Лекция по обществознанию на тему: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.9
Лекции
docx
обществознание
Взрослым
08.03.2018
Данная лекция разработана по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма государства — это система организации государственной власти и ее устройство. Форма государства неразрывно связана с его сущностью и содержанием. На протяжении развития истории форма государства подвергалась различным изменениям под влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов. Менялось и представление о понятии «форма государства». В современной науке под категорией формы государства понимают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений нейтральной и местной власти, методы осуществления уп¬равленческой деятельности государства.
лекция Форма правления.docx
ЛЕКЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ»
(ПО УЧЕБНИКУ ВАЖЕНИНА А.Г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО)
Форма государства — это система организации государственной власти и ее
устройство. Форма государства неразрывно связана с его сущностью и содержанием. На
протяжении развития истории форма государства подвергалась различным изменениям под
влиянием социальноэкономических, политических, идеологических факторов. Менялось и
представление о понятии «форма государства». В современной науке под категорией формы
государства понимают особенности внутренней организации государства, порядок
образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение
власти и характер взаимоотношений нейтральной и местной власти, методы осуществления
управленческой деятельности государства.
В соответствии с таким подходом выделяют три составляющих формы
государства: форму правления, форму государственного устройства и форму
политического (государственноправового) режима.
Понятие «форма государства» имеет не только теоретическое, но и практическое
значение. От того, как организована и функционирует государственная власть, каковы ее
отношения с населением, зависит эффективность государственного управления обществом,
престиж правительства, стабильность правопорядка, реализация прав и свобод граждан.
Форма правления означает способ организации верховной государственной власти,
структуру высших органов государства, порядок их образования, срок полномочий,
распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с
населением и степень его участия в формировании органов власти.
В зависимости от того, как осуществляется власть — единолично и наследственно или
коллегиально и на выборной основе, различают две формы правления: монархию и
республику.
Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть
осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает
ответственности перед населением.
Переход власти не по наследству происходит в случае прерывания династии либо в том
случае, когда законодательством предусмотрено избрание монарха (например, Речь
Посполитая в XVI — ХVII вв.).
Монарх олицетворяет собой государство, действуя во внутренней и внешней политике от
своего имени.
Монархии существовали на всех этапах развития государственности.
В период
рабовладения в странах Востока преобладали деспотические монархии (восточная
деспотия), существовавшие в государствах азиатского способа производства и
отличавшиеся практически неограниченной властью монарха (деспота), личность которого
обожествлялась.
Античную форму монархии представляла Римская империя (I в. до н.э. — V в. н.э.). В
ходе ее развития постепенно ликвидировались республиканские институты, и власть монарха
приобрела неограниченный характер.
В период Средневековья феодальные монархии прошли три этапа развития.
Раннефеодальная монархия возникла в ходе разложения родового строя. Она
характеризуется слабостью центральной власти, сохранением пережитков родоплеменных
отношений, личной зависимостью глав регионов (вассалов) от монарха (сюзерена).
Основанные на остатках родового строя отношения личной зависимости со временем
утрачивали силу, что неизбежно вето к дроблению государства на мелкие территориальные
единицы (княжества, герцогства, графства и др.). Сословнопредставительная монархия образуется вследствие преодоления периода
раздробленности и формирования единых государств. В условиях слабости центральной
власти монархам требовалась поддержка основных групп населения — сословий. Возникали
сословнопредставительные органы, имеющие совещательный характер и ограничивающие
власть монарха в законодательной сфере (Генеральные штаты во Франции, Парламент в
Англии, Земский собор в России). По мере формирования разветвленного чиновничье
бюрократического аппарата и укрепления центральной власти монарх переставал нуждаться
в сословнопредставительных учреждениях. Происходил переход от сословнопред
ставительной монархии к абсолютной.
Абсолютная монархия характеризуется усилением власти монарха, который
сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной
власти, опираясь на полицию, армию, бюрократический аппарат. В период абсолютизма
начинается процесс разложения феодального строя и зарождения буржуазных отношений.
Противоречия между молодой буржуазией и старыми феодальными порядками приводит к
революции, в ходе которой происходит свержение монархии и установление республики
(Франция) или достигается компромисс между буржуазией и феодалами, в результате чего
сохраняется монархия в конституционной форме (Англия).
В науке выделяют неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную)
монархии. Последнюю подразделяют на дуалистическую и парламентарную.
Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха не
ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют
парламент и конституция. Монарх выступает единственным высшим органом
государства. В его лице соединяются все ветви власти. Действия монарха никому не
подконтрольны. Однако эти признаки абсолютной монархии имеют формальное
основание. На деле часто случалось, что формально неограниченный монарх испытывал
сильное влияние со стороны своего окружения в силу состояния здоровья, характера,
возраста. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире
абсолютными монархиями остаются некоторые государства Ближнего Востока,
например Саудовская Аравия. Разновидность абсолютной монархии — теократическая
монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например
Ватикан.
Ограниченная (конституционная) монархия — это форма правления, при которой в
силу основного закона государства — конституции — власть распределена между
монархом и парламентом. В зависимости от объема полномочий этих двух органов
выделяют дуалистические и парламентарные монархии.
