Недостатки произношения звуков л, л' называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука л и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.). Если фонема л заменяется другой фонемой, например р (лак — «рак») или л' (лук — «люк») и др., такие нарушения называются параламбдацизмами.
Технология формирования звуков л, л'
Недостатки произношения звуков л, л' называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие
звука л и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).
Если фонема л заменяется другой фонемой, например р (лак — «рак») или л' (лук — «люк») и др., такие
нарушения называются параламбдацизмами.
Характеристика звуков л, л' и их артикуляция
Правильная артикуляция звука л заключается в следующем (см. рис. на заднем форзаце):
губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения
предшествующего (последующего) звука;
зубы — разомкнуты;
язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части
спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон),
между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть
спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик
языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;
мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;
воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и
называют боковым.
Мягкий звук л' отличается по артикуляции от парного твердого следующим: губы растянуты в стороны, как
при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки
языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.
Исправление звуков л, л' при различных видах нарушений
Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л’ мягкого, то и нарушается он наиболее
часто. Дефекты л многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть
следующие:
укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
слабость мышц языка;
нарушения фонематического слуха.
Отсутствие звуков л, л'
Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа
сыр и сао, но все мышке быо мао».
Звук л
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка
вверх
Третий комплекс (для звука л)
Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных
частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя исредняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад,
края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений
языка способствуют следующие упражнения:
Наказать непослушный язык
Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка
была поднята к нёбу.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким
передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы
поглаживать ее. Снача'ла производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока
не послышится блбл (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были впередназад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Качели
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с
гласными а, ы, о, у.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы
(с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять
широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так,
поочередно менять положение языка 4—6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
Пощелкать кончиком языка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться» показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка
цокает копытами).
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей
конфетку» а потом вернуть к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не
чмокал.
Беззвучно пощелкивать кончиком языка
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении
звука л.
Краткое описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что ив предыдущем
упражнении, только беззвучно.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы;
умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и
коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель
говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так».
Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно
указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий
звук.
Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай
свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было
больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь
открой рот, а язык пусть лежит попрежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется
перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними
резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении
Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука л при межзубном положении языка
(так называемого л межзубного). Предложите ребенку произносить звук а в тот момент, когда он отпускает
язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5—6 раз, крепче зажимая
язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука а. Постепенно темп выполнения
упражнения убыстряется, и мы услышим сначала слоги ал, ал, ал, затем — ла, ла, ла. Воспитатель
выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы тот не слышал звук л, а только видел
правильную артикуляцию и держал нужный темп.
Если ребенок услышал, что у него получается правильный звук л, а затем вернулся к привычному для себя
произношению, надо остановить его и предложить выполнять упражнение медленнее. При этом следует
обратить внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал
от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения
звука а, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом у него получатся слоги ла, ла, ла.
Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают
поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. В
сочетании со звуком ы звук л приобретает большую четкость.
Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые
приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или
воспроизводя звучание колокольчика и т. п., ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, то лы, лы,
лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу.
Затем воспитатель рисует в индивидуальной тетради ребенка картинки, в названиях которых звук л
находится в разной позиции:
в начале слова: лапа, лампа, лавка, ладья, ладонь, лопата, лото, локон, лопух, лодка, лом, лук, луна, лупа,
луч, лазейка, ландыш, ложка, лужа;
в середине: пила, молоко, колобок, полотенце, палатка, яблоко, мыло, колодец, одеяло, солома, юла,
халат, балалайка, булавка, палка, булка, платье, платок, иголка, кукла, вилка, клубника, глаза, колпак,
облако, молния, блокнот, елка, клубок, клоун;
в конце: сгол, стул, пол, овал, дятел, мел, узел, ствол, угол, кол, канал, самосвал, факел, купол, пенал.
Воспитатель или ребенок придумывает предложения с отработанными словами. Например: У Лайки была
белая лапа. Мила поставила лампу на стол. Алла дала Володе пилу и молоток. Клава пила молоко и ела
булку. Клубок упал со стула на пол. Павел плыл в лодке по волнам.
