Лекция по психологии "Эмоции"
Оценка 5

Лекция по психологии "Эмоции"

Оценка 5
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
21.01.2017
Лекция по психологии "Эмоции"
Количество часов: 2 часа лекции Задачи: Обучающая: дать знания об эмоциональной жизни личности, охарактеризовать эмоции, их виды и их функции в жизни человека, дать определение понятиям «тревога» и «страх», описать их механизмы, описать защитные механизмы и совладающее поведение. Развивающая: содействовать развитию умения анализировать и свободно выражать свою точку зрения на протяжении лекции, развивать логическое мышление. Воспитывающая: содействовать развитию у студентов интереса к своей профессии. ПЛАН: 1.Эмоции и их функции в жизни человека 2. Виды эмоций. Понятия тревоги и страха 3.Защитные механизмы и совладающее поведениелекция
лекция по психологии.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: «Педагогическая психология»

 

Специальность: «Психология»

 

Количество часов: 2 часа лекции

 

Задачи:

Обучающая: дать знания об эмоциональной жизни личности, охарактеризовать эмоции, их виды и их функции в жизни человека, дать определение понятиям «тревога» и «страх», описать их механизмы, описать защитные механизмы и совладающее поведение.

Развивающая: содействовать развитию умения анализировать и свободно выражать свою точку зрения на протяжении лекции, развивать логическое мышление.

Воспитывающая: содействовать развитию у студентов интереса к своей профессии.

Форма организации обучения: лекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.

2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. 528 с.

4.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с. Статьи: "Механизмы защиты". С. 227-230, "Сигнал тревоги". С. 459-460, "Символ мнесический". С. 460, "Страх автоматический". С. 508-509, "Страх перед реальностью". С. 509-510.

5.Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО "МОДЭК", 1995. С. 15-38.

6.Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Карвасарского Б.Д. СПб.: Питер, 1998. 752 с.

7.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

 

План:

1.Эмоции и их функции в жизни человека…………………………………..4

2. Виды эмоций. Понятия тревоги и страха………………………………….11

3.Защитные механизмы и совладающее поведение…………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ(3 МИН.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие.

У вас, уважаемые студенты, накоплен большой опыт в изучении различных категорий психологической науки. Сегодня мы с вами начинаем изучать тему:  Эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение»

Я вам сейчас даю задание продумать,  что такое эмоции и насколько они важны в жизни человека.

 После обсуждения       предлагается студентам самим сформулировать понятие эмоций.

 

На листках бумаги студенты помечают свои ассоциации.

Студенты дают предположения об эмоциях,  затем обсуждаются ответы, студенты предлагают свое определении эмоций, затем говорят о роли эмоций в жизни человека

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ(70 МИН.)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

1.Эмоции и их функции в жизни человека

Вы, конечно, отвечали все правильно, а теперь послушаем мое определение эмоций.

Эмоции- повседневный спутник человека, оказывающий влияние на все его дела и мысли. Несмотря на ежедневное переживание разнообразных эмоций, мы не слишком хорошо знаем их нравы и редко можем предвидеть, когда они появятся, когда покинут нас, когда помогут, а когда станут помехой.

          Существуют разные точки зрения на природу и значение эмоций. Одни авторы (Даффи, Линдсей) полагают, что можно обойтись без самого понятия "эмоция", заменив его термином "активация". Другие утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека (Томкинс).

Есть мнение, что эмоции - это кратковременные состояния, наряду с пониманием их как феноменов, сопровождающих человека ежеминутно. Функции эмоций также трактуются неоднозначно. Так, Арнольд, Лазарус приписывают им разрушительную и дезорганизующую силу, полагая, что они являются источником психосоматических заболеваний, а Изард, Маурер и Томкинс отводят им позитивную роль в организации поведения.

Такое разнообразие представлений о сущности и функциях эмоций вызвано в первую очередь с тем, что они связаны с другими системами, прежде всего:

-гомеостатической (эндокринной, сердечно-сосудистой),

-мотивационной (системой потребностей, мотивов, целей),

-перцептивной (восприятием человеком мира),

-когнитивной (обработкой и оценкой информации, мыслительными процессами),

-моторной (двигательные реакции и поведение).

При сопоставлении эмоций и мотивации, они нередко рассматриваются как явления одного порядка (например, эмоция как первичная мотивационная система) или даже идентичные феномены.

