«Леопольд Ауэр - основатель скрипичной школы»
Оценка 4.6

«Леопольд Ауэр - основатель скрипичной школы»

Оценка 4.6
docx
17.10.2023
«Леопольд Ауэр - основатель скрипичной школы»
Л.Ауэр.docx

«Леопольд Ауэр - основатель скрипичной школы»

  Совсем недавно Санкт-Петербургская консерватория отметила своё 160-летие – старейшая в России. По ее образу и при ее помощи постепенно возникли остальные русские музыкально-учебные заведения. В состав ее педагогов всегда входили авторитетнейшие музыканты, многие из которых известны во всем мире. Хотелось бы сказать несколько слов об одном из ее деятелей Леопольде Семеновиче Ауэре, который прожил в России 49 лет (с 1868-1917) и внес огромный вклад в развитие русского скрипичного  искусства, возглавив петербургскую школу скрипачей, получившую мировое признание.

  Педагогическая работа Ауэра в большей мере заслонила другие стороны его деятельности, а между тем он является крупным общественным деятелем, активно участвовавшим в различных сферах русской музыкальной жизни. Ауэр был не только выдающимся педагогом, но и исполнителем, солистом-концертантом, много содействовавшим утверждению художественного репертуара в концертной скрипичной практике; он стоял во главе знаменитого квартета Русского музыкального общества (РМО), сыгравшего столь значительную роль в развитии русской камерно-инструментальной музыки; он был солистом оперно-балетного оркестра и крупным симфоническим дирижером международного класса. В течение ряда лет Ауэр занимал должность главного дирижера симфонических концертов РМО. И сольной, и ансамблевой, и дирижерской деятельностью он способствовал популяризации произведений русских композиторов, как в России, так и за её пределами. Вся его деятельность носила общественно-политический характер. Он являл собой тип образованного музыканта-просветителя, который породила музыкальная культура второй половины  XIX века.

  В летопись музыкального искусства он вошёл и как выдающийся артист-художник и как крупнейший преподаватель скрипичной игры. С деятельностью этого замечательного музыканта связан рассвет дореволюционной русской школы, знаменовавший важнейший этап в развитии современного скрипичного искусства.

 

 

 

 

Становление скрипичной школы.

   В сентябре 1862 года в Петербурге открылась консерватория, ее первым директором стал Антон Рубинштейн. Идея создания специального музыкального учебного заведения давно обсуждалась членами Русского музыкального общества, они понимали необходимость "создать в России учреждение, из которого выходили бы музыканты с дипломом свободного художника, подобно тому, как Академия художеств выпускает из своих недр живописцев, скульпторов, архитекторов…". 

  Традиции, заложенные основателями консерватории, сохраняются и сегодня, а сама Петербургская консерватория остается одним из самых авторитетных музыкальных центров мира. В состав ее педагогов всегда входили авторитетнейшие музыканты, многие из которых известны во всем мире.

  В марте 1862 года директором Петербургской консерватории был назначен Рубинштейн. Его блестящий организаторский талант, сочетавшийся с пылким энтузиазмом, сразу же наладил работу консерватории. Уже в первом полугодии в ней было открыто 36 классов, преподавателями которых стали лучшие музыканты Петербурга.

  Основательно было поставлено преподавание игры на оркестровых инструментах. Самым ярким педагогом был скрипач Г. Венявский. Великий польский виртуоз-композитор в 1860 году поселился в Петербурге в качестве солиста императорских театров, а в Русском музыкальном обществе стал преподавателем бесплатных музыкальных классов и возглавил струнный квартет. В педагогической деятельности Венявский воздействовал на учеников как вдохновенный художник. За сравнительно короткий срок пребывания в консерватории он успел воспитать ряд хороших скрипачей. Он выполнял обязанности солиста оркестра императорских театров. Но длительные концертные  поездки Венявского мешали его нормальным занятиям в консерватории и его работе в РМО. Встал вопрос о его замене другим концертантом и педагогом. В 1868 году его заменил молодой Ауэр.

