Лекция на тему: "Творчество, как один из важнейших критериев развития личности"

  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня, как никогда, ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции и позиции своей страны, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно изменяющегося мира. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или “готовить к жизни”?Творчество, как один из важнейших критериев развития личности
Иконка файла материала Творчество как один из важнейших критериев развития личности.docx
Лекция. Творчество, как один из важнейших критериев развития личности Преподаватель­организатор­ОБЖ  Дегтярев А.И.              Введение Сегодня,   как   никогда,   ключевыми   качествами   современной   личности   становятся творчество,   креативность,   умение   отстаивать   свои   позиции   и   позиции   своей   страны, принимать   нестандартные   решения,   быстро   адаптироваться   к   условиям   постоянно мира. изменяющегося Современная   школа   ищет новый   контур   понимания сути назначения образования   в   целом. Должна она формировать   у   учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию,   или   учить мыслить,   или   “готовить   к жизни”? этом исследователями   все   чаще подчеркивается   та   мысль,   что   все   эти   цели   частичные   по   отношению   к   целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу   личности.   Поэтому   потенциальные   способности   многих   учеников   остаются нереализованными.    При ли     и   Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать   каждый   момент   жизни   как   акт   творческий,   позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества. Таким   образом,   задача   формирования   творческого   потенциала   личности   на различных   этапах   функционирования   системы   образования   является   своевременной. Способность   к   творчеству   присуща   каждому   человеку.   Важно   вовремя   увидеть   эти способности   в   ребенке,  вооружить   его  способом   деятельности,   дать   ему  в   руки   ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.  Творческая   деятельность   ученика   не   может   выйти   за   предел   имеющихся   у   него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.  Психолого­педагогический   анализ   образовательных   стандартов   позволяет утверждать,   что   ключевые   качества   личности,   которые   в   Стандарте   определяются   какобразовательные результаты школьного образования, могут быть обобщены в одно общее определение ­ «творческий потенциал». Рассмотрим сущность понятия  «творчество».  Это очень актуально в наши дни, так как   престиж   творчества   во   всем   мире   в   последнее   время   сильно     возрос. Революционизирование научной мысли, соединение науки и производства, беспрерывное обновление   идей   и   технологий   –   все   это   несет   в   себе   творческое   начало.   Само   слово «творчество»,   по   данным   контент­анализа,   сейчас   входит   в   десятку   наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии. Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют   творчество   через   свойства   личности,   ее   способности.   Творчество   –   это личностное  качество,   базирующееся   на  развитии     высших   психических   функций,   когда творчество,   как   навык,   включается   во   все   виды   деятельности,   поведения,   общения, контакта со средой. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев   личности   является   творчество,   поскольку   в   процессе   человеческой   жизни развивается   воображение   как   творческий   механизм,   обеспечивающий   появление творчества.  Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности. Таким образом, творчество, как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях   каждого   человека,   на   не   осознаваемой   потребности   быть   неповторимой индивидуальностью. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Творческий   потенциал   представляет   собой   сложное   понятие,   которое   включает   в себя   компоненты,   представляющие   собой   знания,   умения,   способности   и   стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере   деятельности   “творческий   потенциал”   представляет   собой   “творческие способности”   личности   в   конкретном   виде   деятельности.   Сам   термин   “творческий потенциал” часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Это   понятие   интегративно   включает   в   себя   нижеследующие  личностные характеристики:  освоенные   обучающимися   межпредметные   понятия   и   универсальные   учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);  навыки организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;  владение   навыками   учебно­исследовательской,   проектной   и   социальной деятельности; готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию   и   личностному самоопределению;  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений. Исследования среди школьников показывают, что достижения  при решении творческих задач   оказывались   хуже,   если   они   были   мотивированы   только   внешне,   через вознаграждение. Оказавшись в ситуации поощрения их собственных мнений, школьники охотно высказывают свои суждения – стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам,   часто   намеренно   отчуждаясь   от   мнения   других   учащихся.   