Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Оценка 4.7
Лекции
docx
дефектология
Детсад
14.02.2017
Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава страны. На основании приказа Минздрава (№ 465) от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с на рушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами.
Документ Microsoft Office Word (4).docx
Логопедическая помощь в системе
здравоохранения.
Вопросы совершенствования логопедической помощи
населению, повышения качества и эффективности лечения лиц,
страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе
Минздрава страны. На основании приказа Минздрава (№ 465) от
8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию
логопедической помощи больным с на рушениями речи»
определены направления развития специализированной
помощи:
расширение сети логопедических кабинетов,
отделений восстановительного лечения в детских
поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них
оказывается помощь лицам разного возраста с
функциональными и органическими речевыми расстройствами.
Также в приказе Минздрава (№ 1096) от 19 августа 1985г.
при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые
определены расчетные нормы обслуживания для логопедов:
•
расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), — 1-5
посещений в час, при проведении групповых логопедических
занятий — 8-10 посещений в час;
•
дислалией, — 4 посещения в час, при проведении групповых
логопедических занятий — 10-12 посещений в час;
•
1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1
ставка — на 20 тыс. детского и подросткового населения.
при индивидуальной работе с лицами, страдающими
В настоящее время логопедическая работа в системе
здравоохранения определяется приказом Минздрава РФ от 28
декабря 1988 года (№ 383) «О систематизированной помощи
больным при нарушении речи и других высших психических
функций».
Логопедический кабинет детской поликлиники.
Логопедический кабинет детской поликлиники является
основным звеном логопедической помощи в системе
здравоохранения. Основные задачи работы логопедического кабинета
Педагогическая работа по исправлению дефектов речи
Диспансеризация организованных и неорганизованных
детской поликлиники:
1.
проводится на систематических и консультативных занятиях.
2.
детей.
3.
Участие в комплектовании логопедических учреждений
системы здравоохранения и образования. Оформление на
каждого ребенка логопедической характеристики.
4.
Проведение логопедической санитарно-просветительной
работы (пропаганда логопедических знаний): беседы с
родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских
садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление
наглядных дидактических пособий.
Специализированные ясли для детей с нарушением речи
(для детей с задержкой речевого развития и заиканием).
Специализированные ясли для детей с нарушением речи
являются самостоятельным учреждением здравоохранения и
имеют своей целью воспитание детей и проведение
мероприятий, направленных на правильное развитие речи или
исправление ее дефектов.
Ясли находятся в ведении местных органов
здравоохранения,
которые руководят их работой и
осуществляют контроль за правильной организацией
обслуживания в них детей.
психоневролога)
Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится
специальной комиссией в составе педиатра, психиатра
(невропатолога,
Дети
направляются на отборочную комиссию со следующей
документацией: выписка из истории развития болезни,
заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с
места жительства, справка с места работы родителей о размере
заработной платы.
и логопеда.
Прием в специализированные ясли осуществляется: для детей с задержкой речевого развития в течение всего
•
года по мере освобождения мест;
•
для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях
срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может
быть продлен до одного года.
Противопоказаниями к приему являются: выраженная
грубые
судорожные припадки,
умственная отсталость,
нарушения двигательных функций.
Работа специализированных яслей по типу учреждений с
круглосуточным пребыванием детей. В специализированных
яслях находятся дети до 4 лет возраста, принимаются в
возрасте до 3 лет.
Группы комплектуются по
степени однородности
речевого дефекта (заикание, задержка речевого развития).
Выписка из специализированных яслей производится
домой, в специальный детский сад или детский сад общего
профиля (по показаниям).
Специализированный дом ребенка
Основной задачей логопеда в доме ребенка является
профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с
доречевого периода — от 3 месяцев и до 1 года), своевременная
диагностика и исправление речи детей во всех возрастных
группах.
Логопед принимает активное участие в медико-психолого-
педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам
речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития
каждого ребенка,
составляет план мероприятий,
обеспечивающий своевременное развитие речи или ее
исправление, по каждой подгруппе детей и индивидуально.
Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных
групп, начиная с 3-месячного возраста. Занятия проводятся по
подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими
установками по обучению детей раннего возраста). Логопед
также оценивает эффективность обучения. Детский психоневрологический санаторий.
Детский психоневрологический санаторий находится в
районном или городском подчинении. Общее руководство
осуществляется Министерством здравоохранения, областными и
городскими отделами здравоохранения.
