Лекция на тему: "Технология обследования смысловой стороны речи."

  • Лекции
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога Цель: выявление возможностей понимания речи в условиях диалога. Материал: перечень вопросов . Ход выполнения задания. Педагог беседует с ребенком. Специальных инструкций предварительно не дается. Задание 1.2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т. д.)?»; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чем я скажу: сидит (пишет, смеется и т. д.)»; «Покажи, какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают тс или иные наречия)».
Иконка файла материала № 37 Технология обследования смысловой стороны речи..doc
Технология обследования смысловой стороны речи. Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога Цель: выявление возможностей понимания речи в условиях диалога. Материал: перечень вопросов . Ход   выполнения   задания.  Педагог   беседует   с   ребенком.   Специальных инструкций предварительно не дается. Задание   1.2.   Понимание   значений   слов,   обозначающих   предметы,   действия, признаки предметов Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)?»; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чем я скажу: сидит (пишет, смеется и т.д.)»;   «Покажи,   какая   машина   едет   близко?   А   какая   далеко?   (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают тс или иные наречия)». Задание 1.3. Понимание инструкций Цель:  выявить   возможности   понимания   простых   и   сложных   словесных инструкций. Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций. Инструкции:  «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи ее на стол»; «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь». Ход выполнения задании.  Ребенку предлагается последовательно выполнить ряд   словесных   инструкций.   Одним   из   видов   помощи   ребенку   может   быть 1повторение   инструкции.   В   случае   возникновения   затруднений   у   ребенка   при выполнении   двух­трехчленной   инструкции   возможно   расчленение   сложной инструкции.   При   этом   ребенок   последовательно   выполняет   части   сложной инструкции. Задание 1.4. Понимание предложений Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз. Материал:  список   предложений;   сюжетные   картинки,   иллюстрирующие предложения. Список фраз (пример): В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поет в лесу?) Петя идет за Сашей. (Кто идет первый) Володя пришел домой с братом. (Кто пришел домой?) Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?) Ход   выполнения   задания.  Педагог   произносит   фразу   и   предлагает   ребенку ответить   на   вопрос.   Характер   ответа   ребенка   может   свидетельствовать   о правильности понимания предложения. В случае затруднений ребенка в речевом оформлении   ответа   можно   использовать   сюжетные   картинки,   иллюстрирующие соответствующие   предложения.   При   этом   ребенок   может   вербальный   ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.). Задание   1.5.   Различение   значений   существительных   единственного   и множественного числа Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных. Материал: предметные картинки (стол — столы, стул — стулья, игрушка — игрушки, книга — книги). Инструкция:  «Покажи   то,   что   назову:   стол   (столы;   стул;   стулья   и   т.д.)»; «Покажи, где стол (столы и т.д.)». Ход выполнения задания.  Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки. Задание   1.6.   Понимание   значений   существительных   с   суффиксами уменьшительности 2Цель:  выяснить   возможности   понимания   существительных   с   суффиксами уменьшительности. Инструкция: «Покажи то, что назову: дом (домик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т.д.)». Ход выполнения задания. Аналогично тому, как в задании 1.5. Задание 1.7. Понимание значений грамматических категорий глаголов Цель:  выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов. Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша). Ход выполнения задания. Часть 1. Ребенку предлагается указать на картинку, о которой говорит педагог. Возможны варианты инструкции.  Инструкция:  «Покажи картинку, о которой я скажу: «идет» (идут и т.п.)»; «Покажи, где идет (идут; летит — летят; везет — везут и т.п.)». Часть 2. Педагог рассказывает ребенку о знакомом мальчике Пете. Предлагает отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня.  Инструкция:  «У меня есть друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай, когда это было — вчера или сегодня: читал (читает; ел — ест и т.д.)». Часть 3. Педагог знакомит ребенка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них. Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что делал Петя, а что делала Маша: играл (играла; писал, читала и т.п.)». Задание   1.8.   Различение   значений   глаголов   совершенного   и   несовершенного вида Цель:  уточнить,   как   ребенок   понимает   значения   глаголов   совершенного   и несовершенного вида. Материал: сюжетные картинки. Ход   выполнения   задания.  