Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"
Оценка 5

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство +2
Взрослым
30.11.2018
Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"
В лекционном материале описывается Социально - психологические особенности подростков, Принципы и направления работы с подростками, Основные направления культурно - воспитательной деятельности с детьми и подростками ,Воспитательная деятельность, Творческая деятельность, Организация отдыха детей и подростков, Формы работы с подростками и иные особенности работы с подростками.
Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками.docx
Тема:"Организация работы культурно ­ досуговых учреждений с подростками" 1.Социально ­ психологические особенности подростков Подростковый  возраст от 11 до 15 лет. Это ученики 5 ­ 9 классов. Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию. В этом возрасте основные сложности  воспитания связаны  с: ­ интенсивным, неравномерным  физиологическим развитием ребенка ­формированием   личности   интеллектуальных сил.   и   интенсивным   ростом   нравственных   и Подростковый   возраст   ­   это   возраст   формирования   мировоззрения, нравственных   убеждений,   принципов   и   идеалов.   Моральные   принципы   и убеждения формируются стихийно и могут быть не всегда осмысленными. Подростки   стремятся   к   независимости   ,   самостоятельности   и   нередко развивают те качества, которые являются отрицательными. Поэтому   важнейшей   задачей   является   организация   правильного нравственного   опыта   подростка,   в   процессе   которого   он   убеждается   в справедливости   и бескорыстности, усваивает нравственные нормы, старается следовать им в жизни. Одним   из   важных   моментов   в   развитии   личности   подростка   является формирование   у   него   самосознания,   потребность   в   осознавать   себя   как личность. У   подростков   возникает   интерес   к   себе,   своей   внутренней   жизни, потребность в самооценке и в сопоставлении себя с другими людьми. У них возникает необходимость  оценивать свои возможности  для того, чтобы найти свое место в жизни, какие особенности его поведения помогают или наоборот мешают ему быть на высоте. В   самосознании   подростка   наблюдается   противоречие   между потребностью   познать   себя   и   недостаточным   уровнем   объективных   знаний   о себе. На этой основе возможны конфликты в коллективе   с отрицательными людьми. Отсюда возможны превосходства или неполноценности. Формирование   своеобразного   чувства   взрослости   вызывают   стремление подростка к самостоятельности. Подросток   добивается, чтобы взрослые считались с ним и его мнением, взглядами  и уважали  их.  Целью   культурно   ­   досуговых   учреждений     удовлетворение   потребностей   подростка,   но   и   формирование в правильном направлении.   является   не   только   их   корректировка, Внешкольная   работа   с   подростками   должна   носить   добровольный характер.   Она   должна   основываться   на   интересе   и   учитывать   запросы подростков.               Принципы и направления работы с подростками Организуя   работу   с   детьми   и   подростками,   необходимо   опираться   на следующие принципы: ­принцип связи с жизнью, с социокультурной средой ­принцип гуманизма, уважения к личности ребенка ­принцип опоры на положительное в личности ребенка ­принцип воспитания в коллективе и через коллектив ­принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка ­принцип   сочетания   педагогического   руководства   с     инициативой   детей   и подростков ­принцип занимательности и увлекательности в организации деятельности, т.е. создавать атмосферу эмоциональности и заинтересованности ­принцип сочетания всех методов. К воспитанию детей нужно подходить комплексно. 2.Основные   направления     культурно   ­   воспитательной   деятельности   с детьми и подростками В   культурно   ­   воспитательной   деятельности   с   детьми   и   подростками выделяется  4 основные направления: ­познавательная деятельность ­воспитательная деятельность ­творческая деятельность ­реакционная деятельность.          Познавательная   деятельность  является   одним   из   видов воспитательной деятельности. Ее цель ­ формирование отношения к познанию , науке, книге, учению. Познавательная  деятельность  открывает   подростку  окно  в  мир  явлений,  мир открытий. Необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать сказочных героев, которые приходят в гости к детям. Оригинальные рисунки, музыка, таинственные знаки и вещи ­ это особенно интересно для подростков. Важным   условием   успешности     познавательной   деятельности   можно назвать и включение подростка  в ее осуществление при разнообразии  его ролей в этой работе. Он к должен ощутить  причастность к познавательным делам. И если на первых порах он выступает в роли слушателя, зрителя, то в дальнейшем он должен стать организатором или участником какого ­ либо   общего дела. Здесь речь идет не об увеличении объема информации, а  о возрастании степени участия подростков  в познавательной деятельности: ­от пассивной к активной  от менее самостоятельной к более самостоятельной ­от исполнительской к организаторской Воспитательная деятельность Воспитание ­ управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий. Воспитание     в   широком   смысле   ­   овладение   всей   совокупностью общественного   опыта,  знаниями,  умениями,  навыками,  способами   творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями.  