.2017
Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].
Нарушения произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х] встречаются в логопедической практике крайне редко. Но это как раз те случаи, про которые говорят: «редко, да метко». Каждый учитель-логопед, столкнувшийся с подобным нарушением в произношении ребенка, подтвердит, что коррекции данные дефекты поддаются с трудом и их преодоление требует много усилий и от педагога, и от ребенка, и от его родителей.
48. Технология формирования заднеязычных звуков К, Г, Х..doc
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].  Нарушения произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х] встречаются в  логопедической практике крайне редко. Но это как раз те случаи, про  которые говорят: «редко, да метко». Каждый учитель­логопед,  столкнувшийся с подобным нарушением в произношении ребенка, подтвердит, что коррекции данные дефекты поддаются с трудом и их преодоление  требует много усилий и от педагога, и от ребенка, и от его родителей.  Звуки [Г], [Г’], [К], [К’], [Х], [Х’] занимают следующее место в  классификации согласных (табл. 1).  Звуки Резонирование Степень  участия  голоса и  шума Шумные  звонкие Ротовое Шумные  глухие Шумные  глухие [Г]    [ГЬ]  [К]  [КЬ] [Х]  [ХЬ] Место  образования Способ  образования Дополнительный  подъем средней  части спинки  языка е     ы     н     ч     ы     з     я задненебный  средненебный  Смычные    (взрывные) задненебный  средненебный  задненебный  средненебный  ___________ Щелевые     (фрикативные) ­ + ­ + ­ + Известно более десятка проблем в произношении этих звуков. Все  современные данные о состоянии акустических процессов и артикуляторных  проблемах при разных вариантах нарушений произношения заднеязычных [К],  [Г], [Х] можно представить в виде таблицы (табл. 2).                                             Фонематические дефекты Фонетические дефекты Акустико­  фонематическая дислалия Артикуляторно ­  фонематическая дислалия Артикуляторно ­  фонетическая дислалия Сущность и проявление данных форм дислалии  Ребенок не различает на  слух акустически сходные  фонемы, поэтому смешивает  их.  Ребенок избирательно  опускает звуки, но их не  слышит.  Ребенок не различает на  слух звуки, сходные по  артикуляторным параметрам  (способу и месту образования) и поэтому смешивает их.  Ребенок не умеет говорить  звуки, нашел способ заменить  их более легкими по  артикуляции.  Не умеет говорить звуки [Г], [Г’], [К], [К’], [Х], [Х’] и  пропускает их.   Ребенок научился говорить  звуки [Г], [Г’], [К], [К’], [Х],  [Х’] так, как считал нужным,  как позволили органы  артикуляции. Эти звуки  вполне устраивают его. Часто  эти нарушения возникают по  подражанию взрослым или  сверстникам. паракаппацизмы  парагаммацизмы парахитизмы паракаппацизмы  парагаммацизмы  парахитизмы каппацизмы           гаммацизмы  хитизмы – истинные дефекты Замены и смешения [К] ­ [Г] [К’] ­ [Г’] [Г] ­ [К] [Г’] ­ [К’] [Г] ­ [Х] [Г’] ­ [Х’] Пропуски [Г], [Г’], [К], [К’],  [Х], [Х’] [К] ­ [Т] [К’] ­ [Т’] [К] ­ [Х] [К’] ­ [Х’] [Г] ­ [Д] [Г’] ­ [Д’] [Х] ­ [Ф.] [Х’] ­ [Ф’] Пропуски [Г], [Г’], [К], [К’],  [Х], [Х’] Искажения фрикативный [Г] (подобный украинскому,  южнорусскому диалектному ГЭ) носовой [Г] (НГ) носовой [К] (НК) носовой [Х] (НХ) Причины нарушения произношения заднеязычных звуков  Недостаточная  сформированность  фонематического слуха:  ребенок не различает слова –  паронимы типа «класс»  ­«глаз», «картина»­  «гардина»; ребенок  избирательно не слышит  звуки, например, в конце  слова, и поэтому не  произносит, «проглатывает»  их.  Несформированность отбора фонем по артикуляторным  признакам: способу и месту  образования.  Несформированность  артикуляционных укладов [Г], [Г’], [К], [К’], [Х], [Х’].  Фонематический слух чаще  всего полностью  сформирован. Реализация фонем в  непривычных вариантах  (аллофонах), близких по  акустическому эффекту к  звукам [Г], [Г’], [К], [К’], [Х],  [Х’]. искаженные звуки  приобретают  смыслоразличительные  функции. Рекомендации по планированию коррекционной работы Необходима систематическая  коррекция, первичной которой является работа по развитию  фонематического слуха.  