          Есть мнение (Я. Рейковский), что эмоции и мотивация сопоставимы с двумя формами регуляции деятельности. Эмоции относятся к реактивной форме регуляции поведения, способны актуализироваться под воздействием стимулов, а мотивация - к активной (целенаправленной) форме организации деятельности, к актуализации действий, направленных на достижение цели.

          Под эмоциями понимают процессы, отражающие в форме переживания личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку.

При описании и объяснении эмоциональных состояний обычно выделяются такие компоненты:

1.Нейрофизиологический аспект эмоций - электрохимическая активность мозга.

Обеспечивает генетическую обусловленность эмоций. Именно этот аспект эмоциональности определяет научное мнение, согласно которому, эмоции - это формально-динамические  характеристики психики, формирующиеся под влиянием общей конституции и не влияющие на содержание деятельности. Как формально-динамические особенности они, в совокупности со скоростью и пластичностью, входят в структуру темперамента. В качестве отдельного компонента (наряду с содержательными особенностями психики) они составляют характер. Базовые эмоции обеспечиваются нейронными программами, генетически детерминированы.

2.Экспрессивный аспект - мимическая активность, пантомимика, висцерально-эндокринные и голосовые реакции.

3.Чувственный аспект - переживание, имеющее непосредственную значимость для субъекта, отражение в сознании важности происходящих с человеком событий.

Экспрессивный и  чувственный аспекты переживаний обеспечивают их социо-культурную вариативность, разнообразие проявлений фундаментальных эмоций, детерминированных культурными традициями и нормативами поведения, а также значительный разброс в том, какие жизненные события вызывают эмоцию, т.е. в предмете переживания.

Если первый аспект соотносится с индивидными, то второй и третий - с личностными свойствами субъекта. Именно поэтому эмоциональность рассматривается нами как одна из проблем психологии личности.

          Следующий пример показывает, что эмоции, действительно, представляют собой реакции, типичным образом проявляющиеся у разных людей при одновременном их индивидуальном оформлении, детерминированном жизненным опытом человека и его потребностями. "Когда мы на затемненной поверхности видим цвета спектра или когда слышим в тишине красивые аккорды, когда в безопасном месте быстро и плавно съезжаем в хорошем автомобиле с небольшого холма, когда на свежем воздухе потягиваемся со сна или достигаем цели в не очень утомительных состязаниях, когда наше лицо ласкает теплый ветер, когда мы вдыхаем аромат только срезанных роз… - во всех столь различных случаях мы испытываем нечто общее. Это нечто мы называем удовольствием. Точно так же, когда на красных обоях мы видим узор канареечного цвета, когда громко и фальшиво играют на расстроенном пианино или царапают ногтем по сухой стене, когда кто-нибудь постукивает зубами о край стакана, когда мы вынуждены сидеть или стоять несколько часов в одной и той же неудобной позе, когда нам за шиворот капает грязная и холодная вода - в этом ряду сложных и столь различных переживаний мы можем заметить нечто общее - страдание"

В соответствии с тремя аспектам эмоций выделяются следующие показатели эмоционального процесса:

1.эмоциональное возбуждение (уровни активации);

2.направленность;

3.валентность эмоции.

Эмоциональное возбуждение является энергетической детерминантой поведения. Возбуждение слабой (умеренной) силы часто оказывает мобилизующее действие и проявляется в беспокойстве за исход дела, выступая дополнительным мотивационным фактором. Сильное возбуждение дезорганизует поведение. Типичные проявления сильного возбуждения отражают неодинаковое влияние на отношение субъекта к результатам собственной деятельности. Так, тревожность - это избыточная неуверенность в успехе, вызванная интерпретацией ситуации как неопределенной и угрожающей; беспечность - избыточная уверенность в успехе; отчаяние - проявление уверенности в неуспехе действия.

Уровнями эмоционального возбуждения, согласно Рейковскому, являются:

кома => сон => апатия => сонливость => безразличие => заинтересованность => бодрость => возбуждение => сильное возбуждение => крайнее возбуждение (бешенство, паника, ярость, экстаз).

          Наряду с эмоциональным возбуждением, принято говорить об эмоциональном напряжении как состоянии, характеризующемся повышением уровня уровнем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которое блокируется в экспрессии. Например, ситуация вызывает страх, но исключает бегство, или провоцирует гнев, но делает невозможным его выражение, возбуждает желания, но препятствует их осуществлению, вызывает радость, но требует сохранения серьезности.

