Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
29.03.2018
План.
I.Введение. Понятие о формах работы в школе. 3-4
II.Теория.
1.Урок – основная форма организационно- 4-5
- учебной работы.
2.Типы уроков. 5-7
3.Характеристика этапов урока. 7-12
4.Методы обучения. 12-13
Формы организации обучения.
5.Характеристика методов обучения. 13-14
III.Практическая часть.
1.Требования к урокам. 14-15
Дидактические требования к уроку.
2.Воспотательные требования к уроку. 15
3.Организационные требования к уроку. 15-16
4.Структура урока. 16-17
5.План урока. 17
IV.Выводы. 17-18
V.Литература. 19
VI.Приложение. 20-36
Литература.
1. Бабанский Ю.К. «Педагогика», М-83 г.
2. Харламов И.Ф. «Педагогика», М-90 г.
3. Ильина Т.А. «Педагогика», М-84 г.
4. Лекции под редакцией Журавлева «Методы педагогических исследований», М-72 г.
5. Ковалев, Райский, Сорокин «Введение в педагогику», М-75 г.
6. Савин Н.В. «Педагогика», М-72 г.
7. Под редакцией проф. Огородникова И.Т. «Педагогика школы», М-78 г.
8. Ушинский К.Д. «Родное слово» книга для учащихся –Собр.соч. Т.6.
9. Под редакцией Данилова М.А. и Скаткина М.И. «Дидактика средней школы», М-75 г.
10. Занков Л.В. «Дидактика и жизнь», М-68 г.
11. Лернер И.Я. «Проблемное обучение», М-74 г.
12. Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М-75 г.
13. Охитина Л.Т. «Психологические основы урока», М-77 г.
14. Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения», М-71г.
15. Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний», изд-во МГУ, 1975 г.
16. Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике», М-71 г.
Урок – основная форма обучения в начальной школе.doc
Тема: «Урок – основная
форма обучения
в начальной школе.» 2
Алматы – 2018 г.
План.
I.Введение. Понятие о формах работы в школе. 34
II.Теория.
1.Урок – основная форма организационно 45
учебной работы.
2.Типы уроков. 57
3.Характеристика этапов урока. 712
4.Методы обучения. 1213
Формы организации обучения.
5.Характеристика методов обучения. 1314
III.Практическая часть.
1.Требования к урокам. 1415
Дидактические требования к уроку.
2.Воспотательные требования к уроку. 15
3.Организационные требования к уроку. 1516
4.Структура урока. 1617
5.План урока. 17
IV.Выводы. 1718
V.Литература. 19
VI.Приложение. 2036 3
I. Введение.
Понятие о формах организации учебной работы
в начальной школе.
Когда мы говорил о формах обучения, то имеем в виду ту или иную
организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не
являются чемто неизменным. По мере развития школы, изменения задач
и содержания обучения меняются и формы организации обучения:
отмирают старые, возникают новые. Некоторые формы обучения,
например урок, долго и надежно служат человечеству. Это не значит,
однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении
столетий. Сначала обучение детей осуществлялось в основном
индивидуальным путем. Но таким путем можно было обучить
незначительное число учащихся. Развитие общества требовало все
большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и
возникает классноурочная система обучения.
Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой
учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и
называемой классом. Урочной – потому, что учебный процесс
проводится в строго определенные отрезки времени – уроки. После
каждого урока устраиваются перемены.
Классноурочная система существует более 300 лет. Ее теоретическая
разработка впервые была дана Я.А.Коменским. Он предложил
разграничить обучение по годам, дать на каждый год свою программу, 4
разделить учащихся соответственно возрасту на классы, в пределах дня
вести обучение по часам.
Каждый часурок, по мысли Коменского, должен представлять собой в
отношении организации и содержания занятий единое целое. Им
намечена следующая структура урока:
а) чтение и повторение учителем нового материала;
б) поочередное его повторение учениками по книге;
в) повторение без книги.
В конце урока он считал необходимым дать возможность ученикам
задавать вопросы учителю.
Коменский справедливо утверждал, что качество урока зависит от
умения учителя проводить его.
Значительный вклад в разработку теории урока внес К.Д.Ушинский.
