Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».
Оценка 4.9

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Оценка 4.9
Лекции
docx
обществознание
Взрослым
05.03.2018
Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».
Данная лекция разработана по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Урок отвечает требованиям ФГОС. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: стандартный урок.
лекция производство.docx
Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО» Экономическая   деятельность   напрямую   связана   с   удовлетворением   многообразных,   в первую   очередь   материальных,   потребностей   людей.   С   развитием   общества   и   научно­ технического прогресса круг потребностей расширяется. Материальные   (или   экономические)   потребности   людей   удовлетворяются   через приобретение различных экономических благ, под которыми понимаются материальные и нематериальные предметы и их свойства. На заре развития человечества люди удовлетворяли свои материальные потребности за счет готовых продуктов природы, а с течением времени человек стал преобразовывать то, что давала   ему   природа,   создавать   иные,   отличные   от   природы   предметы.   Таким   образом возникло производство. Экономические потребности человечества обычно превышают возможности производства благ.   Ученые   говорят   даже   о  законе   повышения   потребностей,  который   означает,   что потребности   растут   быстрее   производства   благ.   Это   связано   с   тем,   что   по   мере удовлетворения одних потребностей возникают другие. У людей, живших в традиционном обществе, потребности были небольшими и не выходили за рамки приобретения продуктов первой необходимости — пищи, одежды, жилья. Однако еще в XIX в. экономисты подметили, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Практика подтверждает: с увеличением размера дохода затраты на товары и услуги первой необходимости уменьшаются, а на менее необходимые товары — увеличиваются. Если мы удовлетворили свои потребности в пище и у нас остались деньги, то на них мы купим одежду и предметы первой необходимости. Если и после этого остается некоторая сумма денег, то ее можно потратить на проведение досуга, покупку украшений, бытовой техники и т.д., т.е. на то, без чего человек может, в принципе, обойтись.   Таким   образом,   потребности   безграничны,   а   материальные   блага   ограниченны. Ограниченность   материальных   благ   напрямую   связана   с   ограниченностью   экономических ресурсов. Экономические   ресурсы  —  это   все   то,   что   используется   в   процессе   производства товаров и услуг. Экономические ресурсы называют еще факторами производства. К ним относятся: 1)природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы и т.д.); 2)трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги); 3)капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал); 4)информационные ресурсы (знания, необходимые для экономической деятельности). Природные   и   трудовые   ресурсы   —   это   первичные   факторы   производства,   капитал   и информационные ресурсы — вторичные. К природным ресурсам относится часть природных богатств, которые человек использует в своей экономической деятельности. Для воздействия на   природные   ресурсы   человеку   необходимо   приложить   определенные   умственные   и физические   усилия,   т.е.   использовать   свои   способности   к   труду.   Для   эффективного производства необходим капитал. Он складывается из денег (денежный капитал), вложенных в производство и используемых для покупки машин, оборудования, помещений — средств производства, которые также представляют собой капитал (реальный капитал). Деньги сами по себе могут не быть капиталом. Их необходимо инвестировать в экономику. Инвестирование  —  это   долговременные   вложения   капитала   в   какие­либо   отрасли экономики   как   внутри   страны,   так   и   за   границей.  В   настоящее   время   инвестиции принято делить на три вида: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), например   в   ценные   бумаги,   займы;  инвестиции   в   запасы   материальных   оборотных средств,  например сырье;  инвестиции в основной капитал,  т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения. Последний вид инвестиций называют капитальными вложениями (ка­ питаловложениями). Они включают в себя затраты как на возмещение, так и на прирост основного капитала. Инвестиционные расходы, которые направляются на ремонт и замену износившихся машин и оборудования, зданий и сооружений, называются амортизацией. Ресурсы, выделяемые для строительства   новых   предприятий,   создания   нового   оборудования,   новых   транспортных средств и т.д., называются чистыми инвестициями. Они могут быть вычислены как разница между обшей суммой инвестиций и амортизацией. Все   виды   инвестиций   взаимосвязаны.   