Лекция Нематериальные активы
Оценка 4.9

Лекция Нематериальные активы

Оценка 4.9
Лекции
doc
обществознание
Взрослым
07.03.2018
Лекция Нематериальные активы
Лекция по дисциплине "Экономика". Может использоваться при изучении "Обществознания". В лекции рассматриваются виды нематериальных активов: лицензии (разрешения на занятие каким-либо видом деятельности), патенты на изобретения, авторские права, компьютерные программы, микросхемы, логотипы, товарные знаки (брэнды), организационные расходы (затраты на создание юридического лица, которые признаются вкладом участников (учредителей) в уставной (складочный) капитал организации); деловая репутация (гудвил). Формы управления движением нематериальных активов: лицензирование, франчайзинг, инжиниринг, эккаунтинг. Приведены примеры решения задачЛекция Нематериальные активы
Нематериальные активы.doc
Нематериальные активы.  Понятие и классификация нематериальных активов Нематериальные   активы   представляют   собой   часть   активов   организации,   не   имеющих материального выражения, используемых длительное время и приносящих доход. К   нематериальным   активам   относятся:   лицензии   (разрешения   на   занятие   каким­либо   видом деятельности),   патенты   на  изобретения,   авторские   права,   компьютерные   программы,   микросхемы, логотипы, товарные знаки (брэнды),   организационные расходы (затраты на создание юридического лица,   которые   признаются   вкладом   участников   (учредителей)   в   уставной   (складочный)   капитал организации); деловая репутация (гудвил). Деловая   репутация   охватывает   широкий   круг   рыночных   понятий   о   прибыльности   и престижности, выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы. Ценность организации может   быть   определена   в   виде   разницы   между   покупной   ценой   организации   и   стоимостью   по бухгалтерскому балансу всех ее активов (как имущественного комплекса в целом). Не   включаются   в   состав   нематериальных   активов   интеллектуальные   и   деловые   качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Оценка и  амортизация  нематериальных  активов.  Поступление   нематериальных   активов   в организацию происходит: ­ путем приобретения за плату; ­ путем создания в организации; ­ внесением в счет вклада в уставной капитал; ­ по договору дарения (безвозмездно); ­ в обмен на другое имущество и как прочие поступления. При постановке объектов нематериальных активов на бухгалтерский учет важное значение имеет определение   их   первоначальной   стоимости.   Установлены   различные   способы   определения первоначальной стоимости нематериальных активов. ­  Первоначальная стоимость нематериальных активов,  приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость.  созданных   самой   организацией, ­   определяется как   сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций и т.п.) за исключением налога на добавленную стоимость. ­     Первоначальная   стоимость   нематериальных   активов,   внесенных   в   счет   вклада   в   уставный (складочный)   капитал   организации,   определяется   исходя   из   их   денежной   оценки,   согласованной учредителями (участниками) организации.  ­ Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету.   Первоначальная   стоимость   нематериальных   активов, Стоимость   объектов   нематериальных   активов   погашается   путем   начисления   амортизации   в течение установленного срока их полезного использования (аналогично основным средствам). Определение   срока   полезного   использования   объекта   нематериальных   активов   производится исходя из срока действия патента, свидетельств и т.п. или исходя из ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать доход. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации). Различают следующие формы управления движением нематериальных активов: лицензирование, франчайзинг, инжиниринг, эккаунтинг. 1.Лицензирование  ­  это  выдача  на  определенных  условиях   разрешений  (лицензий)   на  право осуществления определенных операций, т.е. передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар   или   лицензионный   платеж.   Основными   субъектами   такого   рода   отношений   выступают лицензиар   (обладатель   каких­либо   определенных   прав)   и   лицензиат   (лицо,   которому   такие   права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому   последнему   могут   передаваться   права   на   использование   технологий   производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета и т.