Начинать коррекцию нужно с  тех звуков, которые не  смешиваются и не  пропускаются ребенком. В некоторых случаях под  управлением звукового  контроля происходит  самокоррекция нарушений.  Коррекционная работа наряду  с формированием  артикуляционных укладов,  должна включать развитие  фонематического восприятия  и операций звукового анализа. Самокоррекции данные  дефекты поддаются редко.  Коррекционная работа должна быть основана на  формировании правильных  артикуляционных укладов.  Обязательным является  формирование функций  слухового контроля как  осознанного действия не  только на этапе первичных  произносительных умений, но  и в спонтанной речи. Проявления дефектов произношения заднеязычных звуков при овладении письмом  Замены букв при  письменных работах и при  чтении [К] ­ [Г] [Г] ­ [К] [Г] ­ [Х] Пропуски [Г], [К], [Х] в  стечениях согласных и на  конце слов  При смешении твердых и  мягких вариантов  заднеязычных звуков ребенок  испытывает трудности в  образовании мягкости  согласных на письме буквой Ь  и гласными первого и второго  ряда. В случае недостаточно  отработанного произношения  фрикативных [Г], [Г’] при  чтении дефектное  произнесение сохраняется.  Ребенок нуждается в  постоянном тактичном  напоминании о правильном  произнесении звуков при  чтении дома и в школе. Рассмотрим особенности работы по коррекции произношения заднеязычных  звуков при обозначенных выше видах дислалии.  Важную роль в коррекции дефектов звукопроизношения, как известно, имеет  артикуляционная гимнастика. При постановке заднеязычных звуков  рекомендуем выполнять упражнения, представленные в таблице З.                     Название Цель Описание «Почистить нижние зубки» Вырабатывать умение  удерживать кончик языка за  нижними зубками. «Кошка сердится, выгнула спинку» Вырабатывать умение  удерживать кончик языка за  нижними зубками. Рот открыт. Кончик языка  двигается по нижним зубкам,  сначала слева на право, а затем по передним резцам сверху  вниз. Рот приоткрыт. Губы  растянуты в улыбку. Кончик  языка упирается в нижние  зубки, а спинка языка  выгибается вперед и  округляется. «Катушка» Вырабатывать умение  удерживать кончик языка за  нижними зубками и выгибать  вперед спинку языка. Рот приоткрыт. Губы  растянуты в улыбку. Кончик  языка упирается в нижние  зубки, а спинка языка «Прятки» Вырабатывать умение  удерживать кончик языка за  нижними зубками и  отодвигать назад спинку  языка. ИЭ ОУ Вырабатывать умение  удерживать кончик языка за  нижними зубками. Вырабатывать умение  поднимать заднюю часть  спинки языка вверх. выгибается вперед и  округляется. Рот приоткрыт. Язык  отодвигается назад. Его  кончик при этом находится  внизу. (Можно помочь ребенку его же чисто вымытым  пальцем отодвинуть язык  назад, слегка нажимая на  кончик языка.) По очереди произносить звуки  [И] и [Э]. Затем беззвучно  артикулировать произнесение  этих звуков. Длительно произносить звуки  [О] и [У]. Затем беззвучно  артикулировать произнесение  этих звуков.  Основная трудность коррекции данной группы звуков заключается в том, что  без механической помощи постановка [К] и [Г] практически невозможна.  Учитель­логопед с помощью специального зонда должен отодвинуть язык  ребенка вглубь рта. Однако с детьми, имеющими обостренный рвотный  рефлекс, такой способ постановки звуков невозможен. Это обстоятельство  практически останавливает процесс коррекционной работы. В то же время  наряду с общепринятыми способами постановки заднеязычных взрывных  согласных [К] и [Г] можно предположить использование методики, в которой  за основу работы берется постановка [Г] от [Х], путем озвончения  произношения. В некоторых языках, украинском например, и южнорусских  диалектах [Г] произносится «фрикативно», как озвонченный [Х]. Такой  фрикативный диалектный [Г] можно безболезненно автоматизировать на этапе первичных произносительных умений и навыков, а затем постепенно  добиваться сокращения звучания [Г] фрикативного (щелевого) до [Г]  взрывного и уже от этого полноценного звука поставить [К].   