  Фигура Ауэра была привлекательна не только своей художественной направленностью. России нужны были  в то время музыканты особого, «синтетического» типа. Исполнитель-скрипач, получивший приглашение на работу в РМО, должен был совмещать несколько специальностей. Ему вменялись обязанности выступления в качестве солиста на симфонических концертах, представлялось право давать собственные концерты, он должен был играть в квартете РМО, а кроме того, руководить классом скрипки и ансамбля в консерватории.

  С 1868 по 1906 год Ауэр возглавляет квартет Петербургского отделения РМО, считавшимся одним из лучших в Европе, дает ежегодно десятки сольных и камерных концертов, выступая с такими исполнителями как А. Рубинштейн, Л. Брассен, А. Есипова. С. Танеев и др.

   Воспитывая учеников на высших образцах мировой и отечественной скрипичной литературы, он отдавал предпочтение Баху, Бетховену, Чайковскому. Оставленный по окончании в консерватории  блестящий виртуоз Налбандян вскоре стал главным помощником замечательного учителя. Несколько лучших выпускников вскоре пополнило состав профессоров.

Биография Л. С. Ауэра.

    Леопольд Семёнович Ауэр родился 8 июня 1845 года в Австро-Венгрии в еврейской семье, впоследствии принял христианство.  Сын бедных родителей (отец — маляр), он рано обнаружил музыкальные способности. Будучи ещё четырёхлетним ребёнком, он мог уже маршировать, отбивая такт на барабане, впереди войск, возбуждая во время революции 1849 года патриотический энтузиазм в зрителях. С 14-ти лет как «вундеркинд» -гастролёр уже содержал семью. Музыкальное образование Ауэр получил вначале в Пештской консерватории, где он обучался игре на скрипке у Давида Ридли-Коне.  Затем перешёл в Венскую консерваторию к профессору Донту и совершенствовался у Иоахима, жившего в Ганновере.       Состоял концертмейстером в Дюссельдорфе, потом в Гамбурге.    В 1868 году он вступил первым скрипачом в знаменитый квартет братьев Мюллер, но вскоре оставил его, получив приглашение в Санкт-Петербургскую консерваторию профессором по классу скрипичной игры, на место ушедшего Генрика Венявского.

    В 1873 году Ауэр стал солистом-скрипачом при Императорских театрах, а в 1874 году получил звание солиста Его Величества. В 1880 году занял пост дирижёра симфонических концертов придворной певческой капеллы. В 1881 году Ауэр совершил с выдающимся успехом концертное турне по России и Западной Европе. С 1888 года по 1892 год Ауэр дирижировал симфоническими концертами Императорского Русского Музыкального Общества. Стоял во главе квартета Императорского Русского Музыкального Общества, пользующегося большой известностью, как в России, так и за границей.  

  В 1918 эмигрировал в США. Профессор Института музыкального искусства в Нью-Йорке и Кёртисовского института в Филадельфии. Скончался 15 июля 1930 в городе Лошвиц, близ Дрездена, от воспаления лёгких. Похоронен в США в г. Хартсдейл, шт. Нью-Йорк, на кладбище Фэрнклифф.

Семья.

Первая жена (23 мая 1874 — 1901) — Надежда Евгеньевна Ауэр (в девичестве Пеликан, 1855—1932);  дочь профессора кафедры материи медики и судной врачебной науки Медико-хирургической Академии, лейб-медика Евгения Пеликана (1824—1884) и Зои Павловны Пеликан (урождённой Азанчевской); племянница композитора М. П. Азанчевского, историка лейб-гвардии Преображенского полка, штабс-капитана Матвея Павловича Азанчевского (1830—1904) и управляющего Санкт-Петербургской контрольной палаты В. В. Пеликана (1822—1876), внучка автора трудов по агрономии, статского советника Павла Матвеевича Азанчевского (1787—1866).

