Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога
Цель: выявление возможностей понимания речи в условиях диалога.
Материал: перечень вопросов .
Ход выполнения задания. Педагог беседует с ребенком. Специальных инструкций предварительно не дается.
Задание 1.2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов
Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.
Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки.
Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т. д.)?»; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чем я скажу: сидит (пишет, смеется и т. д.)»; «Покажи, какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают тс или иные наречия)».
Технология обследования смысловой стороны речи.
Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога
Цель: выявление возможностей понимания речи в условиях диалога.
Материал: перечень вопросов .
Ход выполнения задания.
Педагог беседует с ребенком. Специальных
инструкций предварительно не дается.
Задание 1.2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия,
признаки предметов
Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия,
признаки предметов.
Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки.
Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)?»; «Я буду называть
слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чем я скажу: сидит (пишет, смеется и
т.д.)»; «Покажи, какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные
инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают
тс или иные наречия)».
Задание 1.3. Понимание инструкций
Цель: выявить возможности понимания простых и сложных словесных
инструкций.
Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций.
Инструкции: «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань
со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней
полке пирамиду и положи ее на стол»; «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и
открой дверь».
Ход выполнения задании. Ребенку предлагается последовательно выполнить
ряд словесных инструкций. Одним из видов помощи ребенку может быть
1повторение инструкции. В случае возникновения затруднений у ребенка при
выполнении двухтрехчленной инструкции возможно расчленение сложной
инструкции. При этом ребенок последовательно выполняет части сложной
инструкции.
Задание 1.4. Понимание предложений
Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз.
Материал: список предложений; сюжетные картинки, иллюстрирующие
предложения.
Список фраз (пример):
В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поет в лесу?)
Петя идет за Сашей. (Кто идет первый)
Володя пришел домой с братом. (Кто пришел домой?)
Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?)
Ход выполнения задания. Педагог произносит фразу и предлагает ребенку
ответить на вопрос. Характер ответа ребенка может свидетельствовать о
правильности понимания предложения. В случае затруднений ребенка в речевом
оформлении ответа можно использовать сюжетные картинки, иллюстрирующие
соответствующие предложения. При этом ребенок может вербальный ответ
заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.).
Задание 1.5. Различение значений существительных единственного и
множественного числа
Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных.
Материал: предметные картинки (стол — столы, стул — стулья, игрушка —
игрушки, книга — книги).
Инструкция: «Покажи то, что назову: стол (столы; стул; стулья и т.д.)»;
«Покажи, где стол (столы и т.д.)».
Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет.
При этом могут быть использованы предметные картинки.
Задание 1.6. Понимание значений существительных с суффиксами
уменьшительности
2Цель: выяснить возможности понимания существительных с суффиксами
уменьшительности.
Инструкция: «Покажи то, что назову: дом (домик, утюг — утюжок, сумка —
сумочка, кровать — кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т.д.)».
Ход выполнения задания. Аналогично тому, как в задании 1.5.
Задание 1.7. Понимание значений грамматических категорий глаголов
Цель: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в
изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов.
Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша).
Ход выполнения задания.
Часть 1. Ребенку предлагается указать на картинку, о которой говорит педагог.
Возможны варианты инструкции. Инструкция: «Покажи картинку, о которой я
скажу: «идет» (идут и т.п.)»; «Покажи, где идет (идут; летит — летят; везет —
везут и т.п.)».
Часть 2. Педагог рассказывает ребенку о знакомом мальчике Пете. Предлагает
отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня. Инструкция: «У меня есть
друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай,
когда это было — вчера или сегодня: читал (читает; ел — ест и т.д.)».
Часть 3. Педагог знакомит ребенка с Петей и Машей (куклы) и предлагает
отгадать, что делал каждый из них. Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что
делал Петя, а что делала Маша: играл (играла; писал, читала и т.п.)».
Задание 1.8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного
вида
Цель: уточнить, как ребенок понимает значения глаголов совершенного и
несовершенного вида.
Материал: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания.
Педагог последовательно выкладывает перед
ребенком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит.
Инструкция: 1 вариант. «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит
(срубил, рисует — нарисовал, моет — вымыла, ловит — поймал)».