Они   учатся задавать   вопросы   об   обсуждаемом   объекте,   практически   всегда   могут   выдвинуть собственную версию ответа. Говоря   о   мотивационной   готовности   школьников     к   развитию   творческих способностей,   следует   также   иметь   в   виду   потребность   в   достижении   успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической   деятельности,   связанной   с   испытаниями   способностей,   в   ситуациях, предполагающих   соревнование   с   другими   детьми,   дети   должны   проявлять   как   можно меньше тревожности. Важно,  чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка. Имеются   основания   полагать,   что   такая   база   (такой   потенциал   развития)   есть   которое   характеризуется   мотивационными, системное   образование   личности, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:    богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения; уровнем   развития   интеллектуальных   способностей,   позволяющих   человеку эффективно   решать   новые   для   него   жизненные   и   профессиональные   проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого; высокой работоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей. Развитие   творческого   потенциала   в   целом   состоит   в   нахождении   способов   развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей. Исходя   из   вышесказанного,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   единого   мнения   в вопросе  определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не   существует.   Однако     многие   ученые   и   исследователи   данной   проблемы   сходятся   в одном: способностью к творческой деятельности обладает абсолютно каждый человек. И задача педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка. Но, как и каким образом, возможно обеспечить достижение поставленной перед нами цели? Если   психологи   обладают   набором   психолого­педагогических   технологий   по   развитиютворческой   активности,   самосознания,   рефлексии   и   т.п.,   то   у   учителей­предметников возникает   вопрос,   с   помощью   какого   инструментария   они   могут   решить   поставленную перед ними задачу развития творческого потенциала личности? Рассмотрим   некоторые   положения,   способствующие   развитию   творческих способностей школьников: 1.   Уровень   развития   способности   целеполагания   ученика   включается   в обязательные   стандарты,   подлежащие   контролю   и   оцениванию.   Индивидуальное целеполагание     учащихся   и   соответствующая   их   деятельность   в   изучаемых   областях занимает не менее 20% общего объема. 2.   К   обязательным   видам   деятельности,   планируемым   и   контролируемым учителем, относятся: творческие, когнитивные и методологические. 3. Оптимальны требования объема творческой деятельности и продукции ребенка: а)   объектами   творческой   деятельности   ученика   выступают   дополнительные образовательные объекты; б) объем личного творчества ученика должен составлять не менее 20­25%. 4. Внутренняя образовательная деятельность и продукция ученика отличается от предлагаемого ему стандарта. Опыт показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше.   Собственное   творчество   детей   помогает   прочнее   запоминать   культурно­ исторические   сведения.   Легче   решаются   проблемы   мотивации,   делать   что­то   самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны. При   занятиях   творческой   деятельностью   развиваются   творческие   способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Термин  «способности»,  несмотря на его давнее и широкое применение в психологии,   определяется   в   литературе   неоднозначно.   Ученые­психологи,   исследуя природу   творчества,   предлагают   называть   творческими   те   способности,   которые соответствуют творческой деятельности. Творчество   расширяется   и   обогащается   по   мере   расширения   сферы   знаний, умений,   типов   и   глубины   решаемых   проблем.   Развитие   индивидуальных   творческих способностей – это интегративный процесс целенаправленного и всестороннего развития и воспитания личности. Условиями развития творческих способностей являются: творческая атмосфера   и   внимание   со   стороны   творческого   учителя;   возможность   позитивного творческого   выхода   и   наличие   единомышленников,   терпимость,   доброжелательность окружающих и самостоятельное, глубокое познание себя. Следовательно,   процесс   обучения,   ориентированный   на   развитие   творческих способностей   обучающихся,   должен   обеспечивать   освоение   учащимися   новых   способов мышления и опыта учебно­творческой деятельности. Основными составляющими опыта   формирующегося   в   процессе   образования   и учебно­творческой   деятельности, направленного   на   развитие   нестандартного   мышления   учащегося,   являются: 1.   Самостоятельное   осуществление   переноса   знаний   и   умений   в   новую   ситуацию. 2.  Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации. 3. Установление целостной структуры объекта. 4. Видение новой функции объекта.и         решении   при учет альтернатив 5.Разработка проблемы. 6.Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы. Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных занятиях есть не что­то  уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а  обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя),  призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных  жизненных ситуациях. Развитие творческого потенциала и нестандартного мышления  обучающихся в процессе обучения может эффективно осуществляться, если учебно­ познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными,  исследовательскими, игровыми методами и приемами. При этом важным представляется  дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить  к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение  внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех  качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного  самосовершенствования.   проектно­исследовательские, Хочется отметить, что спектр применения   образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся  во внеурочной деятельности  намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что применение таких образовательных технологий как, например:   тренинговые   технологии,   имитационно­ моделирующие,   ролевые   игры,   организационно­деятельностные   игры   и др.   необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства. Тем не менее,   такие   образовательные   технологии   должны   модифицироваться   и   постепенно внедряться в школьное образование. Творческое взаимодействие психолога с педагогами в   образовательном   учреждении   должно   способствовать   этому   процессу.   Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его   поведения   в   целом.   В   последние   годы   на   страницах   психологической   и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Внеурочные   занятия   являются   одним   из   компонентов   единого   образовательного пространства (образовательной среды), которое предлагается ученику в качестве условия его развития. Внеурочные формы деятельности школьников – необязательный элемент образования.   Но   именно   они   позволяют   расширить   социальное   поле  опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности. Внеурочная   деятельность   конструируется   на   основе   сотрудничества   педагога   с учащимися,   ориентирована   на   конечный   продукт,   на   презентацию   этого   продукта   в группе   учащихся.   Деятельностно­творческая   среда   способствует   личностному   росту обучающихся.   Совместные   творческие   дела   создают   атмосферу   сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий. Опыт работы по внеурочной деятельности на примере кружка  «Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 51»Пояснительная записка Программа   кружка   «Я   и   окружающий   мир»   позволяет   обеспечить   усвоение учащимися   необходимых   знаний,   ответить   на   все   вопросы   ребят   и   удовлетворить любопытство   учащихся,   в   свободном   общении,   формировать   у   учащихся   интерес   к естественнонаучным   дисциплинам,   экологическую   культуру.   Знакомство   с   целостной картиной   мира   и   формирование   оценочного,   эмоционального   отношения   к   миру   – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Программа строится на основе принципов: целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; ­ междисциплинарности,   который   предполагает   логическое   включение   и ­ ­ ­ объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; взаимосвязи   краеведческого,   регионального   и   глобального   подходов   к отражению экологических проблем; соответствия   содержания, потребностям учащихся.   психолого­возрастным   форм   и   методов,                  Программа кружка «Я и окружающий мир» строится с учетом приобретенных базовых   знаний   по   окружающему   миру,   экологии.   Предполагаемая   структура   учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями   позволяет   связывать   новый   материал   с   предыдущим,   предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого­педагогические закономерности усвоения   знаний   учащихся,   их   доступность,   уровень   предшествующей   подготовки.   В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм   познавательной   деятельности.   Практическая   деятельность   включает   элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное   и   социальное   окружение.   Развитие   навыков   осуществляется   от   простого   к сложному,   от   развития   умений   наблюдать,   анализировать   и   обобщать   –   к   постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.                    Цель:  расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.            Задачи:­ Расширение   контактов   учащихся   с   природой,   вовлечение   их   в   реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. ­ Изучение природы родного края. ­ ­ Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к Развитие познавательного интереса учащихся к природе окружающей среде. Программа «Я и окружающий   мир» рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.  Наполняемость группы – до 15 человек. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Наша планета Земля (22 ч.) Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?  Где живут   белые   медведи   и   слоны?   Прозрачный   невидимка   (воздух).   Создание   проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей. Земля – наш общий дом (12 ч.)                              Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая   природа   степей   и   пустынь.   Где   растут   тропические   леса.     Жизнь   в   горах. Путешествуем   по   Европе.   Страны   Африки   и   Америки.   Австралия.   Антарктида.   Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты:          Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях   отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять  с   позиции   общечеловеческих   нравственных   ценностей,   почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно  определять  и  высказывать  самые   простые   общие   для   всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   простые   правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты.  Регулятивные УУД: Учиться   совместно   с   учителем   обнаруживать   и  формулировать   проблему совместно с учителем . Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая   по   предложенному   плану,  использовать  необходимые   средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебнойзадачи.  Добывать новые знания:  находить  необходимую информацию   в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях  Добывать   новые   знания:  извлекать  информацию,   представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать   полученную   информацию:  наблюдать  и  делат   ь  самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести   свою   позицию   до   других:  оформлять  свою   мысль   в   устной   и письменной речи  Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).       ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ Формы   учебных   занятий   в   кружке   могут   быть   разными:   индивидуальная,   парная, групповая, работа над проектом. 1.         Индивидуальная работа Участники   кружка   –   это   дети,   у   которых   выражен   интерес   к   предмету.   Задачи руководителя кружка заключаются в следующем: ­ выявить уровень знаний учащихся о природе; ­ выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно­следственные связи и закономерности; ­ формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; ­ определять сформированность познавательного интереса учащихся. 2.         Работа   в   парах.  Через   работу   в   парах   ребенок   учится   вскрывать   причины возникающих   ошибок,   составлять   задания   для   других,   анализировать   свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап  – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап  – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе. 3.         Групповая работа Работа     в   группе   убеждает   в   ценности   взаимопомощи,   укрепляет   дружбу,   прививает навыки,   необходимые   в   жизни,  повышает   уважение   к   себе,   дает   возможность  избежать отрицательных сторон соревнования.  Организация   групповой   работы:­   распределение   работы   между   участниками;­   умение выслушивать   различные   точки   зрения,   критиковать,   выдвигать   гипотезы;­   владениеспособами   проверки   гипотез,   самооценки,   контроля;­   умение   представить   результат работы, обосновать выбор решения Формой   контроля   сформированности   представлений   об   окружающем   мире   являются соревнования,   турниры,   спектакли,   игры,   конкурсы,   викторины,   изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Содержание программы «Я и окружающий мир» охватывает весьма широкий круг  вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном,  органичном единстве. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя  и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных,  географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина  действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой  деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса  особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным  многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без  которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и  духовных потребностей.  Экологическая целостность мира – важнейший аспект  фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея  экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных  экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между  природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного  компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие  человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы  и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет  также включение в программу элементарных сведений из области экономики. Учебный  курс «Я и окружащий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной  школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми  окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в  школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим  стержнем этого процесса.  Используемая литература 1 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования;   под   ред.   В.В.Козлова,   А.М.Кондакова.   –   4­е   изд.,   дораб.   –   М.   : просвещение, 2011. – 79 с. 2 Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с. 3 Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личнсти. Ценностно­смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – 84 с. 4 Браже   Т.Г.   Развитие   творческого   потенциала   и   изучение   профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 1996.5 Е.Ю. Умярова Психолого – педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН», т.11, 4(4), 2009.   6 Терехова   В.Г.   Особенности   развития   креативных   способностей   младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе. Челябинск, 2002. 7 В.В.Давыдов,   В.И.   Слободчиков,   Г.А.ЦукерманМладший   школьник   как   субъект учебной деятельности // сайт журнала «Вопросы психологии».  8 Инновации в образовательных технологиях / И. Б. Мылова. СПб.: СПбАППО, 2012. –   с. – ISBN