Содержание лекции: понятие «жилищно-коммунальное хозяйство»; состояние ЖКХ.
Цель лекции: изучение понятия «жилищно-коммунальное хозяйство»; определение состава и особенностей ЖКХ; изучение современного состояния ЖКХ.
Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. Юридические лица, которые непосредственно обслуживают объекты жилищно-коммунального хозяйства и предоставляют услуги потребителям, называют организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальный комплекс.doc
Преподаватель Берсенева Татьяна Алексеевна
Лекция
на тему: «Жилищнокоммунальный комплекс»
Содержание лекции: понятие «жилищнокоммунальное хозяйство»;
состояние ЖКХ.
Цель лекции: изучение понятия «жилищнокоммунальное хозяйство»;
определение состава и особенностей ЖКХ; изучение современного состояния
ЖКХ.
Жилье является одной из основных потребностей человека и
одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и
личностного развития. Юридические лица, которые непосредственно
обслуживают объекты жилищнокоммунального хозяйства и предоставляют
услуги потребителям, называют организациями жилищнокоммунального
хозяйства. Причем это могут быть как государственные и муниципальные
унитарные предприятия, так и акционерные общества, хозяйственные
товарищества, производственные кооперативы, товарищества собственников
жилья и т. п.
В настоящее время ситуация в области жилищнокоммунального
Если попрежнему проводить нынешнюю
хозяйства плачевная.
административную жилищную политику, то общее положение дел и дальше
будет ухудшаться, состояние жилого фонда приведет к увеличению
численности ветхих жилых строений, комфортность проживания населения
снизится, что повлечет серьезное ухудшение условий жизни, прежде всего,
для населения с низким уровнем дохода. Особенно негативные последствия
коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему
недовольству значительной части населения.
Поэтому реформа жилищнокоммунального хозяйства – это жизненно
необходимая мера. Жилье для человека – необходимое условие
существования, что придает жилищной сфере особую социальную значимость
и выдвигает жилищную реформу на одно из приоритетных направлений
государственной политики. Она направлена на улучшение состояния
жилищного фонда, качества обслуживания населения, защиту его законных
прав и интересов, повышение эффективности отрасли в целом и обеспечение
перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно
коммунальных услуг потребителями, в том числе населением.
Вопросы, связанные с ЖКХ были актуальными на протяжении многих
десятилетий и остаются важными и в наши дни. Это обусловлено тем, что
рынок жилья и коммунальных услуг касается ресурсного потенциала любой
территории и местного самоуправления, государства в целом. Он открывает
широкие возможности для свободного и быстрого передвижения капиталов из
одной отрасли в другую в зависимости от изменений в экономической
политике, структурных изменений экономики. Создает условия для развития
смежных производств, заинтересованности работников в интенсификации
труда. Другими словами, является одной из движущихся сил рыночной
экономики в целом. Также, актуальность рассмотрения важнейших
экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферы
объясняется недостатком учебных научнометодических работ по данной
проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный
анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее
десятилетие вообще не поднимается. Обратим внимание, что государственная
политика в сфере жилья представляет сложную совокупность различных
видов социальноэкономических и политических факторов и видов
воздействия на возможности удовлетворения граждан жилищно коммунального хозяйства услугами. Особенно острой проблемой является
проблема аккумуляции необходимых финансовых средств для строительства
и содержания жилья и обеспечения услугами ЖКХ.
Значимость
проблемы позволяет сформулировать цель данного
исследования, которая заключается в исследовании, анализе, выявлении
сущности и специфики ЖКХ, изучение проблем реформирования ЖКХ. Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: раскрыть
понятие ЖКХ, выявить его составляющие; изучить проблемы, связанные с
реформированием ЖКХ, а также задачи, поставленные экономистами в
концепциях развития; проанализировать современное состояние ЖКХ и
выделить тенденции его развития.
Важность разработки теоретических основ жилищной политики
очевидна. Анализу данной проблемы посвящены работы ученых Северо
кавказской академии государственной службы – Игнатова В. Г., Кюрджиева
С. П., Мащенко Ю. А., Уваровой Г. Г. Также имеет место сказать и о
зарубежных авторах, таких как В. Парето, Кейнса, Дж. К. Гелбрейт, У.
