Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного тембра голоса.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.
Технология логопедической работы при открытой ринолалии в послеоперационный период
(вопр. № 10).
Ринолалия (от греч. rhiпos нос, lаиа речь) нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного
тембра голоса.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека
происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.
Эти полости разделяются нёбноглоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого
нёба, боковых и задних стенок глотки.
Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки
(валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой
глотки.
Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости
от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбноглоточного смыкания зависит от произносимых
звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбноглоточное смыкание
наблюдается при согласном в, самое сильное при с, обычно в 67 раз сильнее, чем при а.
В зависимости от характера нарушения функции нёбноглоточного смыкания выделяются различные
формы ринолалии.
• Открытая ринолалия
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность.
Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость
больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении
ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и
фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г
звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие
неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой
полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для
образования звука р.
Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования.
Самый простой так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные
а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается
значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и
одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.
Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос
ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.
Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она
недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.
Одна из функциональных форм «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после
удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, изза длительного
ограничения подвижного мягкого нёба.
Обследование при открытой форме не выявляет какихлибо изменений твердого или мягкого нёба.
Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения
гласных звуков. При согласных же нёбноглоточное смыкание хорошее.
Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после
фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами,
применяемыми при дислалии.
Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.
Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при
рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба.Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление
опухоли и др.
Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление
мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. У таких детей очень затруднен акт сосания.
Особенные трудности он представляет у детей со сквозной расщелиной губы и нёба, а при
двусторонних сквозных расщелинах этот акт вообще невозможен.
Затрудненное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится
восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени дети с расщелинами пред
расположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.
Нередко у таких детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой
перегородки, деформации крыльев носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Зачастую у
них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти
со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего
уха.
Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха.
Примерно 6079% детей с расщелинами нёба имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно
ухо) от небольшого снижения, не препятствующего восприятию речи, до значительной тугоухости.
С отклонениями в анатомическом строении губы и неба тесно связаны недоразвитие верхней челюсти
и неправильный прикус с дефектным расположением зубов.
Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют
постоянного врачебного наблюдения.
Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную
проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов
стоматолов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины
принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.
Врачи различных специальностей наблюдают детей и сообща принимают план комплексного лечения.
В течение первых лет жизни ребенка ведущая роль принадлежит педиатру, который руководит
вскармливанием и режимом дня малыша, осуществляет профилактику и проводит лечение, в случае
необходимости рекомендует амбулаторное или стационарное лечение.
Операция по восстановлению верхней губы (хейлопластика) рекомендуется в первый год жизни
ребенка; часто ее производят в родильных домах в первые дни после рождения.
В случаях расщелины нёба стоматологортодонr применяет различные приспособления, в том числе
обтуратор, которые облегчают питание и создают условия для развития речи в дооперационный период.
Отоларинголог выявляет и лечит все болезненные изменения в ушной, носовой полостях, в носоглотке и
гортани и подготавливает детей к операции.
При отклонениях в умственном развитии и наличии выраженных невротических реакций ребенка
консультирует невропатолог.
Операция восстановления нёба (уранопластика) проводится в большинстве случаев в дошкольном
возрасте.
Расщелины губы и нёба играют различную роль в формировании речевого недоразвития. Это зависит
от величины и формы анатомического дефекта.
Встречаются следующие виды расщелин:
1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка
2) расщелины твердого и мягкого нёба;
3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба одно и двусторонние;
4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.
При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо
нарушает внятность речи.
Типичным является наложение на назализованные звуки дополнительных шумов, таких, как
придыхание, храп, гортанность и др.
Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы
предотвратить возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе
подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается
мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое,создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции.
Через 1520 дней после операции специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью
занятий является развитие подвижности мягкого нёба.
Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные
анатомофизиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи
приводят не только к аномальному развитию ее звуковой стороны, но в ряде случаев и к более
глубокому системному нарушению всех ее компонентов.
С возрастом ребенка показатели речевого развития ухудшаются (по сравнению с показателями
нормально говорящих детей), структура дефекта осложняется за счет нарушения различных форм
письменной речи.
Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное
социальное и психологопедагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей
в обучении и выборе профессии.
Задачи и содержание коррекционной работы.
До операции решаются следующие задачи:
1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;
2) подготовка правильного произношения гласных звуков;
3) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.
Логопедические занятия в до операционный период предотвращают возникновение серьезных
патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается
активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность
губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более
эффективных результатов операции и последующей коррекции.
Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки (И.И.
Ермакова, 1984).
После операции коррекционные задачи намного усложняются:
1) развитие подвижности мягкого нёба;
2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;
3) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых
звуков).
Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:
а) массаж мягкого нёба;
б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;
в) артикуляционная гимнастика;
г) голосовые упражнения.
Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:
увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;
улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;
выработать контроль за функционированием нёбноглоточного затвора.
Большое внимание уделяется массажу мягкого неба для сглаживания и большей эластичности
послеооперационного рубца. Основная цель массажа мягкого нёба разминание рубцовой ткани.