 Четыре дочери:

·         Зоя Львовна Унковская (1875—1918). В 1895—1903 годах замужем за морским офицером Семёном Ивановичем Унковским (который позже женился на её младшей сестре Марии), внуком мореплавателя С. Я. Унковского, сыном адмирала И. С. Унковского.

·         В семье Леопольда Ауэра после смерти его дочери Зои воспитывался внук — впоследствии известный актёр Миша Ауэр.

·         Надежда Львовна Сибор (1876—1976), замужем за скрипачом Борисом Сибором (Лившицем).

·         Внучка — арфистка и музыкальный педагог Наталья Борисовна Сибор (1903 — после 1995), профессор академии музыки имени Гнесиных. Другая внучка Лиза умерла в августе 1920 года от бешенства, шестнадцати лет.

·         Наталия (Наталья) Львовна Миклашевская (1879—1933), певица.

·         Мария Львовна Унковская (1883—1959), певица. Была возлюбленной поэта Максимилиана Волошина (1902).  С 1903 года замужем за лейтенантом морского флота Семёном Ивановичем Унковским, потомственным дворянином.

·         Внук — театральный актёр Михаил Семёнович Унковский (1904—1940), выпускник театральной студии имени Ермоловой (1925), с 1929 года — артист студии Хмелёва в Москве (театра-студии имени М. Н. Ермоловой), муж актрисы Эды Урусовой; умер в Севвостоклаге на Колыме.

Вторая жена (оформили брак 24 июня 1924 года в Нью-Йорке) — пианистка, концертмейстер Ванда Богуцка Штейн (англ. Wanda Bogutska Stein, в замужестве Ванда Ауэр, 1875 — 6 октября 1961). Вместе с мужем записала несколько грампластинок.

 Внучатым племянником Леопольда Ауэра был известный композитор Дьёрдь Лигети (внук его брата, художника по фрескам Сомы Ауэра); внучатой племянницей — джазовая вибрафонистка Вера Ауэр (Vera Auer, 1919—1996).

 

Л. Ауэр – исполнитель и редактор.

  Ауэр был крупным исполнителем - концертантом  и считался лучшим учеником Иоахима. Он  начинал  свою концертную деятельность в ту пору, когда на смену  романтическому искусству первой половины 19 века приходил реализм, властно утверждавшийся не только в композиторском творчестве, но и в исполнительстве. Именно последнее послужило причиной популярности Ауэра, свободно выдерживавшего конкуренцию с такими выдающимися скрипачами, как Г. Венявский или П. Сарасате. Ауэр  обладал качествами музыканта – художника, тонкого интерпретатора классической и современной музыки, что особенно ценилось в эпоху расцвета его исполнительской деятельности.

  В игре Ауэра отмечаются качества: предельная строгость и простота, умение вжиться в исполняемое произведение и передать его содержание в должном характере и стиле. Вначале, Ауэр, естественно исполнял главным образом те произведения, которые имелись в его репертуаре до приезда в Россию. В большинстве своём это были пьесы, пройденные им в классе Иоахима: концерты Бетховена, Мендельсона, Шпора, Сонаты Баха для скрипки соло и наконец «Венгерский концерт» самого Иоахима, написанный им как дань родине. Перечисленные произведения составили центральную часть репертуара Ауэра первых десятилетий. Ауэр был одним из тех исполнителей, которые усиленно пропагандировали творчество Брамса. Влечение к Брамсу было опять – таки заложено  у него Иоахимом.

  Виртуозная литература занимала у Ауэра гораздо меньшее место, причем представлена относительно скромными по техническому уровню произведениями. Из наследия Паганини Ауэр играл только одно «Моto perpetuo» и «Рондо» Баццини.

  Среди произведений русских композиторов, исполнявшихся Ауэром, в первую очередь стоит указать пьесы А. Рубинштейна. Несомненно, наибольшей любовью пользовались сочинения  Чайковского. Он играл все его пьесы – «Меланхолическая серенада», «Вальс-скерцо» и др.  Ауэр был первым исполнителем пьесы Глазунова «Размышление» (15 января 1898 г. на 5 музыкальном вечере, устроенном Рубцом) и посвященного ему скрипичного концерта.

