Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
русский язык
Взрослым
02.03.2018
Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности
В данном материале исследуется такое понятие, как культура делового общения в образовательной деятельности. А также анализируется культура речи в профессиональном образовании. Рассматривается деловое общение в широком смысле как процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Подчеркивается актуальность развития коммуникативных компетенций у обучающихся в системе профессионального образования.
Культура делового общения в образовательной деятельности.docx
ЛЕКЦИЯ Культура делового общения в образовательной деятельности 1 План Введение …………………………………………………………………………3 1.  Культура делового общения в образовательной деятельности ………….4 2.  Культура речи в профессиональном образовании  …………………………7 Заключение ………………………………………………………………………11 Литература 2 Введение На сегодняшний день в системе образования происходят качественные изменения.   Они   обусловлены,   прежде   всего,   тенденциями   и   динамикой развития   общества,   и   характеризуются   проникновением   знаний   и,   как следствие,   информационно­коммуникативных   технологий   во   все   сферы жизнедеятельности.   Появилась   потребность   в   высококвалифицированных сотрудниках,   способных   адаптироваться   к   изменениям   и   находить оптимальные способы эффективного решения поставленных задач.  В   рамках   образовательного   учреждения   работа   каждого   педагога   и всего   педагогического   коллектива   в   целом   направлена   на   достижение приоритетных образовательных и воспитательных целей, поэтому общение в коллективе носит деловой характер. Данный аспект деятельности указывает на   повышенную   социальную   ответственность   педагогов   и   необходимость постоянного совершенствования коммуникативных навыков. Деловое общение в широком смысле можно рассматривать как процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией   и   опытом,   предполагающим   достижение   определенного результата,   решение   конкретной   проблемы   или   реализацию   определенной цели.   Такое   комплексное   определение   обуславливает   целесообразность системного подхода, который подразумевает рассмотрение делового общения как   целостной   развивающейся   системы,   элементы   которой   определенным образом упорядочены, организованы и соединены между собой прямыми и обратными связями. 3 При   этом   культура   делового   общения   –   один   из   феноменов коммуникации,   в   основе   которого   лежит   совокупность   моральных   норм, принципов, правил и представлений о деловом этикете.  Культура   делового   общения   в   образовательной   деятельности регулирует поведение и взаимоотношения субъектов или группы субъектов в педагогическом процессе. 1.  Культура делового общения в образовательной деятельности Сама   образовательная   деятельность   предполагает,   что   отношения должны   строиться   на   основе   высоких   морально­этических   принципах. Межличностное взаимодействие и культуру общения изучали А.А. Бодалев, Б.Ф.   Ломов,   А.В.   Мудрик,   В.М.   Мясищев   и   др.   Культуру   делового взаимодействия в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения   исследовали   Е.В.   Веденькина,   Г.В.   Игумнова   и   др.,   в  системе дополнительного   образования   –   Е.В.   Однако   проблема   Крутых. формирования культуры делового общения в образовательной деятельности не потеряла своей актуальности. Под   деловым   общением   принято   понимать   особый   вид   общения, который   реализуется   в   совместной   профессионально­предметной деятельности   людей   и   содержание   которого   определяется   социально значимым   предметом   общения,   взаимным   психологическим   влиянием субъектов общения и формально­ролевым принципом их взаимодействия.  Деловое общение в образовательной деятельности можно представить, с одной   стороны,   в   виде   обмена   действиями,   навыками   и   умениями   в совместной  педагогической  и  административной   деятельности  сотрудников образовательного   учреждения,   а   также   обмена   познавательным профессиональным   и   социальным   жизненным   опытом   педагогов.   С   другой стороны,   деловое   общение   обеспечивает   избирательную   направленность 4 действий   сотрудников,   стимулирует   и   поддерживает   их   поведенческую активность,   связано   с   производством   духовных   ценностей   и   созданием образовательных услуг и выступает особой формой реализации совместной социально значимой деятельности педагогов с моральной стороны. При этом материальная   сторона   делового   общения,   в   отличие   от   классического   его понимания, в образовательной деятельности не поддерживается. Соблюдение   культуры   делового   общения   –   основа   успешного построения образовательного процесса. Отношения, основанные на правилах профессиональной этики и взаимном уважении, создают комфортную рабочую атмосферу, поддерживают мотивацию в педагогическом коллективе.  