В дуалистической монархии парламент имеет законодательные полномочия, монарх
является главой исполнительной власти. Парламент в таких государствах состоит, как
правило, из двух палат. Нижняя палата формируется выборным путем, верхняя назначается
монархом. Кроме того, монарх формирует правительство, которое ему подотчетно, имеет
право вето (неутверждения законов) и право неограниченного роспуска парламента.
Дуалистическая монархия имела широкое распространение в период становления и развития
буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX — начале XX в.).
Современные примеры дуалистической монархии — Марокко и Иордания.
В парламентарной монархии власть монарха значительно ограничена,
законодательная власть полностью принадлежит парламенту.
Правительство
формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские
функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако
фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность
невозможна без согласия парламента. Главой государства выступает не монарх, а глава
правительства. Положение монарха характеризуется выражением «царствует, но не правит».
Тем не менее парламентарная монархия существует во многих современных государствах
(Англии, Испании, Дании и др.). что доказывает ее жизнеспособность. Монарх в этих странах играет роль «символа единства нации», «неподкупного арбитра», стоящего выше
политических страстей.
Республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть
принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и
несущим ответственность перед избирателями.
Республики, как и монархии, существовали в разных типах государства.
Рабовладельческими республиками были Афинская демократическая республика, где
участие в осуществлении власти принимали все свободные граждане, достигшие двадцати
лет, и аристократическая республика (Спарта, Рим), в которой реальными политическими
правами обладала военноземельная аристократия.
В период феодализма республиканская форма правления была малораспространена и
существовала в крупных торговых городахгосударствах, таких как Венеция, Генуя, Любек.
Новгород, Псков и др.
Республика становится одной из основных форм правления буржуазного государства, а
также единственной формой правления государства социалистического типа.
Современные республики разделяются на три основных вида: парламентские,
президентские и смешанные.
Парламентская республика — это форма правления, при которой верховная
государственная власть принадлежит парламенту . Он определяет направления
внутренней и внешней политики государства.
Правительство в такой республике
формируется парламентским путем и несет ответственность перед парламентом. Оно
остается у власти до тех пор, пока пользуется довернем парламента. Если парламент выносит
вотум недоверия правительству, оно обязано уйти в отставку. Президент, являясь главой
государства, не может быть главой правительства. Это означает, что он лишен возможности
направлять деятельность правительства. Полномочия президента хотя и являются формально
обширными, в действительности не могут полностью реализовываться без согласия
правительства и парламента.
Таким образом, в парламентской республике высшая представительная власть реально
контролирует исполнительную, не допуская возможность коррупции и злоупотреблений.
Однако в парламентских республиках часты правительственные кризисы, которые не
способствуют установлению политической стабильности. Примеры парламентских республик
— Италия, Австрия, ФРГ.
Президентская республика — это форма правления, при которой высшим
должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными
властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и
главы правительства. Президент избирается непарламентским путем, чаще всего всеобщим
голосованием. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность.
Президент имеет больше полномочий, чем в парламентской республике. Он определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет право
законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом, является
верховным главнокомандующим, вправе ввести чрезвычайное и военное положение. В
установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и
парламент может отстранить президента от власти (импичмент).
Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наряду с которой в
соответствии с принципом разделения властей осуществляются законодательная и судебная
власти. Такой механизм позволяет эффективно действовать системе сдержек и противовесов
и способствует гармоничному функционированию властей, позволяя избегать произвола со
стороны какойлибо из них, в первую очередь со стороны исполнительной власти. Тем не
Она таит в себе возможность
менее президентская форма правления небезупречна.
конфликта между законодательной и исполнительной властями,
что чревато
конституционным кризисом. Такая ситуация возможна, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным политическим партиям. Классическими примерами
президентской республики служат США и Мексика.
В реальной политической жизни конкретной страны часто складывается ситуация, при
которой возможно появление смешанной республики, сочетающей черты парламентской и
президентской республик. В смешанных республиках президент и парламент в той или иной
мере делят свои полномочия по отношению к правительству. Так, в Российской Федерации
президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции.
Федеральное Собрание и нижняя его палата — Государственная Дума — могут оказывать
воздействие на правительство, контролируя его деятельность. Другим примером смешанной
республики служит Франция.
Сочетание черт парламентской и президентской республик характерно для вновь
образованных государств современности. Это связано со стремлением извлечь все
положительное из традиционных форм республиканского правления. Однако в этом случае
не удается избежать недостатков. Так, стабильность правительства значительно снижается в
связи с усилением контрольных функций парламента. И наоборот, увеличение полномочий
президента влечет за собой уменьшение роли высшего представительного органа власти.
Развитие философской мысли и исторической практики во второй половине XIX—XX вв.
соответствующей
социалистической республики,
вызвало к жизни понятие
социалистическому типу государства.
Теоретические принципы социалистической республики были сформулированы в трудах
основоположников марксизмаленинизма. Утверждалось, что только такая республика
сможет обеспечить полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.