По существу, воспитывать, значит, организовывать  содержательную жизнь и развивающую  деятельность  детей  совместно  со   взрослыми, где  будут  свои социальные роли и взаимные отношения. Особенности воспитательной работы в учреждениях культуры состоят в том,  что   подростки     более   раскованы   и   свободны   в   выборе   занятий,  работа строится на добровольных началах и на интересе детей и подростков. Поэтому подростковый   досуг    должен  быть  занимательным,   социально  ­  значимым  и духовно богатым.   В нем должно сочетаться воспитание с самовоспитанием, отдых с развлечением. Следовательно, учреждения культуры должны: ­содействовать интеллектуальному развитию подростков ­формировать моральный облик подростка ­развивать   творческие   способности   личности   через   систему   самодеятельного творчества  подростков ­укреплять физическое здоровье ­воспитывать патриота ­ гражданина. Такая   работа   проводится   через   содержание   досуговых   программ   или занятий. Сегодня это трудно идет переоценка ценностей, идеалов , идеологии, но незыблемы героические страницы нашей Родины, вечны понятия добра и зла. Отмечая   различные   стороны   воспитания,   можно   выделить   следующие направления в воспитательном процессе: ­познание   окружающего   мира,   формирование   своего   отношения   к   нему (викторина, конкурсы, экскурсии) ­трудовое   воспитание(привитие   любви   к   труду  через     различные   формы,  где ребята не только проводят свой досуг, но и выполняют  поделки, которые могут быть реализованы на практике). ­нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры подростка,   таких   качеств,   как   честность,   правдивость,   справедливость, вежливость, сострадание и т.д. ­правовое   воспитание   осуществляется   через   разъяснение   законов,   правовых норм   через   беседы,   встречи   с   работниками правоохранительных органов, деловые игры.   клубы   подростков, ­эстетическое воспитание ­ процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических знаний, вкусов,   развития   задатков   и   способностей.   Это   ­   праздники,   конкурсы, музыкальные   игры,   дни   театра,   музыки,   книжкины   именины,   бенефисы литературных   героев,   театральные   гостиные.   Эстетическое   воспитание реализуется через участие в кружках и студиях. ­экологическое   воспитание­   проводится   по   2   направлениям:   экологическое просвещение     и   природоохранная   деятельность.   Формы   работы   самые разнообразные: экскурсии, праздники, полевые игры, лесная аптека, аукционы книг   о   природе,   ботанические   и   зоологические   эстафеты,   клубы   любителей природы: "Голубой  патруль", "Зеленый патруль" и т.д. Творческая деятельность Самодеятельное   художественное   творчество   развивает   различные творческие способности  подростков, помогает познать мир искусства. К   групповым   формам   работы   относятся:   сеть   кружков,   студий   и объединений по различным жанрам. К   массовым   формам   ­   вечера   поэзии,   конкурсы   бальных   танцев, "Волшебный   микрофон",   "Голос",   "Народный   артист",   "Синяя   птица", проведение фестивалей искусств.  Организация отдыха детей и подростков Отдых ­ это психологическое состояние человека, достигаемое в процессе переключения   одного   вида   занятий   на   другой.   Подростки     переходят   от умственных   занятий     к   физическим   занятиям,   участвуют   в   танцевальных вечерах, дискотеках, балах , карнавалах и т.д. Задача  ­ организаторов ­ научить  подростков   рационально и с пользой проводить досуг, культурно отдыхать. При организации отдыха необходимо учитывать: ­возрастные особенности подростков ­физические возможности ­психологические особенности ­быструю утомляемость ­интересы и запросы детей ­время года и т.д.     Существуют особенности организации отдыха подростков в летний и зимний период. В летний период дети проводят большую часть свободного   времени на воздухе, в загородных лагерях, турбазах и т.д. Широко   применяются   походы,   экскурсии,   прогулки   в   лес,   на   речку. Используются такие виды спорта: футбол, теннис, баскетбол, подвижные игры на свежем воздухе., аттракционы. В зимний период досуговая деятельность переносится в помещение. Это пора активной кружковой и массовой работы. В период зимних каникул часть досуговых занятий переносится на свежий воздух. В этот период проводятся соревнования   по   зимним   видам     спорта.   организуются   лыжные   прогулки, праздники первого снега, новогодние елки, Рождество. Не   прекращается   и   кружковая   работа.   На   период   каникул   КДУ разрабатывается   специальный   план,   многообразный   и   содержательный. Таким   образом,   существуют   особенности   и   направления   организации работы с детьми и подростками в культурно ­ досуговых учреждениях. 3.Формы работы с подростками Существуют различные формы работы организаций культуры с  подростками. Рассмотрим  их виды. Качели дискуссионные – диалог­обсуждение, построенный на имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными  толчками раскачивают доску­качели;   чем   сильнее   толчок,   тем   выше   взлет   качелей.   