Митчелл, которые ставили экономические проблемы во взаимосвязи с
проблемами социальными, политическими, этническими и правовыми. С
одной стороны – государственное управление, которое должно быть
подчинено правилам, а не только учету рыночных цен. А с другой –
экономическая наука, которая должна выходить за пределы экономических
факторов, использовать весь комплекс условий и факторов, влияющих на
общественную жизнь. Таким образом, концепция соотношения государства и
рынка очень актуальна для условий России, пытающуюся создать рыночную
экономику. Это имеет значение для сферы, которая связана с
функционированием жилищнокоммунального хозяйства, с жилищной
политикой.
ЖКХ представляет собой сложный комплекс разнообразных
предприятий, служб, как правило, взаимосвязанных между собой, оказывающих услуги или производящих продукцию. В состав его входят две
крупнейшие отрасли: жилищное и коммунальное хозяйство. Каждая из
указанных отраслей имеет подотрасли. Так, жилищное хозяйство включает
жилищное строительство и содержание жилого фонда. В состав
коммунального хозяйства входят: санитарнотехнические службы и
предприятия (водопровод, канализация, служба очистки и уборки в городах);
энергетическое хозяйство (газо и электроснабжение, теплофикационные
службы); хозяйство внешнего благоустройства (дорожномостовое, зеленое
строительство, служба освещения); транспортное хозяйство.
Подотрасли жилищнокоммунального хозяйства тесно связаны между
собой. Так, эксплуатация жилья сопряжена со снабжением его водой, теплом,
Технологически связаны водоснабжение,
газом,
электроэнергией.
канализация, уборка и очистка городов и т. д.
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех подотраслей жилищно
коммунального хозяйства обусловливает необходимость пропорциональности
в их развитии, комплексного подхода в решении вопросов функционирования
и управления. Важная роль в этом принадлежит территориальным органам.
Ими осуществляется непосредственное руководство системой жилищно
коммунального хозяйства, являющегося преимущественно коммунальной и
частной собственностью, через соответствующие отраслевые управления и
отделы. В своей деятельности областные отделы коммунального хозяйства
подведомственны как исполкомам местных Советов, так и органам
республиканского государственного управления (Министерству жилищно
коммунального хозяйства). Это обеспечивает сочетание отраслевого и
территориального управления, учет местных условий.
В крупных городах с районным делением некоторые предприятия
отдельных подотраслей ЖКХ подчинены районным администрациям.
Это такие подотрасли, как жилищное хозяйство, ремонтностроительные
производства, часть зеленого и паркового хозяйства и др. Районирование, не совпадающее с административными районами города, имеют сетевые
хозяйства: водопроводноканализационное, газовое, теплоэнергетическое,
электрообеспечение. В некоторых подотраслях отсутствует районирование
системы управления, и они являются общегородскими. Например, городской
пассажирский транспорт, дорожное хозяйство и благоустройство.
Особенностью ЖКХ, как объекта управления, является стохастический
характер протекающих в нем процессов. Это связано с воздействием на
функционирование его предприятий и подотраслей значительного числа
случайных факторов – колебаний спроса, климатических и погодных условий.
Некоторые подотрасли функционируют в условиях существенного влияния
сезонных колебаний потребления услуг (к примеру, теплоэнергетика,
наружное освещение), а также периодических колебаний месячного,
недельного и суточного периодов (транспорт, водопровод, газовое хозяйство).
Причем, в отличие от промышленных предприятий, в большинстве случаев
они не могут накапливать запасы услуг для выравнивания колебаний и
пиковых нагрузок. Естественно, это обусловливает особенности в технологии
и организации управления.
Для управления развитием отдельных подотраслей ЖКХ созданы
специальные органы. К примеру, техническое содержание жилья
осуществляется Главным производственным управлением жилищного
хозяйства, в состав которого входят: районные жилищноремонтные
специализированные транспортные
эксплуатационные объединения,
предприятия по санитарной уборке города, телевизионные и информационные
сети, бюро регистрации и технической инвентаризации и др. Водоснабжение и
водоотведение города обеспечивает городское производственное объединение
водного хозяйства.
В последние годы происходил процесс децентрализации управления
ЖКХ путем передачи основных фондов в собственность местных Советов, а
также приватизации значительной части жилого фонда населением. В целом такой процесс является позитивным, поскольку позволяет
приблизить собственность к ее владельцу. В итоге, как свидетельствует
накопленный мировой опыт и опыт нашей страны, более оперативно решаются
вопросы, связанные с эксплуатацией производственных фондов, в том числе
повышается уровень культуры обслуживания, обеспечиваются лучшая
сохранность, качественный и своевременный ремонт, сокращаются потери
тепла, энергии и т. д. Однако имеется и ряд сложностей, как унаследованных
от прошлого, так и вызванных проводимыми преобразованиями.