д. в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар  ­   это   собственник,   владелец   изобретения,   патента,   технологического   или технического   новшества,   выдающий   (продающий)   другому   лицу   (лицензиату)   лицензию, предоставляющую право использования этих нововведений в установленных договором пределах. Лицензиат  ­   это   лицо,   приобретающее   у   собственника   патентов,   технических   или технологических   новшеств,   изобретений   за   соответствующую   плату   право   пользоваться   этими нововведениями в пределах, зафиксированных в лицензионном договоре. 2.Суть франчайзинга заключается в том, что крупная и респектабельная фирма ­ франчайзер ­ предоставляет   малому   предприятию,   начинающему   бизнес,   ­  франчайзи  ­   право  (франшизу)  в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, известной и популярной торговой марки. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой   сети,   проведении   рекламной   кампании,   берет   на   себя   обязательства   по   поставке оборудования,   сырья   и   материалов,   оказывает   помощь   в   организации   управления   бизнесом,   а   в отдельных   случаях   ­   непосредственную   финансовую   (в   форме   кредитов)   или   косвенную   (в   виде поручительств   и   гарантий)   помощь.   Все   вопросы   взаимоотношений   франчайзера   с   франчайзи оговариваются в договоре. Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает необходимость передачи франчайзи не   только   самого   права   в   виде   лицензий,   но   и   практической   возможности   пользоваться   ими.   В большинстве   случаев   для   этого   необходимы   передача   технической   документации,   рабочих инструкций,   поставка   оборудования   и   материалов,   обучение   франчайзи   методам   работы   и последующее оказание консультационных услуг. Небольшое предприятие, используя помощь франчайзера, может в сравнительно короткие сроки начать   свое   дело,   причем   постоянная   поддержка   со   стороны   головного   предприятия   помогает успешно   преодолеть   трудности   (особенно   на   начальном   этапе   функционирования).   Помощь   и поддержка   со   стороны   франчайзера   предоставляются   за   плату   (роялти),   которая   может   быть достаточно высокой (порядка 20% от полученной франчайзи прибыли). Различают   несколько   типов   и   видов   франчайзинга   и   франчайзинговых   структур.   Основными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой, дочерний и конверсионный. Товарный франчайзинг  представляет собой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. При  производственном  франчайзинге  крупные   компании   могут   выдавать   лицензии   другим компаниям   или   предприятиям   на   использование   своего   товарного   знака   или   торговой   марки   при изготовлении   продукции,   которая   запатентована   или   производится   с   помощью   патентованного процесса. Деловой франчайзинг имеет много общих черт с товарным и является наиболее популярным. В данном случае франчайзер продает лицензию на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами. Дочерний   франчайзинг  предполагает   организацию   независимого   бизнеса   под   "патронатом" франчайзера. Конверсионный франчайзинг характеризуется тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга. Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территориальный). При  индивидуальном   франчайзинге,   являющемся   наиболее   распространенным   его   видом, лицензия (франшиза) продается на какой­либо один вид бизнеса. При  региональном   франчайзинге  создаются   двух­   и   трехуровневые   франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера). 3.Инжиниринг  ­ это технико­экономические, правовые и прочие консультационные услуги по созданию   предприятий,   обоснованию   внедрения   новых   видов   оборудования   и   направлений хозяйственно­организационной   деятельности.   Он   охватывает   комплекс   работ   по   проведению предварительных   исследований,   подготовке   технико­экономического   обоснования   бизнес­плана, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции (услуг). Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как повременная оплата специалистов, оплата фактических   услуг   и   фиксированного   вознаграждения,   процент   от   стоимости   строительства   или внедренческих мероприятий, оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации. 4.