Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
02.03.2018
В предложенном материале рассматриваются особенности учебно-методическое обеспечение коррекционного образования. Анализируются учебные программы специального (коррекционного) образовательного учреждения. Исследуется разработка и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и образовательными программами.
Учебно-методическое обеспечение отрасли.docx
ЛЕКЦИЯ
Учебнометодическое обеспечение специальной
отрасли образования. Учебные программы
коррекционного образовательного учреждения.
1 План
Введение …………………………………………………………………………3
1. Учебнометодическое обеспечение коррекционного образования ………4
2. Учебные программы специального (коррекционного) образовательного
учреждения ……………………………………………………………………....6
Заключение ………………………………………………………………………14
Литература
2 Введение
Реформирование системы образования в целом и коррекционного
образования в частности в настоящее время требует обновления содержания и
предполагает изменения форм и методов обучения. Переход к реализации
новых образовательных стандартов открыл новые возможности
образовательного прогресса. Все это, в свою очередь, влияет на модернизацию
системы специального (коррекционного) образования, особенно в части
создания учебнометодического обеспечения.
Под
обеспечением
образовательного процесса следует понимать разработку и создание системы
учебнометодическим
комплексным
нормативной и учебнометодической документации, средств обучения и
средств контроля, необходимых (достаточных) для проектирования и
качественной реализации образовательного процесса в рамках времени,
отведенного учебными планами и образовательными программами.
Требования к разработке и созданию комплексного учебно
методического обеспечения образовательного процесса:
комплексное учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
должно разрабатываться и. создаваться в полном его составе и содержании,
включая нормативную и учебнометодическую документацию, средства
обучения и средства контроля;
комплексное учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
должно охватывать весь «дидактический маршрут», разрабатываться и
создаваться для педагогов и обучающихся в виде «учебнометодических
3 комплексов» по каждому учебному занятию, всем учебным темам, разделам с
учетом необходимости усвоения содержания программного материала на
уровне требований СГОС, качественного формирования системы базовых
знаний, умений, навыков.
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
предусматривает также внедрение инновационных педтехнологий.
1. Учебнометодическое обеспечение коррекционного образования
Комплексное учебнометодическое обеспечение – это совокупность
всех учебнометодических документов (планов, программ, методик, учебных
пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания
образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на
практике.
Учебнометодическое обеспечение дошкольного, общего среднего и
специального образования включает образовательные стандарты и концепции
учебных предметов, которые определяют цели, задачи, структуру и объем
содержания образования, устанавливают соответствующие требования к
уровню подготовки обучающихся по учебным предметам на I, II и III
ступенях общего среднего образования. В его состав входят:
Концепции учебных предметов;
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени
общего среднего образования;
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся на II и III
ступенях общего среднего образования;
Образовательные стандарты дошкольного образования;
Образовательные стандарты учебных предметов;
Учебные планы;
Учебные программы дошкольного образования;
4 Учебные программы по учебным предметам для учреждений специального
образования;
Учебные программы факультативных занятий. I–IV классы;
Учебные программы факультативных занятий. V–XI классы;
Примерное календарнотематическое планирование факультативных
занятий;
Учебнометодические комплексы факультативных занятий. І–IV классы;
Учебнометодические комплексы факультативных занятий. V–XI классы;
Учебные программы образовательных кружков;
Методические рекомендации по обучению государственным языкам
иностранных граждан;
Методические рекомендации по организации питания обучающихся в
учреждениях образования;
Пособия для учителей учреждений общего среднего образования;
Пособия для педагогов учреждений дошкольного образования;
Каталог учебнометодических пособий;
Перечень учебных изданий для учреждений общего среднего образования;
Перечень учебных изданий для учреждений специального образования;
Пособия для учащихся учреждений общего среднего образования;
В том числе в учебнометодическом обеспечении представлены учебные
программы, раскрывающие цели, задачи, подходы, принципы и содержание
обучения учебным дисциплинам, определяют темы, разделы и периоды
обучения в системе специального образования.
В Приднестровской Молдавской Республике учебнометодическое
обеспечение коррекционного образования базируется на следующих
документах:
5 Базисные учебноразвивающие планы специальных (коррекционных)
организаций образования, групп для детей с нарушением развития
(дошкольный возраст) (Приказ Министерства просвещения Приднестровской
Молдавской Республики от 3 июля 2007 года № 628 «Об утверждении
решений Совета по образованию Министерства просвещения от 14 июля 2007
года») (Педагогический вестник Приднестровья 2008 год № 4)
Базисные учебноразвивающие планы специальных (коррекционных)
организаций образования I – VIII вида (Приказ Министерства просвещения
Приднестровской Молдавской Республики от 9 апреля 2009 года № 383 «Об
утверждении решений Совета по образованию Министерства просвещения от
26 марта 2009 года») (Педагогический вестник Приднестровья 2010 год № 2)
2. Учебные программы специального (коррекционного) образовательного
учреждения
Среди многообразия проблем, связанных с функционированием
специального (коррекционного) образования: своевременность подготовки
квалифицированных педагогических кадров, формирование безбарьерной
образовательной среды, создание необходимой нормативноправовой базы и
т.п., – важное место занимает разработка программнометодического
обеспечения данного процесса. Именно здесь остро стоит проблема
совмещения задач, реализуемых в системе общего образования, и требований,
предъявляемых к обучению детей, имеющих особые образовательные
потребности. Возникает масса вопросов о продолжительности образования
детей, имеющих ограниченные возможности здоровья; о распределении
содержания и объема учебных программ, об использовании индивидуальных и
групповых форм организации учебного процесса; о выделении времени
педагогу на разработку основной и адаптированной образовательной
программ и т.д.