32 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик
срубил дерево)» и т.д.
Задание 1.9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далеких
по значению)
Цель: выявить, как ребенок понимает значения приставочных глаголов.
Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображение
мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объемным по форме.
Ход выполнения задания. Перед ребенком выкладываются вырезанные по
контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог
предлагает показать с помощью этих картинок то, о чем он скажет.
Инструкция: «Покажи, как мальчик шел (подошел к мосту, перешел мост;
подошел к дому, вошел в дом, из дома вышел, от дома отошел и т.д.).
Задание 1.10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и
множественного числа)
Цель: уточнить возможности понимания ребенком значений возвратных
глаголов.
Материал: сюжетные картинки.
Ход выполнения задания. Ребенку попарно предлагаются сюжетные картинки.
Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им
действие.
Инструкция:
«Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается»
(одеваются, оделся — оделись, умывается — умываются, умылся — умылись)».
Задание I.II. Состояние фонематического восприятия и способности к
фонематическому анализу: а) опознание изолированного звука в ряду звуков,
слогов, слов; б) опознание позиции звука в слове: в начале, в середине, в конце
слова
Цель: выявить состояние фонематического восприятия и возможность
проведения элементарного фонематического анализа у ребенка.
Материал: перечень произносимых педагогом звуков, слогов, слов.
Ход выполнения задания, а) Ребенку предлагает хлопнуть в ладоши, если он
4услышит в ряду звуков (слогов, слов) звук С (слог или слово с заданным звуком).
Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С (слог со звуком С; слово
со звуком С)»: и, а, с, п, т, с.
д, ш, с, з, ц, щ, с ... (па, са, та, ас, ат, ав, ша, са, за, ша, са ...; шапка, цапля, собака,
жук, зайка, сайка ...)».
б) Педагог предлагает ребенку определить место заданною звука в слове
(начало, середина, конец слова).
Инструкция: «Угадай, где «спрятался»
(слышится) звук С — в начале, середине или конце слова: сом, усы, нос ».
Исследование понимания речи ( 3 года ).
1 Исследования понимания конкретных существительных .
Педагог : Посмотри на игрушки . Покажи :
куклу зайчика
собачку
мячик матрешку
Возьми :
машину кошку
пирамидку
кубик мишку
2 Исследование понимания обобщающих слов.
Педагог : Покажи по картинкам ( предметам ) :
игрушки посуду животных одежду
3 Исследование понимания действий .
Педагог : Покажи , где на картинках ктото:
спит ест играет рисует
4 Исследование умения выполнять поручения по речевой инструкции.
Педагог: выполни действие с предметом :
дай куклу посади мишку покорми собачку
55 Понимание форм единственного и множественного числа существительных.
Педагог: посмотри на картинки. Покажи где:
чашка чашки мяч – мячи
кукла – куклы стол – столы
6 Исследование понимания падежных конструкций с предлогами (на , в , за, под) .
Педагог : выполни действия с предметами по инструкции :
положи карандаш на стол ;
спрячь мяч на стол;
положи конфету в коробку ;
спрячь руки за спину.
7 Исследование понимания существительных с уменьшительно ласкательными
суффиксами .
Педагог : посмотри на картинку. Скажи где на картинках нарисован:
дом домик шапка – шапочка
ложка – ложечка кукла куколка
Итог по серии : 33 пробы , 33 балла .
Исследование понимания речи ( 4 года ).
1 Исследования понимания обобщающих слов по лексическим темам.
Педагог : посмотри на картинки . Покажи , где :
« дикие животные» «мебель»
«домашние животные» «обувь»
2 Исследования дифференциации единственного и множественного числа
существительных.
Педагог посмотри на картинки . Покажи:
дерево – деревья лист листья
машина – машины сапог – сапоги
3 Исследование различения предложнопадежных конструкций ( с предлогами над
, перед , около ).
6Педагог : посмотри на картинки. Покажи:
птичку над деревом около дерева
под деревом на дереве
4 Исследование понимания существительных с уменьшительно – ласкательным с
суффиксом .
Педагог: посмотри на картинки . Покажи :
яблоко – яблочко стул – стульчик
зайца – зайчика машину – машинку
5 Исследование понимания двухступенчатой инструкции.