Например,   инвестиции   в   финансовые   активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на   расширение   производственных   мощностей,   создание   дополнительных   рабочих   мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование выступает важным средством развития   экономики.   Оно   создает   условия   для   обновления   и   увеличения   производства. Однако инвестиционные вложения возвращаются не сразу, поэтому процесс инвестирования связан с определенным риском для инвестора. В настоящее время, с развитием научно­технического прогресса. все большее значение приобретают информационные ресурсы. Для производства востребованных товаров и услуг необходимы   знания,   управленческие   навыки,   способность   ориентироваться   в   реальной рыночной   ситуации,   умение   правильно   вести   переговоры   с   партнерами,   подобрать   штат квалифицированных   работников   и   т.д.   Вопросами   управления   на   предприятии   может заниматься   сам   собственник   (капиталист,   предприниматель)   или   наемный   работник   — менеджер. Все виды ресурсов не могут существовать отдельно друг от друга, все они взаимосвязаны. Например,   знания   как   экономический   ресурс   способствуют   более   рациональному использованию природных ресурсов, созданию новых материалоемких технологий. Знания связаны с оценкой качества труда и необходимостью повышения квалификации работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования. Знания дают возможность более рационально использовать машины, оборудование и финансовые средства. Экономические ресурсы мобильны, т.е. могут перемешаться в пространстве. Меньше всего мобильны   природные   ресурсы.   Так,   землю   переместить  практически   невозможно.   Тем   не менее   можно   перевозить   добытые   полезные   ископаемые,   лес,   направить   воду   из   реки   по вырытому каналу и т.д. Трудовые ресурсы более подвижны. В поисках работы люди могут переезжать на большие расстояния. Капитал, большей частью денежный, и информация, осо­ бенно в наше время, когда широко распространены электронные средства связи, отличаются наибольшей мобильностью. Взаимосвязь ресурсов и их мобильность связаны с их взаимозаменяемостью. Так, чтобы повысить урожайность, можно расширить посевные площади (природные ресурсы), изменить количество и состав работников (трудовые ресурсы), купить новую технику (капитал) или использовать новые виды семян и удобрений (результаты новых знаний). Однако   взаимозаменяемость   ресурсов   не   бывает   абсолютной.   Нельзя   бесконечно использовать   ручной   труд,   заставляя   работников   трудиться   в   две­три   смены.   Нельзя расширять   посевные   площади   без   внесения   удобрений,   иначе   земля   истощится.   Поэтому предприниматель   вынужден   отыскивать   наиболее   рациональную   комбинацию   ресурсов   с целью   большей   эффективности   своей   деятельности.  Экономическая   эффективность  — это  получение максимума   возможных   благ   от   имеющихся   ресурсов.  Для   этого   нужно постоянно   сопоставлять   полученный   результат   (количество   продукции)   и   произведенные затраты. Любой человек, будь это производитель или потребитель, стремится действовать в экономической   сфере   рационально,   т.е.   стремится   увеличить   выгоду   при   наименьших затратах. При расчете эффективности производства соизмеряются затраты одного вида или всех ресурсов   с   полученной   выгодой.   Поэтому  показателей   эффективности   производства может быть много. Например,  производительность труда  (средняя стоимость продукции, произведенной   одним   работником),  материалоемкость  (расход   природных   ресурсов   на единицу   продукции),  капиталоемкость  (использование   капитала   для   производства продукции).  Сопоставление   стоимости   произведенной   продукции   со   стоимостью   всех использованных ресурсов называется рентабельностью. Усилению   эффективности   и   рентабельности   производства   способствует  разделение труда, т.е. разделение производства продукции на этапы, которые выполняются отдельными работниками,   предприятиями   и   их   подразделениями,   отраслями,   регионами   страны   и странами.   В   зависимости   от   субъектов   различают   профессиональное,   межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. В зависимости   от   этапов   производства   различают   также   разделение   труда   подетальное   и поузловое.   т.е.   изготовление   элементов   готового   продукта.   В   ходе   разделения   труда субъекты производства создают часть изделия или специфический вид продукции. Изготовление   отдельных   продуктов,   основанное   на   разделении   труда,   называется специализацией.  Специализируясь   на   производстве   того   или   иного   продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему экономические ресурсы. Кроме того, специализация позволяет максимально улучшить навыки по производству определенного товара и тем самым повысить его качество. Проявлением специализации выступает разделение производства на отрасли, т.