Усугубилась проблема содержания жилого фонда, финансирования
развития ЖКХ. Сумма платежей населения за жилищнокоммунальные
услуги, средств местных бюджетов, включая доходы от сдачи в аренду
нежилых помещений, доходов от прочих потребителей коммунальных услуг,
недостаточна для обеспечения простого воспроизводства в отрасли. При этом
во многих населенных пунктах и регионах республики увеличивается
неравномерность развития основных фондов ЖКХ за счет капитального
ремонта и нового строительства. Не в полном объеме создана правовая и
экономическая основа для введения негосударственных форм управления
жилищным фондом и разгосударствления коммунальных предприятий,
функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг. Организованные
объединения граждан по месту жительства должны иметь реальную
возможность выбора обслуживающей организации, определения объема и
качества потребляемых услуг.
Жилищная реформа отражает общий ход социальноэкономических
преобразований в России. Согласно Конституции Российской Федерации
Главе 1, ст. 1 – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства». Это и удовлетворение его насущных потребностей,
работоспособность, здоровье, и, в конечном счете, отношение к
существующей в стране системе управления. В свою очередь обеспечение вышеперечисленного зависит от качества и количества предоставляемых
структура
жилищнокоммунальных
Производственная
услуг.
многопрофильного жилищнокоммунального хозяйства включает более 30
видов деятельности, в том числе такие, как жилищное хозяйство,
теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод,
электро, газо, теплоснабжение. К этой сфере относится ремонт не только
жилья, но и дорог, мостов и набережных, уборка улиц, сбор и утилизация
бытовых отходов и мусора. В ведении ЖКХ находится гостиничное и банно
прачечное хозяйство, озеленение городов, оказание ритуальных услуг.
Большая советская энциклопедия дает следующее
определение
коммунальному хозяйству. Коммунальное хозяйство – совокупность
предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов,
поселков и сел; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих
городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают
также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией,
газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные
предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие
сооружения коммунального назначения.
Кризисное состояние жилищнокоммунального
комплекса в
большинстве муниципальных образований России стало проблемой
общегосударственного значения. Причинами кризиса явились многолетнее
недофинансирование, неэффективная тарифная политика, предопределяющая
дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у
обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у
получателей ЖКУ – возможности влиять на их количество и качество,
неэффективная система централизованного управления, неразвитость
конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие
потери теплоэнергии, воды и других ресурсов. Возникновение и нарастание технологических и финансовых проблем
ЖКХ было связано с тем, что до начала массовой приватизации в России
основная часть объектов ЖКХ находилась на балансе промышленных и
других предприятий и финансировалась по титулам соответствующих
отраслевых министерств и ведомств. В ходе приватизации эти объекты были
переданы в муниципальную собственность, причем в крайне запущенном
техническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходов на
их содержание и ремонт.
Недостаточность государственных централизованных финансовых
средств на модернизацию и ремонт переданных муниципалитетам изношенных
основных фондов не позволила устранить аварийность в системах
жизнеобеспечения, особенно в тепло и водоснабжении. Финансовый кризис и
банкротство градообразующих предприятий поставили многие города и
поселения с моноструктурным характером экономики в сложные социально
экономические условия. В результате начал нарастать объем задолженности
местных бюджетов и муниципальных жилищнокоммунальных предприятий
перед ресурсоснабжающими организациями.
Наличие сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и
обусловленных как схемой технологического
потребителей услуг,
взаимодействия, так и возникающими при этом противоречиями между
экономической природой производства услуг и социальным характером их
потребления, подчеркивает специфику управления ЖКХ. С точки зрения
социальной значимости, ЖКХ призван создавать необходимые условия для
комфортного и безопасного проживания граждан, а с экономической, являясь
сферой деятельности с постоянным потребительским спросом на рынке
жилищнокоммунальных услуг, он обладает значительным потенциалом для
развития частного бизнеса.
При этом важно выделить три взаимосвязанных аспекта управления в
сфере ЖКХ, включающих доступность приобретения и эксплуатации жилья, повышения качества жилищнокоммунального обслуживания, а также
преобразования самоокупаемости услуг и привлечения частного бизнеса.
Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение
дел в жилищной сфере большинства крупных городов страны определяют
необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований
жилищной системы.
Организационноэкономический
механизм реформирования ЖКХ
предусматривает переход от нормативнотарифного регулирования
коммунальных услуг к оплате фактически потребленных, разработку схем
взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей
при предоставлении услуг, изменении системы финансирования с ориентацией
на оплату потребителями услуг по их реальной стоимости, рациональное
сочетание условий для деятельности частных управляющих организаций.
Государственная политика в сфере жилья представляет сложную
совокупность различных видов социальноэкономических и политических
факторов и видов воздействия на возможности удовлетворения граждан
жилищнокоммунального хозяйства услугами. Особенно острой проблемой
является проблема аккумуляции необходимых финансовых средств для
строительства и содержания жилья и обеспечения услугами ЖКХ. Выделяют
три основных составляющих понятия жилищной политики: концепцию,
программу и экономикоправовой механизм реализации программ.
Необходимость разработки теоретических основ жилищной политики
налицо, и в этом плане интерес представляют выводы зарубежных авторов. В.
Парето оптимальным считает такое положение, когда при данных ресурсах
(данном положении), системе распределения, запросах потребителей данного
уровня одни граждане не могут улучшить свое положение, не ухудшая
положение других.
При ограниченных ресурсах улучшение потребления для одной группы
может привести к ущербу для остальных групп населения, и в этом случае возникает задача компенсации нанесенного ущерба.
справедливость может нарушаться.
Социальная
Жилищные программы (политика) затрагивают образ жизни людей, их
здоровье, продуктивность деятельности, безопасность, удовлетворение их
потребностей в материальных благах, интереса к трудовой деятельности.
Таким образом, жилищная политика многоаспектна, многосубъектна,
многоадресна и обеспечивает достижение удовлетворения многообразных
потребностей. Она должна быть социально ориентированной, справедливой,
преемственной,
демократичной,
конструктивной. То есть она должна проводиться без нарушения прежних
реалистичной,
экономически
достижений, путем создания, преобразования жилищной среды эволюционно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данном этапе
становления экономики в России, необходимо найти баланс между
экономическим ростом и социальным, при реализации жилищной политики,
как рыночными механизмами, так и государственной поддержкой.
Подчеркнем также, что первостепенное значение имеет проведение жилищной
реформы в городах, ведь именно в них сосредоточен огромный жилищный
фонд, проживает большая часть населения страны и находятся основные
мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее
ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: это и
ведомственный монополизм; и недостаточная квалификация кадров; и
техническая и технологическая отсталость и как результат
неудовлетворительный уровень работы; очень важным составляющим
является и игнорирование интересов населения, и низкое качество
выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую
очередь это касается жилищного хозяйства, которое непосредственно связано
с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке
жилищнокоммунального обслуживания населения. Проведение реформы ЖКХ обусловлено тем, что, вопервых, расходы
на содержание ЖКХ всегда составляли существенную часть бюджетных
расходов, прежде всего местных органов управления. Вовторых, необходимо
конкретным образом изменить отношения к имеющимся материальным
ресурсам. Их экономия дает значительные выгоды всему народному хозяйству
страны. Втретьих, существовавшая система обеспечения этой сферы
финансовыми и материальными ресурсами не позволяла удовлетворительным
образом содержать ее и обеспечить потребности населения.
В различных регионах России сегодня работают около 50 тыс. малых,
многоотраслевых унитарных и акционерных предприятий. Они обслуживают
города и поселки, занимаясь решением сложных проблем, начиная от ремонта
жилья, дорог, теплоснабжения, заканчивая баннопрачечными и ритуальными
услугами населению.
Жилищнокоммунальная сфера поглощает все больше материальных и
финансовых средств, не подкрепленных достаточным финансированием из
бюджета. Одних только льгот по оплате ЖКУ в 2009 г. было представлено на
сумму около 40,0 млрд. руб. Субсидий представлено 10 % российских семей
на сумму 13,8 млрд. руб.
Предприятия ЖКХ предоставляют свои услуги трем обособленным
группам потребителей: населению (50 %), бюджетнозависимым (30 %) и
промышленным предприятиям и другим потребителям (20 %).
Сложилась такая ситуация, что цена услуг для населения оказалась
ниже себестоимости. Разница должна покрываться из бюджета. Практически
бюджет выделяет 6070 % потребности в бюджетном финансировании.