          Направленность эмоционального процесса проявляется через отношение субъекта к реальности, к значимому объекту. Эмоции осуществляют обобщенную оценку реальности и являются предформой мышления, где в отличие от последнего они обозначают не только и не столько объективное отношение между предметами, сколько субъективное.

 Эмоции включают в себя:

1) познание объекта (познавательное отношение) и 2) отражение отношения к объекту (субъективное отношение). Нередко направленность соотносят с содержанием, качеством эмоции.

          Валентность, или знак эмоции, определяется соответствием/несоответствием ожиданий и полученных результатов (достижений). С этой точки зрения эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Изард считает это деление условным, поскольку гнев, например, может рассматриваться двояко в зависимости от силы его проявления и содержательного контекста. Говоря о положительных и отрицательных эмоциях, надо иметь в виду, приводят ли они к конструктивному поведению или дезорганизуют его.

          В качестве отдельного фактора эмоциональность входит в структуру характера и определяет типичные для данного человека стили эмоционального реагирования. В.Н. Мясищев называл их эмоциональными отношениями. Несмотря на то, что эмоциональность остается формально-динамической характеристикой психики, она тем не менее отражает и устойчивые личностные особенности. Этот процесс происходит, прежде всего, через индивидуальную, устойчивую систему потребностей и мотивов конкретной личности. А.Н. Леонтьев сказал бы, что эмоция (даже скорее чувство) опредмечивается, становится эмоциональным отношением. Отношение - это всегда отношение к чему-то определенному, к предмету, событию, факту, другой личности, другим людям, которые имеют для субъекта определенную ценность и значимость.

         Основными функциями эмоций являются: оценочная, дезорганизующая, побуждение, и регулирующая .

1.ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ.

Способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются, например, развивающиеся по отношению к ним ориентировочно - исследовательские процессы), ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

2.ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ (мотивирующая роль эмоций).

Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ “аварийного” разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.

Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны “навязать” человеку определённые поступки, при чем даже когда они для него нежелательны.

3.ДЕЗОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность).

Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.

Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной, например, когда от серьёзной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности эмоций.

4.РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.

1)Эта функция обсуждается под разными названиями:

закрепления – торможения, следообразования, подкрепления.

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний.

2).Эвристическая функция.

Эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию (Тихомиров, Виноградов, 1969г.).

В отношении этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.

Сравнивают понятие, приведенные студентами и преподавателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студенты записывают определение, функции эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лектор рассказывает примеры (студенты по желанию могут записать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студенты записывают показатели эмоционального процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. Виды эмоций. Понятие тревоги и страха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Защитные механизмы и совладающее поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап.

(7мин.)

Согласно Лазарусу, можно выделить 16 различных эмоций, из них 4 - положительные, 9 - отрицательные и 3 эмоции - надежда, сострадание и благодарность - смешанные.

Какие вы знаете положительные эмоции?

 

Положительными эмоциями являются:

-счастье- переживание успешно осуществляемой реализации цели;

-гордость - усиление идентичности вследствие получения ценного результата;

-облегчение - снятие напряжения, возникшего при достижении цели;

-любовь - желание или переживание привязанности.

Какие вы знаете отрицательные эмоции?

 

Отрицательными эмоциями являются:

-гнев - эмоциональная реакция на оскорбление, обиду, направленная против личности;

-испуг - реакция на значительную физическую опасность;

-вина - переживание, возникшее вследствие нарушения границ моральных норм;

-стыд - переживание невозможности жить в соответствии с идеальным Я;

-печаль - переживание безвозвратной потери;

-зависть - желание чего-либо, что есть у другого;

-ревность - угроза потерять любовь и привязанность другого;

-отвращение - действие и противодействие неприятному объекту или идее;

-страх - реакция на неопределенную ситуацию и ситуацию реальной угрозы.

Что такое страх?

       

  Страх - это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность. Обычно эмоции трудно объяснить понятийно. Привычным приемом остается выражение эмоционального состояния через описание сопутствующих им телесных ощущений. "Страх характеризуется следующими переживаниями и поддающимися проверке процессами: он ощущается физически…; во всем теле отмечается некое неопределенное внутреннее напряжение. Это чувство напряжения может с той или иной степенью отчетливости концентрироваться в области живота. Если человек испытывает страх, всякого рода судорожное сжатие органов можно "объективно" зарегистрировать с помощью приборов, то есть сделать его доступным для органов чувств. Наблюдаются головокружение, дурнота вплоть до рвоты, дрожь в конечностях, обильный пот, учащенное сердцебиение, возбужденное дыхание, понос. Чем сильнее и неожиданнее состояние страха, тем отчетливее переживается внутреннее напряжение; иногда оно бывает настолько сильным, что причиняет боль".