Деловое   общение,   как   любое   другое,   нуждается   в   регламентации,   и культура   делового   общения   регламентируется   соответствующим   этикетом. Этикет делового общения – свод гласных и негласных правил для тех, кому приходится работать вместе каждый будний день. Без регламентированных норм деловое общение превращается в беспорядочный обмен информацией. Каждый   человек   по­своему   воспринимает   окружающий   мир,  своих   коллег, руководителей и подчиненных. Чтобы различное мировосприятие не мешало работе и  не  заставляло  всех  говорить  на разных  языках, важно  соблюдать этикет и культуру делового общения. Это касается как отношений внутри одного педагогического коллектива, так и внешних контактов (между всеми участниками образовательного процесса,  педагогами разных образовательных учреждений).  Культура   делового   общения   имеет   в   первую   очередь   практическую цель. Ее соблюдение сильно упрощает работу всего коллектива в целом и каждого   сотрудника   в   частности,   так   как   действовать   согласно общепринятым   паттернам   проще   и   быстрее.   При   этом   педагоги   и   другие сотрудники образовательного учреждения будут знать, чего ожидать друг от 5 друга. Такой шаг помогает повысить эффективность всего образовательного процесса, избавляя сотрудников от мыслей вроде «А что же он имел в виду?». Вторая задача культуры делового общения – создать в педагогическом коллективе рабочую атмосферу, в которой делу посвящается все время, а потехе   отводится   положенный   час.   Моральный   комфорт   играет   в   жизни большую   роль,   чем   физический,   а   благодаря   соблюдению   деловой   этики сотрудники  образовательного  учреждения  в  плане  удовлетворения  работой всегда будут чувствовать себя комфортно. Более того, моральная сторона действия культуры делового общения также влияет на производительность: педагог, который чувствует себя комфортно на рабочем месте, будет более успешен в осуществлении образовательной деятельности, будет стремиться сделать   свою   работу   лучше.   Приятная   атмосфера,   достигнутая   благодаря соблюдению   этических   принципов   культуры   делового   общения,   заставляет педагогов всех уровней образования стремиться к совершенству в работе.  Существует   три   основных   типа   делового   общения,   которые основываются на общепринятой иерархии внутри коллектива. Так, деловое общение   может   происходить:   «Сверху   вниз»;   «Снизу   вверх»;   «По горизонтали». Для этих трех категорий существуют различные культурные нормы делового общения, хотя есть и общие принципы. В первую очередь, к общим принципам относится уважение к сотруднику, в независимости от роли последнего в педагогическом коллективе.  Общение   «начальник   –   подчиненный»   или   «сверху   вниз».   Любой хороший руководитель должен стараться создать в коллективе комфортную атмосферу. Именно самодисциплина руководителя является самым мощным мотиватором   и   примером   для   подчиненных.   Поэтому   людям,   занимающим руководящие   должности   в   сфере   образования,   в   первую   очередь   важно соблюдать этические правила культуры делового общения.  6 Общение   «подчиненный   –   начальник»   Разумеется,   правила   делового общения должны соблюдать и все подчиненные. Хороший сотрудник, как и руководитель,   заинтересован   в   том,   чтобы   в   коллективе   установилась   и сохранялась   комфортная   атмосфера,   поэтому   в   рамках   этики   делового общения   одна   из   задач   педагогов   и   других   сотрудников   образовательного учреждения – помогать руководителю поддерживать ее. Всегда должна иметь место субординация.  Общение «сотрудник – сотрудник» – в этом случае в первую очередь нужно обратить внимание на то, что, по сути, определяет отношения между педагогами: на их права и обязанности. Они должны быть четко распределены между коллегами, так как иначе неминуемо возникнет конфликт.  2.  Культура речи в профессиональном образовании В   настоящее   время   мир   переживает   увеличение   объема общеобразовательной   и   профессиональной   информации;   сейчас   мало   быть профессионалом   в   своей   сфере,   важнейшим   условием   успешной жизнедеятельности   на   рынке   труда   становится   коммуникабельность, способность понимать делового партнера, умение четко и грамотно выражать свои мысли. И хотя про наше время говорят, что это время деловых людей, когда   созданы   все   условия   для   развития   общения,   справедливости   ради необходимо   заметить,   что   функциональная   неграмотность,   слабое   знание языка, неспособность к самообразованию характеризует многих выпускников системы профессионального образования.  