Промышленные предприятия также имеют задолженность за потребляемые
услуги. По коммунальным услугам оплачивается 81 %, по ремонтно
эксплуатационным предприятиям – 90 %.
Положение дел усугубляется недостатком общих ранее принятых
архитектурнопланировочных проектных, строительных решений, огромными социальными обязательствами государства перед населением (обеспечение
только льготами 48 млн. человек), недофинансированием эксплуатационных
расходов, сокращением капитального ремонта, неплатежами населения за
услуги ЖКХ, возрастающими по мере увеличения доли населения в расходах
коммунальной инфраструктуры.
Изменение политикоэкономических отношений, административных
структур управления на всех уровнях власти, отсутствие адекватных
преобразований в системе управления ЖКХ, необходимых источников
финансирования предприятий ЖКХ, как обязательного условия устойчивого
предопределяет необходимость
функционирования объектов ЖКХ,
реформирования ЖКХ. Это становится не только экономической, но и
политической проблемой.
Важнейшей тенденцией нынешнего этапа явилась нарастающая роль
государства в формировании жилищнокоммунальной политики принятие
пакета законов о доступном жилье и модернизации коммунальной
инфраструктуры. Проблема обеспечения населения доступным жильем
приобрела федеральное значение и привела к созданию национального
проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Вступление в силу Жилищного кодекса РФ, федеральных законов «О
концессионных соглашениях» и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» открывает перспективы для развития конкурентных
отношений и привлечения в отрасль бизнесструктур на основе
государственночастного партнерства; крупные управляющие компании
переходят от краткосрочных договоров к долгосрочным инвестициям и
расширяют масштаб своей деятельности, охватывая все большее количество
регионов и муниципальных образований. Привлечение частного бизнеса к
управлению и инвестированию в коммунальный комплекс должно
обеспечиваться при преимущественном сохранении региональной
(муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру. Особенно это касается систем тепло и водоснабжения, где за счет ресурсосберегающих
мероприятий может быть достигнут серьезный экономический эффект.
Привлечение инвестиций предусматривает в основном переход с бюджетной
на заемную и концессионную основу инвестирования отраслей ЖКХ с
частичным бюджетным софинансированием. Комплекс основных задач по
реформированию жилищнокоммунального комплекса включает: повышение
жилищнокоммунальных услуг на основе
качества и доступности
институциональных преобразований и развития рыночных отношений,
включающих реструктуризацию органов управления в сфере жилищно
коммунального обслуживания; системное построение договорных отношений
и повышение эффективности конкурентных принципов, привлечение частного
развитие института
бизнеса,
акционирование предприятий ЖКК,
формирование
профессиональных управляющих жилищным фондом,
механизма их отбора на конкурсной основе, содействие в реализации схем
самоуправления жителей в жилищной сфере; обеспечение финансового
оздоровления ЖКК на основе повышения эффективности использования
бюджетных расходов и адресной поддержки реально нуждающихся граждан в
предоставлении определенного стандарта жилищнокоммунального
обслуживания, оптимизации соотношения тарифного и бюджетного
финансирования, а также увеличения инвестиционной составляющей в
тарифах на услуги ЖКК; регулирование деятельности коммунального
комплекса с целью консолидации теплоэнергетических активов в
муниципальном образовании и проведения органами муниципального
управления единой политики по обеспечению его устойчивого
функционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг,
модернизации сетей, сооружений и оборудования и повышения на этой основе
ресурсной эффективности производства и качества услуг. Финансовое
оздоровление предприятий ЖКК включает в себя
инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию накопившейся многолетней
задолженности.
Предусматривается переход на полную оплату всеми категориями
потребителей затрат на содержание и ремонт жилья и на предоставление
коммунальных услуг. Вместо дотирования предприятий ЖКК введена
зачисляемых на
система
персонифицированные счета граждан. При этом устанавливается единый
адресных жилищных
субсидий,
показатель для получения жилищных субсидий – доля расходов на оплату
жилищнокоммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Федеральным
стандартом эта доля установлена в размере 22 %, однако субъекты РФ могут
понижать ее для отдельных категорий домохозяйств за счет использования
средств местных бюджетов.