Звук л'
После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию
перед зеркалом, воспитатель произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в
улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись
правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю. Для
закрепления л’ подбирают слова, в которых этот звук стоит
в начале слова: лебедь, ленивый, лебеда, леденец, лед, лайка, лезвие, лента, лепестки, леска, лепешка,
лесенка, лещ, ливень, лимон, линейка, лиса, лицо;
в середине: альбом, апельсин, билет, блин, блюдце, валенки, василек, вафли, галеты, гантели,
земляника, калитка, клеенка, клюква, колесо, котлета, малина, мотылек, пальто, плита, полено;
в конце: бинокль, кисель, метель, медаль, моль, ноль, стебель, соль, тополь, туннель, уголь, фасоль,
цель, щель, щавель, шаль, шинель, пыль, постель, мебель, ковыль, китель.
С усвоенными словами составляются предложения, например: Леня и Лена увидели летящих над лесом
лебедей. Илья и Лева попали под сильный ливень. Лиля лепила из пластилина апельсин. У Люси на блюдце
лежит земляника и малина. Люба поливала левкои из лейки.Искажения звуков л, л'
Межзубное произношение звука л.
При этом виде произношения слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена:
кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.
Межзубным произношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л (см. выше).
Поэтому исправление данного дефекта осуществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако надо
учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем детям, которые произносят межзубно
не только этот звук, но и другие, например: г, д, н, с, з, ц.
Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык
прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при
правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через
нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго
жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но все мышке бынго манго».
При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление
воздушной струи: она должна идти через рот, а не через нос.
Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так же, как и при его
отсутствии.
Замена звуков л, л' другими звуками (параламбдацизмы)
Замена звука л звуком j. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься
за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок
говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но все мышке быё мае».
Замена звука л звуком у. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не
язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, потому что, вытягивая губы
вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает
заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить
движения его губ. Если придержать пальцами ребенка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными,
можно легко убедиться в том, что он совсем не может произнести звук л. При этой замене речь ребенка
звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но все мышке быуо
мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остается на всю жизнь.
Замена звука л звуком ы. При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята,
а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л
пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но все
мышке быыо маыо».
Замена звука л звуком в. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается
нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения
звука л. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но
все мышке быво маво».
Замена звука л звуком г. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и
оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо, вместо
того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага.
Мышка ега сыр и саго, но все мышке быго маго».
Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким
направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко
выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука л. Но в отдельных случаях
упражнения для языка и губ имеют свои особенности:
при замене л на j ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним
резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение,
ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при открытом
рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние
резцы;
при замене л на у нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для
этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога ла. Затем
взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед,
язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь,
чтобы они не вытягивались вперед, а они делают посвоему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам:
вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь растяни
губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот видишь, губы стали послушными,потому что ты сказал им, что они должны делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок не
научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем
языком. Посмотри, что будет делать мой язык», (воспитатель поднимает язык за верхние зубы, крепко
прижимает его кончик, потом опускает. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так».
Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а воспитатель следит, чтобы он не загибал кончик языка
внутрь;
при замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала
опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним
зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую
помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее;
при замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от
правильной артикуляции. Воспитатель говорит: «Скажи ла, ла, ла... (ребенок произносит «га», «га», «га»).
Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так.
Скажи ы, но не опускай язык, а подержи за зубами, вот так».
Постановка и автоматизация звука л проводятся, как и при его отсутствии.
Если при ламбдацизмах исправление звука л заканчивается этапом автоматизации, то при
параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах,
словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.
Схема технология формирования звуков Л, Л'
Искажение звуков л, л'
Параламбдацизмы
(замена др. фонемой)
замена звуком ј
замена звуком у
замена звуком ы
замена звуком в
замена звуком г
Постановка звука л,л'
подъем кончика языка вверх
подъем задней спинки языка вверх
умение опускать боковые края языка
Формирование направленной
воздушной струи
Ламбдацизмы
(отсутствие, замены)
Межзубный
Носовой
двугубный
Подготовительный
Постановка
Автоматизация