Дети 4-7 лет принимаются в дошкольный
психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет — в
школьный психоневрологический санаторий.
Показания для направления детей в
психоневрологический санаторий:
• неврозы и невротические формы поведения; астенические,
церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие
раннего органического поражения центральной нервной
системы (слабость психической деятельности,
быстрая
утомляемость); травмы черепа, нейроинфекции, соматические
заболевания;
•
начальное проявление психогенных патологических
формирований личности и патологических черт характера без
выраженных расстройств поведения и социальной адаптации;
•
общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими
нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия,
дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития;
заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения,
чтения и письма), мутизм.
Срок пребывания в санатории – 3 месяца. Возможно
повторное лечение через 6 месяцев. Комплектование групп
осуществляется по возрастному принципу.
Основная задача санатория — проведение лечебно-
оздоровительных и логопедических мероприятий с целью
коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом
развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется
обучение по общеобразовательным предметам соответственно
классу.
Основные разделы лечебно-оздоровительной работы: 1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с
учетом возраста и состояния детей;
рациональное питание;
психотерапия;
физиотерапия и лечебная физкультура;
медикаментозная терапия;
логопедические коррекционные занятия;
ритмика;
трудотерапия.
Работа планируется ответственными за каждый раздел
работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется
главным врачом.
Используются современные лечебные и логопедические
методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.).
Имеется тесная связь со школами близлежащего района,
ведущими в городе, области, республике медицинскими
учреждениями.
Непосредственное
детского
психоневрологического санатория осуществляет главный врач
(психоневролог или педиатр).
руководство
Центры патологии речи.
Успешно функционирует Федеральный центр патологии
речи и нейрореабилитации (Москва). Его основной задачей
являются содержательная, организационная и методическая
работа и помощь органам и учреждениям здравоохранения по
организации работы логопедических кабинетов поликлиник,
психоневрологических диспансеров,
специализированных
отделений больниц для лечения больных с патологией речи
(руководитель и основатель центра профессор В. М.
Шкловский). Логопедическая помощь оказывается и при НИИ
уха, горла, носа и речи. В них основное внимание обращается на
патологию голоса и заикания.
Логопедическая помощь взрослому населению.
За последние годы в системе здравоохранения
проводится интенсивная работа по улучшению логопедической
помощи взрослым,
страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам
восстановления речи у больных с афазией (перенесших
тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.).
Система логопедической помощи взрослому населению
включает учреждения разного типа:
1)
2)
стационарного (неврологические отделения при больницах);
полустационарного (кабинеты трудотерапии);
3)
амбулаторного (методические кабинеты при
районных поликлиниках города, реабилитационные центры при
поликлиниках).
Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—
6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед
поликлиники посещает больных на дому.
Курс
восстановительного обучения в условиях поликлинического
кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек.
Количество занятий в неделю с каждым больным планируется
от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс
восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии
соответствующих показаний больному курс обучения можно
повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение
врача-невропатолога,
систематические
фронтальные и индивидуальные логопедические занятия.
Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры,
массаж,
Открытие
полустационаров и центров реабилитации для больных с
афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной
адаптации и психотерапевтического воздействия.
физиотерапия и трудотерапия.
проводятся
Оказание логопедической помощи в условиях
неврологического отделения больным с выраженными
нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.)
осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие
повышает эффективность работы и имеет большое
профилактическое значение.
Сроки нахождения больных в неврологическом
стационаре от 1 до 3 месяца. Больным с тяжелой формой
заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6-12 месяцев. Общий объем логопедической работы
включает 1-2 года и более.
Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т.
д.) и анализы его результатов помогают выявить степень,
характер и локализацию поражения,
компенсаторные
возможности.
С больными,
страдающими афазией,
проводятся
подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и
содержание зависят от индивидуальных возможностей
больного и степени речевого расстройства. Продолжительность
логопедического занятия в первые недели — 10-15 минут (1-2
раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает
до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок
удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц
фиксируется динамика логопедической работы (текущий
эпикриз).
Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить
и вечерние, путем домашних заданий.
Эффективность логопедической работы во многом
определяется контактом логопеда с врачом и родственниками
больного.
Таким образом, в нашей стране широко развита
дифференцированная логопедическая помощь взрослому и
детскому населению. Она осуществляется по линии образования
и здравоохранения.
Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Лекция на тему: "Логопедическая помощь в системе здравоохранения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.