  Уже приведенные выше данные о репертуаре позволяют многое узнать о художественных вкусах и характере исполнительского стиля Ауэра. Еще более дополняют  его творческий портрет многочисленные рецензии, появлявшиеся в прессе почти после каждого  его выступления.

  Ауэром было написано несколько произведений для скрипки с фортепьяно, большей частью мелкой формы, типа салонно-виртуозных пьес, получивших значительное распространение во второй половине XIX века. О содержании пьес красноречиво говорят сами их названия: «Венгерская фантазия», «Романс»,  «Тарантелла»,  «Экспромт».

  Однако гораздо большую, чем оригинальные произведения , известность получили  транскрипции и редакции Ауэра .Он обыгрывает разные регистры скрипки - дает первое изложение мелодии внизу, а при повторении поднимает ее на октаву верх (даже в тех случаях, когда в оригинале таких регистровых перестановок нет).

  Зарубежная классика представлена у Ауэра многими транскрипциями. Так него есть  три аранжировки для скрипки с фортепьяно сочинений Гайдна. Превосходно аранжирована Ауэром «Сицилиана» из Второй сонаты И.С.Баха для клавесина  и флейты. Здесь всё хорошо: и выбор регистров, и аппликатура, и добавленные кое-где ноты. Ауэру удалось  передать задушевность, задумчивый светло-печальный образ баховского творения. В списке ауэровских  транскрипций значатся три пьесы Шумана: «Вещая птица», «Вечерняя песня» и «Посвящение». Цикл  русских транскрипций Ауэра хронологически открывает переложение для скрипки с фортепьяно  «Andante cantabile» из Первого Квартета Чайковского. Помимо пьес Чайковского, Ауэр  делал переложения пьес ряда других композиторов. Много привлекательного, например, в скрипичной транскрипции «Жаворонка»  Глинки - Балакирева. Сама мысль использовать в качестве оригинала  фортепьянную транскрипцию  романса уже достаточно необычна. Ауэром сделаны также скрипичные  переложения виолончельного «Романса»  К. Давыдова и «Мелодии»  А. Рубинштейна.

  Как видим, круг композиторов, к которым обращался  Ауэр, был достаточно обширен. Своими переложениями Ауэр значительно обогатил область концертного скрипичного репертуара, явившись до Крейслера, пожалуй, одним из самых крупных аранжировщиков пьес для скрипки.

 

Л. Ауэр –педагог.

  Всеобщее признание получила многолетняя, необычайно плодотворная педагогическая деятельность Ауэра. По педагогическим результатам с ним не может сравниться почти ни один из музыкантов XIXXX веков. Даже Иоахим, воспитавший громадное количество первоклассных ансамблистов  и оркестровых музыкантов, такого количества концертантов - солистов, как Ауэр, не дал. Нельзя не признать, что необыкновенным был сам уровень его школы, блистающий именами Хейфеца, Полякина, Цимбалиста, Эльмана и многих других выдающихся исполнителей.

  Успех Ауэра, несомненно, коренился в его прогрессивном педагогическом методе, объединившем в себе все лучшее, что могла дать тогда зарубежная и русская педагогика. Но больше всего Ауэру помогла та обстановка, в которой ему приходилось работать. Каждому крупному педагогу, работавшему во второй половине 19 века в России, предлагался огромный выбор. К знаниям и искусству тянулись сотни и тысячи людей, готовых для этого преодолеть самые большие трудности, а творческие силы народа, поражали своим богатством.

  Школа Ауэра сложилась не сразу. Понадобился долгий путь, прежде чем Ауэр достиг тех результатов, которые теперь нас поражают. Из учеников раннего периода в первую очередь должен быть назван П.А. Краснокутский, бывший многие годы «адъюнктом», то есть помощником, Ауэра по педагогической работе в консерватории.