Партнерами становятся две группы детей, расположившихся друг против друга. Предметом обсуждения   на«дискуссионных   качелях»   может   быть   все,   что   окружает   и занимает   подростков,   что   происходит   с   ними   в   каникулы,   книги,   животные, родители, уроки, музыка, а также сквернословие, драка и т.п. Обсуждаться   могут   ситуативные   вопросы,   проблемные   темы, конфликтные   коллизии.   Дискуссионные   качели   могут   иметь   предварительно оглашенные правила поведения: правило одного голоса, правило плюрализма,   как   предложен   вопрос   для правило   деликатности   и   т.п.   После   того,   обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя,   корректируя,   направляя,   усиливая   высказывания   детей,     ведущий поддерживает  ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По завершении дискуссии подводятся ее итоги. Шоу ­ пышное сценическое зрелище (например, эрудит­, пират­, джентльмен­, интеллект­шоу, шоу для  модниц, литературное шоу  и др.). Ток­шоу – интервью с каким­либо известным лицом (политиком, общественным деятелем, актером и т.п.), с группой таких лиц. Например, ток­шоу  на тему «Таланты и поклонники» посвящено людям, достигшим больших высот в области искусства, науки, спорта и т.д. Праздник  тезок­  ребята, у которых одинаковые фамилии и имена. Можно организовать для них веселые конкурсы и соревнования, рассказать об их великих однофамильцах и тезках – писателях, поэтах, других известных людях. Десант.  Работа  интеллектуального   десанта  заключается   в   том,что представители   творческой   интеллигенции   города   или   села(преподаватели ВУЗов, краеведы, библиотекари, писатели и т.д.)выезжают в образовательные учреждения города для того, чтобы встретиться с учащимися, рассказать им о своей профессии, работе, поделиться жизненным опытом, ответить на вопросы ребят. Тема выступления у каждого участника десанта своя. Это могут быть рассказы о природе родного края, его людях, творчество известных писателей и поэтов. Деловая   игра  предполагает   наличие   определенного   сценария,   правил работы   и   вводной   информации,   определяющей   ход   содержания   игры. Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение, разбор хода игры и подведение итогов. Ролевые  игры относятся к методам активного обучения. Это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и  в имитации предметных   действий   участников,   исполняющих   строго   заданные   роли   в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Чаще всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода. Особенно   полезны   ролевые   игры   при   обучении   навыкам   межличностного общения,   поскольку   предполагают   воспроизведение   ситуаций,   близких читателям.   Игровые ситуации обычно моделируют или воспроизводят реальные или типичные ситуации. Участники мероприятия, не принимающие непосредственного участия в ролевой игре, выступают в роли   наблюдателей.   При этом важной задачей ведущего является обеспечение   их   включенности   и   заинтересованности   в   происходящем.   По окончании игры проводится обсуждение по итогам игры. Митинг сказочных героев – массовое собрание для обсуждения каких­либо злободневных, преимущественно политических вопросов. Митинг сказочных героев – это выступление «сказочных героев» со своими требованиями. Митинг могут провести герои любимых детских сказок и других книг. («Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон»,   «Трое   из   Простоквашино»   и   др.).   Выступления   должныбыть актуальными,   интересными   слушателям,   соответствовать   теме   митинга, занимать   по   времени   не   более   2­3   минут.   При   этом   выступающие   обычно употребляют   такие   слова,   как   «мытребуем…»,   «мы   протестуем…».   Можно воспользоваться плакатами или транспарантами соответствующей тематики. Микрофон   свободный   (Открытая   трибуна)  –   ценностно­ориентированная деятельность   детей   в   ситуации   диалога   на   заданную   актуальную   тему, основанная  на  принципах   демократии  и  плюрализма  мнений. Передавая   друг другу   импровизированный   микрофон  (выходя   к   трибуне),   зрители     свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления их должны быть краткими, не банальными. Флэшмоб  (от англ.. flash mob — flash —  вспышка; миг, мгновение; mob — толпа;   переводится   как   «мгновенная   толпа»)   —это   заранее   спланированная массовая   акция,   в   которой   большая   группа   людей   (мобберы)   появляется   в общественном   месте,   выполняет   заранее   оговоренные   действия   (сценарий),   и затем   расходятся. Общепринятые правила флешмоба:   Флешмоб   является   разновидностью   смартмоба. ­Никто из участников не платит и не получает денег. ­Действие   должно   казаться   спонтанным   (участники   не   собираютсяв   месте события до акции). ­Должно сложиться впечатление, что мобберы — такие же случайные прохожие, как   и   все  (не   общаться   друг   с  другом   до,  во   время   и   после   акции   в  месте проведения). ­Сценарий   должен   иметь   абсурдный   характер   (действия   мобберовне   должны поддаваться логическому объяснению). ­Флешмоб   должен   вызывать   недоумение,   а   не   смех   (все   участники   должны делать все с серьёзным видом). ­Флешмоб   не   должен   содержать   рекламу   или   же   её   элементы,   акции   не