Он дал глубоко научное обоснование многих вопросов организации
урока, уделяя большое внимание развитию мышления, памяти детей при
проведении учителем урока, рекомендуя строить уроки разнообразно,
включать в них вступительную беседу учителя, первоначальное и
повторное чтение нового, беседу о прочитанном с целью нахождения
главного, составления фактов, формулирования правил и выводов.
К.Д.Ушинский считал необходимым качеством каждого педагога
умение показать учащимся главную мысль урока, добиться ее прочного
закрепления путем активной работы учащихся на уроке, овладения
способами учения.
II.Теория.
1.Урок – основная форма организации
учебной работы.
Дидактика считает урок основной формой организации учебной
работы, прежде всего потому, что он позволяет учителю систематически
и последовательно излагать преподаваемую дисциплину, развивать
умственные способности детей, формировать их мировоззрение.
Урок стимулирует другие виды образовательной деятельности
ребенка: внеклассную, домашнюю. На уроке учащиеся овладевают не
только системой знаний, но и методами познавательной деятельности.
Это является важным условием включения учащихся в активную
самостоятельную работу по овладению знаниями. 5
На уроке может применять разнообразные методы обучения, сочетать
индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.
Наконец, урок вносит определенную четкость, упорядоченность в
работу школы, обеспечивает условия для воспитания в духе
организованности и дисциплины.
Однако это не значит, что урок как форма организации учебной работы
не нуждается в постоянном совершенствовании, улучшении.
До недавнего времени в проведении урока встречались серьезные
недостатки. В построении уроков сложился определенный шаблон,
трафарет, Во многих школах почти все уроки строились по следующему
плану:
1.Организациооная часть.
2.Проверка домашнего задания.
3.Сообщение новых знаний.
4.Закрепление.
5.Задание на дом.
Такой урок получил название комбинированного урока, потому что в
нем сочетались все виды учебной деятельности. Эта схема в практике
работы многих учителей считалась универсальной. По ней проводились
уроки и в начальных классах, и в старших классах. У многих учителей
опрос на таком уроке занимал до 30 минут учебного времени, поэтому
каждый урок, как справедливо заметил К.Д.Ушинский, превращался в
экзамен.
Опрос ради накопления оценок оставлял значительную часть учащихся
в пассивном состоянии. Многие из них, твердо усвоив распорядок
учебных занятий, готовили уроки тогда, когда ожидали опроса.
Наличие на каждом уроке опроса и закрепления знаний, проводимого в
виде их простого воспроизведения. Заставляло ученика возвращаться
ученика к одному и тому же учебному материалу четыре раза: когда
учитель сообщал его, затем ученики пересказывали только что
воспринятый материал, дома они заучивали его по учебнику и, наконец,
на следующем уроке – при ответе на вопросы учителя. Эти недостатки в
построении урока породили сомнение в возможности использования
комбинированного урока.
Однако это сомнение прошло.
Комбинированный урок должен использоваться как один из типов урока
в тех случаях, где это необходимо по характеру учебного материала и
задачам обучения. Не следует превращать его в универсальный урок, а
нужно искать пути дальнейшего повышения его эффективности. 6
Особенно широко этот тип урока применяется в начальной школе, т.к.
чередование разнообразных видов учебной деятельности младших
школьников является важнейшей предпосылкой активного внимания и
предупреждения утомления. Но и в начальной школе могут
использоваться различные типы уроков.
2.Типы уроков и их структура.
Процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков включают в
себя восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их
на практике. Эти звенья могут выступать на уроке в различных
сочетаниях и определяют его разнообразное построение.
Различная комбинация основных звеньев процесса усвоения знаний на
уроке зависит от характера учебного материала, дидактической цели
урока, возрастных особенностей учащихся, а также особенностей
данного класса как коллектива.
Так, например, введение значительного теоретического материала
содержания образования начальной школы уже сейчас изменяется
соотношение во времени объяснения учителя и самостоятельных занятий
учащихся, что неизбежно влечет за собой изменения в построении урока.
Структура урока меняется также в зависимости от характера основной
его цели, определяющей соотношение различных звеньев учебной работы
на уроке (сообщение новых знаний, их закрепление, упражнения
учащихся), место их значения того или иного вида деятельности и их
сочетания.