е. группы предприятии   (фирм),   производящих   однородную   продукцию.   Отрасли,   с   одной   стороны, делят   на   подотрасли,   а   с   другой   —   группируют   в   народнохозяйственные   комплексы: топливно­энергетический,   агропромышленный   и   т.д.   Кроме   того,   в   науке   весьма распространено   деление   экономики   на   секторы:   первичный,   вторичный   и   третичный. Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Вторичный составляют промышленность и строительство. К третичному сектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства. Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы хотя такое деление довольно условно. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый — призван обслуживать реальный сектор. Основное   звено   рыночной   экономики   составляет  предпринимательство  — самостоятельная   хозяйственная   деятельность   отдельных   людей   и   их   объединений, направленная   на   получение   прибыли.  Некоторые   экономисты   называют предпринимательство особым экономическим ресурсом. Прибыль  есть цель и одновременно мотив предпринимательской деятельности. Прибыль — это важнейший показатель результатов хозяйственной деятельности. Она представляет собой разницу между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию. Для   того   чтобы   получить   прибыль,   предприниматель   должен   сориентироваться,   какой продукт   производить,   как   организовать   производство   и   как   снизить  себестоимость   ­ совокупную сумму затрат на единицу продукции. Себестоимость может быть снижена за счет рационального   использования   всех   ресурсов.   Чем   больше   будет   разница   между себестоимостью и ценой товара, тем больше будет прибыль, и наоборот. Продажа товара по себестоимости не позволит предпринимателю расширять производство, использовать более новое оборудование. А падение цены ниже себестоимости сделает невозможным выплату работникам   зарплаты,   ремонт   оборудования   и   приведет   в   конечном   итоге   к   разорению предпринимателя. В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть. Чтобы   стать   предпринимателем,   нужно   не   только   обладать   необходимым   капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений,   ответственность   за   их   реализацию,   способность   идти   на   обоснованный   риск. Последнее   качество   необходимо   в  условиях   конкуренции.   Если   вложить   деньги   в   новое, ранее   неизвестное   дело,   сложно   предсказать,   какой   будет   результат.   Тем   не   менее   если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получение прибыли.   Противоречия, Сущность производства нельзя полностью понять без характеристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производства: рабочую силу, орудия труда, технологии.  Производственные отношения  — это отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Производительные силы   и   производственные   отношения   находятся   в   тесной   взаимосвязи.   Однако производительные   силы   более   динамичны,   развиваются   быстрее   производственных отношений.   вызванные   несоответствием   производительных   сил производственным   отношениям,   влекут   за   собой   изменение   последних.   Таким   образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производительные силы. Смена производственных отношений может происходить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладельческих производственных   отношений   феодальными,   а   несоответствие   феодальных   отношений развивающемуся   капитализму   способствовало   победе   буржуазных   революций.   Таким образом,   производительные   силы   и   производственные   отношения   в   совокупности представляют движущие силы экономического развития общества. Вопросы и задания 1. В чем выражаются материальные потребности? Какую роль в их удовлетворении играет производство? 2. В   чем   состоит   закон   повышения   потребностей?   Подтвердите   его   на   конкретных примерах. каждый из них? 3. В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и типом покупаемых товаров? 4. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет 5. Что такое инвестирование? Какие бывают виды инвестиций? 6. Почему в настоящее время большую рать в экономике стали играть информационные ресурсы? 7. Приведите примеры взаимосвязи ресурсов. 8. Что такое экономическая эффективность? Как она рассчитывается? 9. Какую роль в экономике играют разделение труда и специализация? 10. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Какие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятельности? 11. В чем состоит взаимосвязь производительных сил и производственных отношений? 12.   Прочитайте   высказывание   А.Смита:   «Предприниматель   имеет   в   виду   лишь   свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».

Лекция по обществознанию на тему «ПРОИЗВОДСТВО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018