Начинать постановку заднеязычных звуков обозначенным выше способом  следует с тактильного сравнения («ладонь на области гортани) произношения  других пар звонких и глухих согласных. При сравнении необходимо сделать  акцент на наличии/отсутствии вибрации голосовых связок при произнесении  звуков. Когда ребенок улавливает разницу, его просят произнести [Х]. При  произнесении данного звука вибрация голосовых связок отсутствует, и  ребенок ощущает это тактильно. Следующим шагом является произнесение звука [Х], «включив голосок». При этом слышится фрикативный [Г]. Он­то  нам и нужен. Закрепив его изолированное произношение, автоматизируем его  в слогах и словах:  ГА­ГА­ГА — ГАЗЕТА  ГА­ГА­ГА—ГАМАК  ГО­ГО­ГО — ГОЛУБЬ  ГО­ГО­ГО­­ ГОЛ ЬФЫ  ГУ­ГУ­ГУ — ГУБЫ  ГУ­ГУ­ГУ — ГУСИ  Затем подбираем для ребенка картинки, в названиях которых звук [Г]  слышится в начале и середине слова. При этом помним о том, что звонкий [Г]  в позиции конца слова оглушается.  Эффективным заданием на этапе автоматизации звука является сочинение  чистоговорок:  ГА­ГА­ГА — ГА­ГА­ГА — У КОРОВУШКИ РОГА.  ГА­ГА­ГА — ГА­ГА­ГА — В НЕБЕ РАДУГА — ДУГА.  ГА­ГА­ГА — ГА­ГА­ГА — НА ЛУГАХ СТОЯТ СТОГА.  ГУ­ГУ­ГУ ­ ГУ­ГУ­ГУ ­ Я СИЖУ НА БЕРЕГУ.  ГУ­ГУ­ГУ ­ ГУ­ГУ­ГУ ­ Я СЕКРЕТЫ БЕРЕГУ.  Закрепляя, таким образом, фрикативное (щелевое) произношение [Г] и  продолжая выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, время от  времени пытаемся «сократить» длительное произнесение звука до более  краткого.                                                                                                    Постепенно, по подражанию, ребенок воспроизводит «взрывной» вариант  звука [Г]. Если этого удалось добиться, материал пройденного этапа  автоматизации следует повторить, прося ребенка произносить [Г] взрывной в  словах и чистоговорках.  При артикуляторно­фонематической дислалии, когда ребенок смешивает [Г]  и [К], необходимо тактильно сравнить произнесение звонкого взрывного [Г] и  глухого [К].  Кроме сравнения артикуляции, при произнесении [Г] и [К] необходимо учить  ребенка различать их на слух. Начинать работу по развитию фонематического  слуха следует с различения слов­паронимов. Рекомендуем для этого  использовать картинки­символы.  КАК ГРЕМИТ ГРОМ?    Г­Г­Г КАК КАПАЕТ ДОЖДЬ?     К­К­К КАК ГОГОЧЕТ ГУСЬ     Г­Г­Г КАК КУДАХЧЕТ КУРИЦА    К­К­К Задания выглядят следующим образом. Инструкция: «Я буду произносить  слова, а ты внимательно слушай их. Если в слове есть звук [К], покажи,  пожалуйста, картинку с изображением (курицы). Если же услышишь звук [Г],  покажи картинку с изображением (гуся)».  При выполнении таких заданий не обязательно использовать постоянно одни и те же картинки­символы. Чем разнообразнее будет материал, тем лучше. В  таблице 4 приведен примерный перечень слов­паронимов, которые можно  использовать в данной работе.  Смысл каждого слова пары паронимов должен быть понятен ребенку. Если  слова незнакомы, их следует объяснить. Например,  «маги — это фокусники,  маки — это цветы»; «доги – собаки породы дог,                                                                                доки – приспособления для ремонта кораблей».  Полезными для развития фонематического слуха являются задания,  требующие рифмовки уже знакомых слов. Например: Течет речка, подскажи словечко: Мы пришли сегодня в гости, принесли собаке (кости). Мал еще наш Филя – котик, ведь ему сегодня (годик).                                                                                                               Таблица 4 Галина – калина      семга – семка           Гаша каша              галька – калька        густы – кусты           губы – кубы               гущи ­ кущи год – код                    угол – укол                гонки – конки            голени – колени              гроши – кроши           грот – крот                громко ­ кромка гости – кости             гора – кора                  гол ­ кол                   Гошка ­ кошка                криль ­ криль                грива ­ криво               группы ­ крупы    Маги – маки              доги – доки                тоги – токи                игра – икра             гладь – кладь            глас –  класс            Глаша ­  Клаша   Развивать фонематический слух на материале слогов следует лишь после детальной проработки  смыслоразличительной функции парных согласных в словах – паронимах. Детям, овладевающим  навыками послогового чтения, можно