принуждают к голосованию за кого­либо. ­Во   время   акции   мобберы   не   должны   создавать   неудобства   для   простых обывателей, оказавшихся волей случая вблизи от места проведения акции. ­Не нарушать сценария акции и точно исполнять всё, что в нём указано. ­Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. ]Примеры сценариев: Замирание В определённый момент в определённом месте мобберы резко замирают, как будто остановилось время. В замершем состоянии они стоят три минуты, после чего делается передышка на несколько секунд и снова на три минуты замирают. После этого все одновременно расходятся в разные стороны. Батарейка В определённое время в определённом месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка»,   его   силы   угасают,   и   он   падает,   делая   вид,   что   засыпает   (или становится «на подзарядку»).  Риск­версия  ­ мероприятие, за основу которого берется интересный рассказ о чем­нибудь,   оригинальное   толкование   какого­либо   факта   (например, интегрированное внеклассное мероприятие по химии и географии риск­версия «Земля ­ наш общий дом»). Форум­театр был разработан Августо Боалем как интерактивная форма театра, главной целью которого является решение практически любых проблем. Данный метод используется не так давно, с шестидесятых годов двадцатого столетия. Но и за это время он успел модернизироваться и измениться в зависимости от целей и задач ведущего и аудитории для которой предназначен. Из чего же состоит «Форум – театр»? Прежде всего – это короткая сцена (или   несколько   сцен)   в   основе   которых   ставится   проблемный   вопрос, затрагивающий   и   актеров   и   зрителей.   За   всем   процессом   следит   человек, который не является частью представления, и стоит за его пределами. При этом он может разговаривать как с актерами, так и со зрителями. В большинстве случаев его называют Джокер или модератор.   Сами   зрители   занимают   центральное   место   в   форум­театре.  Важно отметить, что в данном случае зрители не просто созерцают происходящее на сцене, а являются непосредственными участниками действия. Так как актеры и зрители   являются   взаимозаменяемыми.   Чтобы   лучше   понять   технологию проведения форум­театра нужно разобраться в его структуре. Сначала   проигрываются   одна   или   несколько   сцен   (с   проблемной ситуацией). Затем ситуация воспроизводится еще несколько раз. Это делается для того, чтобы зрители в любой момент времени могли сказать «стоп». Сцена останавливается таким образом и актеры замирают.  Затем, тот зритель, который остановил   действие  (почувствовав,   что   у   него   есть   идея   как   решить   данную проблему) заменяет одного из актеров на сцене и пробует изменить ситуацию. Получается, что зрители активно влияют на ход развития событий. Ситуация,   проигрываемая   на   сцене   может   быть   остановлена   в   любой момент форум­театра и «перемотана» до точки, где зритель  чувствует, что может   вмешиваться.   Важно   обратить   внимание,   что   не   допускается   замена такого   игрока,   который   является   ключевой   фигурой   в   создании   проблемы. Например, если человек является главным действующим лицом в проблеме,  не допускается   решение   проблемы   просто   заменой   этого   человека   или превращение его в более дружелюбного и любящего. Так как в реальной жизни мы вряд ли можем убрать или изменить человека как по мгновению волшебной палочки.  Форум   –   театр   –   это   реальные   жизненные   ситуации,   которые происходили  с актерами или  зрителями.  Следовательно,  решение   данных проблем также должны быть реальными и осуществимыми. Перед   тем,   как   начать   разрабатывать   сценарий   форум­театра   стоит ответить на несколько вопросов: Что   происходит?  Что   именно   показывает   и   о   чем   рассказывает   данная ситуация. Где   это   происходит?  Определить   место   действия,   условия,   в   которых происходит событие. Кто участвует? Какие герои в данной ситуации. Когда   это   происходит?  Важно   определить   место   и   время   действия,   что происходит вокруг ситуации, кто за ней наблюдает. Что каждый участник хочет, чтобы произошло? После того, как найдены ответы на главные вопросы, и выбрана ситуация  сцена   должна   быть   отрепетирована.   Как   уже для   «форум   –   театра», говорилось в начале, зрители в любой момент времени могут говорить «стоп» и «перематывать» события. Следовательно, выбранная постановка должна быть повторяемой. В любой ситуации, разыгрываемой в «форум­театре» должно быть создано некоторое напряжение. Так, было бы идеально, если у ситуации будет завязка сюжета, развитие, кульминация и развязка. Но при этом, проигрывать на сцене нужно   только   до   самого   кульминационного   момента,   чтобы   дальнейший   ход развития событий был хоть и понятен, но оставался за кадром происходящего. Но,   не   смотря   на   создание   напряжения   на   сцене,   джокер,   актеры   и   зрители должны быть уверены в том, что проблема будет решена. В ходе планирования и разработки сценария, становится понятно, кого можно заменять на сцене, а кого нет. Так, Боаль разделил всех актеров на три роли:  угнетатель,   угнетенный   и   наблюдатель.  Из   названий   понятно,   что угнетатель   это   тот   человек,   который   и   создает   в   большинстве   случаев напряженную или проблемную ситуацию. Угнетенный,  соответственно, тот, на кого   направлена   энергия   угнетателя.   