Решающее влияние оказывают на построение урока возрастные
особенности учащихся, уровень их подготовки к самостоятельным
занятиям. На первых парах обучения, когда учащиеся не научились еще
длительное время концентрировать свое внимание на том или ином виде
деятельности, учителю приходится чаще менять виды занятий. С
возрастом учащиеся, с накоплением учебных умений и навыков меняется
соотношение работы под руководством учителя и самостоятельных
занятий учащихся на уроке. Учителю приходится считаться с
особенностями класса как коллектива, его организованностью.
Известно, например, что значительное место в проведении урока в
начальной школе занимают игровые упражнения. Но если учитель не
учтет при подборе игр особенностей класса, то вместо разрядки и
восстановления работоспособности учащихся игра может привести к 7
нарушению распорядка урока. Все это убеждает в том, что уроки не
могут быть однотипными.
Вопрос о типах уроков не является в дидактике до конца решенным.
Спор ведется главным образом о принципе классификации уроков.
Авторы различных пособий предлагают положить в основу
классификации урока учебную цель, метод его проведения или
составные звенья процесса обучения. В зависимости от этого
предлагаются различные типы уроков.
Наиболее принятой является классификация Б.П.Есипова. Он
предложил, исходя из основной дидактической цели урока, а также
место отдельного в системе уроков, наметить следующие типы уроков:
I.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Комбинированный урок.
II. Урок сообщения новых знаний.
1, 3, 4, 5, 6, 7, 8. (основной – 5 этап)
III. Урок повторения.
1, 3, 2, 4, 6, 8. (основной – 3 этап)
IV. Урок закрепления.
1, 4, 7, 8. (основной – 7 этап)
V. Урок проверки и оценки знаний.
1, 4, 3, 6, 8.
VI. Урок обобщения и систематизации знаний.
1, 4, 3, 6, 8.
Этапы урока:
1 – организационный этап;
2 – этап проверки домашнего задания;
3 – этап всесторонней проверки знаний;
4 – этап подготовки учащихся к усвоению нового материала;
5 – этап усвоения новых знаний; 6 – этап проверки понимания учащимися нового материала;
7 – этап закрепления нового материала;
8 – этап информации о домашнем задании;
8
3.Характеристика этапов урока.
I этап – Организационный.
1) Дидактическая задача этапа: обеспечить нормальную
внешнюю обстановку для работы и психологически настроить
учащихся на предстоящее занятие.
2) Содержание этапа:
а) приветствие (выражение взаимного уважения);
б) определение присутствующих (проявление интереса к учащимся);
в) проверка готовности к уроку учащихся;
г) организация внимания.
3) Показатели выполнения организационного момента:
а) быстрое включение в деловой ритм;
б) полная готовность класса и оборудования к уроку.
4) Условия получения положительного результата:
а) требовательность, сдержанность учителя;
б) Отсутствие многословия, ярко выраженная направленность
педагога.
II этап – проверки домашнего задания.
1) Дидактическая задача этапа – установить правильность и
сознательность выполнения домашнего задания всем классом;
устранить обнаруженные пробелы в знаниях; совершенствовать
знания и умения в ходе проверки.
2) Содержание этапа:
а) выявление выполнения домашнего задания всем классом;
б) выявление уровня знаний заданного на дом материала; в) определение типичных недостатков в знаниях и причины их
появления;
г) ликвидация обнаруженных недочетов.
9
3) Показатели выполнения домашнего задания:
а) выявление учителем за короткое время уровня знаний у большинства
учащихся по заданному материалу;
б) осуществление в ходе проверки актуализации и коррекции опорных
знаний;
в) ликвидация причин обнаруженных недостатков;
г) степень выявления качества знаний материала, изученного дома.
4) Условия достижения положительного результата:
а) оперативность учителя, целевая направленность его деятельности;
б) использование учителем системы приемов, позволяющих определить
выполнение домашнего задания у большинства учащихся.
III этап – всесторонней проверки знаний.
1) Дидактическая задача – глубоко и всесторонне проверить знания
14 учащихся; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и
умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению
рациональными примерами учения и самообразования.
2) Содержание этапа:
а) проверка различными методами объема и качества усвоения
материала;
б) проверка образа мышления учащихся;
в) проверка сформированности общеучебных умений и навыков;
г) комментирование ответов учащихся;
д) оценка знаний, умений учащихся.
3) Показатели выполнения домашнего задания:
а) проверка учителем не только объема и правильности знаний, но
также глубины, осознанности умения использовать на практике;
б) активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний
отдельных учащихся.
