Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века
Оценка 4.9

Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века

Оценка 4.9
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.10.2018
Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века
Лекционный материал по теме: "Русская культура конца 19 - начала 20 века включает рассмотрение теоретических вопросов: Развитие образования, Развитие науки, Отечественная литература и искусство (модернизм, символизм, акмеизм, футуризм), Кино, Живопись, Арзитектура (модерн, неорусский стиль, неоклассицизм), Музыка (национальная музыкальная русская школа.
Русская культура конца XIX.doc
Русская культура конца XIX – начала XX века Культура России конца XIX — начала XX в. впитала  художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением   человека   XX   столетия.   Они   требовали   нового   осмысления социальных   и   нравственных   проблем.   Все   это   приводило   к   поиску   новых изобразительных   методов   и   средств.   В   России   сложился   период,   который современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была   распространена   другая   точка   зрения,   сформулированная   российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.  Развитие образования  В начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой   потребности   большую   роль   сыграла   передовая   российская   интеллигенция, создававшая различные просветительские организации, а также новые внешкольные формы   образования.   Большое   распространение   получили   бесплатные   воскресные школы   для   взрослых,   в   которых   давались   основы   грамотности   и   элементарные профессионально­технические знания. В конце 90­х годов начали возникать рабочие курсы, были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции. Экономические процессы рубежа веков сопровождались быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX­начале XX в. возрос   уровень   грамотности   (в   абсолютных   цифрах   в   2   раза).   Увеличилась численность   гимназий   и   реальных   училищ,   выпускники   которых   снова   могли поступать в технические вузы без экзамена. Развивалась система профессиональных ­ горных,   речных,   железнодорожных,   фабричных   и   коммерческих   училищ. Совершенствовалась   высшая   школа,   в   которой   после   1905  г.  была   восстановлена автономия,   выборность   ректоров   и   деканов   и   т.д.   Демократизации   высшего образования   способствовали   вечерние   народные   университеты,   в   которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания.  Развитие науки  В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Углубился процесс дифференциации наук,   их   разделения   на   фундаментальные   и   прикладные.   Гуманитарные   науки традиционно   играли   большую   роль   и   определяли   характер   среднего   и   высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под   воздействием   революционных   идей   в   работах   социал­демократов   Плеханова, Ульянова   (Ленина)   развивался   философский   материализм.   Одновременно наблюдался расцвет религиозно­философского направления в творчестве Бердяева, Соловьева и др. Историческая наука развивалась в трудах Ключевского, Платонова, Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология.  Литература   и   искусство  В   конце   XIX­   начале   XX   в.   в   российской   прозе продолжался   расцвет   основного   литературного   направления   второй   половины прошлого  века ­критического реализма. Новые  значительные произведения  создал Толстой.   Социальные   и   социально­психологические   проблемы   нашли   глубокое отражение в творчестве Чехова. Однако   художественные   приемы   критического   реализма   перестали   удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX­XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление   модернизма   в   литературе   и   искусстве.   В   нем   существовали   многие течения.   Стремление   искусства   к   преобразованию   действительности художественными средствами дало начало русскомусимволизму. Его теоретиком в середине 1890­х гг. выступил Брюсов. Другое направление ­акмеизмявился реакцией на   символизм.   Гумилев,   Ахматова,   Мандельштам,   Цветаева,   создавшие   новую лирическую   поэзию   обратились   к   миру   человеческих   чувств.   Отрицание традиционной   культуры   выразились   в   деятельности   сторонников   "искусства будущего" ­футуристов(Северянин, Маяковский). Вместе   с  тем   в  начале  XX  в.  Россию   захлестнула   волна   бульварной   литературы, ориентированной   на   мещанские   вкусы   (низкопробная   мелодрама,   детективы, эротика). Кино.На рубеже XIX­XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.­ первый   полнометражный   фильм   «Оборона   Севастополя».   Особую   известность приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения   Пушкина   («Пиковая   дама»),   Достоевского   («Бесы»),   идейно­ художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Живопись Усиление националистических настроений привели к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. В российскойживописи, с одной   стороны,   сохранялись   традиции   академической   школы,   с   другой   стороны, возникли   новые   тенденции   на   основе   обращения   художников   к   историческим сюжетам.   Модернистские   поиски   привели   к   складыванию   группы   художников, объединившихся   вокруг   журнала   «Мир   искусства»   (Бенуа,   Сомов,   Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественно­эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли популяризации западно­европейского искусства. В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства. Архитектура: Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В начале   XX   в.   в   отечественной   архитектуре   оформились   три   направления.   В стилемодернбыли   возведены   Ярославский   вокзал,   гостиница   «Метрополь»   и   др. Особенностью   этого   стиля   стала   подчеркнутая   функциональность   построек, отрицалась симметрия. В неорусскомстиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиленеоклассицизма: Киевский вокзал, здание почтамта — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия. В   целом   достижения   русской   культуры   получили   мировое   признание.   Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира.   В   начале   XX   в.   в   отечественной   литературе   и   изобразительном   искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры Музыка.   Во   второй   половине   XIX   в.   окончательно   оформилась   национальная музыкальная   русская   школа.   Основными   центрами   музыкальной   культуры   стали консерватории   в   Москве,   Петербурге,   Одессе,   Киеве   и   других   городах,   а   также императорские   Мариинский   и   Большой   театры.   Русская   вокальная   школа   была представлена   замечательными   оперными   певцами   (Шаляпиным,   Неждановой). Особое   значение   для   популяризации   театрально­музыкального   искусства   России имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны». В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в   отечественной   литературе   и   изобразительном   искусстве   зародились   новые художественные   формы,   которые   оказали   значительное   влияние   на   развитие европейской и мировой культуры.

Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века

Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века

Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века

Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века

Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века

Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018