Тема: Тяжкое бремя пророчества, мотивы одиночества, невостребованности в творчестве М. Лермонтова.
Цели урока: обучение работе с поэтическим текстом, формирование речевых, интеллектуальных и практических умений, развитие чувства прекрасного, чувство гордости за свой язык, формирование любви к родной литературе, умению собирать материалы для творческих работ.
Задачи: совершенствовать навыки анализа поэтического текста; стимулировать самостоятельное мышление учащихся.
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя: Сегодня мы с вами как всегда будем читать, слушать, размышлять и создавать свой собственный текст на основе прочитанного и услышанного.
На протяжении всей жизни, М.Ю. Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения. Давайте послушаем некоторые из них. (Ученики читают стихотворения «Стансы», «Желанье», «Тучки», «Узник», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Листок», «На севере диком стоит одиноко» - по выбору учителя и учеников).
Слово учителя: Приходилось ли вам испытывать похожие чувства? Какое из услышанных стихотворений Лермонтова наиболее близко выражает те чувства, что вы испытали? Запишите в тетради коротко ключевые слова и цитаты, которые вы используете при написании эссе.
Дети делают записи, и далее по ходу урока дети делают заметки в тетрадях
Сегодня мы с вами будем работать над еще одним стихотворением Михаила Юрьевича, пронизанным тем же мотивом одиночества. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
Чтение стихотворения учителем
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Обмен впечатлениями.
Для того, чтобы лучше понять это стихотворение, прочтите его про себя. После предварительной подготовки 2-3 ученика читают стихотворение вслух
Как вы думаете, с помощью каких средств автору удается так реально и зримо передать чувство одиночества? (Дети выдвигают предположение – с помощью слов). Значит, чтобы лучше понять авторский замысел, нужно всего лишь внимательно прочесть все слова? Давайте послушаем, что по этому поводу думал известный детский писатель С.Я. Маршак.
Учитель зачитывает отрывок из статьи С. Маршака «Об одном стихотворении». – (Впервые - в журнале "Новый мир", 1960, № 8, август).
«Произведение искусства не поддается скальпелю анатома. Рассеченное на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, "чтó внутри", как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.
Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов.
С детства я знал наизусть стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу". Лет в двенадцать - тринадцать я бесконечное число раз повторял его и любил до слез. Но, перечитывая эти стихи теперь, на старости лет, я как будто заново открываю их для себя, и от этого они становятся еще загадочнее и поэтичнее».
Согласны вы с автором? Значит, если мы хотим по-настоящему понять это стихотворение, нам нужно читать и размышлять, делиться друг с другом – именно это поможет нам проникнуть в таинственный мир стихотворения.
Давайте продолжим чтение статьи Маршака.
Только сейчас я замечаю, как чудесно соответствуют ритму нашего дыхания сосредоточенные, неторопливые строки с теми равномерными паузами внутри стиха, которые позволяют нам дышать легко и свободно.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите дыхание, будто наполняя легкие свежим и чистым вечерним воздухом.
Но ведь об этом-то ровном, безмятежном дыхании и говорится в предпоследней строфе:
...Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
В сущности, дышит не только одна эта строфа, но и все стихотворение. И все оно поет. Как в песне, в этих стихах одна строфа подхватывает последние слова другой, предыдущей строфы.
Какую особенность стихотворения Лермонтова отмечает Маршак? ( Стихотворение дышит, оно живое). Мы уже обменялись впечатлениями, узнали, как воспринимал и понимал это стихотворение Маршак.
Мы с вами очень часто говорим о том, что обстоятельства создания стихотворения имеют значение для его понимания.
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов. По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить с судьбой. Более того, он пытался ее упредить и фактически искал свою смерть, считая, что достойным завершением жизни является гибель на поле брани.
За несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года, Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, поэт изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, не отдавая себе отчета в том, куда и зачем он держит путь.
Окружающая природа, к которой поэт постоянно обращается в своем творчестве. Лишь подчеркивает его одиночество. Ведь в полночном небе даже «звезда с звездою говорит», в то время как автор лишен возможности поделиться своими мыслями с теми, кто смог бы оказаться если и не хорошим собеседником, то хотя бы благодарным слушателем. Эту миссию Лермонтов решил возложить на потомков, хотя и не был уверен в том, что спустя годы его стихи будут востребованы.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» построено на контрасте. Автор осознанно противопоставляет красоту ночной природы, от которой веет умиротворением, и собственное душевное состояние, пытаясь найти ответ на вопрос, почему же ему так больно и грустно. Его выводы неутешительны, так как поэт признается, что утратил способность радоваться и ощущать себя по-настоящему счастливым человеком. «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть», — подводит итоги поэт. И при этом отмечает, что его самая заветная мечта – свобода и покой.
У Лермонтова подобное душевное состояние с учетом его беспокойной и деятельной натуры ассоциируется лишь со смертью. Но даже такой исход событий его не удовлетворяет, так как физическое прекращение существования является для поэта равносильным полному забвению. Безусловно, Лермонтов жаждет славы, хотя и не питает иллюзий по поводу своего творчества. Его заветная мечта – повторить подвиг участников Бородинского сражения и войти в историю великим полководцем, который смог защитить свою родину от врагов. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как поэту довелось родиться в другую эпоху, когда честь и доблесть уже перестали быть в фаворе. Поэтому автор хочет уснуть дивным и глубоким сном, который позволит ему преодолеть время, но при этом остаться сторонним наблюдателем, чтобы знать, какой станет Россия через годы.
«Я б желал навеки так заснуть», — отмечает поэт, подразумевая пограничное состояние между жизнью и смертью. При этом в его словах отчетливо звучит желание оставить о себе память на века, поэт хочет, чтобы над ним «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел». В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством на подвиги во имя справедливости последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой, и суть которой он так и не смог понять при жизни, несмотря на то, что никогда не считал поэзию обычным увлечением.
Неоднократно на наших уроках, посвященных поэзии мы с вами слушали песни и романсы, написанные на стихи русских поэтов. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» тоже стало основой для романса, музыку к которому написала Елизавета Сергеевна Шашина, актриса и композитор 19 века.
А теперь я предлагаю вам еще раз, медленно, наслаждаясь каждой строчкой, каждым звуком, перечитать стихотворении и вы можете приступать к написанию чернового варианта мини-эссе «Размышляя над лирикой Лермонтова»
Домашнее задание: Закончить работу, подготовить сообщения об адресатах любовной лирики Лермонтова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.