Разделение функций собственника, управляющего жилищным фондом и
обслуживающих организаций на основе договорных отношений между ними
позволит демонополизировать систему управления многоквартирными
домами, их обслуживания и ремонта, обеспечить замену административных
отношений в данной сфере на рыночные, создать конкурентную среду в сфере
управления и обслуживания жилищного фонда, создать предпосылки для
повышения качества ЖКУ.
Изменение тарифной политики включает в себя введение
государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий
(электроэнергию и природный газ) и ежегодное установление федеральным
законом предельной стоимости ЖКУ на один квадратный метр жилой
площади дифференцированно по субъектам РФ. На все виды ЖКУ должны
быть установлены экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие
покрытие текущих затрат эксплуатирующих организаций и затрат на ремонты.
При этом должны быть созданы эффективные механизмы целевого использования собственных средств предприятий, и в первую очередь
амортизационных отчислений на цели модернизации и ремонта.
Особо важным и серьезным шагом в реформировании жилищно
коммунального комплекса является передача управления многоквартирными
домами с разным набором собственников от муниципальных органов к
собственникам помещений.
Важнейшим элементом повышения эффективности
управления
муниципальным ЖКХ является обеспечение общественного надзора не только
со стороны собственников жилья и контролирующих организаций, но и с
участием саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, что позволит бизнесу
выработать и принять критерии, которым должен соответствовать
хозяйствующий субъект для участия в жилищнокоммунальной деятельности,
разработать и принять правила и стандарты, повысить ответственность
субъектов рынка жилищнокоммунальных услуг перед потребителями путем
выработки механизмов коллективной ответственности за эксплуатацию
жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг.
Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение
на рынке услуг. Особенно это касается тепло, водо, электро,
газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится 70 % всех платежей
населения.
Проанализировав необходимость реформирования ЖКХ, выделив
основные направления государственной политики, можно сделать вывод, что
необходим тщательный ценовой контроль органов власти по вопросам
регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных локальных
монополий.
В современных условиях это осуществляется децентрализованным
порядком местными органами власти. Там, где он рационально организован,
где четко определены полномочия специализированных органов администрации, уровень жилищнокоммунальных услуг потребителям выше и
надежнее.
Список использованной литературы
1. Жилищный Кодекс РФ.
2. Указ Президента РФ «О реформе жилищнокоммунального хозяйства в РФ»
от 28 апреля 2007 г. № 425.
3. Аболин А. А. Статистическая отчетность 22ЖКХ (субсидии) как зеркало
проведения реформы ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера
ЖКХ – 2009 №5.
4. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего
субъекта. 2е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2010. 208 с.
5. Бутов В. И., Мащенко Ю. А., Уварова Г. Г., Ходарев С. В., Ходарев А. С.,
Эланский Ю. Г. – Москва – РостовнаДону: Издательский центр «МарТ»,
2011.
6. Дронов А. А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его
формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ №67 –
2010.
7. Иванов В. В., Коробова А. Н. «Муниципальный менеджмент». Справочное
пособие М.: ИнфраМ, 2009 год.
8. Игнатов В. В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент. – М.: ИНФА
М, 2009.
Концепция реформирования жилищнокоммунального хозяйства
9.
Свердловской области на период 20022010 годов Екатеринбург , 2008 год.
58 с.
10. Конюхов Л. Н. и др. Анализ финансового состояния жилищно
коммунального предприятия // ЖКХ – 2010. 11. Кругликов А. А. Государственная политика в сфере жилищно
коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера
ЖКХ №7 – 2010.
12. Крылов В. А., Мокроносов А. Г. «Формирование и развитие рынка
жилищнокоммунальных услуг» Екатеринбург, издво Екатеринбург, 2010
307 с.
13. Максимова Н. С. Реформа жилищнокоммунальной сферы важный резерв
управления финансов России – 2010.
14. Стратегия экономического развития муниципального образования:
Учебное пособие / В. Г. Игнатов, С. П. Кюрджиев, М. А. Овакимян, и др.; Под
общей ред. проф. Т. В. Игнатовой. – Ростов н/Д. Издво СКАГС, 2008.
15. Чернышов Л. Н. «Ценовая и тарифная политика». М. Книжный мир, 2008
248 с.
16. Чернышов Л. Н. «Формирование рыночных отношений в жилищно
коммунальном хозяйстве. Проблемы, перспективы» М.: Международный
центр финансовоэкономического развития, 2010 г. 256 с.
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Лекция на тему: "Жилищно-коммунальный комплекс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.