Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке создал так называемый «цветной клавесин».
В девятнадцатом веке появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и театром - импрессионизм. В живописи импрессионизм характеризовался тонкой передачей сиюминутных впечатлений, мозаичными штрихами чистых красок, особым вниманием к колориту. В музыке импрессионистов та же фиксация неуловимых настроений, «туманные переливчатые звучания» (В. Г. Каратыгин), красочность звуковых пятен, чистые тембры. Музыкальные пейзажи К. Дебюсси – блестящие примеры импрессионистской звукописи
Лекция музыка и живопись.doc
Лекция
Взаимодействие
музыки и живописи
Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как
в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и
гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В
Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой
семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной
графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке
создал так называемый «цветной клавесин».
В девятнадцатом веке появилось художественное направление в живописи, связанное
также с музыкой и театром импрессионизм. В живописи импрессионизм
характеризовался тонкой передачей сиюминутных впечатлений, мозаичными штрихами
чистых красок, особым вниманием к колориту. В музыке импрессионистов та же
фиксация неуловимых настроений, «туманные переливчатые звучания» (В. Г.
Каратыгин), красочность звуковых пятен, чистые тембры. Музыкальные пейзажи К.
Дебюсси – блестящие примеры импрессионистской звукописи («Море», «Лунный
свет», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» и др.). ХIХ—ХХ века отмечены
также поисками Р. Вагнера, А. Скрябина, А. Белого, М. Чюрлениса, С. Эйзенштейна и
др. Существует семантическое родство между колоритом в живописи и тембром в
музыке. Показательно, что колорит является одним из важнейших средств
эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит /тембр/ — один из
главных факторов изобразительности. «В живописи колорит — наиболее музыкальный
элемент, в музыке — наиболее живописный. Таким образом, в каждом из этих искусств
колорит как бы ведет в сторону другого, вторгается в его область. В своем колорите
музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу. И когда они
соединяются, колорит оказывается звеном их синтеза, точкой их соприкосновения» (В.
В. Ванслов). Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в
живописи. Так, В.Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной
музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный —
трубы, синий — виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский
Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая
тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим
имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, домажор у РимскогоКорсакова —
белый; доминор — багряный, трагический; мимажор — сумрачный, серосиневатый. Однако синопсия /цветной слух/ не является единственной формой взаимодействия
звука и цвета. У некоторых композиторов зрительноцветовые представления
настолько сильны и
ярки, что приводят к созданию звуковых, музыкальных образов. Например, как
отмечает В.Н.Холопова, вдохновение зримыми красками присуще творческой
индивидуальности Э.Денисова. Некоторые его сочинения вдохновлены созерцанием
красок заката над Ладогой — переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.
Сопоставления музыки и живописи не ограничиваются лишь областью колорита,
тембра. Ж.Ж. Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в живописи; Б. В. Асафьев
«душу музыки» видел в мелодии, «душу живописи» — в рисунке.
Двусторонняя связь существует также и между слуховым и зрительным восприятием.
Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки
различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя
яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать
«музыкальные картины» («Рассвет на Москвереке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига,
«Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.). В живописи определенные
сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущения звука («звучащая
живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан,
«Тишина») или воспроизводить ощущения, вызываемые музыкой. Так, искусствовед А.
Алпатов говорит о живописи А. Рублева, что цвет у него не звенит, а скорее поет.
Можно привести еще много подобных высказываний.
Цветозвуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников,
искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека, и у ребенка.
Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребенок
раскладывает карандаши от темного к светлому и при этом поет гамму в восходящем
направлении. Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может
являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к
рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему
возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка
отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме,
который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина).
О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии
этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе С. П.
Козырева. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит
обогащение рисунков детей новым содержанием, творческое решение ими
изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более
глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и
изобразительного искусства на основе ассоциативнообразной связи, семантического
родства этих видов искусства.
О детском рисунке как возможной форме непосредственного отклика ребенка на
музыку идет речь в работе «NurseryKindergarten Education». Авторы предлагают
использовать помимо рисунка и другие виды изобразительной деятельности детей: лепку, аппликацию. В красках, глине или цветной бумаге ребенок, по мнению
исследователей, выразит тот восторг, который пока не может передать словами. В этой
работе отмечена и роль творческого движения в развитии музыкального
восприятияребенка. Интересна мысль о совместном использовании творческого
музыкального движения и рисования. «Маленькие дети в восторге, когда выдумывают
собственные движения. Они свободно танцуют под ритмическиударные инструменты,
используя их удары как аккомпанемент... Они двигаются под музыку или размер стиха.
Они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться.
Затем, если у ребенка есть возможность, следуя настроению творческого танца, тут же
взять в руки краски, то его творение приобретает больше свободы и пульсирующего
ритма, который еще живет внутри него».
В рисунках детей находит отражение и ритм музыки. В отличие от мелодии,
анализу которой на занятиях уделялось специальное внимание, ритмические
особенности прослушиваемых произведений, как правило, не анализировались. Дети
«проживали» ритм посредством собственного тела при воплощении музыки в
творческом музыкальном движении, а затем он начинал «звучать» и в их рисунках.
Наиболее интересными были рисунки, в которых дети воплощали ритмически яркую
танцевальную музыку: «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев», «Танец русских
самоцветов» и др.
Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая
эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»:
хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает
волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение
музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра
Лекция "Взаимодействие музыки и живописи"
Лекция "Взаимодействие музыки и живописи"
Лекция "Взаимодействие музыки и живописи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.