6 Государственный образовательный стандарт обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья является основой для:
разработки и реализации всех видов образовательных программ – Основной
образовательной программы; Адаптированной образовательной программы;
Специальной индивидуальной образовательной программы;
разработки примерных образовательных программ начального школьного
образования;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации Основной
образовательной программы; Адаптированной образовательной программы;
Специальной индивидуальной образовательной программы;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности
Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре
Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной
программы; Специальной индивидуальной образовательной программы.
Основная образовательная программа; Адаптированная образовательная
программа; Специальные индивидуальные образовательные программы
утверждаются Организацией самостоятельно в соответствии с Стандартом и с
учетом Примерных программ. Программы реализуются в течение всего
времени пребывания обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья в Организации.
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации
Программ, в том числе:
к структуре Программ;
к условиям реализации Программ, включающим требования к условиям их
реализации;
к результатам освоения Программ начального школьного образования.
Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается набор
вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным
7 потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития
поступающего в школу ребёнка.
Первый вариант стандарта – А. Вариант А адресован обучающимся с
ОВЗ, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого
возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми
сверстниками.
Второй вариант стандарта – В. Обучающийся с ОВЗ получает
образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным образовательным Программам.
Третий вариант стандарта – С. Обучающиеся с ОВЗ получает
образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным образовательным Программам. Четвертый
вариант – Д . Обучающийся с ОВЗ получает образование, уровень которого
определяется его индивидуальными возможностями.
Стандарт образования обучающихся с ОВЗ является основой для
разработки структуры Программ – основной образовательной Программы,
адаптированной основной образовательной Программы и специальной
индивидуальной образовательной Программы – для каждой категории
обучающихся с ОВЗ.
Поскольку цель образования обучающихся с ОВЗ едина – введение в
культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного
пространства – то и структура Программ должна быть единой, хотя
результаты образования будут различаться по уровню. В соответствии с этим
в структуре образования обучающихся с ОВЗ предполагается выделить семь
областей образования. При этом их содержание выстраивается в новой
логике.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два
что
«академический» и «жизненной компетенции»,
компонента:
8 представляется разумным для образования любого обучающегося и
совершенно необходимым для обучающегося с ОВЗ. В названии каждой
содержательной области образования должны быть отражены обе,
неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:
Язык – знания о языке и речевая практика;
Математика – знание математики и практика применения математических
знаний;
Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим
миром;
Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;
Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления
происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с
близким и дальним социальным окружением; практика трудового
взаимодействия;
Искусство – знания в области искусств и практика художественных ремесел;
Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и
ограничениях и практика здорового образа жизни,
самосовершенствования.
физического
В образовании обучающихся с ОВЗ особое значение должно придаваться
развитию их жизненной компетенции. Соотношение компонентов «жизненной
компетенции» и «академического» отражает специфику разработки каждой
области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории
обучающихся с ОВЗ. Это соотношение, по сути своей, отражает степень
активности и независимости жизни, к которой мы готовим обучающегося с
ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования
обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их
активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что
9 школьник впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного
нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и
социального развития.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре
образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже
сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение
умениями и навыками направлено
академическими
преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая
знаниями,
жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в
настоящем.
При этом роль компонента «жизненной компетенции» варьируется и
закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение
ребенком уровня цензового образования.
В варианте А основная образовательная Программа дополняется
специальной индивидуальной Программой, направленной на формирование
жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ. Структура специальной
индивидуальной Программы в варианте А задается ГОС обучающихся с ОВЗ и
является единой для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
В вариантах В и С, ГОС обучающихся с ОВЗ задает единую структуру
адаптированных образовательных Программ и фиксирует семь
образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и
Такая структура поддерживает
взаимодействующих компонентах.
сбалансированное развитие жизненного опыта обучающегося с ОВЗ, учитывая
его настоящие и будущие потребности.
В варианте Д структура образования сохраняется – предусмотрены те
же семь областей образования, в каждой из них значительно превалирует
компонент жизненной компетенции, уровень образования определяется
10 индивидуальными возможностями обучающегося и сама программа может
быть только индивидуальной.
Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные
линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и
«жизненной компетенции», в то время как результаты обучения варьируются
в зависимости от варианта ФГОС.
Язык и речевая практика. Здесь и далее для каждой образовательной
области раскрываются составляющие социального компонента, т.е. именно те
жизненные компетенции, которые являются специфичными для содержания
образования детей с ОВЗ:
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их
применения.
Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному
чтению и письму.
Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне,
соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Математика и применение математических знаний
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
простых арифметических задач и др.).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические
знания в жизни.
Естествознание и практика взаимодействия с окружающим
миром
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие
представлений об окружающем мире.
11 Развитие способности использовать знания по природоведению и
сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми
Овладение первоначальными знаниями о человеке.
Развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей.
Развитие вкуса и способности к личному развитию, достижениям в учебе, к
собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и
времени (учебного и свободного), умения мечтать и строить планы на
будущее.
Обществознание и практика жизни в социуме
Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и
различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах
самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи.
Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и
делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских
ситуациях.
Развитие стремления к достижениям в учёбе, поиску друзей, способности к
организации личного пространства и времени (учебного и свободного),
стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта
сотрудничества, участия в общественной жизни.
Знания в области искусств и практика художественных ремесел
12 Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка,
живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение
доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды,
дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и
привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.
Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от
произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в
восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров
(красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в
рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на
музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм
художественного ремесла.
Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и
практика
здорового
самосовершенствования
образа
жизни,
физического
Овладение ребенком с ОВЗ основными представлениями о собственном
теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях
компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с
настроением,
независимостью.
собственной активностью,
самостоятельностью и
Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями
включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на
свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать
необходимый индивидуальный режим питания и сна.
13 Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и
радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребенка
физической независимости.
Самым общим результатом освоения основной образовательной
программы обучающимися с ОВЗ должно стать введение в культуру ребенка,
по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства.
Развитие самого «проблемного» ребенка в контексте культурных ценностей
открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает
ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во
многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за
близких, занять активную жизненную позицию в сообществе людей.
Получая такое образование, обучающийся с ОВЗ овладевает
действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками,
достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции,
осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается
способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Требования к результатам – это описание планируемых результатов
образования. Оценивать их предлагается по завершении каждой из ступеней
школьного образования, поскольку у обучающегося с ОВЗ может быть свой –
индивидуальный – темп освоения содержания образования и стандартизация
планируемых результатов образования в относительно коротких временных
промежутках объективно невозможна.
Итак, требования к результатам образования представляются для
каждой категории детей с ОВЗ и дифференцируются в соответствии с
вариантами стандарта.
14 Заключение
Характерными чертами реформирования и модернизации образования, в
том числе и специального, являются стремление к повышению качества
образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической
направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы
обучающихся и технологизации процесса обучения.
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса в
специальном (коррекционном) образовательном учреждении должно
отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным
программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья и отличаться комплексностью.
Требования к содержанию отдельных компонентов учебно
методических комплексов зависят от вида учебнометодического материала,
но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно
методическое обеспечение предмета, раздела, темы, модуля представляется в
виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
отражать содержание подготовки детей с учетом особых образовательных
потребностей, обоснование уровня усвоения;
содержать дидактический материал, адекватный организационной форме
обучения и позволяющий достигать требуемого уровня усвоения;
представлять ребенку возможность в любой момент времени проверить
эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и
откорректировать свою учебную деятельность;
максимально включать объективные методы контроля качества образования
со стороны администрации и педагогов.
Учебнометодическое обеспечение способствует общему развитию
ребенка, стимуляции его познавательной деятельности, коммуникативных
15 функций, активно воздействует на формирование интеллектуальных и
практических умений.
Литература
1. Концепция Государственного образовательного стандарта обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья. Проект. / Авторы: академик
РАО, профессор, др пед. наук Н.Н. Малофеев, профессор, др психол.
наук О.С. Никольская, членкорр. РАО, д. пед. наук О.И. Кукушкина,
доцент, др психол. наук Е.Л. Гончарова. – М., 2017.
2. Актуальные вопросы обучения отдельных категорий детей в
образовательных организациях. / авт.сост.: Т.Г. Зубарева, Н.Г.
Петелина, Н.В. Ефремова, О.В. Полячихина, А.И. Бекетова. – Курск,
2015.
3. Гонеев А.Д. Проблема программнометодического обеспечения
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья. // Ученые записки. – 2016. – №1.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н.
Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – M.: Издательский центр
«Академия», 2003.
5. Малофеев Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт
общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
Основные положения концепции. // Дефектология. – 2009. – №1.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. // Вестник образования. – 2015. – № 5.
16 17
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Лекция на тему: Учебно-методическое обеспечение специальной отрасли образования. Учебные программы коррекционного образовательного учреждения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.