Личностно-ориенированные уроки русского языка. Из опыта работы.
Алла Александровна Клименок, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №80 им. В. П. Кузнецова г. Купино (Новосибирская область)
О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время обучения. Каждый ученик-индивидуальность. У всех детей разные способности, интересы, возможности. И учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т.е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развить личностные смыслы обучения.
Урок развития речи, 7 класс
Тема: Изложение с элементами сочинения (фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского «Золотая роза»).
Цель: совершенствовать умение писать изложения с элементами сочинения. Осознание цели учениками и постановка ими собственных целей. Учиться писать изложения интересные, орфографически и пунктуационно грамотные, выразительные, объёмные по содержанию. Развивать внимание и память, умение думать.
Главная проблема урока: учиться работать с текстом изложения, используя все сенсорные системы (визуальную, кинестетическую, аудиальную). Развивать речевую активность, лингвистические знания ребёнка, формировать эстетический вкус, культуру речи.
Ход урока
Урок начинается с упражнения «Дождь», которое способствует активизации воображения и ассоциативной памяти. Учащиеся закрывают глаза. Задание даётся по рядам:
ученики 1 ряда начинают щелкать пальчиками то правой, то левой руки;
ученики 2 ряда (через некоторое время)-поочерёдно похлопывают ладонями по коленкам;
ученики 3 ряда (чуть позже) –притопывать ногами: правая-левая, правая-левая или наоборот. Затем по сигналу учителя смолкает сначала 3-й ряд, затем 2-й, наконец, 1-й. При правильном выполнении упражнения слышно, как начинается дождь, затем льет сильнее и сильнее, превращается в ливень и постепенно стихает.
Далее учитель формирует общую цель урока, предлагает каждому ученику определить его собственную цель на этом уроке. Несколько человек проговаривают её вслух. Учитель пытается создать у учеников мотивацию научиться писать изложения следующим образом. Нескольким ученикам предлагается ответить на вопрос: «Представь. Что ты умеешь хорошо писать изложения с элементами сочинения. Что тебе это дает?»
Затем вопрос: «Что тебе это даёт?» предлагается еще раз, но в качестве основы. Например, ответ такой: «Я умею хорошо писать изложения с элементами сочинения, значит, я умею хорошо излагать свои мысли»
Что тебе это даёт?
Чувство уверенности в себе.
Нет необходимости задавать эти вопросы всем детям, поскольку пока один отвечает, другой обдумывает свои ответы.
Таким образом, каждый понимает важность подобного обучения, исходя из собственной картины мира.
Цель следующего этапа - активизация памяти и воображения. Ученики слушают шум дождя (аудиозапись).
Далее ученики выполняют упражнения на активизацию воображения и памяти. Они перебрасывают друг другу мяч, отвечая на вопрос: «Каким бывает дождь?»
Учитель читает текст К.Г. Паустовского. Перед чтением учащимся предлагается представить, что они смотрят фильм: образы, звуки оживают перед ними.
После этого два человека идут к доске для составления разных видов плана: конкретного, пошагового словесного( левополушарного); схематического, обобщённого(правополушарного). Все ученики по вариантам выполняют тоже эту работу.
Беседа по вопросу: « Что автор увидел, услышал и почувствовал, описывая разные виды дождя?» Учитель просит вспомнить сравнения, используемые автором (запись на доске). Потом ученики сравнивают планы, записанные на доске. Выясняют:
Что общего в этих планах?
Чем они отличаются?
Каким удобнее пользоваться?
Какова основная мысль текста?
Каково построение текста?
Какой вид описания использован автором?
Почему автор совмещает два вида описания? Зачем дано описание дождя?
Второй раз текст читается после таких установок учителя: «Представим, что вы смотрите фильм и слушаете голос за кадром, запоминаете».
Запомните три слова, которые, по вашему мнению, могут быть трудны в написании и поэтому вызывают ваше особое внимание. Эти слова «запишем на видеоплёнку». На доске рисуется плёнка, в каждый кадр вписывается одна буква запоминаемого слова. Сначала ученики называют слово слева направо, затем справа налево. Закрыв глаза, они удерживают воображаемую пленку с записанным словом в визуальной памяти.
Затем идёт работа над элементами сочинения. Учитель просит ответить на вопрос, прозвучавший в тексте, и выразить свое согласие или несогласие с ответом на него: «Каково ваше мнение? Когда слово оживает? Приведите примеры из собственной жизни.»
После этого ученики пишут изложение.
Внутренний диалог: «Что я по этому поводу думаю, какие мысли и ассоциации у меня вызывают эти впечатления? Как меня это обогащает? Как это расширяет мой взгляд на мир, моё восприятие мира? (Вопросы на экране)
Вывод в конце урока делают ребята, отвечая на вопросы: « Чему научились в процессе урока? Чему ещё в написании изложения вы планируете научиться?»
Оценивание:
+ что было сделано хорошо;
++ что можно было сделать лучше.
Обязательна обратная связь: в каждой тетради учитель напишет, что удалось (одно-два конкретных замечания), отметит конкретные причины, по которым, возможно, снижена отметка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.