          Страх представлен не только благодаря возможности его объективации в телесных ощущениях, но и в силу его психологического обоснования, данного, прежде всего, самим Фрейдом. До сих пор сохраняет свое первоначальное значение понятие сигнального страха, введенное Фрейдом.

          Первая теория страха, разработанная З. Фрейдом, изложена в работе о неврозе страха в 1895 г. В данном варианте подобное специфическое переживание было названо им страхом перед влечением. Страх понимался как переживание, которое возникает от избытка сексуальных веществ, оказывающих токсическое воздействие в результате застоя. Это - превращение переизбытка бессознательной либидинозной энергии в страх. "Это ощущение превосходства импульса, перед которым человек чувствует себя беспомощным, создает почву для появления страха. Инстинктивные побуждения могут воздействовать как угроза в различных формах. Например, страх может быть связан с тем, что влечение стремится к безграничному удовлетворению и тем самым создает проблемы. Но и сам факт, что человек может утратить контроль над собой, вызывает неприятное ощущение, чувство беспомощности, а в более тяжелых случаях - страх". Позже, во "Введении в психоанализ" он различает реальный страх и страх невротический. Первый возникает на вполне определенную угрозу и является нормальной реакцией организма, связанной с рефлексом самосохранения. "При анализе реального страха мы свели его к состоянию повышенного сенсорного внимания и моторного напряжения, которые мы называем готовностью к страху. Из нее развивается реакция страха".

Невротический страх возникает не столько как следствие невостребованной сексуальной энергии, сколько как результат отделения либидо от вытесненной репрезентации, иными словами, "аффективный заряд, квант энергии, связанный с этим представлением, трансформируется в страх независимо от его качества в условиях нормального проявления".      

   В работе "Подавление, симптомы и страхи" (1920) Фрейд формулирует новые представления о чувстве страха. Эти представления получили название второй теории страха, в которой данный феномен выступает в качестве функции Я. Страх перед влечениями, явившийся главным понятием первой теории, в этой работе был назван автоматическим страхом, который противопоставлялся сигнальному страху, или сигналу тревоги. "Таким образом, с самого начала утверждается, что Я (инстанция) есть реальное местопребывание страха, и предшествующая концепция, допускавшая, что энергия вытесненной потребности автоматически превращается в страх, отвергается".

 Понятие сигнального страха выявляет новую функцию тревоги как побуждения к защите Я. Появление сигнала непосредственно не связано с экономическими факторами, т.е. не вызывается каждый раз как новое явление, а повторяет в виде эмоционального состояния уже существующий след, закрепленный в памяти. Он играет роль "мнесического символа".

        Как вы думаете, понятие страха и тревоги являются словами синонимами? 

 

 

Понятия тревоги и страха  принято различать.

 Страх - реакция на вполне определенную угрозу, объект, который выражается словами "я боюсь того-то".

Тревога - безобъектный страх, который выражается словами "я боюсь, тревожусь". "Если мы воспользуемся определением Фрейда, что страх является сигналом опасности, то тогда следует пояснить, какая угроза или угрозы вызывают чувство страха. При этом мы должны отдавать себе отчет в необходимости различать внутренние или внешние раздражители, которые действительно могут представлять собой угрозу, и раздражители, которые мы сами себе "воображаем" или "представляем" в фантазии".

          Одним из объектов страха являются опасности, которые грозят индивиду извне, угрожают самосохранению организма (дикие животные, явления природы, разъяренный человек и проч.), а также события, которые могут вызвать неприятные ощущения, переживания (голод или жажда, насмешки, экзамен и проч.). При угрозах такого порядка у человека возникает чувство беспомощности и угнетения. Иногда это состояние напряженности и выдается за чувство страха.

          Другим объектом страха может быть опасность наказания или отмщения, которые человек уже ранее переживал в похожих ситуациях. Такое переживание называется страхом перед Супер-эго, иными словами - это страх перед родителями, интернализированными в Сверх-Я в виде феномена совести. Чем больше стремление личности к получению удовольствия, тем сильнее проявляется данный вид страха. Сильное желание может быть удовлетворено с помощью замещающей деятельности путем сублимации.