Правильно   подметили   некоторые   ученые,   что   наряду   с   дефицитом учебного   времени,   отводимого   на   изучение   специальных   дисциплин   в профессиональном   образовании   существует   низкий   уровень   общей компетенции   обучающихся,   что   не   позволяет   реализовать   везде   заказ   на подготовку современного высокопрофессионального специалиста. Практика 7 подтверждает справедливость их наблюдений: часто подготовленный в своей профессии студент не умеет убедительно говорить, затрудняется свободно, не по записке произнести даже самую простую речь, не может четко выстроить высказывание.   Именно   хорошая   речь   и   умение   владеть   словом   дают возможность   устанавливать   и   поддерживать   отношения   везде:   в образовательном учреждении, на производстве, в семье.  Чтобы современный студент в системе профессионального образования чувствовал себя уверенно на практических занятиях и семинарах, ему нужно научиться   пользоваться   словом   таким   образом,   чтобы   оно   было   четко   и логически правильно, безупречно с точки зрения норм литературного языка, выразительно   и   содержательно.   Будущий   специалист   должен   уметь убедительно   изложить   свои   взгляды,   формировать   сознательный   подход   к анализу и отбору адекватных языковых средств.  Задача   преподавателя   состоит   в   том,   чтобы   воспитать   личность, которая не только способна общаться и обмениваться информацией в разных сферах общественной жизни, но и формировать новые знания. Специальные   общечеловеческие   ценности,   языковая   культура   являются знания, «стратегическим   багажом»   современного   специалиста   в   любой   сфере деятельности.   Поэтому   студент   должен   уметь   перерабатывать   большую информацию,   научиться   реализовывать   коммуникативные   качества   в публичных   выступлениях,   в   ведениях   переговоров,   на   семинарах, конференциях, в дискуссиях и т.д. Поэтому для него важно овладеть нормами культуры   речи.   В   настоящее   время   в   программу   профессиональной подготовки   студентов   всех   направлений   необходимо   включать   такие образовательные дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Деловой русский   язык»   и   т.д.,   и   это,   конечно,   будет   способствовать   повышению профессиональной   компетентности   специалистов,   развитию   их   речевой культуры. 8 Особого   внимания   требуют   нормы   языковой   культуры,   в   которые входят   лексические,   грамматические   и   выразительные   средства.   Богатый словарный запас человека говорит о его высокой языковой культуре. Запас слов   индивидуума   делится   на   активный   и   пассивный.   Необходимо увеличивать активный запас слов, переводить слова из пассивного словаря в активный,   точно   использовать   все   значения   многозначных   слов.   Следует избегать тавтологии, слов­паразитов. Речь должна быть простой, правильной и краткой. Безусловно, работа над повышением языковой культуры сложная и требует много времени и сил. Это система практических мероприятий, цель которых дать знания о языке, достаточные для того, чтобы наиболее точно подобрать нужные слова и грамматически правильно построить предложение, чтобы язык был не только точным и правильным, но и выразительным. Слово   должно   использоваться   в   том   значении   (в   прямом   или переносном), которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Но человеку, стремящемуся  к  профессиональной   карьере, это  недопустимо, а  значит  он должен владеть языковыми нормами, речевым этикетом, культурой речи, так как,   общеизвестно,   что   культура   речи   является   одним   из   важнейших компонентов общей культуры человека. Языковая   норма   –   это   не   догма,   претендующая   на   неукоснительное выполнение.   В   зависимости   от   целей   и   задач   общения,   от   особенностей функционирования   языковых   средств   в   том   или   ином   стиле,   в   связи   с определенным   стилистическим   заданием   возможно   сознательное   и мотивированное   отступление   от   нормы.   Здесь   уместно   вспомнить   слова академика Л. В. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда­ то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее». С  понятием «языковая  норма»  тесно связан  так называемый   речевой этикет. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, 9 порождает   доверие   и   уважение.   Знание   правил   речевого   этикета,   их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не   испытывать   неловкости   из­за   промашек   и   неправильных   действий.   И наиболее важным мы считаем то, что неукоснительное следование правилам речевого   этикета   членами   коллектива   того   или   иного   учебного   заведения   поддерживает оставляют   у   партнеров   благоприятное   впечатление, положительную репутацию всей организации. Нельзя   недооценивать   и   такое   качество   речи,   как   интонация:   паузы, повышение и понижение тона, темп речи, тембр голоса, которые никогда не отмечаются   и   не   могут   отмечаться   в   письменном   виде.   