Лекция по обществознанию на тему: «Мировая экономика» (Проф.-техническое образование)
Оценка 4.6

Лекция по обществознанию на тему: «Мировая экономика» (Проф.-техническое образование)

Оценка 4.6
Лекции
docx
обществознание
Взрослым
06.03.2018
Лекция по обществознанию на тему: «Мировая экономика» (Проф.-техническое образование)
Данная лекция разработана по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Мировая экономика представляет собой сложную систему. На основе обмена товарами, услугами, ресурсами между странами возникают международные экономические отношения. Одна из их разновидностей — международная торговля. Другая — перемещение ресурсов, подразделяющееся на международное движение капитала, международную миграцию рабочей силы и меж¬дународную передачу технологий. Природные ресурсы обладают минимальной степенью мобильности, поэтому участвуют в меж¬дународных экономических связях через изготовленную на их основе продукцию.
лекция Мировая экономика..docx

Лекция по обществознанию на тему «Мировая экономика»

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

 

В широком смысле под мировой экономикой понимается совокупность всех национальных экономик мира. В узком смысле — это совокупность только тех частей национальных экономик, кото­рые взаимодействуют с внешним экономическим миром. Однако эти два понятия мировой экономики все более сближаются, так как в каждой стране остается все меньше отраслей, не связанных с внешним рынком.

Мировая экономика представляет собой сложную систему. На основе обмена товарами, услугами, ресурсами между странами возникают международные экономические отношения. Одна из их разновидностей — международная торговля. Другая — переме­щение ресурсов, подразделяющееся на международное движе­ние капитала, международную миграцию рабочей силы и меж­дународную передачу технологий. Природные ресурсы обладают минимальной степенью мобильности, поэтому участвуют в меж­дународных экономических связях через изготовленную на их ос­нове продукцию.

Международная торговля возникла в глубокой древности, ког­да первые появившиеся на Земле государства стали торговать между собой и с соседними племенами. Со временем в сферу мировой торговли вовлекалось все больше стран и народов. Большую роль в ее развитии сыграли великие географические открытия, а затем, в Новое время — появление машинного производства, более со­вершенных средств транспорта и связи. На процесс формирова­ния всемирного рынка повлияло образование колоний ведущих индустриальных держав, завершившееся в XIX в.

В этот период одновременно с товарами усилилось движение и факторов производства — капитала, рабочей силы, предприни­мательских способностей, знаний. Сначала они направлялись из развитых стран в менее развитые и в колонии, а затем этот про­цесс принял обратное направление (например, движение трудо­вых ресурсов из менее развитых стран в более развитые).

Мировая экономика в ее современном понимании сложилась на рубеже XIX—XX вв. и претерпела в дальнейшем ряд измене­ний. В первой половине XX в. происходило снижение межгосудар­ственной экономической активности вследствие двух мировых войн, революций, различия политических режимов и экономи­ческого кризиса 1930-х гг. В 1950—1970-х гг. усилилась экономи­ческая интеграция, в частности в рамках международных эконо­мических организаций, хотя на взаимоотношения государств, в том числе и в сфере экономики, продолжали оказывать влияние антагонистическая идеологическая и политическая ориентация. На­чиная с 1980-х гг. экономическая и политическая ситуация в мире начата меняться. Развитые страны постепенно вступают в период постиндустриального развития. Большинство социалистических стран перешли к рыночной экономике. На свое место в междуна­родном разделении труда начинают претендовать ранее слабораз­витые в экономическом отношении страны. Все это объективно способствовало интеграции национальных экономик и становле­нию международного рынка.

Как известно, на территории одной страны не могут находить­ся все ресурсы в полном объеме, необходимые для эффективного развития национальной экономики. Поэтому экономика каждой страны специализируется на производстве ограниченного круга продукции. Это, с одной стороны, позволяет совершенствовать технологию и увеличивать производительность труда, а с другой — вынуждает страны обмениваться между собой произведенной про­дукцией. Так возникает международное разделение труда, которое представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг, которыми они обмениваются друг с другом. Участвующим в международном разделении труда странам выгодно не только экспортировать произведенную про­дукцию и импортировать недостающие у них товары, но и при­влекать недостающие факторы производства — капитал, рабочую силу, новые технологии.

Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализацией. Она измеряется рядом показателей. Прежде всего это показатели участия в мировой торговле. Из других пока­зателей интернационализации выделяют долю импорта в рознич­ном товарообороте страны, долю иностранных товаров на внут­реннем рынке, объем экспорта товаров и услуг на душу населе­ния, объем иностранных капиталовложений, их долю в ежегодных инвестициях, долю иностранной рабочей силы в общем числе занятых, долю иностранных патентов и лицензий в общем коли­честве зарегистрированных в стране патентов и лицензий, разме­ры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

Во второй половине XX в. повышался уровень транснационали­зации национальных экономик в результате деятельности трансна­циональных корпораций. К ним относят хозяйственные структу­ры, которые включают «родительские» («материнские») компа­нии и их зарубежные филиалы. Подавляющая часть «родительских» компаний размешается в развитых странах, намного меньше — в развивающихся и в странах с переходной экономикой.

Привлекая ресурсы других стран, транснациональные корпо­рации получают возможность организовать в рамках всей планеты собственную сеть производства и сбыта продукции. Однако инте­ресы транснациональных корпораций не всегда соответствуют ин­тересам национальных экономик. Поэтому их деятельность в не­которых случаях вызывает настороженное отношение со стороны национальных хозяйствующих субъектов и государств.