Проводить массаж нужно до еды, с соблюдением гигиенических требований. Осуществляют его
следующим образом. Производятся поглаживающие движения по линии шва впередназад до границы
твердого и мягкого нёба, а также вправовлево вдоль границы твердого и мягкого нёба. Можно
чередовать поглаживающие движения с прерывистонадавливающими. Полезно также легкое
надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука а. Рот при этом должен быть широко открыт.
Для массажа используется зонд для звука с, который осторожно двигается впередназад по твердому
нёбу. При поглаживании и растирании слизистой оболочки на границе твердого и мягкого нёба в
поперечном направлении возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба. Полезно
производить точечный и толчкообразный массаж пальцем.
Массаж должен продолжаться 1,52 минуты, Т.е. нужно произвести 4060 быстрых ритмических
движений по нёбу (2 раза в день в течение 612 месяцев за 2 часа до или после еды).Существенной в послеоперационный период является работа по активизации мягкого нёба.
Гимнастика мягкого нёба включает целый ряд упражнений:
1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького
стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки по нескольку капель. Глотание воды
маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба. Большое количество
следующих друг за другом глотательных движений удлиняет время, в течение которого мягкое нёбо
находится в положении подъема.
2. Позевывание при открытом рте.
3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.
4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное
сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой
и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить
подъем нёба.
Ребенка тренируют в произвольном покашливании на одном выдохе от 23кратных повторений до
большего количества. В процессе выполнения упражнения должна сохраняться смычка нёба с задней
стенкой глотки, а воздух должен направляться через ротовую полость. Целесообразно, чтобы первое
время ребенок покашливал с высунутым языком. Затем вводится покашливание с произвольными
паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычки нёба с задней стенкой глотки.
Выполняя данное упражнение, дети овладевают умением активно поднимать мягкое нёбо и направлять
воздушную струю через рот.
5. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом
увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируется
отрывистое произнесение гласных звуков а, э, затем о, у с утрированной артикуляцией.
Далее постепенно переходят к четкому произнесению звукового ряда а, э, у, о в разных
чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой
выдох. Когда этот навык упрочится, переходят к плавному произнесению звуков. Например: а, э, о, у ,
а, у, о, э
Паузы между звуками∙ увеличиваются до 13 с, но подъем мягкого нёба, при котором проход в
носовую полость оказывается закрытым, необходимо сохранять.
Описанные выше упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после
операции. Их следует проводить постоянно в течение длительного времени. Систематические
упражнения в дооперационном периоде подготавливают ребенка к операции и сокращают сроки
последующей коррекционной работы.
Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. У детей с
ринолалией очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для
воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения: вдох и
выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом.
При Систематическом выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в изменении
фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует также воспитанию
правильных кинестетических ощущений движения мягкого нёба.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, Так как ему трудно ощутить
утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к
носовым ходам зеркало, ватка, полоска тонкой бумаги и Т.П.
Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их
нужно проводить В форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают
сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или
ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на
ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое
назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи.
Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают шары,
гармошки и дают их ребенку в постоянное пользование. Дети далеко не всегда могут надуть шар без
подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке, так как не имеют ротовой
выдох достаточной силы. Потерпев неудачу, ребенок разочаровывается в игрушке и уже больше невозвращается к ней. Поэтому начинать нужно с легких, доступных упражнений, дающих наглядный
эффект. Например, дети могут задувать свечку сначала с расстояния 1520 см, затем с более далекого
расстояния. Ребенок со слабым ротовым выдохом может сдувать ватку с ладони. Если это не удается,
можно закрыть ему ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем носовые
ходы постепенно освобождают. Часто бывает полезен и такой прием: в носовые ходы вставляют легкие
комочки ваты (неспрессованные) . Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают и
ребенок убеждается в неправильности своих действий.
Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение
дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 56 мм,
в конце 23 мм. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает маленьких детей. По «буре» в воде
можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Нужно показать ребенку, что выдох должен быть
ровным и длительным. Время «бурления» хорошо отмечать на песочных часах.
Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так,
чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в «мыльные пузыри». Подобных упражнений
очень много.
Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых
инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают
быстрое утомление.
Одновременно с детьми проводят цикл упражнений, основная цель которых нормализация
речевой моторики. Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности
артикуляции, обусловленные анатомофизиологическими условиями. Повседневное их применение
устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает
подвижность кончика языка. В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в
произношении звуков.
Особенности артикуляции заключаются в следующем:
1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;
2) недостаточная губная артикуляция;
3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.
Устранение названных особенностей артикуляции важное звено в коррекции дефекта. Этому
служат упражнения так называемой артикуляционной гимнастики, развивающие губы, щеки, язык.
Перечислим наиболее эффективные из них:
1) надувание обеих щек одновременно;
2) надувание щек попеременно;
3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;
4) сосательные движения сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в
нормальное положение. Челюсти сомкнуты;
5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверхвниз, обнажая оба ряда зубов;
6) «хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;
7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;
8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;
9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);
10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;
11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);
12) вибрация губ;
13) движение губ хоботком влевовправо;
14) вращательные движения губ хоботком;
15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в
ротовой полости).