  Одной из примечательных черт Ауэра, как мы уже знаем из предыдущего, была постоянная забота об учениках, об их профессиональной судьбе. Со способными воспитанниками Ауэр не терял связей и после окончания, следил за их артистическими успехами, помогал в устройстве концертов, продвигал по возможности, по служебной линии. В марте 1879 года Краснокутский был назначен ординарным преподавателем, в мае 1879 – старшим преподавателем, а в 1888 – ординарным профессором. В этой должности он пробыл до смерти в 1900 году.

  Среди учеников первых выпусков значительной известности достиг Ф. Григорович, окончивший консерваторию в 1875 году. Григорович много выступал в качестве солиста - концертанта.

  В  числе учеников выпущенных в 1880 году, был видный концертант Н. Галкин. Любимым учеником и помощником Ауэра был Иоаннес Романович Налбандян  окончил консерваторию в 1894 году и после был зачислен  адъюнктом в консерваторию. Исполнительские качества Налбандяна высоко оценили и И. Иоахим и П. Сарасате. В 1903 году Налбандиан получил самостоятельный класс, где начинали обучение Я. Хейфец, М. Пиастро. Через Налбалдяна осуществлялась в значительной степени связь ауэровской школы с русским скрипичным искусством.

  Вершины своей педагогической славы Ауэр достигает в начале 900-х годов, когда к нему в класс приходят Е. Цимбалист (1901), М. Эльман (1904), И. Ахрон (1899)  – три имени, которые до Хейфеца создают мировую славу Ауэру. Феноменальный успех ауэровской школы вызвал желание учиться у него, что побудило Ауэра открыть в Лондоне собственную школу - студию, в которой он руководил параллельно с классом в Петербургской консерватории. Мало того - ученики лондонской студии, не желая терять возможностей получить у Ауэра уроки, следовали за ним в поездках по Европе.

  После Эльмана, Пароу, Цимбалиста  новая «шеренга» Ауэра - педагога. В его класс приходят Ц. Ганзен, А. Зейдель, Я. Хейфец. ( Родился 2 февраля 1901 года в Вильне (Российская империя). Начал учиться игре на скрипке в трёхлетнем возрасте и вскоре прослыл вундеркиндом. Первым преподавателем был известный виленский педагог Элиас (Илья Давидович) Малкин (1866—1953). В шестилетнем возрасте впервые принял участие в публичном концерте, где исполнил Концерт Феликса Мендельсона-Бартольди. В 1910 году начал учиться в Санкт-Петербургской консерватории. В 1913 году посетил во время гастролей по Европе Швецию и Германию, где познакомился с Фрицем Крейслером. В 1917 году впервые посетил США, где выступил 17 октября в Карнеги-холле. Хейфец предпочёл остаться в США и в1925 году получил американское гражданство. 7 ноября 1917 года впервые произвёл запись своей игры в коммерческих целях. Во время Второй мировой войны часто выступал перед солдатами на фронте, чтобы поднять их боевой дух. В 1934 году гастролировал в СССР).

  В 90-900-е годы в консерваторском классе Ауэра учатся и оканчивают многие исполнители, сыгравшие затем большую роль в развитии русской исполнительской скрипичной школы. В Московской консерватории развернули свою деятельность профессора  Л. М. Цейтлин и Б.О.Сибор. Таким образом, московская школа скрипачей теснейшим образом связана с традициями ауэровской педагогики.

  Одной из отличительных черт ауэровской школы нужно считать чрезвычайную жизненную активность игры, характерную для всех его учеников. Ученики Ауэра были все разные, но ни один не был равнодушным, холодным в игре. Ауэр воспитывал у  учеников высокий академизм в смысле требовательности к себе и к искусству, но не терпел холодного, абстрактного академизма, убивающего живую душу музыки.

Не менее яркой чертой его школы является артистичность. Ауэр воспитывал артистов-исполнителей, для которых искусство пишется всегда с большой буквы. Он не терпел обыденщины, сниженных требований.

Школа игры на скрипке.