предложить следующие схемы:                                                  А                                       Ы    К                                 Э                                           У                                       О К            Я          И        Е                        Ю          Ё                                        К                                 А                                             А                                          Г                                                 Отработав с детьми отдельные слоги, можно переходить к заданиям на  повторение слоговых цепочек. Например:  ГА—КА—ГА, КА—ГА—КА,  КА—ГА— ГА.  Вопреки бытующему мнению о полезности такого рода упражнений для  развития фонематического слуха ребенка, не следует забывать о том, что  смысловой опоры подобные задания не имеют и чаще всего механически  повторяются ребенком.  Гораздо полезнее чередовать слоговые цепочки в составе забавных  чистоговорок.  Коррекционную работу в тех случаях, когда артикуляционные уклады  формированы, но имеются избирательные пропуски заднеязычных взрывных в  конце слов (фонематические формы дислалии), надо начинать с  автоматизации [К] в обратных слогах. Затем можно переходить к  автоматизации данного звука в словах. Например, добавлять звук [К] в конце  слов:  ФЛАЖО­ ПУШО ­                                                                                                                   ПИРОЖО ­                                                                                                                  РЕМЕШО­       К Далее следует применять задание «Подскажи словечко». Ребенку  предлагается завершить чистоговорку, используя подсказки (картинки):      ОК­ОК­ОК – ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ…             СУРОК                                         ОК­ОК­ОК – ЗАИГРАЛ…                             СЫНОК                                       ОК­ОК­ОК – НАЧАЛСЯ…                            НОСОК ОК­ОК­ОК – У РЕКИ…                                 ПУШОК                                            ОК­ОК­ОК – ОТКРЫВАЙ…                         ЗАМОК                                              ОК­ОК­ОК – ВОТ НАШ КОТ…                   ПЕСОК                                          ОК­ОК­ОК – ПОТЕРЯЛ…                             УРОК                                                ОК­ОК­ОК – ГДЕ ЖЕ ТЫ, …?                      РОЖОК                                           ОК­ОК­ОК – ВОТ ЗВЕРЕК ­ …                     СОК  Для закрепления произношения звука [К] в обратных слогах можно  использовать и игру «У кого кто?»:  У волчицы — волчоноК  У белки — бельчоноК  У зайчихи — зайчоноК  У рыси — рысеноК  У лисы — лисеноК  У лосихи — лосеноК Полезным для многократного проговаривания [К] в обратных слогах является отгадывание загадок. Целесообразно сделать подборку из нескольких загадок, имеющих одну и ту же отгадку, повторяя которую ребенок сможет  самостоятельно следить за произнесением [К]:__ — Закружится — стоит или  идет,                                                                                            А если остановишь — упадет.                                                          (ВолчоК)  Кроме загадок, для закрепления правильного произношения звука [К] можно  использовать потешки, маленькие стихотворения:  Чоки — чоки — чоки — чоК  Запускаем мы волчоК!  Закружился волчоК,  Утомился волчоК...  Лег на правый бочоК,  Лег на левый бочоК.  Речевой материал на закрепление произношения звука [К] целесообразно  использовать и при проведении физкультминутки. Например:  Четыре Анюточки,  Не устав ни чуточки,  Пляшут третьи суточки,  Всё под прибауточки:  ЧОК ­ ЧОК, КАБЛУЧОК  ЧУКИ ­ ЧУКИ, ЧУКИ ­ ЧОК  ЧУКИ — ЧУКИ, ЧУКИ ­ ЧОК  ОТВАЛИЛСЯ КАБЛУЧОК.  Продолжать автоматизацию [К] надо и на материале обратных слогов с другими гласными. В случае необходимости закрепляется произношение [К] и в прямых слогах.

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].

Лекция на тему: КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ  ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ [К], [Г], [Х].
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017