Технология формирования темпо - ритмической устной речи при заикании.
Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность.
Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии . Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду . Обычно различают медленный , умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным , так и изменяющимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально – модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин ( как ускорение так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.
Другой важной характеристикой , связанной с темпом , является ее ритм, то есть последовательное чередование выделенных элементов речи , имеющих смысловое и выразительное значение . Они отличаются по ряду акустических характеристик. Так , ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.
Такая упорядоченность речи делает ее музыкальной и мелодичной.
У заикающихся эти характеристики , как правило , нарушены, поэтому коррекционный курс включает работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа речи с целью уменьшения числа и сокращения длительности речевых судорог.
Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения , что положительно сказывается на качестве речи. В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения: двигаться в заданном темпе ; чередовать движения в различном темпе; сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме. Упражнения необходимо выполнять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
Упражнение 1
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог:
• а-у-а-у-а-у;
• ап-ап-ап-ап;
• па-па-па-па;
• та-та-та-та и др.
• От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.
Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе:
• упа-опа-ипа-апа;
• па-по-пу-пы;
• паф-поф-пуф-пыф;
• хоп-хоп-хоп-хоп и др.
Упражнение 3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом:
• та тату татату.
• Тата тата татата
Упражнение 4
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:
август аист атом
яхонт ялик яма
умница улица узник.
Упражнение 5
Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:
• ноги—нога, атлас—атлас.
• руки—рука, замок—замок.
• горы—гора, пироги—пироги.
• козы—коза, гвоздики—гвоздики,
• совы—сова, кружки—кружки.
• Я бегу, бегу, бегу,
• Я пою, пою, пою.
Упражнение 6
Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение 7
Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Аты-баты - шли солдаты
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар.
Аты-баты - сколько дали?
Аты-баты - три рубля.
Аты-баты - покажите.
Аты-баты - не хочу.
Аты-баты - спать хочу.!
Упражнение 8
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Отговорила роща золотая
Березовым , веселым языком,
И журавли , печально пролетая,
уж не жалеют больше ни о ком.
С. Есенин
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо , ночь мутна.
Еду , еду в чистом поле;
Колокольчик дин - дин – дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Упражнение 9
Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь ?
Желтый , красный , голубой
Не угнаться за тобой!
С. Маршак
Упражнение 10
Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.
Рекомендации
1) Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60-80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог .
2) Пауза , в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем, должна соответствовать 2-3 удара метронома.
3) Для того, чтобы темпо - ритмическая организация речи автоматизировалась и стала стабильной , темпо - ритм должен подбираться индивидуально, вызывая у занимающего чувство комфорта.
Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены в работах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. 3. Андроновой, В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихся разработаны Б. В. Оганесяном, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которых используется музыкальное сопровождение.
В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексики. Подбираются стихи с классическим размером, они более распевные, при этом речь замедленная с сохранением привычных ударений, слова соединяются посредством гласных. Этими стихами можно дирижировать. Хорошо использовать стихи из программного материала по чтению. Например: Белая береза под моим окном . Принакрылась снегом, будто серебром... Необходимо давать детям образцы правильной, хорошо звучащей речи. Можно предложить прослушивание пластинок со сказками, стихами в исполнении артистов. При прослушивании сказок дети обращают внимание на то, что речь — четкая, ясная, выразительная за счет того, что в ней четко проговариваются все слоги, она протяжная, распевная, особенно в русских народных сказках.
Литература.
1 С.В. Леонова Психолого - педагогическая коррекция заикания у дошкольников. М. «ВЛАДОС» , 2004 г.
2 И.А. Поварова Коррекция заикания в играх и тренингах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.