Лекция по химии" Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ"
Оценка 5
Лекции
docx
химия
Взрослым
01.06.2017
лекция по химии проводиться в конце изучения курса учебной дисциплины "Химии" .предназначена для использования при преподавании в профтехобразовании. Цель занятия: обобщить знания по органической и неорганической химии, формировать понятие генетической связи между классами неорганических веществ; понятие генетической связи между классами неорганических веществ.
Х. лек. обобщение.docx
Лекция № 19
Итоговое занятие. Генетическая связь между классами
Тема:
органических и неорганических веществ.
Оборудование: периодическая система химических элементов.
План изучения темы:
(перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Определение понятия: «генетическая связь», « генетический ряд
элементов»
Правило генетических связей.
2.
3. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
4. Генетическая связь между классами органических веществ.
5. Генетическая связь между классами органических и неорганических
веществ.
Содержание лекции:
Л.Фейербах: «Где нет простора для
проявления способности, там нет и способности».
Определение понятия: «генетическая связь», « генетический ряд
1.
элементов».
Все классы веществ состоят из тех же химических элементов: металлов
и неметаллов. Существует ли связь между отдельными классами
неорганических соединений? Вещества одного класса взаимодействуют с
другими веществами. При этом образуются соединения других классов. То
есть путем химических превращений соединения одного класса можно
превратить в другие. Следовательно, мы можем говорить, что между классами
неорганических соединений существует генетическая связь, то есть они
взаимопревращаются во время химических реакций. Также существует связь и
между органическими и неорганическими веществами.
Генетическая связь ( от греч. «генезис» происхождение).
Генетической связью – называется связь между веществами разных
классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство
их происхождения, то есть генезис веществ.
Генетическая связь отражает возможность взаимных превращений.
Что же означает понятие «генетическая связь»:
1 Превращение веществ одного класса соединений в вещества других
классов.
2 Химические свойства веществ
3 Возможность получения сложных веществ из простых.
4 Взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов веществ.
А теперь перейдем к рассмотрению понятия генетического ряда веществ,
который является частным проявлением генетической связи. Генетическим называют ряд веществ – представителей разных
классов веществ являющихся соединениями одного химического элемента,
связанных взаимопревращениями и отражающими общность
происхождения этих веществ.
Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:
1 Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним
химическим элементом.
2 Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом,
должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы
существования химического элемента)
3 Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента,
должны быть связаны взаимопревращениями.
По этому признаку можно различать полные и неполные генетические
ряды.
Рассмотрим вначале генетическую связь неорганических веществ и
разделим их на 2 разновидности генетических рядов:
а) генетический ряд металла;
б) генетический ряд неметалла.
2. Правило генетических связей:
1) количество стрелок в схеме соответствует количеству уравнений
химических реакций, которые необходимо сложить;
2) соединения, записанные перед стрелочкой обязательно должны вступить в
химическую реакцию;
3)соединения, записанные после стрелочки должны образоваться в результате
реакции.
3.Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Имея правила генетических связей, давайте вместе совершим такое
преобразование: С СО→ 2
Поэтому для неметаллов схема будет иметь такой вид:
Н→ 2СО3 СаСО
→
3
Неметалл Кислотный оксид Кислота Соль
→
→
→
Давайте сложим такую же схему для металлов:
→
Металл Основной оксид Основание Соль
Амфотерний оксид Амфотерная основа Соль
→
→
→
→
Генетический ряд металла.
Рассмотрим ряд меди:
Cu
Медь оксид сульфат гидроксид оксид медь
→ CuO → Cu
→ Cu(OH)2
→ CuSO4
→ CuO меди(II) меди (II) меди(II) меди(II)
металл основной соль основание основной металл
оксид оксид
1 2Cu + O2 → 2CuO
2 CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
3 CuSO4 + 2KOH → Cu(OH)2 + K2SO4
4 Cu(OH)2 → CuO + H2O
5 CuO + C→Cu + CO
Генетический ряд неметалла рассмотрим на примере генетического
ряда фосфора.
P→ 2O5
P
Фосфор оксид фосфорная фосфат
фосфора (v) кислота кальция
неметалл кислотный кислота соль
оксид
H→ 3PO4
Ca→ 2(PO4)2
1 4P + 5O2 → 2P2O5
2 P2O5 + 3H2O → 2H3PO4
3 2H3PO4 + 3Ca
Ca→ 3( PO4)2 + 3H2
4 Генетическая связь между классами органических веществ.