Педагог   последовательно   выкладывает   перед ребенком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит. Инструкция:  1   вариант.   «Покажи   ту   картинку,   о   которой   я   скажу:   рубит (срубил, рисует — нарисовал, моет — вымыла, ловит — поймал)». 32 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и т.д. Задание 1.9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далеких по значению) Цель: выявить, как ребенок понимает значения приставочных глаголов. Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображение мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объемным по форме. Ход   выполнения   задания.  Перед   ребенком   выкладываются   вырезанные   по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог предлагает показать с помощью этих картинок то, о чем он скажет. Инструкция:  «Покажи, как мальчик шел (подошел к мосту, перешел мост; подошел к дому, вошел в дом, из дома вышел, от дома отошел и т.д.). Задание   1.10.   Понимание   значений   возвратных   глаголов   (единственного   и множественного числа) Цель:  уточнить   возможности   понимания   ребенком   значений   возвратных глаголов. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Ребенку попарно предлагаются сюжетные картинки. Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им действие. Инструкция:  «Покажи   ту   картинку,   о   которой   скажу:   «одевается» (одеваются, оделся — оделись, умывается — умываются, умылся — умылись)». Задание  I.II.   Состояние   фонематического   восприятия   и   способности   к фонематическому   анализу:   а)   опознание   изолированного   звука   в   ряду   звуков, слогов, слов; б) опознание позиции звука в слове: в начале, в середине, в конце слова Цель:  выявить   состояние   фонематического   восприятия   и   возможность проведения элементарного фонематического анализа у ребенка. Материал: перечень произносимых педагогом звуков, слогов, слов. Ход выполнения задания,  а) Ребенку предлагает хлопнуть в ладоши, если он 4услышит в ряду звуков (слогов, слов) звук С (слог или слово с заданным звуком). Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук С (слог со звуком С; слово со звуком С)»: и, а, с, п, т, с. д, ш, с, з, ц, щ, с ... (па, са, та, ас, ат, ав, ша, са, за, ша, са ...; шапка, цапля, собака, жук, зайка, сайка ...)». б)   Педагог   предлагает   ребенку   определить   место   заданною   звука   в   слове (начало,   середина,   конец   слова).  Инструкция:  «Угадай,   где   «спрятался» (слышится) звук С — в начале, середине или конце слова: сом, усы, нос ». Исследование понимания речи ( 3 года ). 1 Исследования понимания конкретных существительных .  Педагог : Посмотри на игрушки . Покажи :  куклу                                                                  зайчика                                          собачку                                     мячик                                                                  матрешку                                                 Возьми :    машину                                                              кошку                                             пирамидку кубик                                                                  мишку                                            2 Исследование понимания обобщающих слов.  Педагог : Покажи по картинкам ( предметам ) :  игрушки        посуду        животных        одежду   3 Исследование  понимания действий .  Педагог : Покажи , где на картинках кто­то: спит       ест       играет       рисует        4 Исследование умения  выполнять поручения по речевой инструкции.  Педагог: выполни действие с предметом :  дай  куклу                    посади мишку                          покорми собачку                 55 Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Педагог: посмотри на картинки. Покажи где: чашка ­ чашки                                  мяч – мячи  кукла – куклы                                   стол – столы 6 Исследование понимания  падежных конструкций с предлогами (на , в , за, под) .  Педагог : выполни действия с предметами по инструкции :  положи карандаш на стол ;  спрячь мяч на стол; положи конфету в коробку ; спрячь руки за спину.  7   Исследование   понимания   существительных   с   уменьшительно   ласкательными суффиксами .  Педагог : посмотри на картинку. Скажи где на картинках нарисован: дом  ­домик                              шапка – шапочка      ложка – ложечка                     кукла ­ куколка Итог по серии : 33 пробы , 33 балла .  Исследование понимания речи ( 4 года ). 1 Исследования понимания  обобщающих слов по лексическим темам. Педагог : посмотри на картинки . Покажи , где : « дикие животные»                                «мебель»               «домашние животные»                          «обувь» 2   Исследования   дифференциации   единственного   и   множественного   числа существительных.  