Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века
Оценка 4.9
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
12.10.2018
Лекционный материал по теме: "Русская культура конца 19 - начала 20 века включает рассмотрение теоретических вопросов: Развитие образования, Развитие науки, Отечественная литература и искусство (модернизм, символизм, акмеизм, футуризм), Кино, Живопись, Арзитектура (модерн, неорусский стиль, неоклассицизм), Музыка (национальная музыкальная русская школа.
Русская культура конца XIX.doc
Русская культура конца XIX – начала XX века
Культура России конца XIX — начала XX в. впитала художественные традиции,
эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На
рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с
мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления
социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых
изобразительных методов и средств. В России сложился период, который
современники назвали «серебряным веком» русской культуры.
Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения
современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом
Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше
была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими
социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала
ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о
кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.
Развитие образования В начале XX в. особенно усилилось стремление народа к
грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации
этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция,
создававшая различные просветительские организации, а также новые внешкольные
формы образования. Большое распространение получили бесплатные воскресные
школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные
профессиональнотехнические знания. В конце 90х годов начали возникать рабочие
курсы, были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться
книгами и журналами, устраивали публичные лекции.
Экономические процессы рубежа веков сопровождались быстрым ростом городов,
распространением городской культуры и образования. В конце XIXначале XX в.
возрос уровень грамотности (в абсолютных цифрах в 2 раза). Увеличилась
численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли
поступать в технические вузы без экзамена. Развивалась система профессиональных
горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ.
Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена
автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Демократизации высшего
образования способствовали вечерние народные университеты, в которые
принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального
положения и вероисповедания.
Развитие науки В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро
развивались естественные и технические науки. Углубился процесс дифференциации
наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Гуманитарные науки
традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего
образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социалдемократов Плеханова,
Ульянова (Ленина) развивался философский материализм. Одновременно
наблюдался расцвет религиознофилософского направления в творчестве Бердяева,
Соловьева и др.
Историческая наука развивалась в трудах Ключевского, Платонова, Покровского и
др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология.
Литература и искусство В конце XIX начале XX в. в российской прозе
продолжался расцвет основного литературного направления второй половины
прошлого века критического реализма. Новые значительные произведения создал
Толстой. Социальные и социальнопсихологические проблемы нашли глубокое
отражение в творчестве Чехова.
Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять
многих литераторов на рубеже XIXXX вв. Более глубокий интерес к личности, ее
внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало
появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие
течения.
Стремление искусства к преобразованию действительности
художественными средствами дало начало русскомусимволизму. Его теоретиком в
середине 1890х гг. выступил Брюсов. Другое направление акмеизмявился реакцией
на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую
лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Отрицание
традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства
будущего" футуристов(Северянин, Маяковский).
Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы,
ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы,
эротика).
Кино.На рубеже XIXXX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее
особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г.
была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.
первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность
приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали
произведения Пушкина («Пиковая дама»), Достоевского («Бесы»), идейно
художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились,
как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.
Живопись Усиление националистических настроений привели к повышению влияния
на культуру национальных традиций и народной культуры. В российскойживописи, с
одной стороны, сохранялись традиции академической школы, с другой стороны,
возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим
сюжетам. Модернистские поиски привели к складыванию группы художников,
объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественноэстетические принципы. Они
пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических
проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры.
Особое внимание они уделяли популяризации западноевропейского искусства.
В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и
другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они
были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие
мирового искусства.
Архитектура: Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием
пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания
общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент
строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В
начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В
стилемодернбыли возведены Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и др.
Особенностью этого стиля стала подчеркнутая функциональность построек,
отрицалась симметрия.
В неорусскомстиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной
интерпретации (арх. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиленеоклассицизма:
Киевский вокзал, здание почтамта — возрождали основные принципы архитектурной
классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие
отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных
учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте
мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве
зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на
развитие европейской и мировой культуры
Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная
музыкальная русская школа. Основными центрами музыкальной культуры стали
консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также
императорские Мариинский и Большой театры. Русская вокальная школа была
представлена замечательными оперными певцами (Шаляпиным, Неждановой).
Особое значение для популяризации театральномузыкального искусства России
имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны».
В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в.
в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые
художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие
европейской и мировой культуры.
Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века
Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века
Лекция по теме: "Русская культура 19 - начала 20 века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.