Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).
Обучение – процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучения и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи. С появлением компьютера педагогические возможности изменяются, т.е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний, а как процесс управления познавательной деятельности ученика.Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможность создать определенную образовательную среду, в котором ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса .
Современные образовательные технологии и электронные средства
обучения
Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности:
преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).
Обучение – процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых
информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучения и
обучаемых в предоставлении обратной информационной связи. С появлением компьютера
педагогические возможности изменяются, т.е. процесс обучения рассматривается не как
«перекачка» знаний, а как процесс управления познавательной деятельности ученика.
Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные
средства обучения, возможность создать определенную образовательную среду, в котором
ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного
явления, процесса . Это приводит к изменению содержания учебной деятельности,
которая становится все более самостоятельной и творческой , способствует реализации
индивидуального подхода в обучении.
Электронное средство обучения – программнометодическое обеспечение для
использования учащимися в образовательном процессе по каждому предмету на всех
этапах образовательного процесса .
Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность
средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для
получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
(информационного продукта).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом
термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в
настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин
«информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные
технологии» в качестве составляющей.
Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий
понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе
микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем
транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по
сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и
возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе
глобальных).
Классификация электронных средств обучения:
Электронное издание – «оцифрованный текст»;
Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста,
графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор
упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков); Программное средство учебного назначения;
Электронный образовательный курс.
Программные средства по функциональному назначению подразделяются:
Диагностические, текстовые программы;
Инструментальные программные средства (ИПС);
Предметноориентированные программные среды;
ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности,
информационной культуры;
ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного
эксперимента;
Управляющие ПС;
Учебные среды программирования;
ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;
ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационнометодического
обеспечения и ведения делопроизводства;
Сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы
пользователя;
Игровые ПС
Программные средства по методическому назначению подразделятся:
Обучающие программные средства;
Программные средства(системы)тренажеры;
Контролирующие программные средства;
Информационнопоисковые программные системы, информационносправочные
программные средства;
Имитационные программные средства;
Моделирующие программные средства;
Демонстрационные программные средства;
Учебноигровые программные средства; Досуговые программные средства.
Три варианта компьютерного обучения:
Как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения отдельным темам,
разделам, для отдельных дидактических задач).
Как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной
технологии частей.
Как монотехнология (когда все обучение, все управления учебным процессом, включая
все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели применения компьютерного обучения:
Оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании,
выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ
учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и
т.п.;
По степени «охвата» учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на
этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки
репродуктивных умений и навыков;
По реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером
с учётом своего темпа и возможностей;
По степени «механизации» педагогических операций: интенсификация работы
учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в
режиме тренажёра, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на
лабораторнопрактических занятиях.
Организации компьютерного обучения:
Учебная задача;
Система учебных действий;
Моделирование содержания объектов усвоения;
Преобразование модели;
Действия самооценки и контроля.
Выделим средства современных информационных технологий в преподавании
физики:
Компьютерные классы, цифровая и видео техника
Проектор Сканер
Принтер
Интерактивная доска, интерактивные приставки
Современные технические средства обучения:
Локальная сеть (проводная и беспроводная)
Высокоскоростной доступ в сети интернет
Спутниковая связь
Школьные медиатеки
Интернет – киоски.
Указанные выше технические средства являются основными инструментами для
организации и проведения уроков физики.
Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения
тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор
незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие,
выполненные учащимися работы, то очень просто, используя проектор, посмотреть эти
работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки работ.
Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты,
ресурсы, производить построения , преобразования, просматривать документы, входить
при необходимости в интернет и т.д.
Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно
проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.
Предметная информационная среда это материалы по предмету, например папка по
классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, физические диктанты и т.д.), папка с
фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по физике,
папка с итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное
информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые
будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы
в проектах по предмету и т.д.
Средства связи (электронная почта, скайп) по электронной почте можно связываться с
родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать
домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами,
подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д. Современные родители не
всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить
информацию практически по первому требованию.Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства современных
информационных технологий, например:
цифровая фотография,
видеофрагменты,
статические и динамические модели,
звукозаписи,
символьные объекты и деловая графика,
текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для
организации учебного процесса.
При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть
следующее:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства
образования, используемым предметным программам;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую
интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации
обучения;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение
опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного
предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом
тематические разделы.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов: помощь учителю при подготовке
к уроку:
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления
знаний о предмете;
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и
переносимую внешнюю память.
Помощь при проведении урока:
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный
проектор;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме
фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми
образовательными ресурсами на уроке.
помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления
материала;
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов,
презентаций и т.п.;
возможность оперативного получения дополнительной информации
энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на
выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных
особенностей восприятия;
приобщение школьников к современным информационным технологиям,
формирование потребности в овладении информационными технологиями и
постоянной работе с ними.
Возможности, предоставляемые для развития личности:
развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления, памяти, внимания, качеств
ума, мыслительных навыков;
развитие мотивационной сферы: формирование потребностей в знаниях, в познании
природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, воспитание
мотивов учения, мотивов достижения;
развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления
своими чувствами эмоциональными состояниями, преодоление излишней
тревожности;
развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умение преодолевать
мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах,
развитие умений владеть собой;
формирование учебной деятельности: управление вниманием обучающихся, помощь
и коррекция деятельности, оценивание процесса и результата учебной деятельности.
Применение компьютерных технологий , как информационно – аналитическая методика
управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить
развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в
целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке
классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета
учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.