Наблюдатель,   в   свою   очередь,   не вмешивается  в происходящее, но  находится  в  непосредственной  близости  от ситуации. Следовательно, угнетателя мы заменить не можем. Важно отметить, что при замене одного из актеров, другие не должны поддаваться слишком легко,   но,   в   то   же   время,   они   могут   положительно   реагировать   на вмешательство (когда меняется характер действий), если они думают, что их герой будет реагировать подобным образом. Как   уже   говорилось,   слово   «стоп»   используется   для   остановки действия с целью изменить ситуацию.  Но есть и другое слово –  «magic», которое может быть использовано, чтобы остановить происходящее на сцене, если вмешательство в работе не приносит результатов и изменений ситуации в лучшую   сторону.   Иногда   предложенная   стратегия   (когда   один   из   зрителей заменяет актера) не подходит для тех, кто играет данную роль, они не видят возможные   варианты   выхода   из   сложившейся   ситуации,   однако,  для   другого человека   в   аналогичной   ситуации,   она   будет   полезной.  Также,   возможно, решение может быть найдено спонтанно. Например, добавление еще одной сцены или эпизода или добавление еще одного персонажа.  Все зависит от зрителей и их вариантов. В процессе проигрывания ситуации и замены актеров немаловажную роль играет джокер, который может остановить выступление, с целью попросить аудиторию прокомментировать происходящее.  Форум – театр по существу интригующий театр. В самой сцене гораздо больше вопросов или тем, чем показывается зрителям. Поэтому полезно иногда делать паузы с целью разобраться в происходящем. Существует   ряд   предостережений   относительно   выбранных   тем   для показа.   Например,   не   стоит   создавать   и   показывать  сцены   жестокости   или уродства.  Они   просто   напросто   огорчат   аудиторию,   и   как   таковой продуктивной работы может не получится. Также полноценной работе могут  Поэтому помешать   сцены   с   элементами,   построенными   на   стереотипах. ситуация должна быть реальной и жизненной. Перед   началом   спектакля   необходимо   «разогреть»   зрителей,   чтобы вовлечь их в происходящее и они не оставались пассивно­наблюдающими. Для этого лучше всего подойдут следующие упражнения: для   начала   можно  попросить  участников словами выразить свои чувства (например, я взволнован, или я в предвкушении, или мне печально и т.д.); также получить  ответы на любые вопросы можно, попросив поднять руку. Например, поднимите левую руку те, кто: ­ сегодня хорошо поел? ­ кто недавно допускал какую­либо ошибку? ­ кто из вас сделал кого­нибудь счастливым и т.д. следующее упражнение представляет из себя  мини­интервью.  Пригласите на сцену двух желающих и попросите одного из них разузнать, что будет сегодня происходить на сцене; хорошее упражнение для снятия напряжения – это  крик.  Но в данном случае предлагается   не   просто   беспорядочно   кричать,   а   громко   произнести   слова «стоп» и «magic», которые понадобятся зрителям в процессе работы; после   того   как   зрители   более   менее   вовлечены   в   процесс   разминки,   можно приступать   к   упражнениям   с   более  яркой   физической   активностью. Например,   попросить   участников   поменяться   местами   с   соседом   стоящим рядом; также   можно   попросить   аудиторию  сделать   мини­зарядку  (встать,   сесть, помахать руками в разные стороны). пожать руку человеку рядом с собой, перед собой, за спиной. Вполне возможно, что у каждого модератора есть свой набор нужных для разогрева аудитории упражнений и игр. Представленные выше довольно простые и легкие для запоминания. После того, как аудитория подготовлена, можно начинать «форум­театр». Где   проигрывается   сцена,   зрители   периодически   останавливают   действие сигналом   «стоп»   и   заменяют   одного   из   актеров.   В   процессе   этой   работы находятся всевозможные пути выхода из сложившейся ситуации. Полигон экстремальных условий, робинзонада: —    лидерство; —    умение терпеть; —    ответственность за других; —    самоконтроль; —    навыки выживания; —    чувство уверенности в своих силах. Игра «Аукцион ценностей» Цель: работа с ценностными ориентациями молодежи, влияние на процесс становления ценностных ориентаций. Правила   проведения   игры:   Участниками   игры   становятся   4­8   человек. Слишком большое количество участников снижает динамичность игры. Сюжет   игры  «Аукцион   ценностей»   соответствует   названию:   объявляется аукцион,  на   котором   распродаются   жизненные   ценности.   Задача   участника  – приобрести   как   можно   больше   ценностей,   имеющих   для   него   наибольшее значение. В начале игры ведущий раздает бланки со списками жизненных ценностей. Участники должны оценить каждый пункт списка по следующей шкале: «+» – положительное отношение, «0» – безразличное отношение, «–» – отрицательное отношение к данной ценности.  Затем ведущий собирает бланки и подсчитывает количество и стартовую стоимость каждой ценности, которая будет выставлена на аукционе. Правила подсчета составляются таким образом, что ценность, которая привлекательна для   большего   числа   игроков,   имеет   большую   игровую   «стоимость»   и, соответственно, представлена в меньшем количестве игровых «лотов». Далее объясняется, что «валютой», за которую можно будет приобретать ценности,   является   количество   очков,   набранное   в   упражнении   на   ловкость (сбивание   кеглей,  метание  мячей,  дротиков   и   т.