          Еще один объект страха - чужой человек или неизвестная ситуация. Этот вид страха возникает в связи с ощущением, что неизвестное сопровождается неприятными переживаниями, в первую очередь вызванными тем, что в новой ситуации велика вероятность оказаться во власти инстинктивных побуждений, не контролируемых со стороны Я. К страху перед неизвестным можно в какой-то степени отнести страх смерти и страх отделения. Впервые этот страх появляется у ребенка около восьми месяцев от рождения. Шпитц дал ему специальное название - "дичание", или "тревога восьмимесячных". Он называет его вторым этапом социализации, следующим за первым, которым является улыбка. Страх чужого человека и неизвестной ситуации у взрослого может проявляться в виде страхов чего-то нового, негативных переживаний, возникающих всякий раз, как только предстоит "шагнуть на новую ступень" (ситуация экзамена, выбор профессии, вступление в брак, решение родить ребенка, переход на новую работу, переезд, выход на пенсию и др.).

          Страх утраты любви постоянно описывался Фрейдом начиная с его работ "Я и Оно" (1923). В первую очередь речь идет о страхе утраты матери, которая является для ребенка источником удовлетворения его самых разных потребностей - в самосохранении, в физическом комфорте, в кинематической подстройке, в привязанности, в цеплянии и проч. Тесная симбиотическая связь с матерью воспринимается младенцем как единое целое, в котором пока еще не выделяются отдельные фигуры - Я сам и моя мать. Ощущение симбиоза может переживаться как страх потери собственного Я в связи со страхом утраты матери. Страх утраты собственного Я называется экзистенциальным страхом, страхом уничтожения, потери собственной сущности.

          Паранояльные страхи возникают вследствие проекции собственных агрессивных импульсов на другого человека и опасений, что он станет для нас угрожающей фигурой. Так, желание убивать и соответствующие страхи быть убитым нередко рассматриваются как связанные феномены: я боюсь быть убитым, поскольку сам испытываю подобное желание. Нередко в собственной агрессии усматривается скрытое желание отделения, сепарации.

          Страх кастрации многими ассоциируется со страхами в области сексуальности. Однако это не совсем верно. Его можно связать с более широким понятием - страхом собственной неполноценности, вызванным чувством неполноценности. Это ощущение возникает тогда, когда человек оказывается не способным отделить свои успехи/неудачи, результаты своей деятельности от себя самого. Оно приводит к снижению самооценки, к актуализации экстринсивной мотивации (поведения, находящегося под контролем похвалы или упрека), к пассивности и депрессии.

          Фрейд соотносил страх кастрации с фаллической стадией развития ребенка и формированием Эдипова комплекса. Он полагал, что чувства ребенка, возникающие в этот период жизни, обусловлены трехсторонними отношениями, в которых к родителю своего пола переживается чувство вражды, а к родителю противоположного пола - чувство любви. Страх кастрации возникает, во-первых, на основе констатации ребенком анатомической разницы между полами и, во-вторых, как следствие возникновения угрозы - реальной или фантазматической. Угрожающей фигурой выступает отец.

          Справиться с ощущением неполноценности не всегда представляется возможным в силу нежелания человека достичь каких-либо результатов, которые помогут компенсировать это чувство. Если страх кастрации переносится на внешний объект, то возникают типичные фобии. Они представляют собой симптомы навязчивости. Фобия - определенный страх, но не того, что человек боится внешне. Например, за страхом экзамена стоит страх перед новой ступенью в развитии, эритрофобия (страх покраснеть) основана на неуверенности в самом себе, возможно, как истерический симптом этот страх скрывает бессознательные сексуальные желания и проч.

          Истерия страха, невроз страха и фобия толкуются по-разному. Одним из подходов к дифференциации этих симптомов является точка зрения Д. Айке, согласно которой мы говорим "о неврозе страха, когда в картине болезни преобладает скрытый страх, особенно при разного рода физических нарушениях. Об истерии страха…, когда страх бессознательно вызывает удовольствие и поэтому истерически демонстрируется, и именно этот процесс полностью определяет картину болезни. И наоборот… о фобии, когда для страха имеется известный, но при этом спроецированный объект". В качестве примера фобии Фрейд рассматривал случай фобии маленького Ганса, который, как известно, боялся быть укушенным лошадью. На самом деле этот внешний объект как таковой не является объектом страха, а выступает лишь в качестве заместителя другого объекта - отца. Желание мальчика - агрессивность, направленная против отца, было вытеснено и заменено. Страх быть укушенным означает страх кастрации, связанный в фантазиях мальчика с его враждебными желаниями по отношению к отцу.