4)Условия достижения положительных результатов: 10
а) использование самых различных методов проверки;
б) практика постановки дополнительных вопросов для проверки
прочности, осознанности знаний;
в) создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в
использовании знаний;
г) привлечение специальными заданиями всех учащихся к активному
слушанию ответов;
д) создание атмосферы значительности, серьезности работы;
е) поощрение ответов и замечаний с мест;
ж) обоснование оценки ответа.
IV этап – подготовки учащихся к усвоению нового материала.
1)Дидактическая задача этапа – организовать и целенаправить
познавательную деятельность учащихся.
2)Содержание этапа:
а) сообщение темы, цели и задачи в изучении нового материала;
б) показ практической значимости изучения нового материала;
в) постановка перед учащимися учебных проблем.
3)Условия достижения положительного результата:
а) предварительное обдумывание учителем формулировки целей,
задач, практической значимости для учащихся нового материала;
б) умение учителя четко и однозначно определять образовательную
цель урока для учащихся;
в) вариативность сообщения цели урока.
4)Показатели выполнения домашнего задания:
а) активность познавательной деятельности учащихся на последующих
этапах;
б) эффективность восприятия и осмысления нового материала;
в) понимание учащимися практической значимости изучаемого
материала.
V этап – усвоения новых знаний.
1)Дидактические задачи этапа:
а) дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах,
явлениях, основной идее вопроса; б) добиться от учащихся осознания обобщения новых знаний;
в) на основе приобретенных знаний вырабатываются умения.
11
2)Содержание этапа:
а) организация внимания;
б) сообщение учителем нового материала;
в) формирование понятий;
г) работа по развитию мышления, памяти, воображения.
3)Показатели:
а) качество ответов учащихся;
б) активность учащихся.
4)Условия достижения положительного результата:
а) использование приемов непроизвольного восприятия;
б) точное, четкое определение существенных признаков изучаемых
объектов;
в) использование наглядности;
г) запись плана, конспектов и т.д.
VI этап – проверки понимания учащимися нового материала.
1)Дидактическая задача – установление осознания учащихся связей
и отношений между фактами, новыми
понятиями, устранение
пробелов в понимании материала.
2)Содержание этапа:
а) проверка учителем глубины осмысления нового материала;
б) проверка понимания учащимися сущности нового материала.
3)Показатели в выполнении домашнего задания:
а) учитель спрашивает средних и слабых учащихся;
б) по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в
понимании нового материала;
в) основной критерий в решении домашнего задания – выяснение
уровня осознанности нового материала у средних и слабых учащихся.
4)Условия достижения положительного результата: 12
а) использование учителем вопросов, требующих мыслительной
активности, самостоятельности;
б) создание стандартных ситуаций, использование знаний;
в) обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с
требованием дополнить,
найти более
рациональное решение;
г) определение по качеству дополнительных ответов масштабов
пробелов в понимании нового материала.
исправить,
уточнить,
VII этап – закрепления нового материала.
1)Дидактическая задача этапа – закрепить в памяти учащихся те
знания, которые необходимы для самостоятельной работы по новому
материалу.
2)Содержание этапа:
а) закрепление новых знаний и умений;
б) закрепление методики изучения вопроса;
в) закрепление методики предстоящего ответа ученика для очередной
проверки знаний.
3)Показатели выполнения домашнего задания:
а) умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями,
правилами, идеями;
б) учение воспроизводить основные идеи нового материала;
в) умение выделять существенные признаки ведущих понятий;
г) активность учащихся.
4)Условия:
а) не только припоминать, но и апеллировать знаниями, решить
теоретические и практические задачи;
б) использовать разнообразные приемы закрепления знаний.
VIII этап – информации о домашнем задании.
1)Дидактическая задача этапа – сообщить учащимся о домашнем
задании, разъяснить методику выполнения, подвести итоги урока. 13
2)Содержание:
а) информация о домашнем задании;
б) проверка понимания содержания работы;
в) подведения итогов работы.
3)Показатели:
Правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися.
4)Условия достижения положительного результата:
а) обязательное проведение этого этапа урока в границе урока;
б) умение в кратких и сжатых методических указаниях дать учащимся
методику его выполнения;
в) домашнее задание должно предусматривать углубление, закрепление
и применение знаний;
г) объем домашнего задания должен составлять 1/3 или ½ содержания
урока.
4. Методы обучения.