п.).  На   всю  игру  участникам дается ограниченное количество попыток для  выполнения упражнения. Перед   началом   аукциона   участник   выбирает   пять   наиболее   важных ценностей,   за   которые   он   собирается   бороться.   Этот   выбор   фиксируется   в «плане   аукциона».   При   этом   после   первоначального   составления   плана, участники могут внести в него необходимые изменения, после того, как ведущий объявит стартовую цену каждого «лота». Ведущий ориентирует участников на необходимость максимального выполнения составленного «плана».   Затем   начинается   процесс   аукциона.  Ведущий   объявляет   игровой «лот»:   наименование   и   стоимость   ценности.   Право   на   «покупку»   получает участник, назвавший наибольшую цену «лота».  Участник, получивший право на покупку, выполняет упражнение. Он может при этом использовать любое количество имеющихся в его распоряжении попыток. При этом все набранные очки можно не использовать на приобретение данного «лота». В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков   недостаточно,   «лот»   снова   выставляется   на   продажу.   Аукцион прекращается,   когда   все   ценности   были   «проданы»   или   все   игроки израсходовали отведенные им попытки. Затем   составляется   список   «достижений»,   в   который   входят   все приобретенные участником ценности.  На   следующем   этапе   игры   участники   представляют   свои   списки «достижений».   Формальным   итогом   игры   может   стать   вручение   «дипломов приверженца профессии». В обсуждении важно обратить внимание участников на то, как менялось отношение к тем или иным ценностям по мере изменения их «цены», достижений игроков в процессе выполнения упражнения на ловкость. Ведущий также может проинформировать   участников   о   результатах   опроса,   проведенного   в   начале игры.   В   ходе   обсуждения   ведущий   может   предложить   каждому   участнику назвать   ту   ценность,   которую   он   считает   основной,   определяющей   жизнь человека.  Сложности проведения данной игры связаны с поддержанием динамики игрового действия, а именно переходов от выполнения упражнения на ловкость к аукциону, фиксацией достижений участников, а также с оформлением игровой «документации», поэтому желательно, чтобы ведущему помогал ассистент. Именины – вариация дня рождения, когда поздравляют именинника – детей,  родителей, детских писателей и др. В это тдень организуются развлечения и  игры. Подарки могут быть в виде музыкальных и поэтических приветствий,  небольших концертных номеров. Логичным завершением именин становится  чаепитие со  сладким угощением. содержания игры. Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение, разбор хода  игры и подведение итогов. Тема:"Работа КДУ со старшеклассниками" Старшеклассники   ­   это   дети   15   ­   16   лет.   Это   возраст     активного формирования   мировоззрения,   это   становление   личности   и   период взросления. В этом возрасте  учебная деятельность перерастает в научную, эстетическую и происходит становление профессиональных интересов. Школьники стараются определить свое место в жизни, у них появляется интерес к философии, дискуссиям, рассуждениям. Выбор профессии  является очень важным в это время, т.к. происходит дифференциация интересов. Современные старшеклассники обладают высоким уровнем эрудиции, интеллекта,   активными   познавательными   интересами.   Многие   из   них углубленно изучают  тот или иной предмет. Старшеклассники предпочитают общение  с молодыми прогрессивными преподавателями. Старшеклассники не хотят быть пассивными созерцателями жизни, они стараются быть в коллективе и в обществе. Становление отличается противоречивостью. У них бывают срывы, недостаточная целеустремленность и даже инфантильность. старшеклассников     личности   Стремление   подражать   моде,   высокомерное   отношение     к   людям другого   возраста,   национальности,   а   также   максимализм     и   незрелость   в суждениях об этике и морали. Старшеклассники   подвержены   влиянию   со   стороны     определенных людей , и это происходит потому, что молодежь поздно вступает   в пору гражданской  зрелости. КДУ при проведении работы со старшеклассниками должны учитывать   и   педагогические   задачи   воспитания   молодежи, общегосударственные   реальные возможности учреждения.   При   организации   работы   со   старшеклассниками,   необходимо   учитывать следующие требования:  ­ интересы и запросы  старщеклассников. через  различные методы. ­ ­ мероприятия должны отличаться новизной , которая может проявляться в формах   и   методах   вовлечения,   проведения   мероприятия,   интерактивные формы. ­ глубина раскрытия материала, не повторение того, что знают, а углубление знаний, комментирование известной информации. Формы:  ­олимпиады ­викторины ­интеллектуальные игры ­конкурсы ­фестивали  ­театрализованные представления ­дискуссионные формы ­встречи с интересными людьми ­ досуговые формы ­ любительские объединения. "поэтическое сражение", музыкальный ринг, пресс ­ бой, интеллектуальный хоккей и т.д.                           