В современной внешнеэкономической деятельности домини­рует уже не внешняя торговля, а организация производства то­варов и услуг непосредственно на зарубежных рынках. А миро­вой экспорт все чаще становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями транснациональных кор­пораций.

Деятельность транснациональных корпораций все больше пре­вращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, рабо­чей силы и капитала. Подобный процесс называется глобализацией, которая, по сути, представляет собой более высокую стадию интернационализации.

Мировые рынки многих товаров уже поделены транснацио­нальными корпорациями в том смысле, что последние присут­ствуют на большинстве национальных рынков товаров и услуг. В связи с этим ужесточается конкуренция между фирмами раз­ных стран как на международном, так и на местных внутренних рынках.

Глобализация осуществляется прежде всего через регионализа­цию. Под этим термином понимается такая ситуация, когда внеш­неэкономические связи страны ориентированы на свой и сосед­ние регионы. Не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, т.е. срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный ком­плекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Так возникают интеграционные объедине­ния, призванные регулировать процессы экономического взаимодействия между странами данного региона.

Такое положение является доминирующим, но не обязатель­ным. Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, которые находятся совсем в другом регионе.

Меньше всего регионализация проявляется в международной торговле информацией, технологиями и знаниями, так как цент­ры производства и экспорта знаний расположены преимуществен­но в ведущих развитых странах, но этот ресурс необходим сегод­ня всем. В отличие от информации международная миграция рабо­чей силы носит в подавляющем большинстве случаев региональ­ный характер.

На протяжении большей части XX в. государственное регули­рование экономики усиливалось. Однако на рубеже XX —XXI вв. можно заметить обратную тенденцию. Такой процесс получил название либерализации экономической деятельности. Различают внутриэкономическую и внешнеэкономическую либерализацию.

В развитых странах внешнеэкономическая либерализация на­чала сменять внешнеэкономический протекционизм в 1950— 1960-е гг. Это проявилось в более свободном перемещении това­ров, снижении таможенных пошлин. Либерализация коснулась также международного рынка капитала. Упростился не только его ввоз, но и вывоз. Государство все еще сохраняет контроль над миграцией рабочей силы, создавая препятствия для ее притока из-за рубежа. Кроме того, существуют такие отрасли экономики, которые государство никогда не отдаст ни в частные руки. ни. тем более, иностранному капиталу.

Либерализация экономической деятельности привела к преоб­ладанию в мире так называемых открытых национальных эконо­мик. Открытая экономика — это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер экономи­ки. В условиях закрытой экономики большинство рынков и отраслей хозяйства для них недоступно. Мировой опыт показал, что разумная степень открытости национальной экономики способ­ствует притоку инвестиций и, как следствие, экономическому росту.

Однако современную мировую экономику нельзя назвать иде­альной. Человечество уже вплотную столкнулось с глобальными проблемами современности, затрагивающими интересы не толь­ко одной страны, но и всего мирового сообщества.

Демографическая проблема, связанная с несимметричностью прироста населения, усиливает социально-экономические про­блемы в развивающихся странах. Там ощущается как нехватка природных ресурсов, в первую очередь продовольственных, так и, наоборот, переизбыток рабочей силы, численность которой все возрастает. В связи с этим уже сейчас усилился приток трудо­вых ресурсов в развитые страны, хотя их профессиональный уро­вень — довольно низок. По этой же причине не всегда может быть целесообразным вложение капитала и наукоемких технологий в страны периферии.

Современный уровень развития науки и техники позволяет значительно увеличить производство продуктов питания. Для это­го необходимо решить проблему преодоления экономической от­сталости развивающихся стран. Но наделе усиливается тенденция увеличения разрыва в уровне богатства между развитыми и разви­вающимися странами.

Важнейшей глобальной проблемой является экологическая. Истощаются невозобновляемые природные ресурсы, а возобнов­ляемые не успевают пополняться. Для предотвращения вредного воздействия на природу нужны крупные капиталовложения. Некоторые природные объекты, такие как Мировой океан, Антарк­тида, не могут быть экологически защищены силами одного госу­дарства. Для решения глобальных экологических проблем необхо­димо объединить усилия всех стран мирового сообщества. Для этого нужно подчинить хозяйственную деятельность как отдельных го­сударств, так и транснациональных корпораций общим стандар­там и нормам экологической безопасности.

 

Вопросы и задания

1. Чем различается понимание термина «мировая экономика» в широком и узком смыслах?

2 Что такое международные экономические отношения? Каковы их разновидности?

3.      Как развивалась международная торговля в процессе исторического развили человечества?

4.      Когда появилась мировая экономика в современном ее понимании? Что этому способствовало? Какие стадии прошло развитие мировой экономики?

5.      Как и почему возникает международное разделение труда? Проиллюстрируйте это явление конкретными примерами.

6.     Что такое интернационализация? Каковы ее показатели?

7.      Какую роль в мировой экономике играют транснациональные корпорации?

8.      Какова взаимосвязь глобализации и регионализации?

9.      Что такое либерализация экономической деятельности? К каким результатам она приводит?

10.        Как глобальные проблемы современности влияют на развитие мировой экономики?


 

11.        Скачано с www.znanio.ru

Лекция по обществознанию на тему «Мировая экономика» (по учебнику

Лекция по обществознанию на тему «Мировая экономика» (по учебнику

Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализацией

Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализацией

В развитых странах внешнеэкономическая либерализация на­чала сменять внешнеэкономический протекционизм в 1950— 1960-е гг

В развитых странах внешнеэкономическая либерализация на­чала сменять внешнеэкономический протекционизм в 1950— 1960-е гг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018