Педагог : выполни мои инструкции .
Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф .
Зайчика посади на стул , а куклу положи спать.
6 Исследование различения слов :
а) близких по звучанию. Педагог : посмотри на картинки .
Покажи , где :
несут – везут висит – стоит
б) противоположных по значению. Педагог : посмотри на картинки .
Покажи, где :
большой медведь – маленький медведь
высокий дом – низкий дом
чистые руки – грязные руки
Итог по серии : 23 пробы , 23 балла .
Исследование понимания речи ( 5 года ).
1. Исследования понимания лексики.
1.1 Исследования понимания обобщающих слов по темам.
Педагог : посмотри на картинки . Покажи , где :
птицы транспорт
дикие животные обувь
71.2 Исследования дифференциации предложно – падежных конструкций.
Педагог посмотри на картинки: Покажи где :
Мальчик входит в дом, выходит из дома
Девочка ставит чайник на стол , берет чайник со стола
Заяц сидит под кустом , выскакивает изпод куста
2. Исследование дифференциации форм словообразования.
2.1 Исследование понимания существительных с суффиксом –инк
Педагог : посмотри на картинки. Покажи:
бусы – бусинку виноград – виноградинку
машину машинку
2.2 Исследование понимания глаголов с различными приставками .
Педагог: посмотри на картинки . Покажи , где :
выходит, заходит, подходит
заезжает, выезжает, подъезжает
3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений.
3.1 Исследование понимания словосочетаний.
Педагог : Посмотри на лежащие перед тобой картинки и предметы. Внимательно
прослушай мои инструкции и выполни действия. Покажи:
ключом карандаш
ключ карандашом
положи карандаш на платок
накрой платком карандаш
3.2 Исследование понимания простых распространенных предложений.
Педагог : Посмотри на картинки . Покажи картинку, где:
девочка рвет цвет
девочка играет в мяч
3.3 Исследование понимания вопросительных предложений.
Педагог : Посмотри на картинки . Покажи:
Кого ловит девочка?
Чем девочка ловит бабочку ?
8Кто ловит бабочку?
3.4 Исследование понимания слов с противоположным значением.
Педагог: Посмотри на картинки. Покажи , где :
узкая – широкая (лента)
что кислое – что сладкое
толстая – тонкая ( книга)
Итог по серии : 24 пробы, 24 балла.
Исследование понимания речи ( 6 года ).
1 Исследование понимания речи
1 Исследование понимания многозначных слов.
Педагог : Посмотри на картинки. Покажи:
ручку (авторучка , дверную, детскую) ;
кран (автокран , водопроводный);
иголку (швейную , еловую ).
2 Исследование понимания логикограмматических отношений.
Педагог: Ответь на вопросы .
Мальчик бежит за собакой. Скажи , кто бежит первый?
Вася выше Пети. Скажи , кто меньше ростом?
Мальчик уронил мячик , который взял у девочки.
Скажи , чей был мяч?
3 исследование понимания многоступенчатой инструкции.
Педагог: Выполни мои инструкции :
открой дверь, подай стул , возьми мяч;
мячик дай мне , зайчика возьми себе, а рыбку положи в коробку;
правую руку спрячь за спину ; левую положи на пояс , ноги поставь крестнакрест.
4 Исследование понимания связной речи .
Педагог: Послушай рассказ Л.Н. Толстого « Катя и Маша » . Ответь на вопросы.
Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу . На пути была
9речка . Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.
Вопросы к тексту:
Скажи, кто пошел в лес?
Кого Катя взяла с собой ?
Что повстречали дети на своем пути?
Кого Катя посадила себе на спину?
Итог по серии : 13 проб , 13 баллов.
Оценка исследования понимания речи.
1 балл ребенок правильно выполняет задания
0,5 балла выполняет после нескольких повторений
0,25 балла с трудом понимает обращенную к нему речь
0 баллов не выполняет
Список литературы :
1 Т.В. Кабанова О.В. Домнина Тестовая диагностика. Обследование речи,
общей и мелкой моторики у детей 36 лет с речевыми нарушениями. М.: «Гном и
Д » , 2008 г.
2 Ю.Ф. Гаркуша
Коррекционно педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи. М. : «Сфера» , 2007 г.
10