          Страх может приводить к ряду последствий, которыми часто являются - беспокойство и неуверенность, сверхкомпенсация в виде демонстративной, вызывающей формы поведения, сдерживание контактов, защитные реакции, препятствующие проникновению неприятного чувства в сознание, страх перед страхом.

          Чувство страха не обязательно бывает болезненным. Напротив, отсутствие страха является тревожным симптомом и вполне может считаться признаком болезни. Человек, никогда не испытывающий страха, наивен и легкомыслен. Не получая сигнала тревоги, он обрекает себя на опасности, которые часто встречаются в жизни и к которым безусловно надо быть готовым. Страх, по мнению многих философов и психологов, - признак одаренного разумом человека, тот фактор, благодаря которому выражается "забота" по отношению к личности.

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины.

Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем проецирует этот опыт в своё будущее.

Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.

Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые, тем не менее, оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов про вампиров. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а колдуны, вампиры, привидения или пришельцы из космоса были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.

 

Представления о психологической защите первоначально сформировались в рамках психоанализа. В наиболее законченном виде, т.е. как концепция она была представлена в работах Анны Фрейд, в частности в книге "Эго и механизмы защиты" (1936).

Защитные механизмы - это функции Я, которые она использует для достижения компромисса между инстинктивными желаниями Оно и требованиями Сверх-Я. Как мы уже говорили, механизмы направлены на уменьшение тревоги и являются бессознательными способами ее устранения с целью сохранения единства и адаптивности личности.

          Современное толкование защит опирается на представление о том, что это - механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если она использует большой репертуар защит, применение которых не вызывает фиксации на проблеме и склонности к их ригидному повторению. Считать защиты проявлением психически нездоровой личности означает - упрощенно понимать данную проблему.

          В отечественной психологии и психотерапии понятие защиты рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. При этом имеется в виду защитная перестройка, происходящая в системе отношений и иерархии ценностей, которая снижает эмоциональную напряженность и приводит к временному облегчению, удержанию самооценки. Обеспечение внутреннего комфорта, уверенности в себе, снятие тревоги и беспокойства позволяют человеку обрести силы для конструктивного (не защитного) решения проблемы.

          Существует несколько подходов к классификации психологических защит. Самым обычным делением является классификация защит на:

  1. зрелые- рационализация, интеллектуализация, юмор, сублимация и др.,
  2. примитивные - диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, отрицание, изоляция, идентификация с агрессором и др.

          Разделить защиты можно и по другому принципу, согласно которому одни из них действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), а другие - на уровне трансформации, переработки материала (например, рационализация).

          По мнению Карвасарского Б.Д., все защиты можно разделить на несколько групп.

          В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Вытеснение - механизм, описанный Фрейдом в 1895 г., и означает перевод травматического содержания из сознания в бессознательное. Как и другие защитные механизмы, вытеснение начинает создавать проблемы, во-первых, если оно не справляется со своей функцией - удержания мыслей вне сознания; во-вторых, если оно стоит на пути позитивных аспектов жизни; в-третьих, если действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. С экономической точки зрения этот механизм является дорогостоящим, т.к. вытесненный материал должен удерживаться в области бессознательного. Близкими к вытеснению считаются механизмы перцептивной защиты (искажение информации, повышение порогов чувствительности), подавление как более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожной информации; в отличие от вытеснения, которое направлено на репрезентации, подавление направляется на аффекты, блокирование - торможение мыслей, эмоций, действий, отрицание - отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование неприятной информации.

          Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности. Это - рационализация, при помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Традиционным примером защиты является рационализация по типу "сладкого лимона" и "кислого винограда". Иными словами, если с человеком случается неприятность, он может ее "подсластить", сделав не такой травматической (например, рассматривать свой неуспех как важную составляющую жизненного опыта), или наоборот, если он не получает чего-то приятного, то может сделать его менее значимым, "кислым" (например, желаемую, но недоступную работу оценить как неинтересную и малооплачиваемую).

          Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. Характерным признаком интеллектуализации является рассудочный способ представления и попытки решения конфликтных тем без ощущения связанных с ситуацией аффектов.