Основу генетического ряда в органической химии (химии углеродных
соединений) составляют соединения с одинаковым числом атомов
углерода в молекуле.
→ C2H5OH→CH3CHO
→ CH3 – COOH →CH2Cl – COOH →NH2CH2COOH
Например:
C2H6 →C2H4
Этан этен этанол этаналь уксусная кислота хлорэтановая кислота аминоэтановая кта
алкан алкен алканол алканаль карбоновая кислота хлоркарбоновая кислота аминокислота
1 C2H6 → C2H4 + H2
2 C2H4 + H2O → C2H5 OH
3 C2 H5OH + [O] → CH3CHO + H2O
4 CH3CHO + [O] → CH3COOH
5 CH3COOH + Cl2 → CH2Cl COOH
6 CH2Cl COOH + NH3
2 CH2 – COOH + HCl
NH→
5.Генетическая связь между классами органических и неорганических
веществ.
Задание: Установите соответствие между схемой химического
уравнения и веществом образовавшемся в результате реакции.
Вариант 1
А) С + Х1
Б) 2 СН4
t
t
СН4
Х1 + 3Н2
В) Х1 + Н2
t ,кат.
Х2
Х1
1 С2Н2
2 С2Н4
3 Н2
4 С2Н5ОН
5 С2Н2
Х2
С2Н5ОН
СН3 СОО С2Н5
С2Н4 Г) Х1 + НОН t ,Н
3
РО
4 Х2
Д) СН3СООН + Х1
t,Н
2
SO
4 Х2
Вариант 2
А) СаС2 + 2Х1
Б) Х1 + НОН HgSO4
Х2 + Са(ОН)2
Х2
В) Х1 + Ag2O t, NH3 рр Х2+2Ag
Г) Х1 + CL2
Р Х2 + HCL
Х1
1 С2Н2
2 С3 СООН
3 2Н2 O
4 С LCН2 COОН
5 СН3 COH
Х2
СН3 CОН
С LCН2 COОН
С2Н2
NH2CH2 COOH
СН3 COOH
Х2 +NH4CL
Д) Х1+ 2NH3
Проверка результатов ( А3, Б1, В5, Г2, Д4 )
По ходу проверки задания на доске записывается схема:
1) С СН4 С2Н2 С2Н4 С2Н5ОН СН3 COO С2Н5
2)СаС2 С2Н2 СН3 COH СН3 COОH С LCН2 COОН NH2CH2 COOH
Какая закономерность прослеживается при выполнении
задания?
Вывод: между органическими и неорганическими веществами
существует генетическая связь.
Контроль знаний:
1. Задание:
А) Fe2О3; FeCl3; Fe; Fe(ОН)3
Б) S; Н2SО3; SО2; K2SО3
• Дайте названия каждого вещества в группе А и Б.
• Назовите классы веществ, к которым эти соединения относятся?
• Составьте генетические ряды железа и серы.
2.Осуществить превращения:
С3Н8 С3Н6 С3 Н7COОH СН3СН2 СОН СО2
3. Осуществить превращения:
СаС2 С2Н2 СН3 COH СН3 COОH С LCН2 COОН NH2CH2 COOH
4.Установите соответствие между формулами исходных веществ и
продуктов реакции:
Формулы исходных веществ Формулы продуктов
1)NaOH+ CO2 A) NaOH + H2
2)NaOH +CO2 Б) Na2CO3 + H2O
3)Na + H2O В) NaHCO3
4)NaOH + HCl Г) NaCl + H2O
Формулы исходных веществ Формулы продуктов
1)Fe + Cl2 A) FeCl2
2)Fe + HCl Б) FeCl3
3)FeO + HCl В) FeCl2 + H2
4)Fe2O3 +HCl Г)FeCl3 + H2
Д) FeCl2 + H2O
Е ) FeCl3 + H2O
5 Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:
Э→ 2О5
Н→ 3ЭО4
Э
а) N б) Mn в) P г) Cl
→ Na3ЭO4
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повторить материал.
Лекция по химии" Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ"
Лекция по химии" Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ"
Лекция по химии" Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ"
Лекция по химии" Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ"
Лекция по химии" Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.