Эккаунтинг  ­   это   сфера   предпринимательской   деятельности,   связанная   со   сбором, обработкой,   классификацией,   анализом   и   оформлением   различных   видов   информации   (общей   и финансовой). Общая информация  ­ это местонахождение  фирм,  их телефоны  (факсы,  телексы,  адреса  в компьютерных   сетях),   биографические   данные   руководителей,   структура   компаний,   их   история, сведения о филиалах, дочерних предприятиях, списки банков, ведущих дела с данными компаниями, отзывы о компании, публикации о ней в прессе и т.п. Финансовая информация  ­   это   данные   балансов   предприятий,   показатели   устойчивости   их финансового   положения,   размеры   получаемых   (предоставляемых)   кредитов,   информация   по исполнению платежей, данные об участии предприятий в судебных разбирательствах и арбитраже. В   туристской   отрасли   особое   значение   имеет  туристско­потребительская   информация  ­ названия турфирм и их партнеров, их телефоны, факсы, адреса, виды разрабатываемых и продаваемых туров, цены, объемы продаж, условия проживания, отзывы клиентов, публикации в печати, рейтинги компаний и т.д. Информация предоставляется эккаунтинговыми фирмами в виде бизнес­справок и отчетов за определенное вознаграждение. Брэнды Иногда брэнд и торговую марку часто путают. На самом деле брэнд – это не только  торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотип)   и звуковых символов компании или товара. Понятие брэнда более широкое, так как в него еще входят: ­ сам товар или услуга со всеми характеристиками ­ набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых пользователем и приписываемых им товару (имидж товара). Т.о. брэнд обладает еще уникальным набором ассоциаций, которые находятся в умах потребителя. Первые торговые марки появились  в Древнем Египте, когда ремесленники  ставили свое тавро на сделанные кирпичи. Первой официально зарегистрированной торговой маркой (красный треугольник) стала торговая марка   «Bass  Company» (английская пивоваренная компания). 13 августа 1875г. в Англии был опубликован Акт о регистрации торговых марок, который должен был вступить в силу 1 января 1876г. И сотрудник этой компании провел новогоднюю ночь под дверью Патентного бюро, чтобы стать первым. Существует два типа брэндов: восточный и западный. Ярким примером западного подхода к созданию брэнда является  компания Procter and Gamble. Суть подхода в том, что головная компания­производитель   прячется от потребителей для того, чтобы негативный имидж одной  торговой марки не отразился на других торговых марках. Т.е. развивается набор   брэндов   в   каждой   категории   продуктов.   К  продуктам  P&G  относятся  Comet,   Tide,   Ariel, Safeguard, Pantene, Herbal Essencies, Head&Shoulders  и др.  Восточный подход свойственен компании Toyota. Данный подход означает, что компании не прячутся от потребителей, а развивают брэнд на уровне корпорации. Брэнды­долгожители: пиво Lovenbrau (1383г.), чай Lipton (1889г.),Coca­Cola (1886г.). Примеры решения: Задача № 1. Определить фондоотдачу и фондоемкость нематериальных активов. Сделать вывод Показатели Объем производства, шт Объем продаж, шт Цена, руб. Выручка, тыс. руб. Среднегодовая   ст­ть   нематериал. активов, тыс.руб Фондоотдача немат. ыактивов, руб Фондоемкость немат. активов, руб. Прошлый год 25 000 24 010 20 480 200 Отчетный год 26 502 25 910 23 595 930 961 499,69 0,002 984 605,62 0,0016 Абсолют. изменение + 1 502 + 1900 + 3 + 115 730 + 23 + 105,93 ­ 0,0004 Относит. изменение % + 6 + 7,9 + 15 + 24,1 +2,4 + 21,2 ­ 21,2 Решение: Выручка = Объем продаж   х  Цена                  Фондоотдача = Выручка / Среднегодовая ст­ть нематериал. активов                   Фондоемкость = Среднегодовая ст­ть нематериал. Активов / Выручка Абсолютное изменение: Отчетный год – Прошлый год Относительное изменение: Абсолютное изменение / Прошлый год х 100 Вывод: В отчетном году эффективность использования нематериальных активов возросла на 21,2 %. Задача № 2. Отрасль состоит из 5 предприятий, имеющих равные активы 1200 ден.ед. Но прибыльность активов различна:     у   предприятия   А   ­17%,   у   предприятия   Б     ­13%,   у   предприятия   В   ­25%.   Средняя рентабельность   равна   15   %.   Средняя   цена   предприятия   равна   1100   ден.ед.   Определить     гудвилл предприятий. Решение: Гудвилл: 1. Предприятие А = 1100 х 17 / 15 = 1246, 67 ден.ед. 2. Предприятие Б = 1100 х 13 / 15 = 953,33 ден.ед. 3. Предприятие В = 1100 х 25 / 15 = 1833,33 ден.ед. Наиболее выгодно приобрести компанию В,  т.к. ее гудвилл выше цены продажи предприятия.

Лекция Нематериальные активы

Лекция Нематериальные активы

Лекция Нематериальные активы

Лекция Нематериальные активы

Лекция Нематериальные активы

Лекция Нематериальные активы

Лекция Нематериальные активы

Лекция Нематериальные активы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018