Лекция «Научный проект школьника»
Учитель Захода Н.В.
МАОУ СОШ №211 им. Л.И.Сидоренко г.Новосибирска
…учёный не принимает ничего на веру без
исследования, потому что он хочет видеть
своими глазами, и его трудно обмануть.
К.А.Гельвеций
Цель: сформировать у педагогов систему теоретических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.
Современному обществу нужны одаренные люди и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Индивидуальный подход в образовании занимает центральное место в новой школе. Он чрезвычайно важен для всех детей без исключения, но особенно для тех, природные задатки которых требуют особого внимания. Именно с развитием талантов и способностей, подкрепленных с раннего возраста личным трудолюбием и активной гражданской позицией, мы связываем будущее интеллектуального потенциала нашего общества.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть потенциальные возможности ребенка.
Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им недостаточно работы на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Сама по себе научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную, и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести учащихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Исследователь должен уметь:
ü сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи;
ü определить цель исследования;
ü собрать необходимую информацию;
ü разработать ведущий замысел;
ü разработать гипотезу решения познавательной задачи;
ü разработать мысленную (или реальную) модель объекта исследования;
ü разработать методику проведения исследования;
ü провести исследование (анализ фактов, причинно-следственных связей, наблюдения, анкетирование, эксперимент и т.д.);
ü описать и объяснить полученные результаты;
ü разработать предложения по применению полученных знаний;
ü публично отстаивать результаты своего исследования.
Сегодня мы говорим об исследовательском проекте. А что- же такое исследование.
Исследование - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Различают два взаимосвязанных уровня исследования: эмпирический и теоретический.
На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Я хочу донести до вас, какие же требования предъявляются к научной работе, и расскажу о структуре научной работы. Требования к научной работе (к изложению):
- конкретность;
- логичность построения материала (отсюда - необходимость написания плана работы);
- аргументированность (выводы должны быть подкреплены экспериментальными, научными данными или мнениями ученых);
- точность формулировок.
Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части:
- титульный лист - оформляется согласно требованиям организаторов конференции;
- аннотация – краткая характеристика работы с точки зрения содержания, назначения и др. особенностей. Она должна отвечать на вопрос: «О чем говорится в работе?».
- содержание - оглавление всех разделов и составных частей работы;
В аннотации обязательно должна быть отражена теоретическая и практическая значимость научного проекта.
Теоретическая значимость – на какую область науки могут
оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных
работ.
Практическая значимость – определяется влиянием полученных рекомендаций,
предложений на решение практических вопросов.
Содержание научной работы должно включать:
- введение - В этой части автор вводит в круг проблем, ставит цель и основные задачи работы, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований. Во введении представлен аппарат исследования, первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат.
- теоретическая часть - в этой главе дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.
- практическая часть - ключевая глава научной работы. В биологических исследованиях здесь должны быть отражены следующие разделы:
- заключение (выводы, рекомендации) - в этом разделе кратко формируются основные результаты в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правильно, состоять из двух - трех пунктов;
- список литературы;
Основные принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы:
1) алфавитный принцип;
2) в публикациях на русском языке сначала помещаются названия русских работ, затем – иностранных;
3) если фамилии двух разных авторов совпадают, то обращают внимание на их инициалы, руководствуясь алфавитным принципом;
4) если в списке необходимо поместить названия работ одного автора, то их располагают в хронологической последовательности;
5) если ссылки в тесте даются с помощью цифр, заключенных в скобки, то последовательность литературных источников в списке должна соответствовать порядку появления ссылок в самой работе.
- приложения - включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору работы для иллюстрации научных исследований.
Последовательность выполнения научно – исследовательской работы (НИР)
1) Выбор темы исследования.
Этот этап должен удовлетворять двум критериям:
1) субъективному – тема должна соответствовать специализации и интересам исследователя; отвечать возрастным особенностям ученика;
2) объективному – а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной важной в научном и (или) практическом отношениях; б) тема должна быть реально выполнимой – необходимы условия для успешного проведения исследований (литература, материальное обеспечение).
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
• Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
• потребностью в новых данных;
• потребностью в новых методах;
• потребностью практики.
2) На втором этапе должна быть поставлена цель исследования. Она легко формулируется из темы работы.
Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель неразрывно связана с актуальностью проводимого исследования, формулируется после ее изложения и включает в себя, что конкретно будет выполнено автором, какая задача будет решаться в работе. Цель исследований обычно излагается в виде одного или двух предложений и отражает последовательность тех предполагаемых действий, которые предпримет автор, чтобы достигнуть конечного результата. Различают следующие пути достижения цели: общепринятые, общеизвестные, нестандартные и альтернативные.
Наиболее типичны следующие цели:
– определение характеристики явлений, не изученных раннее, малоизученных, противоречиво изученных;
– выявление взаимосвязи явлений;
– изучение динамики явлений;
– описание нового эффекта, явления;
– открытие новой природы явлений;
– обобщение, выявление общих закономерностей;
– создание классификаций, типологий;
– создание методики
– адаптация методик
Для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы необходимо тщательное знакомство с литературой по данной проблеме.
3) Гипотеза - обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. По существу, научная гипотеза - это предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования, это описание продвижения исследователя к цели, это развернутое предположение, своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления, благодаря которой происходит открытие нового в науке.
Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: “Если ..., то ..., так как...”. Первая часть гипотезы содержит формулировку условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы, вторая часть гипотезы показывает предположительный результат будущего исследования, и третья часть гипотезы заключает теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат.
4) Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы. Это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
5) Выбор и освоение методики работы - «инструмента», с помощью которого будут решаться поставленные задачи.
6) Составление календарного плана работы на весь период исследования и на отдельные его промежутки.
7) Разработка программы исследования.
Программа исследования включает следующие положения: основное содержание работы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы и календарный план.
8) Выполнение основной части работы согласно выбранной методике.
9) Анализ результатов работы, сопоставление с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д.
10) Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.
Демонстрация грамотного оформления научного проекта на примере научной работы одного из учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.