Лекция на тему: "Современные образовательные технологии и электронные средства обучения"

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 10.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Обучение – процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучения и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи. С появлением компьютера педагогические возможности изменяются, т.е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний, а как процесс управления познавательной деятельности ученика.Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможность создать определенную образовательную среду, в котором ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса .
Иконка файла материала Современные образовательные технологии и электронные средства обучения.docx
Современные образовательные технологии и электронные средства обучения Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности:  преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика). Обучение – процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых  информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучения и  обучаемых в предоставлении обратной информационной связи. С появлением компьютера  педагогические возможности изменяются, т.е. процесс обучения рассматривается не как  «перекачка» знаний, а как процесс управления познавательной деятельности ученика. Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные  средства обучения, возможность создать определенную образовательную  среду, в котором ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного  явления,  процесса . Это приводит к изменению содержания учебной деятельности,  которая становится все более самостоятельной и творческой , способствует реализации  индивидуального подхода в обучении. Электронное средство обучения – программно­методическое обеспечение для  использования учащимися в  образовательном   процессе  по каждому предмету на всех  этапах  образовательного   процесса . Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность  средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для  получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления  (информационного продукта). В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом  термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в  настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин  «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные  технологии» в качестве составляющей. Под средствами  современных  информационных и коммуникационных технологий  понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе  микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем  транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по  сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и  возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе  глобальных). Классификация электронных средств обучения:  Электронное издание – «оцифрованный текст»;  Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста,  графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор  упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков); Программное средство учебного назначения;  Электронный образовательный курс. Программные средства по функциональному назначению подразделяются:  Диагностические, текстовые программы;  Инструментальные программные средства (ИПС);  Предметно­ориентированные программные среды;  ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности,  информационной культуры;  ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного  эксперимента;  Управляющие ПС;  Учебные среды программирования;  ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;  ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно­методического  обеспечения и ведения делопроизводства;  Сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы  пользователя;  Игровые ПС Программные средства по методическому назначению подразделятся:  Обучающие программные средства;  Программные средства(системы)­тренажеры;  Контролирующие программные средства;  Информационно­поисковые программные системы, информационно­справочные  программные средства;  Имитационные программные средства;  Моделирующие программные средства;  Демонстрационные программные средства;  Учебно­игровые программные средства; Досуговые программные средства. Три варианта компьютерного обучения: Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения отдельным темам,  разделам, для отдельных дидактических задач). Как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной  технологии частей. Как монотехнология (когда все обучение, все управления учебным процессом, включая  все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). Цели применения компьютерного обучения: Оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании,  выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ  учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и  т.п.; По степени «охвата» учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки  репродуктивных умений и навыков; По реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учётом своего темпа и возможностей; По степени «механизации» педагогических операций: интенсификация работы  учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в  режиме тренажёра, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на  лабораторно­практических занятиях. Организации компьютерного обучения:  Учебная задача;  Система учебных действий;  Моделирование содержания объектов усвоения;  Преобразование модели;  Действия самооценки и контроля. Выделим средства современных информационных технологий в преподавании  физики:  Компьютерные классы, цифровая и видео техника  Проектор Сканер  Принтер  Интерактивная доска, интерактивные приставки  Современные  технические средства обучения:  Локальная сеть (проводная и беспроводная)  Высокоскоростной доступ в сети интернет  Спутниковая связь  Школьные медиатеки  Интернет – киоски. Указанные выше технические средства являются основными инструментами для  организации и проведения уроков физики. Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения  тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор  незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие,  выполненные учащимися работы, то очень просто, используя проектор, посмотреть эти  работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки работ. Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты,  ресурсы, производить  построения , преобразования, просматривать документы, входить  при необходимости в интернет и т.д. Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно  проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации. Предметная информационная среда ­ это материалы по предмету, например папка по  классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, физические диктанты и т.д.), папка с  фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по физике,  папка с итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное  информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые  будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы  в проектах по предмету и т.д. Средства связи (электронная почта, скайп) ­ по электронной почте можно связываться с  родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать  домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами,  подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д.  Современные  родители не  всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить  информацию практически по первому требованию.Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства современных  информационных технологий, например:       цифровая фотография, видеофрагменты, статические и динамические модели, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для  организации учебного процесса. При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть  следующее:       соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства  образования, используемым предметным программам; ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую  интерактивность и мультимедийность обучения; обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации  обучения; предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение  опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного  предмета; обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы; превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом  тематические разделы. Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов: помощь учителю при подготовке  к уроку:      компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления  знаний о предмете; эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов; подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); подготовка творческих заданий;  подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и  переносимую внешнюю память. Помощь при проведении урока:             демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный  проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми  образовательными ресурсами на уроке. помощь учащемуся при подготовке домашних заданий: повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления  материала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов,  презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации  энциклопедического характера; развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде; помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на  выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных  особенностей восприятия; приобщение школьников к современным информационным технологиям,  формирование потребности в овладении информационными технологиями и  постоянной работе с ними. Возможности, предоставляемые для развития личности:   развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления, памяти, внимания, качеств  ума, мыслительных навыков; развитие мотивационной сферы: формирование потребностей в знаниях, в познании  природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, воспитание  мотивов учения, мотивов достижения;  развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления  своими чувствами эмоциональными состояниями, преодоление излишней  тревожности; развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умение преодолевать  мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах,  развитие умений владеть собой;  формирование учебной деятельности: управление вниманием обучающихся, помощь и коррекция деятельности, оценивание процесса и результата учебной деятельности. Применение компьютерных технологий , как информационно – аналитическая методика  управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить  развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в  целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке  классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета  учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.