Формы организации обучения.
Типичная структура процесса усвоения:
Восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление.
Принцип – (от латинского слова principium – основа, первоначало) –
руководящая идея, основное правило, требование к деятельности,
поведению и т.д.
Основные походы к классификации методов обучения.
Метод – (от греческого слова metodos путь к чемулибо) система
действий, направленных на достижение определенных целей.
Прием – это деталь метода, т.е. частное понятие по отношению к
общему понятию «метод». 14
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной
на решение задач образования, воспитания и развития в процессе
обучения.
Методы обучения являются одним из самых важнейших компонентов
учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности
невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения
учащимися определенного содержания учебного материала.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут
рассматриваться в разных аспектах, то существует несколько подходов к
их классификации.
Методы подразделяют по источникам передачи и характеру
практические.
наглядные,
восприятия на
(С.И.Петровский, Е.Я.Голант).
словесные,
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на
методы
данном этапе обучения,
приобретения знаний; формирования ЗУН; применения знаний,
творческой деятельности,
проверки ЗУН.
(М.А.Данилов, Б.Г.Елепов)
методы подразделяют на
закрепления;
Предложены классификации, в которых сочетаются методы
преподавания в соответствии с методами учения: информационно
обобщающий и исполнительский;
объяснительный и
репродуктивный; инструктивнопрактический и продуктивно
практический; объяснительно побуждающий и частично
поисковый; побуждающий и поисковый.
Применяются подходы к классификации методов обучения
одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям
(Н.М.Верзилин), по источникам знаний и уровню самостоятельности
учащихся в учебной деятельности (А.Н.Алексюк, И.Д.Зверев и др.).
В.Ф Паламарчук и В.И.Паламарчук предложили модель методов
обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень
познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также
логический путь учебного познания. 15
Классификацию, в которой рассматриваются 4 стороны методов:
процессуальная и
логикосодержательная,
организационноуправленческая. (предложил С.Г.Шаповаленко.)
источниковая,
В современных условиях созрели реальные возможности для
обобщения и систематизации представлений о методах обучения на
основе методологии целостного подхода к деятельности.
5.Характеристика методов обучения (МО)
по Конаржевскому.
МО – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся,
направленных на решение задач образования, обучения, развития.
1й метод
– объяснительноиллюстративный состоит в
предъявлении учащимся информации разными способами.
Формы метода: 1) изложение (рассказ, лекция).
2) демонстрация с помощью ТСО.
3) чтение литературы.
4) опыт по инструкции.
2й метод – репродуктивный состоит в воспроизведении знаний и
способов деятельности, т. е. умений.
Формы метода: 1) упражнения разного рода.
2) повторный пересказ, беседа с целью.
3) опрос, контрольная работа.
3й метод – исследовательский. Этот МО состоит в том, что учитель
предлагает творческие, проблемные задания, а учащиеся выполняют их
самостоятельно. Этот метод нужен для развития творческого мышления.
Формы метода: 1) текстовая задача.
2) задача, построенная на наглядном материале.
3) исследовательский опыт (лабораторный,
практический).
4й метод – эвристический, частично поисковый. Учащиеся
решают с помощью учителя.
Форма метода: эвристическая беседа. 16
5й метод – проблемное изложение. Сущность этого метода состоит
в том, что учитель сам ставит задачу, сам решает, показывает пути
решения, а учащиеся только соучаствуют.
Форма метода: рассказ.
III.Практическая часть.
1.Требования к урокам.
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает
активную и планомерную учебнопознавательную деятельность группы
учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса),
направленную на решение поставленных задач, прочно занял свое место в
школе в качестве основной организационной формы обучения.
Хороший урок – дело не простое, даже для самого опытного учителя.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на 3 группы:
дидактические; воспитательные; организационные.
2.К дидактическим требованиям (образовательным) относятся:
а) Четкое определение образовательных задач урока в целом и его
составных элементов, а также место конкретного урока в общей системе
уроков.
б) Определение оптимального содержания урока в соответствии с
требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом
уровня подготовки учащимися научных знаний, сформированности
умений и навыков, как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
в) Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств
обучения, стимулирования и контроля оптимального взаимодействия их
на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную
активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с
самостоятельной деятельностью учащихся.
г) Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения,
в частности межпредметных связей.
3.Воспитательные требования к уроку:
а) Постановка воспитательных задач урока.
б) Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний
диалектикоматериалистического мировоззрения, высоких моральных 17
качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с
жизнью.
в) Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов,
положительных мотивов учебнопознавательной деятельности, умений и
навыков самостоятельного овладения знаниями, переноса знаний,
творческой инициативы и активности.
г) Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических
особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия
эмоций, воображения).
д) Соблюдение учителем педагогического такта.
4. Организационные требования к уроку:
а) Наличие продуманного плана проведения урока на основе
тематического планирования.
б) Организационная четкость проведения урока (своевременность
начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный
темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная
дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
в) Подготовка и рациональное использование различных средств
обучения, в том числе и ТСО.
Урок – логически законченный целостный элемент в учебно
воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии
представлены цель, содержание и средства, методы обучения,
проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и
возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей
и задач обучения, воспитания и развития.
5. Структура урока.
Это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и
сохранение основных проявлений при различных вариантах, составные
части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в
определенной последовательности.
Структура урока зависит от поставленных целей, содержания
изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на
уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном
процессе. 18
Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя проводить
шаблонно, по единой раз и навсегда установленной схеме.
Структура урока может изменяться в зависимости от содержания
учебного материала, условий подготовки учащихся.
Кроме указанных основных этапов урока, каждый тип урока имеет еще
и внутреннее строение – методику решения отдельных задач на каждом
этапе урока.
Структуру урока предлагается рассматривать на 3х уровнях:
дидактическом;
логико –психологическом;
методическом.
Одна из задач дидактики –дальнейшая разработка теории
структуры современного урока.
6.План урока:
1. Дата.
2. Тема урока.
3.Цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся.
4. Психолого – педагогическое обоснование.
5. Методы и приемы работы учителя.
6. Оборудование.
7. Тип урока.
8. Структура урока с указанием последовательности этапов и
примерное распределение времени.
9.Содержание учебного материала.
10. Домашнее задание.
Для организации учебного процесса необходимо знать структурные
компоненты:
целевой;
потребностномотивационный;
содержательный;
деятельнооперационный;
эмоциональноволевой; контрольнорегулировочный;
оценочнорезультативный.
IV.Выводы.
19
1.Таким образом, процесс обучения закономерно обусловлен
потребностью общества во всесторонне гармонически развитой личности,
способной активно участвовать в научных, культурных, социальных
процессах. Эта закономерность распространяется на задачи обучения, а
через них на содержание, методы, средства и формы обучения.
2.Процесс обучения закономерно связан с процессом образования,
воспитания, развития, входящими в целостный педагогический процесс.
3.Процесс обучения закономерно зависит от реальных учебных
возможностей обучаемых. Реальные учебные возможности являются
совокупностью внутренних и внешних, по отношению к личности,
условий обучения,
которые отражают уровень развития
интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы личности; степень
сформированности ЗУН учебного труда; отношение к учению;
сознательность учебной дисциплины и поведения; состояние здоровья и
работоспособность.
4.Процесс обучения также зависит от внешних условий.
5.Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в
целостный процесс обучения. 20
Литература.
1. Бабанский Ю.К. «Педагогика», М83 г.
2. Харламов И.Ф. «Педагогика», М90 г.
3. Ильина Т.А. «Педагогика», М84 г.
4. Лекции под редакцией Журавлева «Методы
педагогических исследований», М72 г.
5. Ковалев, Райский, Сорокин «Введение в педагогику»,
6. Савин Н.В. «Педагогика», М72 г.
7. Под редакцией проф. Огородникова И.Т. «Педагогика
М75 г.
школы», М78 г.
8. Ушинский К.Д. «Родное слово» книга для учащихся –
Собр.соч. Т.6. 14.
15.
обучения», М71г.
9. Под редакцией Данилова М.А. и Скаткина М.И.
21
«Дидактика средней школы», М75 г.
Занков Л.В. «Дидактика и жизнь», М68 г.
10.
11. Лернер И.Я. «Проблемное обучение», М74 г.
12. Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М75 г.
13. Охитина Л.Т. «Психологические основы урока», М
77 г.
Скаткин М.Н.
«Совершенствование процесса
Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения
знаний», издво МГУ, 1975 г.
16. Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса
в педагогике», М71 г. 22
Приложение
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Лекция "Урок – основная форма обучения в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.