Государственная власть должна суверенно распоряжаться обобществленными средствами
производства и контролировать распределение материальных благ. Органы государства
представляют собой единую систему, в рамках которой сочетаются законодательная и
исполнительная власти. Это позволяет осуществлять контроль за деятельностью
исполнительной власти.
Переход к социалистической республике происходит путем
совершения пролетарской социалистической революции,
в результате которой
устанавливается диктатура пролетариата.
Исторически первым опытом социалистической республики была Парижская коммуна
(1871 г.). Во время ее кратковременного существования был реализован принцип всеобщего
равного избирательного права, устранены привилегии депутатов и введено право их отзыва.
Старый государственный аппарат был полностью заменен новым. В его деятельности
совмещались законодательная, исполнительная и судебная функции.
В результате победы социалистической революции в России в 1917г. быта установлена
Советская республика. По мнению В.И.Ленина, Советы обеспечивают реальное участие
трудящихся в управлении государством при совмещении законодательной и исполнительной
властей. Руководящую роль в организации государственной и общественной жизни играет
партия рабочего класса.
Выборы в Советы сразу после революции и по Конституции 1918г. строились на классовой
основе. Избирательное право имели только трудящиеся. Однако и среди них преимущество
отдавалось рабочим.
Конституция 1936 г. ввела всеобщее избирательное право и отменила классовый принцип в
формировании органов власти, создав единую систему Советов депутатов трудящихся.
Конституция 1977г. изменила название Советов. Они стали называться Советами народных
депутатов и выполнять более широкие полномочия. В действительности власть Советов
часто подменялась властью коммунистической партии.
После Второй мировой войны социалистический строй устанавливается в ряде государств
Восточной Европы, Азии, на Кубе. Форма правления в этих странах получила название
народнодемократической республики. Общие черты ее схожи с признаками Советской
республики. В организации управления отрицался принцип разделения властей, а
государственная власть подменялась властью партократии. В настоящее время социалистические республики продолжают существовать (Куба,
Китайская народная республика, Корейская народнодемократическая республика). Причем
в Китае идет процесс реформ при сохранении социалистического строя. Все это не
позволяет отрицать социалистическую республиканскую форму правления как
нежизнеспособную.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «форма государства».
2. Что такое форма правления?
3. Какие формы правления существуют?
4. Приведите примеры государств из истории и современности, охарактеризовав их по
форме правления.
5. Прочитайте извлечение го произведения древнегреческого философа Демокрита:
«Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие: каждый должен
стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему
приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо
государство, идущее по верному пути — величайшая опора. И в этом заключается все: когда
оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет... Бедность в
демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в
монархии, на столько же, насколько свобода лучше рабства... Закону, правителю и более
мудрому следует повиноваться.
Как он представляет процесс образования государства? Какие формы государства он
выделяет? В чем их достоинства и недостатки? Какие формы государства кажутся автору
наиболее предпочтительными?
6.Разделитесь на три группы. Прочитайте текст и проанализируйте государство с точки
зрения формы правления.
Задание для первой группы
Большинство вавилонских царей (Навуходоносор, Набонид) проявляли интерес к
археологии. Но у царя было много забот по управлению страной. Он должен был надзирать за
высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функции, рассматривать
планы строительства крупных сооружений, а также принимать послов и лиц, приносящих
дань. У царя был большой гарем, в котором жили девушки со всей страны и принцессы из
дальних краев. Царь располагал обширным штатом придворных, на которых он, по своему
усмотрению, мог возлагать различные обязанности. Дела двора контролировали высшие
вельможи. Кроме высших имелись многочисленные средние, мелкие чины.
Задание для второй группы
Б 1850—1860е гг. английские предприниматели укрепили свои позиции в политической
жизни страны. Влияние королевской власти было сведено до минимума. Королева Виктория
(1837—1901 гг. правления) и ее супруг пытались оказывать давление на министров в
интересах торийской знати, вмешивались во внешние дела. Между двумя влиятельными
политическими силами — виги и тори — шла упорная борьба за власть. Эти названия
постепенно стали вытесняться понятиями «консерваторы» и «либералы». Большую роль в
жизни страны играл парламент, где большее количество мест на выборах старались получить
те или иные партии.
Задание для третьей группы
Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев
Волги, от Белого моря до Урала. Много веков тому назад высшим органом ее управления
было вече, на нем рассматривались важные вопросы внутренней и внешней политики.
Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода. Вече
выбирало главу церкви — епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего
внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Важным должностным лицом в
новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирались бояре. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов. Его
дружина поддерживала порядок в городе. Князя предупреждали: «Без посадила тебе, князь,
суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».
Лекция по обществознанию на тему: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» (Проф.-техническое образование)
Лекция по обществознанию на тему: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» (Проф.-техническое образование)
Лекция по обществознанию на тему: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» (Проф.-техническое образование)
Лекция по обществознанию на тему: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» (Проф.-техническое образование)
Лекция по обществознанию на тему: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» (Проф.-техническое образование)
Лекция по обществознанию на тему: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» (Проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.