Тема:"Любительские объединения" С   точки   зрения   развития   творческой   инициативы,   предоставления равных возможностей для всех в потреблении культуры и самодеятельном творчестве, любительские объединения , клубы по интересам незаменимы. Любительское   движение   не   знает   границ:   ни   географических,   ни социальных, потому что оно опирается исключительно на интересы людей. А число   людей,   занимающихся   любительством,   исчисляется   десятками миллионов. Терминология,   обозначающая   такое   явление   как   любительство, отличается многообразием: ­клуб ­ это постоянное общество, которое собирается в любом помещении (В.Даль). ­добровольное,   самодеятельное   объединение   для   совместного   проведения досуга на почве общих интересов  ­организационная форма общественной самодеятельности людей, создаваемая на   основе   добровольности,   общих   творческих   интересов   и   индивидуально членства участников. Однако,   несмотря   на   различную     трактовку,   "клуб",   как   общество, объединение, форма  или  орган общественной  самодеятельности, мы видим главное, что лежит в основе функционирования того или иного объединения людей: ­добровольное  стремление к избранному виду деятельности ­осуществление этой деятельности в свободное от работы время ­общий интерес  к определенному виду деятельности  и включение каждого участника в процесс деятельности ­активность   и   реализация   задач   на   основе   самоуправления   и самодеятельности. Любительские объединения относятся к клубным формированиям. они функционируют   на   основе     "Примерного   положения   о   клубных формированиях   в   культурно   ­   досуговых   учреждениях"(май   2002   г.), принятого Министерством культуры РФ. Любительские объединения прошли большой путь в своем развитии. В отечественной   истории   последнего   периода  можно   выделить   следующие этапы любительского движения: ­первый   этап   (до   60   ­   ых   годов)   ­   этап   стихийного   возникновения любительских групп, осуществляющих свою деятельность в свободное время и   не   связанную   с   профессией   их   членов.   Это   были   в   основном   кружки технического творчества, и художественной самодеятельности, агитбригады. ­   официального   признания   массовой   любительской ­второй   этап   деятельности.   Меняется   правовой   статус     любительского   движения:   оно становится   социально   ­   культурным   движением,   отмежевавшись   от неформальных движений.  ­третий   этап   ­   ряду   любительских   объединений   стали   присваивать   статус юридического лица. ­четвертый   этап   связан   с   принятием   Закона   "Об   общественных объединениях"(1995   г.).Теперь   любительские   объединения   и   клубы   по интересам стали называться органами общественной самодеятельности , как союзы, ассоциации, фонды. В практике сложились   организованного  любительства сложились 2 вида деятельности: ­предметно ­ творческая (студии, кружки, коллективы, мастерские) ­деятельность,   в   основе   которой   лежит   общение   на   основе   интересов (гостиные, циклы встреч, лекций). Часто в деятельности клубов по интересам эти 2 вида трудно отделить один   от   другого,   т.к.   в   процессе   коллективного   творчества   формируется особая   клубная   атмосфера.   каждый   участник     объединения   вовлекается   в социально ­ значимые программы, происходит взаимообмен знаниями и т.д. В основе классификации клубных объединений лежат особенности их содержания и профиля их деятельности. По содержанию они могут быть :политические, естественно ­ научные, экологические, спортивные, литературные, искусствоведческие и т.д. По   функциям  ­   это   клубы,   в   основе   которых   лежит   познание, творчество  или общение. По   демографическому   признаку:  молодежные,   семейные,   женские, ветеранов, пожилых людей, старшеклассников. По направлениям:  ­профессиональные (художников, учителей) ­художественно ­ творческие (друзей театра, книголюбов, кинолюбитедей) ­спортивно   ­   оздоровительные   (туристические,   знатоков,   народных   игр   и развлечений) ­семейно ­ бытовые (молодоженов, многодетных, домохозяек) ­коллекционно ­ собирательские (филателистов, нумизматов) ­культурно ­ досуговые (фольклорно ­ этнические, дискоклубы, КВН) ­поисковые (краеведов, военно ­ патриотические, путешественников) ­общественно ­ политическое (политинформаторов, избирателей, философов) ­и другие. Практикой выработаны разные пути создания клубных объединений: ­ с помощью  информирования населения о создании объединения (реклама, объявления, афиши, интернет, радио, газеты) ­на основе постоянно действующих форм клубной работы­ кружков, студий, лекториев ­путем формирования информационной группы (актива, объединения, клуб;, вовлечения участников в активную деятельность, чтобы случайный интерес перешел в устойчивое занятие). Обязательным условием создания клубного объединения должен быть процесс  самовыстривания "снизу", по инициативе самих участников на основе их интересов и потребностей. Современное любительское  объединение ­   это клуб  ­ общность, это новый   вид   социальной   духовности   и   экологии.   Именно   потребность   в поддержке,  защите,  отстаивании   своих   интересов   стала   основой   активного роста социальных клубов сегодня. Объединяются ветераны, пожилые люди, чтобы совместно искать пути решения многих социальных проблем, для разработки программ и социальных проектов, создаются клубы психологической помощи "Познай себя", клубы родителей,   женские   клубы,   многодетных   семей,   клубы,   объединяющие родителей, имеющих детей ­ инвалидов, молодежные, подростковые клубы, видео ­клубы, интернет ­ клубы и кафе, рок ­ клубы, байк ­ клубы, клубы "Золотой роллер", фольклорные клубы, обрядовые театры и т.д. Социальная значимость клубов состоит в том, что они направлены на культурное развитие личности, решение социальных проблем человека. В них происходит   развитие   способностей   человека,   его   социальной   активности   и творческого потенциала. Участие в работе объединений помогает человеку добиться более яркого проявления своих возможностей. Клуб ­ это общность, которая не только удовлетворяет эстетические и духовные потребности человека, но и формирует личность. создает условия для наиболее полной самореализации личности. Тема:"Виды познавательно ­ развлекательных программ и методика их проведения. Организация и проведение конкурсов." В   культурно   ­   досуговой   деятельности   используются   различные познавательные   и   развлекательные   программы.   Клубные   учреждения используют эти формы работы с различной аудиторией. Виды   таких   программ   разнообразны   по   содержанию.   Они   могут различаться тематикой, возрастными особенностями, направленностью и т.д. Аудиторию   привлекают     больше   те     программы,   в   которых   есть   элемент соревнования,  возможность самореализации, проявления лидерских качеств, активности, атмосферы для общения. Наиболее популярной формой таких программ   являются   конкурсные   программы.   Они   классифицируются следующим образом: ­Конкурсы   профессионального   мастерства   (вокалистов, режиссеров, парикмахеров и т.д.)   учителей, ­Конкурсы   самодеятельного   художественного   творчества   (по   хореографии, ансамблей бального танца, фольклорных ансамблей и т.д.) ­Конкурсы молодых (юных) дарований ("Голос", Синяя птица", и т.д.). ­КВН ­Шоу   ­   конкурсы   ("Дюймовочка",   "Мисс",   конкурсы   красоты,"Королева экрана") ­Конкурсы ­ викторины(тематические, театрализованные, интеллектуальные) ­Развлекательные конкурсы ("Поле чудес", "Л ­ клуб", "Сто к одному") ­Конкурсы,   в   которых   сочетаются   познавательность,   развлекательность   и творчество (семейные "Ты и я ­ одна семья", "Чья невестка лучше", "А, ну ­ ка, бабушки"). Конкурс ­ это массовая или групповая форма работы, в основе которой лежит игра   ­   соревнование   на   лучшие   знания,   умения   и   качества,   на   лучшее выполнение заданий. Это и познавательная, и развлекательная форма досуга, позволяющая   выявить   лидирующих   участников     или   победителей,   это состязание с определенными правилами и условиями на проявление выдумки, инициативы, изобретательности, творчества, эрудиции. Конкурсные задания решают многие  воспитательные задачи, помогают снять   усталость.   Под   воздействием   игровых   ситуаций   складывается благоприятный тип общения, основанный на общем интересе и переживаниях. Конкурсы выполняют следующие функции: ­познавательная ­воспитательная ­рекреационная ­ восстановление сил ­самоутверждения и самореализации человека. Конкурс как досуговая форма имеет свои особенности: ­невозможно прорепетировать всю программу ­неизвестны заранее ответы и результаты конкурсных заданий ­необходима специальная подготовка команд или участников конкурса ­аудитория тоже должна стать активным участником. Некоторые конкурсные программы требуют разработки Положения о конкурсе. Оно включает в себя: ­Название ­Цель и порядок его проведения ­Сроки и условия его проведения ­Количественный и качественный состав участников, репертуар или домашнее задание ­Критерии оценки резеультатов ­Состав жюри ­Награды победителям ­Реквизиты организаторов конкурса. Положение утверждается советом, администрацией или директором. в зависимости от уровня  конкурса. Методика общей подготовки и проведения конкурса  включает в себя разделы общей методики: ­создание инициативной группы или оргкомитета ­определение целей, задач, темы и идеи ­разработку Положения о конкурсе ­написания сценария конкурсной программы ­подбор будущих участников ­подбор ведущих ­разработку конкурсных заданий соответственно теме и возрасту ­формирование жюри ­приобретение призов ­оформление места проведения конкурса ­репетиционно ­ постановочный процесс ­подготовку художественных номеров, выступлений творческих коллективов ­подбор и запись музыкального сопровождения ­проведение 1 ­ 2 генеральных репетиций. Структура проведения: ­вступительная  часть (муз или зрелищная .заставка, создающая атмосферу, ведущий) ­представление участников ­представление жюри ­приветствие, разминка, домашнее задание ­игровые   формы   конкурсных   заданий   с   музыкальными   заставками, выступлениями творческих коллективов. Это могут быть   театрализованные или эстрадно ­ сценические задания, турниры, эстафеты, шуточные аукционы, викторины  , загадки и т.д. После каждого состязания  могут   подводиться итоги.). ­подведение  общего итога и награждение победителей. После проведения конкурсной программы необходимо сделать анализ.

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"

Лекция "Организация работы культурно - досуговых учреждений с подростками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018