  Все, кто учился у Ауэра, в один голос говорят, что технической стороной игры ученика он обычно не интересовался. Техника, приемы игры, трудные места в изучаемом произведении должны были быть подготовлены учеником до прихода в класс или самостоятельно, или в классе адъюнкта. Школа Ауэра может служить красноречивым примером плодотворности художественного метода воспитания учащихся. То, что Ауэр требовательно ставил перед учениками исключительно высокие художественные задачи, мобилизовало все их творческие и технические способности, заставляло их искать и находить приемы, с помощью которых они могли решить эти задачи. Ученик был все время в состоянии творческой активности, и поневоле его аппарат переставал быть для него самоцелью: исполнитель привыкал подчинять техническую сторону игры художественным импульсам, а вслед за тем приходило и артистическое владение своим аппаратом.

  Не занимаясь с учениками сам технической работой, Ауэр вместе с тем был чрезвычайно придирчив к технической стороне исполнения. Он требовал от учеников напряженной работы над техникой, над каждым ее элементом, настаивал на том, чтобы владение аппаратом было абсолютно безукоризненным. В своих трудах Ауэр рассматривает процесс обучения скрипача с самого начала до высших ступеней мастерства.

  Школа состоит из восьми тетрадей; первые четыре отведены начальным этапам игры. Пятая и шестая тетради включают в себя задачи овладения остальными позициями; седьмая и  восьмая – доводят процесс до наиболее сложных форм виртуозной техники.

  Начинается школа с определения постановки, которая иллюстрируется на снимках самим Ауэром. Во взглядах на начальные этапы педагогики Ауэр сохранил в основном взгляды, распространенные в эпоху его юности, это понятно,  так как никогда в последствии проблема  детского воспитания его не занимала специально. Но что здесь хорошо – это постоянное стремление сделать музыкальным весь процесс обучения, начиная  с первых уроков. Ученик получая  ещё  исходные навыки звукоизвлечения - «тянет» смычок по открытым струнам, а Ауэр уже предлагает играть с ним несложные пьески в виде дуэтов. Маленькие дуэты учителя с учеником завершают каждый новый технический раздел.

  На высших этапах обучения Школа превращается в своеобразную хрестоматию из различных скрипичных произведений. Мы почти не встречаем здесь произведений современных, зато обильно представлены  Шпор, Паганини, Венявский, Вьетан; не забыт даже концерт Баццини и Венгерский концерт Иоахима. Таким образом, современного исполнителя «Прогрессивная школа скрипичной игры» Ауэра уже не может удовлетворить.

  Совершенно по - иному должен быть оценен другой методический труд Ауэра - «Моя школа игры на скрипке». Она занимает центральное место и в творческом наследии великого скрипача.

  «Моя школа Игры на скрипке» представляет собой энциклопедию педагогических принципов и эстетических взглядов Ауэра, которыми он руководствовался в течение всей своей жизни. Ауэр говорит о технике, о различных технических приемах и штрихах. Разделы, посвященные общепедагогическим и эстетическим проблемам, полны выдающегося интереса. В них Ауэр предстает как крупный художник-мыслитель, взгляды и суждения которого еще долго будут привлекать к себе исполнителей и педагогов. Он доказывает, что педагогическая система Ауэра  явилась обобщением громадного опыта современных ему передовых школ, результатом пристального изучения этих школ так же, как и изучения исполнительского искусства крупнейших скрипачей, которых мог наблюдать автор. Через всю книгу проходит защита художественной и воспитательной функции исполнительского искусства. Ауэр останавливая наше внимание на вопросах исполнительского стиля, снова выдвигает тезис о значении индивидуальности, которым должен обладать каждый исполнитель. Настаивает также на естественности игры.

  Таким образом, книга Ауэра представляет собой свод его педагогических принципов. Его рассуждения о стиле исполнения, его мысли о жизненной и воспитательной функции искусства, его борьба с академизмом и мертвым традиционализмом, горячая защита принципа воспитания личности артиста в глубоком подчинении всем этим  высшим художественным задачам не могут не волновать и сейчас. По книге Ауэра «Моя школа игры на скрипке» ещё долго будут учиться, и ее по справедливости нужно причислить к классическим трудам  в области скрипичной педагогики.