Упражнения для языка:
1) высовывание языка лопатой;
2) высовывание языка жалом;
3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно; .
4) поворачивание сильно высунутого языка вправовлево;5) поднимание и опускание задней части языка кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень
то поднимается вверх, то опускается вниз;
6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;
7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой
верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;
8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка;
9) круговое облизывание кончиком языка губ;
10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом
рте;
11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и
нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;
12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;
13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой;
14) высунутый язык удерживать чашечкой;
15) закусывание зубами боковых краев языка;
16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать
кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;
17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (Т
ТТТТ);
18) проделать движения одно за другим: язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.
Перечисленные упражнения не следует давать все подряд. Каждое небольшое занятие должно
состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и трени
ровки в произнесении звуков.
Большого внимания и напряжения требует работа над звуками.
Проводятся голосовые упражнения на гласных звуках. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую
очередь и затем регулярно (ежедневно) включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артику
лируются без голоса (беззвучно). Это особенно полезно для детей, у которых выражены
компенсаторные дополнительные движения лица (втягивание крыльев носа). Эти дети должны
ежедневно заниматься перед зеркалом беззвучной артикуляцией гласных, а затем переходить к
громкому произнесению. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе.
а о у э
аа оо уу ээ
ааа ооо ууу эээ
При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Для этого
ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкую ватку.
Следующий этап отрывистое четкое произнесение гласных по два и три звука в разной
последовательности. Помимо артикуляционной тренировки это развивает удерживание
последовательности звуков и овладение слоговой структурой слова.
Например: ао аоэ
ау ауэ
аэ эау ит.п.
Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно
сохраняться высокое положение мягкого нёба. Паузы постепенно увеличиваются от одной до трех
секунд. Далее можно переходить к плавному произнесению.
Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами.
Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях
можно при менять временное зажимание носовых ходов для более внятного и звучного произнесения
звука.
Специфическим также является порядок постановки звуков. Из согласных первым вырабатывается
звук Ф глухой фрикативный звук, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с
продуванием воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного
правильного выдоха, во время которого верхние зубы касаются нижней губы, получается звук ф.Учащиеся упражняются в произнесении звука изолированно (ф, ф), в обратных слогах (аф, эф, иф),
затем в прямых слогах (фа, фу, афа, афу).
Хорошим приемом, облегчающим введение правильно произносимых в изолированном положении
звуков в самостоятельную речь, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней
стенки глотки осуществляется рефлекторно и ребенку бывает легче сосредоточиться на артикуляции
звуков.
При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлении:
нормализация звуковой стороны речи и устранение лексикограмматического недоразвития.
Включается ряд специальных разделов:
• Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается
внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации 'при их произнесении.
• ритмикослоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях
(типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.
• Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.
В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях проводится уточнение
произношения гласных звуков а, э, о, у, ы и согласных п, п'; ф, ф': в, в'; т,т'; постановка и
первоначальное закрепление звуков: к, к' ; х, х ', с, с ',г, г', д, д', б б'
Во втором периоде озвучиваются звуки: и; д, д'; з, з' ; ш; р.
В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением
артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением
назального оттенка.
Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков: м п; м' п'; н д; н т; м
б; м' б'.
На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие
родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной.
Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором
сделана операция, ее качество; возраст, в котором началось логопедическое обучение;
продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед
рассказывает родителям об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо
отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях
Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии
А. г. Ипполитова
Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности
дaннoго нарушения и его причин
1. В основу методики положен принцип использования физиологического дыхания, которое
постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с речевым выдохом.
2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем
звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых
занятиях получить правильные звуки речи.
3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим в
логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи заново.
Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво,
так как общая напряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не
обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя
использовать в логопедических занятиях.
Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и
начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.
4. Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью
артикуляционной базы звуков.
Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы
является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются
производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, накотором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные
опорные звуки.
5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной
гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.
В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование
физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и
взаимозависимости.
Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких
либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они
никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций
отдельных звуков.
Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно
следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение
может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.
Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго
дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть естественными,
физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в
случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрий, которые могут
сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития движения
необходимых групп мышц, тренируются движения для преодоления односторонней слабости языка и т.
Д. Упражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак,
при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все
тренируемые движения должны служить формированию определенных артикуляционных укладoв
речевых звуков.
6. При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не
следует фиксировать внимание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы
его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного
произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.
7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично родителями под
руководством логопеда.
На первых 1015 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется
только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.
После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой
материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях
под контролем родителей.
После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах,
которые ребенок произносит под контролем логопеда.
Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь до контекстной речи, и окончательные
речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.
В соответствии с изложенными принципами разрабатывают методику обучения правильной речи
детей с ринолалией в дооперационный и послеоперационный периоды.