          Изоляция - разрыв мысли или поступка с другими мыслями или сторонами жизни субъекта. Проявлениями изоляции могут быть остановки в процессе мышления, применение формул и ритуалов. Она выступает как нежелание говорить на ту или иную тему, запрет на ее обсуждение. Изоляция, по мнению Ж. Бержере, возникает у больных с навязчивыми состояниями.

          Формирование реакции (реактивное образование) характеризуется совладанием с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными свойствами посредством замены их на противоположные. Так, пациент с вытесняемой враждебностью по отношению к окружающим неосознанно принимает установку и поведение послушного человека, а, например, безразличие может скрываться за демонстрируемым вниманием и участием.

          Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным. Пример маленького Ганса, который мы уже разбирали, остается классическим примером смещения: агрессивные действия против отца вызывают страх кастрации, вследствие этого фигура отца заменяется другим объектом - лошадью. Смещение наблюдается у фобических больных.

          Проекция - операция выделения и локализации в другом лице или вещи тех качеств, чувств, желаний, которые субъект не признает и отвергает в самом себе. Этот механизм обнаруживается при паранойе. Проекция имеет несколько значений.

В первом смысле проекция означает уподобление окружающего мира себе, т.е. готовность отвечать на возбуждения сообразно своим мыслям, чувствам, настроениям и способностям. Проекции в таком понимании носит название атрибутивной.

Во втором значении проекция означает уподобление одного человека другому, например, в фигуре своего начальника человек видит своего отца. Считается, что это не очень удачная иллюстрация проекции, поскольку она ближе к понятию переноса. Третий смысл проекции состоит в отождествлении себя с другими людьми, героями, персонажами, реально существующими личностями.

 И в четвертом значении проекция употребляется также часто, как в первом, и практически совпадает с тем, что понимал под проекцией З. Фрейд. Это - приписывание другим людям побуждений, желаний, мыслей, которые человек не замечает у себя.

          Идентификация - приписывание себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому человеку.

Существует первичная и вторичная идентификация.

Первичная связана с поглощением объекта с целью установления базовой идентичности. Вторичная возникает на фаллической стадии и связана с установлением половой идентичности. Одним из видов этого механизма является идентификация с агрессором. Она означает, что для того, чтобы избавиться от чувства страха, который вызывает враждебная фигура, субъект устанавливает с ней контакт, либо принимая роль, либо поглощая сам объект. Другим видом рассматриваемого механизма является проективная идентификация как проекция себя на какой-либо объект с целью установления контроля над ним.

          Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. Один из таких механизмов - реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Реализация в действии может служить основой для развития различных зависимостей - алкогольной, наркотической и других вариантов фиксации личности.

          Соматизация тревоги проявляется в вегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения в соматические, моторные и чувственные симптомы. Это - телесное выражение вытесненных представлений.

          Сублимация - направление сексуальной энергии на несексуальную деятельность, например, на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.

          К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа. При регрессии происходит возвращение на более ранние стадии личностного развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это - своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу.

          Уход в фантазии - удовлетворение фрустрированной потребности в области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей с целью придания значимости собственному Я.

          Уход в болезнь - стремление отказываться от ответственности и самостоятельности решения проблем; механизм связан с феноменом "вторичной выгоды". Принятие роли больного освобождает человека от необходимости действовать, позволяет быть зависимым и нуждающимся в сочувствии и поддержке.

          Существуют и другие защиты - всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и проч., которые выделяются в иных классификациях.

          Существуют большие сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями. Можно сказать, что предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями.

          Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, совладание - "есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями" .

          Исследование проблемы совладания в психологии привело к целому ряду выводов. Во-первых, необходимо изучать ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные ситуации, во-вторых, исследовать те личностные свойства, которые во многом определяют стиль реагирования на ситуацию . Например, проблемно-ориентированный стиль направлен на рациональный анализ проблемы и состоит в разработке плана разрешения трудной ситуации. Он основан на таких действиях человека, как поиск необходимой информации, самостоятельная проработка ситуации, обращение за помощью к другим, более компетентным людям. Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде нежелания разбираться в проблеме, смещение на другие, релаксирующие виды деятельности - употребление пищи, алкоголя и проч.