 

Заключение

  Высоко оценивая деятельность Ауэра в Советском Союзе, И.М. Ямпольский в посвященной ему статье писал: «С его именем связан один из важных этапов в развитии современной скрипичной педагогики. Продолжая национальные традиции русской скрипичной культуры, сочетая их с лучшими достижениями мирового скрипичного искусства, л. Ауэр расширил творческие и виртуозные возможности скрипичного исполнительства, сделал доступными для него более глубокие идейно-художественные задачи. Созданная им школа утвердила мировое значение и влияние русского скрипичного искусства.

  В основе педагогики Ауэра лежало высокое этическое понимание задач музыкального исполнительства. Настоящий скрипач-художник, говорил он, способен властвовать над огромной аудиторией, подобно великим поэтам античности и нового времени, деятельность которых всегда обращена к массе…Жизненность интерпретации и широта стиля в сочетании с высокой культурой звука и совершенным виртуозным мастерством - таковы характерные черты исполнительского искусства лучших представителей школы Л. Ауэра… Советская скрипичная школа широко использует творческое наследие Л. Ауэра. Он оставил ценное наследие – живую связь с молодым поколением советских скрипачей. Старейшие ведущие педагоги нашей страны - в большинстве своем его воспитанники. Они претворили и развили традиции русской скрипичной школы в соответствии с новыми задачами строительства социалистической культуры и подняли советское скрипичное искусство на новую высоту».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.     Л. Ауэр «Моя долгая жизнь в музыке» Спб. Композитор. 2002г.

2.     Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке» М. Музыка. 1965г.

3.     Л. Раабен «Л.С. Ауэр. Очерк жизни и деятельности» Л. Музгиз. 1962г.

4.     Ю. Кремлёв «Ленинградская государственная консерватория» М. Музгиз. 1938г.

5.     «100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк» Л. Музгиз. 1962г.

                                                                                     


 

Скачано с www.znanio.ru

Леопольд Ауэр - основатель скрипичной школы»

Леопольд Ауэр - основатель скрипичной школы»

Становление скрипичной школы.

Становление скрипичной школы.

РМО, а кроме того, руководить классом скрипки и ансамбля в консерватории

РМО, а кроме того, руководить классом скрипки и ансамбля в консерватории

Лошвиц, близ Дрездена , от воспаления лёгких

Лошвиц, близ Дрездена , от воспаления лёгких

Ванда Ауэр, 1875 — 6 октября 1961)

Ванда Ауэр, 1875 — 6 октября 1961)

Глазунова «Размышление» (15 января 1898 г

Глазунова «Размышление» (15 января 1898 г

Л. Ауэр –педагог. Всеобщее признание получила многолетняя, необычайно плодотворная педагогическая деятельность

Л. Ауэр –педагог. Всеобщее признание получила многолетняя, необычайно плодотворная педагогическая деятельность

Я. Хейфец, М. Пиастро. Через Налбалдяна осуществлялась в значительной степени связь ауэровской школы с русским скрипичным искусством

Я. Хейфец, М. Пиастро. Через Налбалдяна осуществлялась в значительной степени связь ауэровской школы с русским скрипичным искусством

Не менее яркой чертой его школы является артистичность

Не менее яркой чертой его школы является артистичность

На высших этапах обучения Школа превращается в своеобразную хрестоматию из различных скрипичных произведений

На высших этапах обучения Школа превращается в своеобразную хрестоматию из различных скрипичных произведений

Продолжая национальные традиции русской скрипичной культуры, сочетая их с лучшими достижениями мирового скрипичного искусства, л

Продолжая национальные традиции русской скрипичной культуры, сочетая их с лучшими достижениями мирового скрипичного искусства, л

Список используемой литературы

Список используемой литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023