Педагог посмотри на картинки . Покажи:  дерево – деревья                                          лист   ­ листья      машина – машины                                       сапог – сапоги 3 Исследование различения  предложно­падежных конструкций ( с предлогами над , перед , около ).  6Педагог : посмотри  на картинки. Покажи:  птичку над деревом                                   около дерева   под деревом                                                 на  дереве  4 Исследование понимания  существительных с уменьшительно – ласкательным   с суффиксом .   Педагог: посмотри на картинки . Покажи :   яблоко – яблочко                     стул – стульчик зайца – зайчика                         машину – машинку 5 Исследование понимания двухступенчатой инструкции. Педагог : выполни мои инструкции . Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф . Зайчика посади на стул , а куклу положи спать. 6 Исследование различения слов :  а) близких по звучанию. Педагог  : посмотри на картинки .      Покажи , где :  несут – везут                                                        висит – стоит  б) противоположных по значению. Педагог : посмотри на картинки . Покажи, где : большой медведь – маленький медведь высокий дом – низкий дом  чистые руки – грязные руки Итог по серии : 23 пробы , 23 балла . Исследование понимания речи ( 5 года ). 1. Исследования понимания лексики. 1.1 Исследования понимания  обобщающих слов по  темам. Педагог : посмотри на картинки . Покажи , где : птицы                                           транспорт               дикие животные                          обувь 71.2 Исследования дифференциации предложно – падежных конструкций.  Педагог посмотри на картинки:  Покажи где :  Мальчик входит в дом, выходит из дома Девочка ставит  чайник на стол , берет чайник со стола Заяц сидит под кустом , выскакивает из­под куста 2. Исследование дифференциации форм словообразования. 2.1 Исследование понимания существительных с суффиксом –инк­ Педагог : посмотри  на картинки. Покажи:  бусы – бусинку                             виноград – виноградинку  машину ­ машинку 2.2 Исследование понимания  глаголов с различными приставками .   Педагог: посмотри на картинки . Покажи , где :   выходит, заходит, подходит заезжает, выезжает, подъезжает 3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений. 3.1 Исследование понимания  словосочетаний. Педагог : Посмотри на лежащие перед тобой картинки и предметы. Внимательно прослушай мои инструкции и выполни действия. Покажи: ключом карандаш ключ карандашом положи карандаш на платок  накрой платком карандаш 3.2 Исследование понимания простых распространенных предложений. Педагог : Посмотри на картинки . Покажи  картинку, где: девочка рвет  цвет девочка  играет в мяч 3.3 Исследование  понимания вопросительных предложений. Педагог : Посмотри на картинки . Покажи: Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку ? 8Кто ловит бабочку? 3.4 Исследование понимания слов с противоположным значением. Педагог: Посмотри на картинки. Покажи , где : узкая – широкая (лента) что кислое – что сладкое  толстая – тонкая ( книга) Итог по серии : 24 пробы, 24 балла. Исследование понимания речи ( 6 года ). 1 Исследование понимания речи 1 Исследование понимания многозначных слов. Педагог : Посмотри на картинки. Покажи: ручку (авторучка , дверную, детскую) ; кран (автокран , водопроводный); иголку (швейную , еловую ). 2 Исследование понимания логико­грамматических отношений. Педагог: Ответь на вопросы .  Мальчик бежит за собакой.  Скажи , кто бежит первый? Вася выше Пети. Скажи , кто меньше ростом? Мальчик уронил мячик , который взял у девочки.  Скажи , чей был мяч? 3 исследование понимания многоступенчатой инструкции. Педагог: Выполни мои инструкции  : открой дверь, подай стул , возьми мяч; мячик дай мне , зайчика возьми себе, а рыбку положи в коробку; правую руку спрячь за спину ; левую положи на пояс , ноги поставь крест­накрест. 4 Исследование понимания связной речи .  Педагог: Послушай рассказ Л.Н. Толстого « Катя и Маша » . Ответь на вопросы. Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу . На пути  была 9речка . Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку. Вопросы к тексту: Скажи, кто пошел в лес? Кого Катя взяла с собой ? Что повстречали дети на своем пути? Кого Катя  посадила себе на спину? Итог по серии : 13 проб , 13 баллов. Оценка исследования понимания речи. 1 балл                                                    ребенок правильно выполняет задания  0,5 балла                                               выполняет после нескольких повторений 0,25 балла                                             с трудом понимает обращенную к нему речь 0 баллов                                                не выполняет   Список литературы : 1 Т.В. Кабанова   О.В. Домнина             Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой  моторики у детей 3­6 лет с речевыми нарушениями. М.: «Гном и Д » , 2008 г. 2   Ю.Ф.   Гаркуша     Коррекционно   ­   педагогическая   работа   в   дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М. : «Сфера» , 2007 г. 10