По   интонации   мы понимаем, в каком состоянии находится наш собеседник и какие чувства его охватывают.   Интонация   делает   речь   богаче,   выразительнее,   придает   ей неповторимый, индивидуальный характер.  Кроме того, необходимо подчеркнуть особую роль в профессиональном образовании умения пользоваться словарями: толковыми, орфографическими, орфоэпическими и др.   Таким   образом,   культура   речи   в   профессиональном   образовании   которые   характеризуют состоит   из   нескольких   составляющих, коммуникативные   и   ораторские   способности   с   разных   сторон.   Можно выделить основные из них: Словарный   запас   –   от   него   напрямую   зависит   яркость   речи   и способность   человека   внятно   и   красиво   донести   свои   мысли,   убедить преподавателей и студентов в значимости своих идей. Состав речи – люди, которые разговаривают на чистом языке, уместно употребляют   профессиональные   термины,   как   правило,   внушают   больше доверия,   чем   те,   кто   часто   использует   не   литературные   выражения   и жаргонизмы. 10 Грамотность – фразы и предложения должны быть составлены с учетом стилистических и грамматических правил языка, на котором разговаривает человек. Произношение и интонация – важно не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Неправильное или невнятное произношение слов и быстрая или слишком медленная однотонная речь способны свести на нет интерес к говорящему. Невербальные составляющее – мимика, жесты, поза говорящего играют значимую роль в культуре делового общения. Если поза и жесты человека выказывают   его   неуверенность   в   себе,   растерянность   или   страх,   его значимость в глазах собеседника с большой вероятностью снизится. Заключение Таким   образом,   основную   часть   рабочего   времени   руководителей, подчиненных, особенно в сфере образования в целом и профессионального образования в частности занимает межличностное взаимодействие на основе делового   общения.   Роль   вербальных   коммуникаций   в   жизни   современных людей невозможно переоценить, ведь карьерный рост представителей многих профессий   напрямую   зависит   от   того,  насколько   совершенно   они   владеют навыками общения в профессиональной сфере. 11 Во   многих   странах   мира   профессиональная   подготовка высококвалифицированных   специалистов   включает   в   себя   обучение специфике   и   культуре   деловой   речи.   Такие   навыки   являются   основными составляющими   профессиональной   культуры,   ведь   человек,   который   в процессе   своей   деятельности   будет   принимать   решения,   должен   уметь грамотно   составлять   документы,   вести   переговоры   с   партнерами,   ставить задачи   и   мотивировать   работников.   Культура   речи   в   деловом   общении   во многих случаях становится залогом успешного осуществления деятельности, от   нее   напрямую   зависит   эффективность   работы,   а,   следовательно,   и конкурентоспособность организации, в том числе – и в сфере образования.. Речь   в   деловом   общении   имеет   определенную   специфику.   Если   в повседневной   жизни,   в   разговорах   с   близкими   и   друзьями   люди   часто   не задумываются   о   том,   как   они   разговаривают,   то   в   общении   в   процессе профессиональной деятельности важны все аспекты, начиная от интонации и выражения лица говорящего и заканчивая невербальными коммуникативными приемами.  Роль   речи   в   деловом   общении   является   решающей,   ведь   в   процессе   налаживаются общения   организовывается   совместная   деятельность, партнерские   отношения,   решаются   производственные   вопросы.   Поэтому грамотная и выразительная речь – одна из важнейших составляющих этикета делового человека и залог его успешности в карьере. Литература 1. Барыкина А.Н. Пособие по развитию навыков речи. / А. Н. Барыкина. – М.: Русский язык, 1999. 2. Демидова   А.К.   Пособие   по   русскому   языку:   Научно­деловой   стиль речи. / А.К. Демидова. – М.: Русский язык, 2005. 12 3. Кузнецова   О.Ю.   Условия   развития   делового   общения   в   дошкольном образовательном учреждении. // Перспективы Науки и Образования. – 2013. – № 2. 4. Культура   речи   как   составная   часть   профессионального   образования  //   Lingua будущего   инженера.   /   Л.А.   Чуйкина,   Р.М.   Алдыназарова  mobilis. –  5. 2012. – № 1 (34).  6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2003. 7. Скибицкий   Э.Г.   Основы   делового   общения:   Учеб.   пособие.   /   Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая. – Новосибирск: НГАСУ, 2008. 8. Титова   Л.Г.   Деловое   общение:   Учеб.   пособие.   /   Л.Г.   Титова.   –   М.: Юнити, 2006. 13

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности

Лекция на тему: Культура делового общения в образовательной деятельности
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей