Лекция по обществознанию на тему: «Экономика потребителя».
Оценка 4.9
Лекции
docx
обществознание
Взрослым
05.03.2018
Данная лекция разработана по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Потребитель имеет право на приобретение безопасного товара, отвечающего санитарным нормам, на информацию о его ка¬честве и свойствах. На упаковке должны быть указаны состав про¬дукта, производитель и его координаты. Если товар продается без упаковки (например, вразвес), то необходимую информацию дол¬жен предоставить продавец.
лекция Экономика потребителя..docx
Лекция по обществознанию на тему «Экономика
потребителя»
(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)
Потребление — завершающий этап хозяйственной деятельности. Оно представляет собой
использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей. В течение всей жизни люди
приобретают множество товаров и услуг, каждый раз выступая потребителями.
Потребитель — это человек, который приобретает товары и услуги для
удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли. Непосредственными
потребителями выступают только взрослые члены общества, которые получают доход. Но у
детей также есть потребности, которые надо удовлетворять. Иногда ребенок не может в силу
возраста осознать свои потребности. За него решают родители, которые покупают ему
одежду, обувь, водят в различные кружки, секции и т.д. Таким образом, в процессе
потребления, прямо или косвенно, принимают участие все члены общества независимо от
индивидуальных признаков.
Потребитель имеет право на приобретение безопасного товара, отвечающего санитарным
нормам, на информацию о его качестве и свойствах. На упаковке должны быть указаны
состав продукта, производитель и его координаты. Если товар продается без упаковки
(например, вразвес), то необходимую информацию должен предоставить продавец.
В случае приобретения некачественного товара можно выбрать следующие варианты
решения проблемы:
1)потребовать устранения недостатков товара. Продавец дол жен исправить недостатки
(произвести ремонт) в течение 20 дней. Если речь идет о товаре длительного пользования
(телевизор, холодильник), то продавец должен предоставить потребителю аналогичный товар
в пользование на время ремонта;
2)договориться с продавцом о снижении цены на товар, для чего предусматривается срок
в 10 дней;
3)заменить некачественный товар на аналогичный качественный, на что отводится 7 дней;
4)заменить некачественный товар на товар другого вида, компенсировав разницу в цене.
Если же товар просто не подошел потребителю, то в течение 14 дней он может вернуть его
продавцу при условии, что внешний вид товара не испорчен и на него имеется чек. Наличие
чека подтверждает то, что товар куплен именно у этого продавца.
Конечно, это не все возможные варианты действий потребителя.
Подробное их
рассмотрение содержится в Законе о защите прав потребителей. В соответствии с
российским законодательством если нарушитель (например,
недобросовестный
производитель или продавец) не хочет соблюдать права потребителя, последний может
обратиться в суд.
Важную роль в выборе товара потребителем играют его доходы, т.е. сумма денежных
средств и материальных благ, полученных за определенный промежуток времени. Роль
доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня
доходов.
Доходы делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы включают все
поступления денег (оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии,
стипендии, пособия, средства от продажи продукции сельского хозяйства и различных
изделий и др.). Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними
хозяйствами для собственного потребления.
Кроме того, доходы делятся на ряд видов. Совокупные доходы представляют собой
общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с
учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.
Номинальные доходы — это сумма денежных доходов без вычетов налогов. Располагаемые
доходы — это средства, используемые населением для потребления и сбережения. Они высчитываются как разница номинальных доходов и налогов. Для определения динамики
располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы»,
рассчитываемый с учетом изменения розничных цен.
Один из наиболее распространенных источников доходов — заработная плата.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная зарплата — это сумма
денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
Реальная зарплата — это номинальная заработная плата, рассчитанная с учетом изменения
розничных цен. На практике случается так. что номинальная заработная плата повышается, а
реальная — понижается, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная
заработная плата.
Существуют повременная и сдельная формы оплаты труда. При повременной оплате
заработная плата работника зависит от отработанного им времени и его оклада. Сдельная
форма предполагает оплату труда работников по количеству произведенной продукции
требуемого качества. Премиальная форма предусматривает дополнительную оплату к
повременному или сдельному заработку за добросовестное выполнение своих трудовых
обязанностей или за перевыполнение плана.
Средняя заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума. Он
представляет собой такой уровень дохода, который позволял бы поддерживать минимальный
уровень жизни, т. е. удовлетворять минимальные потребности неквалифицированного
работника и его иждивенцев. Прожиточный минимум исчисляется по так называемой
потребительской корзине, в которую входит перечень необходимых товаров и услуг.
Основную часть потребительской корзины составляют расходы на питание, необходимые
непродовольственные товары и коммунальные услуги. Сумма прожиточного минимума
устанавливается в России законодательным порядком.
Субъекты федерации могут
устанавливать свой прожиточный минимум, но он не должен быть ниже федерального. У
людей, получающих доход ниже прожиточного минимума, самый низкий уровень жизни — за
чертой бедности.
Уровень получаемых от зарплаты доходов напрямую зависит от ситуации на рынке труда,
который определяет стоимость рабочей силы, условия найма, условия труда, возможность
профессионального обучения и др. Рынок труда отражает занятость населения, динамику
безработицы и мобильность рабочей силы. Рынок труда также подчиняется законам спроса и
предложения, но в то же время имеет ряд отличий от товарных рынков. На него оказывают
влияние демографические факторы (уровень рождаемости, темпы роста трудоспособного
населения), половозрастная структура общества, степень экономической активности
различных групп трудоспособного населения, иммиграция рабочей силы из других стран.
Исследователи отмечают фактическое существование двух рынков труда. Одни из них
включает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и
администраторов, высоко и среднеквалифицированных рабочих. На этом рынке проявляется
высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности
для профессионального роста. Другой рынок охватывает рабочие места, не требующие
специальной подготовки и квалификации. Их занимают работники обслуживания
(официанты, медицинский обслуживающий персонал и т.д.), неквалифицированные рабочие,
низшие категории служащих. Для этого рынка характерны высокий уровень безработицы и
текучести кадров, слабые карьерные перспективы.
Важнейшей категорией рынка труда выступает занятость — деятельность людей,
приносящая им трудовой доход. Занятыми считаются все лица, которые работают по найму,
занимаются предпринимательством, военнослужащие, учащиеся, а также те, кто временно
отсутствует на работе по причине болезни, отпуска и других обстоятельств.
Если часть трудоспособного населения (рабочей силы) не занята в общественном
производстве, то такое явление называется безработицей. С точки зрения рынка труда
безработица представляет собой превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
К безработным относятся те трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, обращаются в службу занятости и иные организации в целях поиска работы и
готовы приступить к ней. Лица, зарегистрированные в органах государственной службы
занятости, имеют официальный статус безработного.
Безработным может стать человек, потерявший работу в результате увольнения,
добровольно оставивший работу, впервые пришедший на рынок труда или пришедший после
перерыва. Другими причинами безработицы может быть сокращение штата работников.
ликвидация организации, конкуренция на рынке труда, общий спад производства, внедрение
трудосберегающих технологий, спрос на более высококвалифицированных работников,
отсутствие образования по востребованной профессии.
Выделяют безработицу добровольную н вынужденную. Добровольная безработица
зависит от самого человека, например, когда он не хочет приступать к низкооплачиваемой
работе. Вынужденная безработица объясняется объективными причинами.
Существуют несколько видов безработицы. Структурная безработица возникает изза
несоответствия спроса и предложения на рынке труда, например на одну профессию есть
спрос, а на другую — нет. Фрикционная безработица связана с добровольным переходом
человека с одной работы на другую в целях поиска лучших условий труда. Близко к ней
стоит сезонная безработица, возникающая в определенное время года. Циклическая
безработица является следствием низкого спроса на рабочую силу во всех отраслях
экономики в период экономического спада.
Выделяют также частичную, скрытую, застойную, технологическую безработицу. При
частичной безработице трудящийся изза небольшого объема работы вынужден работать
неполный рабочий деть. Скрытая безработица возникает в условиях неэффективного
использования рабочей силы. Застойной называется безработица, распространенная среди
определенной категории работников в течение длительного времени. Технологическая
безработица связана с вытеснением из производства труда человека в связи с заменой его
работой машин под влиянием научнотехнического прогресса.
Государство не заинтересовано в увеличении числа безработных, поэтому оно уделяет
большое внимание регулированию рынка труда: принимает меры по увеличению числа
рабочих мест, реализует программы по профессиональной переподготовке работников,
содействует найму работников через органы службы занятости, выделяет средства на
пособия по безработице.
Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает служба
занятости. Она представляет собой специальное учреждение,
осуществляющее
посреднические функции на рынке рабочей силы. Основные направления деятельности служ
бы занятости составляют регистрация безработных, регистрация вакантных рабочих мест,
трудоустройство безработных и других лиц. желающих получить работу, изучение
конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, тестирование лиц, желающих
получить работу, профессиональная переподготовка безработных, выплата пособий по
безработице.
Наряду с государственными структурами на рынке труда действуют частные фирмы,
занимающиеся трудоустройством граждан.
Правовое регулирование занятости и безработицы в Российской Федерации
осуществляется на основании Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в
редакции от 29.12.2001 г.). Решение о признании граждан безработными принимается центром
занятости не позже 11 календарных дней с момента предъявления всех необходимых
документов. Безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов
работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной
подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости
одновременно с решением о признании гражданина безработным. Центр занятости, в котором
зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения предложить ему
два варианта подходящей работы. а впервые ищущему работу, не имеющему профессии. —
два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. Если гражданин не имеет необходимой профессиональной квалификации, то ему может быть
предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по
направлению службы занятости.
Вопросы и задания
1. Кто считается потребителем?
2.В чем заключаются права потребителя?
3.Какие возможны действия потребителя в случае покупки некачественного товара?
4.Какую роль в поведении потребителя играют его доходы? Какие выделяют виды
доходов?
5.Охарактеризуйте заработную плату как вид дохода. Какие бывают виды зарплаты?
6.Какие существуют формы оплаты труда?
7.Что такое прожиточный минимум? Как он определяется? Выясните, какая сумма
прожиточного минимума установлена сейчас в России, в вашем регионе.
8. Что выступает в качестве спроса и предложения на рынке труда? Какое место на
рынке труда занимает занятость?
9. Кто считается безработным? По каким причинам человек может стать безработным?
10. Какие виды безработицы существуют?
11. Какие органы осуществляют трудоустройство? Какую роль среди них играет
государственная служба занятости?
Лекция по обществознанию на тему: «Экономика потребителя».
Лекция по обществознанию на тему: «Экономика потребителя».
Лекция по обществознанию на тему: «Экономика потребителя».
Лекция по обществознанию на тему: «Экономика потребителя».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.