          В отечественных исследованиях (А.В. Либин) было определено, что стиль поведения связан с темпераментальными и личностными свойствами. Так, стратегия избегания соотносится с низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью, как чувствительности к несовпадению ожидаемого и полученного результата (В.М. Русалов), а также негативным отношением к себе и низким уровнем контроля. Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля. Стиль соперничества коррелирует с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и негативным отраженным самоотношением.

Существует множество подходов к классификации способов психологического преодоления. Так, согласно одной из них, совладание включает такие формы, как:

1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблем;

2) поиск социальной поддержки;

3) перетолкование ситуации в свою пользу;

4) защиту и отвержение проблем;

5) уклонение и избегание;

6) сострадание к самому себе;

7) понижение самооценки;

8) эмоциональную экспрессию.

Широко дискутируются такие вопросы, как эффективность coping-стратегий, влияние половых и возрастных особенностей на психологическое преодоление, специфика трудных ситуаций и ее связь с совладанием. Отдельно формулируется задача диагностики форм совладающего поведения. Многие вопросы здесь уже решены, некоторые еще предстоит подробно проанализировать.

Этим вопросом мы и займемся на семинарском занятии.

 

Итак, какую тему мы рассматривали с вами? Ответьте, что нового вы узнали сегодня на лекции?

А какие сведения были для вас закрепляющими?

Лектор задает вопросы:

С чем связаны трудности регистрации эмоционального состояния?

Каковы функции эмоций?

Чем обосновано разделение эмоций на положительные и отрицательные?

В чем состоит первая теория страха З. Фрейда?

Каковы основные представления о тревоге во второй теории страха?

В чем состоит основное отличие тревоги от страха?

Каковы варианты толкования механизма проекции?

Почему сублимация и юмор считаются наиболее зрелыми психологическими защитами?

Что такое совладающее поведение?

Каковы механизмы совладающего поведения?

 

Лектор дает темы рефератов.

-Механизмы эмоциональной неустойчивости личности

-Теории страха в современной психологической литературе

-Защитные механизмы подростков

-Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности

-Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина

-Компенсация как механизм психологической защиты

-Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студенты отвечают

Студенты записывают

 

 

 

 

 

 

 

Студенты отвечают

 

Студенты записывают

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студенты дают ответы

студенты записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лектор рассказывает, студенты делают пометки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студенты высказывают свои предположения

студенты записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лектор рассказывает,

студенты делают пометки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студенты записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лектор рассказывает, студенты делают пометки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студенты записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студенты отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лекция по психологии "Эмоции"

Лекция по психологии "Эмоции"

Дисциплина: «Педагогическая психология»

Дисциплина: «Педагогическая психология»

Литература: 1.Василюк Ф.Е.

Литература: 1.Василюк Ф.Е.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Такое разнообразие представлений о сущности и функциях эмоций вызвано в первую очередь с тем, что они связаны с другими системами, прежде всего: -гомеостатической (эндокринной, сердечно-сосудистой),…

Такое разнообразие представлений о сущности и функциях эмоций вызвано в первую очередь с тем, что они связаны с другими системами, прежде всего: -гомеостатической (эндокринной, сердечно-сосудистой),…

Экспрессивный аспект - мимическая активность, пантомимика, висцерально-эндокринные и голосовые реакции

Экспрессивный аспект - мимическая активность, пантомимика, висцерально-эндокринные и голосовые реакции

В соответствии с тремя аспектам эмоций выделяются следующие показатели эмоционального процесса: 1

В соответствии с тремя аспектам эмоций выделяются следующие показатели эмоционального процесса: 1

Эмоции включают в себя: 1) познание объекта (познавательное отношение) и 2) отражение отношения к объекту (субъективное отношение)

Эмоции включают в себя: 1) познание объекта (познавательное отношение) и 2) отражение отношения к объекту (субъективное отношение)

Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются, например,…

Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются, например,…

Эмоции и их функции в жизни человека

Эмоции и их функции в жизни человека

Виды эмоций. Понятие тревоги и страха 3

Виды эмоций. Понятие тревоги и страха 3

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Защитные механизмы и совладающее поведение

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Заключительный этап. (7мин.)

Каковы функции эмоций? Чем обосновано разделение эмоций на положительные и отрицательные?

Каковы функции эмоций? Чем обосновано разделение эмоций на положительные и отрицательные?

Студенты отвечают Студенты записывают

Студенты отвечают Студенты записывают

Виды эмоций. Понятие тревоги и страха 3

Виды эмоций. Понятие тревоги и страха 3