На сегодняшний день, современный человек живет в постоянно развивающемся мире. Все вокруг движется к стремительному развитию: политика, экономика, природа, техника и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, это проявляется в одежде, идеях и целях, каких-то моральных и материальных ценностях, в потребностях, меняется и стиль общения. Но неизменным составляющим процесса общения, и есть влияние людей друг на друга. Люди стремятся повлиять на тех, с кем общаются и сами подвергаются внешнему влиянию. Сейчас, изменилось общество, изменились и цели и формы - сегодня психологическое влияние везде. Технологии, которые мы сейчас имеем, позволяют человеку, или небольшой группе людей влиять на психику, сознание, ценности и установки большого количества людей, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.Лекция "Механизмы психологического воздействия".
Лекция на тему «Механизмы психологического воздействия».
Есть три типа механизма психологического воздействия:
1. Внушение;
2. Заражение;
3. Убеждение;
Социальное заражение – передача эмоционального и психологического
настроя, от одного человека к другому, в основе лежит эмоционально
бессознательная сфера. Чаще всего эмоциональное заражение происходит от
«харизматичного лидера», либо от толпы.
Весомые причины: паника, недовольство, смех. Панику затевает один человек
из толпы.
Внушение подчинено бессознательному состоянию, при этом сам человек
«оратор» ,он не должен находится в трансе ( должен быть авторитетом и в
здравом рассудке).
Большая роль при внушении относится к интонации.
Внушаемость – это степень податливости внушению, способность к
некритическому восприятию информации. Внушаемость неодинакова, чаще
она сильнее у лиц со слабой нервной системой, с резкими колебаниями
настроения; Вообще более внушаемые люди – это дети.
Выделяют 3 формы внушения:
1. Гипнотическая форма;
2. Внушение в состоянии релаксации;
3. Внушение при активном состоянии ( человек бодр);
Приемы внушения направлены на снижение критичности и на
использование эмоционального переноса.
При передаче сообщения новой информации заражения (человек
относится эмоционально положительно).
Убеждения – они основаны на логике, поэтому форма той информации
должна соответствовать уровню мышления и логичности.
Требования к источнику: Убежденная речь строится с учетом индивидуальных особенностей
слушателя.
Речь должна быть последовательной, логичной, максимально
доказательной, должна содержать конкретные примеры.
Необходимо анализировать факты, которые в ответ кидают
слушатели.
Убеждающий, сам должен быть глубоко убежден в том, что он
доказывает.
Процесс восприятия:
1. Слушатель сравнивает полученную информацию, уже с имеющейся у
него, в результате, у слушателя возникает представление о том,
насколько правдив оратор.
2. Создается общее представление об авторитарности оратора, если он
допускает логические ошибки, то никакие его официальные статусы,
ему не помогут.
3. Сравниваются установки, которые транслирует оратор, с
установлениями, которые уже имеешь ты, если установки разные, то
убедить будет невозможно.