Лекция на тему: "Технология формирования темпо - ритмической устной речи при заикании."

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии . Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду . Обычно различают медленный , умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным , так и изменяющимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально – модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин ( как ускорение так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.
Иконка файла материала № 33 Технология формирования темпо - ритм организации устной речи при заикании.doc

Технология формирования темпо - ритмической  устной речи при заикании.

  Одним из качеств хорошей  речи является ее ритмическая выразительность.

Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии . Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду . Обычно различают медленный , умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным ,  так и изменяющимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально – модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин ( как ускорение так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.

Другой важной характеристикой , связанной  с темпом , является ее ритм, то есть последовательное чередование выделенных элементов речи , имеющих смысловое и выразительное значение . Они отличаются по ряду  акустических характеристик. Так , ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.

Такая упорядоченность речи делает ее музыкальной и мелодичной.

У заикающихся эти характеристики , как правило , нарушены, поэтому  коррекционный курс включает работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог.

 Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения , что положительно сказывается на качестве речи. В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения: двигаться в заданном темпе ; чередовать движения в различном темпе; сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме. Упражнения необходимо выполнять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.

Упражнение 1

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог:

• а-у-а-у-а-у;

• ап-ап-ап-ап;

• па-па-па-па;

• та-та-та-та   и др.

• От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.

Упражнение 2

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе:

• упа-опа-ипа-апа;

• па-по-пу-пы;

• паф-поф-пуф-пыф;

• хоп-хоп-хоп-хоп   и др.

Упражнение 3

Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом:

• та      тату    татату.

• Тата     тата    татата

Упражнение 4

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:

август             аист                атом

яхонт              ялик                яма

умница            улица              узник.

Упражнение 5

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:

• ноги—нога,   атлас—атлас.

• руки—рука,   замок—замок.

• горы—гора,    пироги—пироги.

• козы—коза,     гвоздики—гвоздики,

• совы—сова, кружки—кружки.

• Я бегу, бегу, бегу,

• Я пою, пою, пою.

Упражнение 6

Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

Упражнение 7

Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.

Аты-баты  -   шли солдаты

Аты-баты  -  на базар.

Аты-баты - что купили?

Аты-баты - самовар.

Аты-баты  -  сколько дали?

 Аты-баты - три рубля.

Аты-баты -  покажите.

Аты-баты - не хочу.

Аты-баты  - спать хочу.!

Упражнение 8

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Отговорила роща золотая

Березовым , веселым языком,

И журавли , печально пролетая,

уж не жалеют больше ни о ком. 

                                                            С. Есенин

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо , ночь мутна.

Еду , еду в чистом поле;

Колокольчик дин - дин – дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Упражнение 9

Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь ?

Желтый , красный , голубой

Не угнаться за тобой!

С. Маршак

Упражнение 10

Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.

Рекомендации

1) Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60-80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог .

2) Пауза , в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем, должна соответствовать 2-3 удара метронома.

3) Для того, чтобы темпо - ритмическая организация речи автоматизировалась  и стала стабильной , темпо - ритм должен подбираться индивидуально, вызывая у занимающего чувство комфорта.

Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены в работах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. 3. Андроновой, В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихся разработаны Б. В. Оганесяном, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которых используется музыкальное сопровождение.

В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексики. Подбираются стихи с классическим размером, они более распевные, при этом речь замедленная с сохранением привычных ударений, слова соединяются посредством гласных. Этими стихами можно дирижировать. Хорошо использовать стихи из программного материала по чтению. Например: Белая береза под моим окном . Принакрылась снегом, будто серебром... Необходимо давать детям образцы правильной, хорошо звучащей речи. Можно предложить прослушивание пластинок со сказками, стихами в исполнении артистов. При прослушивании сказок дети обращают внимание на то, что речь — четкая, ясная, выразительная за счет того, что в ней четко проговариваются все слоги, она протяжная, распевная, особенно в русских народных сказках.

 

Литература.

1 С.В. Леонова Психолого - педагогическая коррекция заикания у дошкольников. М. «ВЛАДОС» , 2004 г.

2 И.А. Поварова Коррекция  заикания  в играх и тренингах.


Посмотрите также